¾
предприятия,
обслуживающие другие рынки аналогичной продукцией, однако выход на данный рынок
является вероятным (потенциальные конкуренты);
¾
предприятия,
производящие товары-заменители, способные вытеснить данный продукт на рынке.
При втором
подходе выделяют группы конкурентов:
¾
применяющих
стратегию экспансии на рынке (рост доли рынка за счет привлечения все большего
числа потребителей на основе коммуникационной политики);
¾
ориентированных
на ценовую политику (более низкий уровень цен);
¾
ориентированных
на товарную политику (лучшее качество, сервис, широкий ассортимент).
Как правило,
конкуренты применяют один какой-то подход. Однако крупные компании могут себе
позволить мобильность в стратегических ориентациях. Это те формы, которые
склонны к рыночной экспансии, а также поставщики материалов, сырья, оборудования.
Второй этап. Анализ деятельности
конкурентов. Осуществляется в направлении таких сфер деятельности,
как:
¾
финансовое
состояние;
¾
производственная
стратегия;
¾
организация
и управление предприятием;
¾
маркетинговая
деятельность;
¾
кадровое
обеспечение;
¾
внешнеэкономическая
деятельность.
Третий этап. Выявление сильных и
слабых сторон деятельности конкурентов. Для реализации данного
этапа можно воспользоваться SWOT-анализом,
анализом 4P или составлением
функциональных карт. Подробнее о данных методах будет сказано в главе «Методы
изучения конкурентов».
Четвертый
этап. Определение
позиции предприятия относительно конкурентов. По результатам
предыдущего этапа определяется одна из следующих позиций предприятия:
¾
лидирующее
положение предприятия относительно конкурентов. В этом случае предприятие смело
выходит на выбранные целевые сегменты и уверенно в своей позиции;
¾
быстро
развивающееся положение. Это когда у предприятия достаточно финансовых
ресурсов, однако по отдельным показателям оно уступает конкуренту. В ближайшей
перспективе оно не претендует на лидерство, но успехов будет добиваться постепенно
на выбранных целевых сегментах;
¾
подражатели.
Это когда у предприятия небольшая доля рынка, оно не обладает достаточными
ресурсами и вынуждено копировать успешные действия конкурентов на рынке;
¾
слабое
положение предприятия. Это когда у предприятия отсутствуют финансовые ресурсы
для конкурентной борьбы. Тогда может быть рекомендация - отказаться от
выбранных целевых сегментов и провести поиск других рынков с менее высокими
требованиями.
После
позиционирования предприятия разрабатывается программа маркетинга для каждого
целевого сегмента с учетом его требований.
При разработке
маркетинговых программ следует иметь в виду следующие важнейшие аспекты:
модификация товаров в соответствии с потребностями покупателей, улучшение
дизайна, присвоение торговых марок, позиционирование, разработка ценовой политики,
политики распределения и продвижения.
В понятие SWOT-анализа входит выявление основных
фирм-конкурентов на рынке в целом, по отдельным сегментам и регионам,
непосредственно или косвенным образом конкурирующих с предприятием. Также
определение их сильных и слабых сторон (в организации производства и
управления), собственных сравнительных преимуществ в конкурентной борьбе (по
цене, качеству, техническому уровню продукта, его дизайну, удобству в
использовании и т.п.). Инструментарий анализа и лежит в основе как собственно
исследования конкурентов, систематизации полученных результатов, так и
разработки плана действий по улучшению положения предприятия на рынке. Данный SWOT-анализ позволяет, прежде всего,
лучше уяснить систему нужд и запросов, желаний и предпочтений потенциальных
потребителей.
