Производители и
дистрибуторы устанавливают также фирменные морозильные лари в небольших
магазинах и павильонах. По договору производителя и магазина в ларях должно
выкладываться не менее 50-70% фирменного товара, 25-50% может быть отдано под
мороженое других фирм. Однако магазины часто заполняют морозильники фирменным
товаром лишь на 15%. Проверить исполнение договора можно только при наличии
огромного штата инспекторов.
Еще одной из
существенных особенностей российского рынка, превратившейся в проблему, стало
влияние погоды на продажи мороженого. По данным Союза мороженщиков, летом
производится примерно 50% всего годового объема. От времени года зависит и
структура рынка. В ряде магазинов спрос на мороженое в весенне-летний период
возрастает на 100-150 процентов. По статистике поставщиков эти цифры
значительно скромнее и составляют порядка 60%. Различия объясняются тем, что
магазины имеют возможность варьировать ассортимент, заменяя мороженое другими
позициями. Например, зимой на долю эскимо приходится 36%, летом - 46%.
Торты-рулеты зимой составляют 14%, летом - 9%. Фруктовый лед зимой - 1%, летом
- 7%. Осенью и зимой киоскерам приходится диверсифицировать свой ассортимент за
счет замороженных полуфабрикатов, овощей и ягод.
По данным Союза
мороженщиков России, мороженое делают более 300 предприятий (хладокомбинаты,
заводы молочной промышленности, независимые коммерческие фирмы). На рынке
представлено слишком много марок. Часть из них то появляется, то исчезает, и
потребителям трудно разобраться. Такое разнообразие, возможно, просто
отпугивает. «Сильных» брендов, известных на национальном уровне, нет. В России
очень мало производят мороженого «премиум» и «люкс», а на долю импорта
приходится не более 5%. Самый крупный производитель - «Инмарко» - контролирует
не более 10% рынка, остальные заметные игроки существенно отстают от лидера,
имея долю 3-6%. В большинстве стран главными производителями массовых сортов
выступают два мировых гиганта - «Нестле» и «Unilever». В России на долю фабрики «Нестле» в Жуковском приходится
чуть более 5% рынка. У Unilever мощностей по производству
мороженого в России пока нет. В условиях сильной конкуренции иностранцам
невыгодно наращивать свое присутствие.
Шестерка лидеров
на 2005 год такова: «Инмарко» (36500 тонн), «Русский холод» (20000тонн),
«Талосто» (19400 тонн), «Рамзай» (19300 тонн, с учетом мощностей «Айс-Фили»),
«Нестле» (18500 тонн), «Альтервест» (12300 тонн) (рис. 4).
Степень
стабильности рынка настолько высока, что ждать каких-то более или менее крупных
производителей, совершенно новых для российского рынка пока не приходится.
Более вероятно перераспределение рынка между уже имеющимися игроками.
Компания
«Инмарко» основана в Новосибирске в 1992 году шестью частными лицами, среди
которых были Павел Шутов, Вадим Любимцев и Андрей Одинец. Сначала компания
занималась дистрибуцией мороженого, затем построила фабрику под Новосибирском и
купила на аукционе Омский хладокомбинат. В 2003 году была создана управляющая
компания «Бизнес-развитие», блокирующий пакет которой был продан ЕБРР через
фонд Norum за $8 млн. Сегодня в холдинг
кроме фабрик входят «Инмарко-сервис» (владеет 456 киосками в Новосибирске,
Омске и Красноярске) и семь филиалов в Новосибирске, Омске, Екатеринбурге,
Красноярске, Кемерово, Новокузнецке, Москве.
Уже не первый год
компания «Инмарко» - лидер российского рынка, но сегодня ее окружили со всех
сторон. В Москве «Айс-Фили» объединилась с «Рамзаем», питерская «Талосто»
купила подмосковную «Метелицу» и присматривается к новосибирскому «Гулливеру».
«Инмарко»
старается придерживаться следующих принципов развития своей деятельности:
·
Региональная
концентрация - открывать филиалы лишь в тех городах, где можно занять больше
25% рынка (сейчас около семи филиалов в зоне стратегических интересов - от
Перми до Читы).
·
Рекламная
экономия - продвигать мороженое только на местных каналах в освоенных регионах,
что повышает эффективность вложений.
·
Точная
доставка - расставлять в магазинах фирменные морозилки, чтобы обезопасить товар
от ущерба из-за неправильного хранения.
Основные деньги
компания инвестирует в расстановку в магазинах своих морозилок, ведь
потребитель не будет искать рожок определенной марки в разных магазинах, а
купит тот рожок, который в морозилке лежит. Их (морозилок) у компании 26 тыс.
