Меню
Поиск



рефераты скачать Механизм народовластия

Механизм народовластия

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА:

Механизм народовластия













2006


План


1  Введение........................................................................................................ 4

2  Посылки......................................................................................................... 6

3  Функции и свойства политической системы............................................ 8

3.1  Свойства законодательной власти...................................................... 10

3.2  Свойства исполнительной власти....................................................... 12

3.3  Свойства судебной власти.................................................................... 14

3.4  Свойства информационной власти..................................................... 15

4  Механизм реализации народовластия..................................................... 18

4.1  Организация законодательной власти................................................ 18

4.1.1  Выдвижение кандидатов в Советы и агитация........................ 18

4.1.2  Избрание и отзыв депутатов Советов....................................... 19

4.1.3  Разработка законопроектов........................................................ 21

4.1.4  Принятие законов......................................................................... 22

4.2  Организация исполнительной власти................................................. 23

4.2.1  Органы исполнительной власти................................................. 24

4.2.2  Отбор и назначение министров.................................................. 26

4.2.3  Руководство министерствами и их подразделениями............ 27

4.2.4  Финансирование и ресурсы исполнительной власти.............. 30

4.2.5  Ответственность........................................................................... 31

4.3  Организация судебной власти............................................................. 34

4.3.1  Конституционный и законодательный надзор......................... 35

4.3.2  Общее судопроизводство............................................................ 36

4.3.3  Прокурорский надзор................................................................... 38

4.4  Организация информационной власти............................................... 39

4.5  Процесс изменения Конституции....................................................... 41

4.6  Политическая деятельность................................................................. 42

4.7  Роль правящей партии при переходе к народовластию.................... 44

5  Реализуемость и эффективность народовластия................................... 46

5.1  Принимаемые решения......................................................................... 49

5.2  Адекватность системы управления..................................................... 52

5.3  Диалог с критиками.............................................................................. 53

5.3.1  Народовластие технически невозможно................................... 54

5.3.2  Народ слишком пассивен ........................................................... 59

5.3.3  Народ не способен научиться самоуправлению...................... 63

5.3.4  Руководить должны профессионалы........................................ 67

5.3.5  Без правящей партии никак нельзя............................................ 70

6  Заключение.................................................................................................. 74

1             Введение

Целью этой работы является описать механизм функционирования стабильно развивающегося общества, в котором осуществляется подлинное народовластие, и невозможны эксплуатация и паразитизм.

Множество мыслителей, политических деятелей и революционеров ставили своей задачей создание справедливого общества с непременным атрибутом народовластия. Большинство современных государств именуют себя демократиями. Однако непредвзятым и готовым задуматься людям ясно что власть народа сильно ограничена. Чёрное выдаётся за белое и наоборот. Не народ властвует, а народом правят используя широкий, веками наработанный арсенал средств от изощрённого психологического манипулирования до прямого насилия.

Построение справедливого общества основанного на народовластии кажется одной из вековечных и непреодолимых трудностей. Настало ли время её преодолеть? Карл Маркс писал: "...человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления"[1]. Чтобы ответить на вопрос созрели ли материальные предпосылки для подлинного народовластия, сделана попытка описать как может функционировать такая социальная система. Если модель логична и не предусматривает создания «нового человека» или наличия фантастических технологий для своего функционирования, то в принципе, она может быть реализована на практике уже сегодня.

Динамика и развитие природных и физических систем определяются процессами самоорганизации которые, хотя часто и выглядят хаотическими, подчиняются объективным природным и физическим законам. Социальные системы также являются разновидностью природных систем и им присуща самоорганизация. Однако способность человека мыслить, даёт возможность устанавливать субъективные законы, т.е. зависящие от его мышления и воли. К ним относятся конституции, юридические законы, нормы общественного поведения и мораль. Применительно к определенной социальной системе и историческому периоду, субъективные законы уменьшают важность одних объективных законов и повышают важность других. Социальные системы самоорганизуются в соответствии с субъективными законами и теми объективными законами которые становятся наиболее важными для данной системы.

Бытовой пример: субъективный закон запрещающий плавание в штормовую погоду сводит с минимуму значение закона Архимеда. Сам по себе объективный закон конечно не может быть отменен и малая архимедова сила воздуха продолжает действовать и на загорающего на берегу. Однако для рискового пловца решившего нарушить субъективный закон введенный в действие пляжными спасателями, объективный закон Архимеда приобретает первостепенное значение.