Применительно к
исследованию конкурентов данный анализ включает следующие элементы:
¨
выявление
изменений структуры потребительских предпочтений (открывающихся на рынке
возможностей);
¨
оценка
предполагаемых действий конкурентов по использованию этих возможностей;
¨
определение
целей и стратегии вашей фирмы по реагированию на появляющиеся возможности и
угрозы;
¨
изучение
сильных и слабых сторон конкурентов и вашей фирмы по наиболее важным аспектам
хозяйственной деятельности, сбор соответствующей информации;
¨
систематизация
результатов обработки информации и определение «узких» мест в вашем бизнесе, на
которых предстоит сконцентрировать усилия;
¨
составить
план действий (мероприятий, увязанных по ресурсам, срокам реализации и ответственным
исполнителям) по «расшивке узких мест».
При анализе
сильных и слабых сторон своего предприятия и конкурентов необходимо получить
ответы на следующие вопросы:
·
какие
планы существуют у конкурентов в отношении доли рынка, повышения рентабельности
производства и увеличения объемов продаж?
·
какой
рыночной стратегии придерживаются конкуренты в настоящее время? С помощью каких
средств они обеспечивают ее реализацию?
·
какие
действия можно ожидать от них в будущем?
Для
систематизации этих данных SWOT-анализа
может пригодиться таблица для проведения сравнительного анализа предприятия и
конкурентов. В таблице 1 сопоставления проводятся по основным функциям
управления.
Таблица
1
Контрольный
лист SWOT-анализа
(для анализа
сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе)
Показатели
оценки
|
Лучшие
|
Средние
|
Худшие
(в отрасли)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Финансы
|
|
|
|
|
|
1. Оценка
структуры активов (по финансовым коэффициентам)
|
|
|
|
|
|
2.
Инвестиционный рейтинг
|
|
|
|
|
|
3. Доход на
активы
|
|
|
|
|
|
4. Норма
прибыли
|
|
|
|
|
|
5. Доход на
вложенный капитал
|
|
|
|
|
|
Производство
|
|
|
|
|
|
1.
Использование оборудования
|
|
|
|
|
|
2.
Производственные мощности
|
|
|
|
|
|
3.
Численность занятых
|
|
|
|
|
|
4. Системы
контроля качества
|
|
|
|
|
|
5.
Совокупная факторная производительность
|
|
|
|
|
|
6.
Возможности расширения производства
|
|
|
|
|
|
7. Возраст
технологического оборудования
|
|
|
|
|
|
Организация
и управление
|
|
|
|
|
|
1.
Численность инженерно-технического и управленческого персонала
|
|
|
|
|
|
2. Скорость
реакции управления на изменения во внешней среде
|
|
|
|
|
|
3. Четкость
разделения полномочий и функций
|
|
|
|
|
|
4. Тип
организационной структуры управления
|
|
|
|
|
|
5. Качество
используемой в управлении информации
|
|
|
|
|
|
6. Степень
гибкости оргструктуры управления
|
|
|
|
|
|
Маркетинг
|
|
|
|
|
|
1. Доля
рынка
|
|
|
|
|
|
2.
Репутация фирмы
|
|
|
|
|
|
3. Престиж
торговой марки
|
|
|
|
|
|
4. Расходы
по стимулированию сбыта
|
|
|
|
|
|
5.
Численность сбытового персонала
|
|
|
|
|
|
6. Ценовая
политика/уровень цен
|
|
|
|
|
|
7.
Организационные и технические средства для сбыта
|
|
|
|
|
|
8.
Уровень/качество обслуживания
|
|
|
|
|
|
9. Число
клиентов
|
|
|
|
|
|
10.
Качество поступающей информации о рынке.
|
|
|
|
|
|
Кадровый
состав
|
|
|
|
|
|
1. Уровень
квалификации производственного персонала
|
|
|
|
|
|
2. Расходы
по подготовке и переподготовке персонала
|
|
|
|
|
|
3. Уровень
подготовки сбытового персонала в технической области
|
|
|
|
|
|
Технология
|
|
|
|
|
|
1.
Применяемые стандарты и степень их совместимости
|
|
|
|
|
|
2. Новые
продукты
|
|
|
|
|
|
3. Расходы
на НИОКР
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|