Меню
Поиск



рефераты скачать Иконография Екатерины II

Иконография Екатерины II

Введение


На протяжении XVIII столетия в противодействии и взаимовлиянии сменяются несколько стилевых направлений русского искусства  - барокко и рококо, классицизм и сентиментализм.

Новый яркий период в развитии русского искусства связан с правлением Екатерины Великой. Российская императрица разделила славу европейских правительниц, долго и успешно царствовавших в своих государствах. 

Екатерина была наделена острым умом, смелостью, честолюбием. Изучение истории, мысли о государстве и обществе, религии, морали и праве, воспринятые из книг просветителей XVIII века, развили ее личность. Императрица считала себя ученицей Вольтера, Монтескье и Дидро.

Деятельность Екатерины II была направлена на укрепление самодержавия. Она пожаловала дворянству исключительные привилегии и жестоко подавляла крестьянские бунты. Русская императрица приняла участие в тройном разделе Речи Посполитой, в результате которого к России отошли восточнославянские земли. Одержав победу над Турцией, она закрепила за Россией берега Черного моря, присоединила Крым и Северный Кавказ.

Политические успехи Екатерины II способствовали личному престижу императрицы, но особый блеск ее царствованию придавало то, что создавало в глазах мира образ просвещенной монархини. Императрица уделяла большое внимание развитию искусств и наук.

Екатерина стала основательницей картинной галереи петербургского Эрмитажа, в кратчайший срок оказавшегося на уровне лучших европейских музеев.   Она - создательница Российской Академии художеств. Академия была учреждена в Москве в 1757 г. графом И. Шуваловым еще в царствование Елизаветы Петровны, но ее превращение в подлинно учебное и научное учреждение связано с екатерининским временем. Дабы исторически утвердить этот факт, в 1764 г. состоялось официальное открытие Академии художеств в Петербурге.

Во время правления Екатерины II  господствующем стилем в русском искусстве был классицизм, возможности которого «оказались уместными в условиях укрепления культа государственности в императорской России во II половине XVIII века" [1].

Екатерина II  способствовала распространению просвещения. "В самом понятии "Просвещение" заложено стремление к свету, прояснению, ясности и таким образом - определенности, известной однозначности, что стало своеобразным лозунгом классицизма[2] .

Екатерина усвоила  моду на античность и классицизм, распространявшуюся в те годы  в Европе.  Своей главной задачей императрица  считала духовные преобразования  русского общества. В ее царствование Россия стала державою европейскою. Петербург занял видное место между столицами образованного мира.

В  царствование Екатерины Великой русское искусство в отношении хронологии стилей впервые, ликвидировав почти двухсотлетнее отставание, сравнялось с западноевропейским.

Академия художеств становится центром воспитания русских архитекторов, художников, скульпторов и распространения новых идей - идей классицизма. Согласно академической доктрине высоким жанром считается историческая живопись, однако особое значение в екатерининское время приобретает портрет.

 Екатерина II,   немка по происхождению,    любила демонстрировать свою   приверженность ко всему русскому,   и  ей удалось,  в конце концов,  стать " премудрой матерью Отечества"[3]   . И   неудивительно, что  эта  женщина    является  наиболее часто  портретируемым монархом. Ее иконография составляет свыше пятисот произведений: яркие, ослепляющие роскошью парадные портреты и камерные, интимные изображения монархини поражают своей многочисленностью и разнообразием.

Иконографические типы портретов Екатерины II именуются по оригиналам художников  Г.-Х Гроота, П. Ротари, В. Эриксена, Ф. Рокотова, А. Рослина, Д. Г. Левицкого, И.-Б. Лампи.

Целью моей курсовой работы  является рассмотреть иконографию  Екатерины II, на примере портретов,  находящихся в собраниях  Государственного Эрмитажа и  Государственного Русского музея.


 Историография


Книга Г.В. Лебедева. «Русские художники XVIII века. И. Никитин, И. Аргунов, В. Боровиковский» рассказывает о    творческом пути  и работах русских художников XVIII века. Произведение  очень интересно тем, что автор анализируя творчество  русских живописцев,  приводит множество цитат из подлинных документов (писем)   того времени.   

Обращаясь к парадному императорскому портрету, автор подчеркивает, что  он был призван подчеркнуть «отношение благородного дворянства к монарху»[4].

 Именно с этой точки зрения Г. Лебедев рассматривает  коронационный портрет  Екатерины II ( ГРМ,  1762 )   кисти И. Аргунова и  полотно Д. Левицкого Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия (ГРМ, 1783г).

Анализируя портрет Екатерины II , выполненный И. Аргуновым,  и сравнивая его с портретами императрицы, выполненными  Г.-К. Гроотом и  А. Антроповым,  автор указывает, что они отличаются только художественной манерой «но не характером изображаемого лица»[5] , лицо Екатерины эти художники писали очень своеобразно, и эти портреты не отвечали  требованиям, предъявляемым к парадному императорскому портрету. Так, Г. Лебедев считает, что у Гроота Екатерина «более напоминает марионетку, чем «матушку-самодержицу»[6], а крепостному художнику И. Аргунову  в своем произведении удалось создать образ  простой, доброй, мудрой и доступной «матушки-царицы», заботящейся о благе  простого русского народа.