(больше только у «Нестле»). Морозилки «Инмарко» отличаются от стандартных 18
опциями, включая выносной термометр, чтобы удобно было проверять температуру, и
спрятанный компьютерный чип - своеобразное «противоугонное» средство.
·
Богатый
выбор - держать большой ассортимент, чтобы заполнять свои морозилки только
собственной продукцией.
Чтобы полностью
заполнять свои морозилки и киоски, «Инмарко» держит ассортимент из более чем
100 наименований, при этом основные усилия направлены на три главные марки:
«Сан-Кремо», «Магнат» и «Любимым».
·
Пробные
новации - отслеживать тренды и ежегодно выводить на рынок 10-15 новинок
(например, есть нетающее мороженое из жевательного мармелада, есть трехцветный
рожок, есть мороженое КВН, на котором струйный принтер карамелью выводит шутки
«Клуба веселых и находчивых»).
В компании «Рамзай»
больше внимания уделяется изучению целевого сегмента и необходимого каждому
сегменту товара, а не качеству предлагаемой продукции, как в компании
«Инмарко». «Рамзай» делит целевую аудиторию на консерваторов, ностальгиков,
оригиналов, и каждый из них может быть выделен в отдельный сегмент, имеющий определенную
емкость, в частности по деньгам. Это предоставляет производителю возможность
дифференцировать свою продукцию.
По большей части
компания «Рамзай» поставляет в крупные сбытовые сети мороженое семейного
формата: рулеты, лотки, ведра, то есть все свыше 500 грамм. Ведь в
такие магазины приходят не с целью купить разовую импульсную покупку.
Порционное мороженое стараются располагать там, где стоит очередь, чтобы
покупатель мог взять его как своего рода довесок к основной покупке.
Компания «Нестле»
большее внимание уделяет рекламе своей продукции. Рекламный бюджет составляет
около $4 млн., причем три четверти эффекта рекламы уходит на продвижении
категории и только четверть - на саму марку. Также «Нестле» уделяет внимание
качеству своего мороженого и поставляет в магазины морозилки. Однако у компании
не такие хорошие морозилки, как у «Инмарко». В частности они проигрывают им в
оформлении, оно у них, по словам генерального директора компании «Инмарко»
Дмитрия Докина, «классическое, все чинно и благородно, как на кладбище».
Компания
"Инмарко", вступив в Союз Мороженщиков России, рассматривает возможность
объединения усилий с крупнейшими производителями мороженого, для того, чтобы
стимулировать существенный рост рынка мороженого в условиях усиливающейся
конкуренции со стороны товаров-заменителей (пиво, снеки, кондитерские изделия).
В том числе для интегрирования усилий операторов рынка мороженого и отраслевых
организаций в целях формирования культуры потребления мороженого в России. Также
одной из целей вступления "Инмарко" в Союз Мороженщиков стала
необходимость получения информации по отрасли, отражающей реальные факты.
Во-первых, информации об объемах производства в России, так как в СМИ некоторые
производители показывают виртуальные показатели, не имеющие отношения к
действительности. Во-вторых, информации о свободных производственных мощностях,
так как компания имеет определенный интерес к расширению своего производства.
Для
характеристики деятельности конкурентов и самой компании «Инмарко», заполним
таблицу, приведенную в Приложении 1. Конкурент А - это компания «Рамзай», конкурент
Б - это компания «Нестле».
По результатам
данного теста, компания «Инмарко» занимает место лидера и может с
оптимизмом смотреть в будущее. Однако есть и некоторые слабые стороны в
нынешней деятельности компании.
Во-первых, она преимущественно
действует на тех же сегментах, что и ее конкуренты. Необходимо провести
дополнительное исследование потребностей потребителей в мороженом класса «люкс»
и «премиум», и заняться производством необходимой для данного сегмента
продукции.
Во-вторых, компания рекламирует свою
продукцию только в хорошо освоенных регионах на местных каналах телевидения. В
Москве же, товар практически не рекламируется, так как лидирующее положение в
столице по наличию сбытовых точек занимает компания «Рамзай» (800 точек
продаж). Необходимо распространять не только морозилки с указанными на
них марками производимого мороженого и логотипом компании, но и рекламировать
хотя бы новые марки мороженого на телевидении. Хотя это и увеличит издержки на
рекламу, но это может принести и большие дивиденды в будущем.
По результатам
теста компания «Нестле» тоже является одним из лидеров отрасли, но в
перспективе теряет свои позиции. Одна из причин этого это то, что у компании наблюдаются
постепенно увеличивающиеся затраты на рекламу, причем ¾ выделяемых ресурсов
идет на продвижение категории товара, а не самой марки. Такая реклама просто
увеличивает потребление мороженого, но не всегда именно данной компании.