В рамках объективных реальностей (например, существующий уровень развития производительных сил), субъективные законы определяют строение, функционирование и развитие общества включая цели которые общество себе ставит и пути их достижения. Неоднозначность целей предполагает неоднозначность субъективных законов устанавливаемых для их достижения. Данная работа не претендует на формулирование конкретных целей конкретного общества. Здесь лишь делается попытка сформулировать самые общие субъективные законы и описать механизм политического устройства обеспечивающие свободу общества в выборе свой судьбы, ответственность власти, отсутствие паразитизма и стабильное развитие.

2            Условия и процесс перехода к описываемой системе не рассматриваются. Это следует из необходимости определиться с конечной целью и желательностью общественных преобразований, прежде чем планировать сам процесс преобразований. Планирование, в свою очередь, предполагает создание черновой модели, которая может быть подвергнута всестороннему анализу, критике и совершенствованию, прежде чем она станет руководством к осмысленному действию в качестве элемента программы политической партии или общественного движения.  Посылки

Теория предполагает наличие посылок (аксиом) имеющих характер общих утверждений и обычно принимаемых без доказательств. Согласие относительно посылок является первым шагом к достижению согласия относительно целостности и работоспособности теории и основанной на ней модели. Неприятие же хотя бы одного из постулатов делает бессмысленным её дальнейшее рассмотрение.

Описываемая модель общество подлинного народовластия основывается на следующих посылках согласующиеся с такими общепринятыми ценностями как свобода, равенство и справедливость:

1. Народ является высшим законодательным органом. Это следует из понятия о народе как о единственным источнике власти в противоположность, например, монарху.

2. С точки зрения народа, его интересы преобладают над интересами других народов. Это вытекает из понятия о национальном суверенитете, и не подразумевает ни утверждения о каком-либо превосходстве над другими народами ни каких-либо враждебных намерений по отношению к другим народам.

3. Многие задачи стоящие перед народом могут быть решены только когда он действует согласованно. Согласованность требует организации. Народ избирает организаторов (управленцев), временно наделяет их властными полномочиями, а затем вправе наказывать или поощрять их по результатам труда.

4. Одной из основных обязанностей организаторов избранных народом является обязанность действовать только в интересах народа. Право определять в чьих интересах и насколько эффективно действуют организаторы безусловно остаётся за самим народом.

5. Труд, и в том числе труд организаторов, должен вознаграждаться пропорционально количеству и качеству. Качество это полезность сделанного для народа (заказчиков/потребителей), оно является субъективной категорией, и также должно определяться самим народом.

6. Права большинства, чьё поведение определяет судьбу всей социальной системы, являются более весомыми по отношению к правам меньшинства или отдельных граждан. Преобладание прав большинства само по себе не означает ни насилия над меньшинством, ни исключения возможности меньшинства выражать и отстаивать свои интересы. Решение этих вопросов зависит от специфики организации социальной системы.

7. Правом большинства народа является определение политического и экономического устройства общества (законов в соответствии с которыми оно самоорганизуется), т.е. установление прав и обязанностей отдельных граждан.

8. Обязанностями большинства является защита всей социальной системы, и обеспечение равных прав и равных обязанностей отдельных граждан. Очевидным исключением являются ситуации когда граждане одновременно наделяются дополнительными правами и обязанностями с согласия народа (например, сотрудники правоохранительных органов обычно наделяются правом досматривать транспортные средства граждан, но обязаны при этом соблюдать закон).

3            9. Обязанности меньшинства начинаются там, где затрагиваются (могут быть нарушены) права других групп граждан (меньшинств) или всего народа/общества.
 Функции и свойства политической системы

Общество (социальная система) является разновидностью природных систем которым присущи саморегулирование и самоорганизация, что означает выработку ответных реакций, изменение внутренней структуры или функций её элементов в ответ на внешние возмущения и внутренние нестабильности[2]. Коренное отличие социальных систем от природных и физических вытекает из способности человека мыслить, дающей ему возможность определять цели общественного развития, устанавливать субъективные законы способствующие достижению поставленных целей, и контролировать исполнение этих законов.

Функциями политической системы, как части социальной системы, являются:

·   определение целей и путей развития общества;

·   выработка, принятие, реализация и контроль за исполнением законов регулирующих деятельность общества по достижению его целей; и

·   вовлечение членов общества в процесс выработки и принятия решений, а также в формирование, преобразование и функционирование самой политической системы (политический процесс).