По результатам
теста, компания «Рамзай» тоже является одним из лидеров отрасли. Однако
достигнуто это лидерство не путем улучшения качества или выпуска новинок среди
мороженого. Получение большой доли рынка произошло за счет приобретения компании
«Айс-Фили». Если компания будет улучшать качество производимой продукции, предоставляя
собственные морозилки, и при этом будет поддерживать сложившийся уровень цен,
то в будущем у нее могут быть неплохие перспективы.
Если
компании-конкуренты увеличат мощности для производства мороженого, тем самым
расширяя производство, то они смогут догнать или даже перегнать по доле рынка
лидера данной отрасли «Инмарко».
Чтобы успешно
действовать на конкретном рынке, компаниям необходимо исследовать конкурентов,
выявлять их слабые и сильные стороны, а также проводить их систематический
анализ. Посредством изучения и анализа конкурентной среды определяются основные
конкуренты, степень конкуренции и ее виды, конкурентоспособность предприятия
сегодня и перспективы на будущее.
В зависимости от
того, что конкретно хочет узнать производитель о своем конкуренте используется
либо механизм SWOT-анализа, либо анализ «4Р»
маркетинга, либо составляется функциональная карта.
Посредством SWOT-анализа проводится сравнительная
характеристика предприятия и конкурентов в области финансов, технологии производства,
кадрового состава, маркетинга и организации управления.
Анализ «4Р»
маркетинга позволяет сравнить компанию с ее конкурентами в области выпускаемого
продукта, цены,
продвижения на рынке и регионов и каналов сбыта.
Метод составления
функциональных карт позволяет узнать сегмент, на который направлена
деятельность конкурента, и как лучше провести сегментирование своих потребителей.
В данной работе
рассматривалась ситуация, сложившаяся на рынке мороженого. На российском рынке работают
порядка 300 производителей мороженого, хотя ключевую роль играют около одного
десятка компаний. С учетом того, что рынок мороженого не так богат, как пивной или
кондитерский, у предприятий, соответственно, не слишком широк выбор
возможностей для создания яркого, запоминающегося продукта. Основной путь -
обновление (подновление) привычной марки через новые вкусы, новую упаковку,
игру глазурями (включая цветные) и добавками. Однако современные производители
мороженого пошли дальше - они сделали ставку на повышение качества продукции
посредством улучшения условий поставки и хранения мороженого.
Если речь идет о
создании абсолютно новой марки мороженого, понадобится и креативная идея, и
удачное название, и современная упаковка. Потребуется достаточно массированная
реклама, рассчитанная как на оптового, так и на конечного покупателя. А именно
рекламы в данной отрасли и не хватает.
Для анализа
конкурентов для компании «Инмарко» на рынке мороженого использовался тест по
оценке хозяйственного профиля конкурентов на основе SWOT-анализа. Как и предполагалось
изначально, компания «Инмарко» - безусловный лидер исследуемой отрасли и может
таковым остаться еще долгое время.
По результатам теста
выяснились главное преимущество компании - обеспечение предприятий сбыта
собственными морозилками, которые поддерживают температуру хранения мороженого
и позволяют заполнять их только продукцией данной компании.
Определились
также и слабые стороны «Инмарко» - это сегментация и реклама продукции. Данные
проблемы можно решить, выпустив продукцию класса «премиум» (это выход на еще
один сегмент) и начав рекламу товара именно под знаком компании не только на
местных каналах хорошо освоенных регионов, но общероссийских телеканалах и радио.
Хотя все это приведет к увеличению затрат, но это также может принести большие
дивиденды.
Относительно
конкурентов (компаний «Рамзай» и «Нестле»), можно сделать вывод, что если они
приобретут дополнительные мощности для производства мороженого, тем самым
расширяя производство, то они смогут догнать или даже перегнать лидера данной
отрасли «Инмарко».
В будущем ждать
каких-то более или менее крупных производителей, совершенно новых для
российского рынка мороженого пока не приходится. Более вероятно перераспределение
рынка между уже имеющимися игроками или укрупнение производств (что поможет
снизить конкуренцию на рынке и остановить его стагнацию).
1. Годин А. М. Маркетинг: Учебник.
- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,
2005.
2. Чистилин Ю. В. Маркетинг:
Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.
3. Анохина Н. Н., Щербич Г. А.
Маркетинг предприятия: Учеб. пособие. - Минск: ТетраСистемс, 2007.
4. Хруцкий В. Е., Корнеева И. В.
Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие. -
3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005.
5. Ващекин Н. П., Парамонова Т.
Н., Зонов В. И. и др. Маркетинг: Учебник-практикум. - М.: Московский
государственный университет коммерции, 1999.
6. Современное состояние рынка
мороженого и замороженных продуктов. // Пищевая промышленность (Москва), 2002.
7. Егорова О. В., Маликов И. В.
Проблемы оценки конкурентоспособности торговой организации// Маркетинг и
маркетинговые исследования,2006, №4, с.326-331.
8. Котин Максим. «На Западе
живут потешные люди»// Секрет фирмы, 2005, №43, с.25-32.
9. Мных Станислав. Мороженый
зонтик// Секрет фирмы, 2005, №48, с.22.
10. Розенберг Ирина. Замороженный рынок//
Компания, 2005, №35, с.34-37.
11. Захаров А. А, Зокин А. А.
Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы
увеличения// Бизнес и Банки, 2004, №1-2, с.1-5.
12. Муравьев Владимир, Климова Галина,
Сафронова Татьяна. Рынок мороженого вступает в новую эру// Империя холода,
апрель 2004.
Тест по оценке хозяйственного профиля конкурентов
(на основе SWOT-анализа)
Поставьте * или + против строк с вариантами ответов,
которые в наибольшей степени соответствуют деятельности вашей компании и ваших
конкурентов. Последующие варианты ответов могут включать предыдущие.
Показатели/переменные анализа
|
Баллы ответов
|
Конкуренты
|
Ваша фирма
|
А
|
Б
|
РЫНОК
|
|
|
|
|
Размеры (доля) и степень охвата
рынка
|
|
|
|
|
1). Какова доля рынка у вашей фирмы
и ваших конкурентов?
|
|
|
|
|
а) самая маленькая (стабильная или
уменьшающаяся)
|
1
|
|
+
|
|
б) самая большая (стабильная или
уменьшающаяся)
|
2
|
+
|
|
+
|
в) примерно одинаковые и стабильные
|
3
|
|
|
|
2) на каких сегментах рынка
оперируете вы и конкуренты?
|
|
|
|
|
а) на одних и тех же
|
1
|
+
|
+
|
+
|
б) на различных сегментах
|
2
|
|
|
|
3). В каких регионах оперируете вы
и конкуренты?
|
|
|
|
|
а) в одном и том же регионе
|
1
|
|
|
|
б) в нескольких совпадающих
регионах
|
2
|
+
|
|
|
в) в масштабе страны (во всех
регионах)
|
3
|
|
|
+
|
г) на внутреннем и внешнем рынках
|
4
|
|
+
|
|
Особенности внедрения на рынок
|
|
|
|
|
1). Как вы и конкуренты обычно
внедряетесь на рынок? Какой рыночной стратегии при этом следуют?
|
|
|
|
|
а) стремятся привлечь к себе
внимание всех потребителей на рынке
|
1
|
+
|
+
|
|
б) стремитесь стать лидерами
отрасли
|
2
|
|
|
+_
|
в) нацелены на получение
максимально широкого круга постоянных клиентов
|
3
|
|
|
|
2). Какой стратегии сбыта вы и
конкуренты следуете? За счет чего стремитесь опередить друг друга?
|
|
|
|
|
а) опережение по части нововведений
|
1
|
|
|
+
|
б) предложение более низкой цены
|
2
|
+
|
|
|
в) предложение более широкого
ассортимента и качества изделий и услуг
|
3
|
|
+
|
+
|
Степень проникновения на уже
сформировавшийся и поделенный рынок
|
|
|
|
|
1). Как расставлены ваши приоритеты
и конкурентов на рынке данного региона?
|
|
|
|
|
а) стремление удержать рынок
|
1
|
|
+
|
|
б) стремление диверсифицировать
свою деятельность
|
2
|
+
|
|
+
|
в) попытка переориентироваться на
новые рынки
|
3
|
|
|
|
2). Каковы размеры ресурсов,
выделяемых для работы на таком рынке (величина затрат на рекламу,
комиссионные и выплаты посредникам и сбытовому персоналу)?
|
|
|
|
|
а) растущие
|
1
|
|
+
|
|
б) стабильные
|
2
|
+
|
|
+
|
в) снижающиеся
|
3
|
|
|
|
ПРОДУКТ
|
|
|
|
|
Освоение новых видов изделий и
услуг
|
|
|
|
|
1). Насколько эффективно вы и
конкуренты действуете при осуществлении контроля за нуждами и запросами
потребителей, отслеживаете их изменения?
|
|
|
|
|
а) отслеживаете текущие нужды и
запросы, стремитесь им соот
|
|
© 2009 Все права защищены.
|