По сравнению с понятием «государство», термин «политическая система» позволяет включить в рассмотрение неформальные политические структуры и отдельных граждан, а также исключает распространённую ассоциацию государства в первую очередь с механизмом подавления и контроля[3].

Желаемыми свойствами политической системы являются:

·   обеспечение стабильности общества (сохранение социальной системы),

·   обеспечение развития общества и достижение целей которые оно себе ставит,

·   способность адаптироваться к изменениям внешних условий и своего внутреннего состояния, и

·   функционирование с минимальными затратами для общества.

Функции политической системы реализуются четырьмя ветвями власти:

·   сбор и передача информации, в т.ч. между органами власти и гражданами – информационная власть.

·   выработка законодательных инициатив и принятие законов – законодательная власть,

·   организация деятельности общества в соответствии с законами – исполнительная власть, и

·   контроль за исполнением законов и разрешение споров – судебная власть,

Органы информационной власти собирают, частично анализируют и распространяют информацию о внутреннем состоянии общества и его внешнем окружении. Органы законодательной власти анализируют информацию, при необходимости переоценивают цели общества, и принимают законы регулирующие состояние социальной системы и структуру политической системы. Информация о текущем состоянии общества используется органами исполнительной власти для реализации законов путём организации членов общества на их исполнение. Органы судебной власти используют информацию о возмущениях возникающих с социальной системе для корректировки нарушений в исполнении законов и разрешения споров относительно их интерпретации.

В соответствии с посылками 1, 3 и 4 (см. 2. выше), непосредственно народ является высшим законодательным органом и контролирует деятельность управленцев/организаторов реализующих функции исполнительной власти. В противоположность буржуазно-демократическим политическим системам, в описываемой системе власть изначально и всецело принадлежит народу, чем снимается возможность узурпации власти какой-либо веткой власти. Ветви власти не являются антагонистическими элементами так называемой системы «сдержек и противовесов»[4], а действуют согласованно для исполнения воли народа.

Рассмотрим свойства органов власти, которые обеспечивают желаемые свойства политической системы.

3.1    Свойства законодательной власти

Задачей законодательной власти является выработка законов/правил в соответствии с которыми общество самоорганизуется и развивается.

Обеспечение народовластия реализация постулата о том что народ является высшим законодательным органом и вытекающего из понятия о народе как о единственным источнике власти[5]. Под народом как высшем законодательном органом понимается его право и способность рассматривать и принимать все законы касающиеся всего общества. Помимо абсолютной ценности того, что народовластие исключает эксплуатацию и насилие над народом отдельным группам или лицам, оно вносит вклад в обеспечение стабильного развития социальной системы с минимальными затратами.

Во-первых, народ как целое представляет собой социальную группу наибольшего размера и соответственно обладающую наибольшими ресурсами для защиты своей власти от возможных посягательств на власть со стороны отдельных групп или лиц, а также внешних сил.

Во-вторых, сохранение власти в руках народа является лишь борьбой с внутренними и внешними возмущениями представляющими собой попытки узурпировать власть, в то время как политические системы основанные на противоборстве социальных групп и/или политических партий предусматривают возбуждение нестабильностей в обществе (от простого преувеличения просчётов политических соперников до насилия) как необходимое условие смены власти. Стабильность не означает застой и прекращение развития. Наоборот, помимо поддержания стабильности, борьба за сохранение власти в руках народа вместо постоянной борьбы за её передел означает экономию общественных ресурсов, которые могут быть направлены на развитие.

Непосредственная реализация народовластия – осуществление законодательных функций в максимально возможной степени непосредственно народом с минимальным использованием промежуточных групп или лиц, таких как выборные представители, политические партии, элиты, профессиональные управленцы, и т.д. Исторический опыт показывает что в большинстве случаев даже будучи первоначально избранными народом, законодатели в лице вождей, парламентариев или политических партий рано или поздно начинают действовать в своих интересах вместо интересов народа. Формы такого перерождения народных избранников простираются от откровенного вооружённого захвата власти до едва заметных изменений избирательного законодательства дающих преимущество находящимся у власти перед политическими противниками и препятствующих прямому волеизлиянию народа в дальнейшем. Таким образом, непосредственная реализация народовластия минимизирует возможности искажения воли народа и узурпации власти, способствует поддержанию стабильности социальной системы и обеспечивает направленность общественного развития в интересах всего народа, а не ограниченного круга граждан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.