Обращаясь к  полотну  Д. Левицкого -  портрету  Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия,   Г. Лебедев   считает, что художник   писал не  конкретного живого человека, а «средствами живописи решал поставленную перед ним задачу: изобразить самодержавие во всей его «истине»[7].  Перед Левицким стояла задача показать «божество» так,  чтобы,   глядя на него,  люди верили в его мудрость и в то, что оно действительно  жертвует  своим покоем для   общего блага. И живописец справился с этой задачей.

Книга  К. Кузьминского . «Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий. Развитие русской портретной живописи  XVIII века» обращается к истории развития русского портрета. Автор считает, что главной задачей художника-портретиста,  является не только изображение человека, которое отличается «возможно большим сходством портрета с оригиналом, но и выявление при посредстве портрета характерных особенностей изображаемого лица» [8].  К.  Кузьминский считает, что  портрет является «с одной стороны, историческим документом, характеризующим людей данной эпохи, а с другой - материалом для характеристики самого художника-портретиста и для истории развития портретного искусства»[9].

Рассказывая об  истории развития портретной живописи, К. Кузьминский  обращается к    эпохе преобразований  Петра I, царствованию  Елизаветы Петровны,   и к творчеству иностранных художников,  работавших в России на протяжении XVIII века –  И.Г. – Таннауэра, Л. Каравака,  Г.-Х Гроота, Л. Токе,  П. Ротари,  И.-Б. Лампи.

Автор указывает, что  иноземное влияние  на русское искусство XVIII века  распространялось  через Академию художеств, где преподавали иностранные мастера, они были приверженцами академической школы живописи,   базировавшейся на изучении античного искусства и искусства эпохи Возрождения. Впоследствии эти правила переросли в каноны, невыполнение  которых строго осуждалось преподавателями Академии.   Характерным явлением в истории развития  русской живописи XVIII века, К. Кузьминский считает  «борьбу двух начал - природного таланта и надуманной теории, которую старались привить  преподаватели молодым художникам в Академии»[10].

Рассматривая творчество Ф. Рокотова и Д. Левицкого, автор считает, что они «разняться как по степени художественного таланта, так и степени художественной культурности»[11] .  По мнению К. Кузьминского,  Рокотов  больше внимания уделяет  внешним эффектам, чем всему тому, что характеризует  внутренне содержание образа,  и заботится больше о том, чтобы его портреты нравились заказчику,  а  Левицкий  привлекает зрителя «своей искренностью и эмоциональностью»[12] . Его произведения    точно характеризовали изображаемого человека.

Что касается полотна Левицкого - портрета  Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия, то К. Кузьминский считает, что   это произведение Левицкого -  яркий пример «применения академической школы на практике»[13] .Художник понимал, что нельзя   в этой картине выражать свои подлинные мысли и чувства просто , жизненно и реально, а «нужно их выражать  так, как бы  выразили бы  их античные художники, которым предложено было бы написать картину из жизни эпохи Екатерины» [14] 

Книга А.И. Архангельской  «Боровиковский» повествует  об основных этапах творчества этого замечательного русского художника, который был  в русском изобразительном искусстве выразителем сентиментализма. По мнению автора В. Л. Боровиковский – «певец человеческой личности, стремящийся дать идеал человека, каким он представлялся  ему и его современникам»[15]. Он первый среди русских портретистов раскрыл красоту эмоциональной жизни.

Анализируя  «Портрет Екатерины II  на прогулке в Царскосельском парке», автор считает, что в этом произведении особенно ярко проявилось новое отношение к действительности,  «новое понимание портретных задач, отличающих Боровиковского от его предшественников» [16].   Описывая этот портрет, автор обращается к  произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка», к сцене встречи  Марьи Ивановны с  императрицей и констатирует тот факт, что описание у Пушкина всей обстановки встречи почти в точности  соответствует тому, что показано на портрете, отсутствуют только лебеди.   

 А. Архангельская рассказывает о двух несохранившихся  портретах Екатерины II.  На первом из них  изображены семь  мудрецов Греции перед книгой «Наказа» и Екатерина II  в виде Минервы, объясняющая ее смысл. На втором – Петр I , вспахивающий  землю, за ним Екатерина II  сеет семена.  В этой аллегорической форме В. Л.  Боровиковский вносит  «национальные элементы, изображая Петра I пахарем, а Екатерину II  сеющей семена.»[17] .

Книга Г.В. Жидкова «М. Шибанов художник второй половины XVIII века»  рассказывает о судьбе и основных этапах творчества этого  живописца.  Автор считает, что в историю русской живописи этот мастер входит такими  шедеврами, как портрет А.М. Дмитриева-Мамонтова и особенно своими замечательными картинами из жизни русской крепостной деревни – «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора».

Что касается его портрета Екатерины II в дорожном костюме (1787,  ГРМ),  автор считает, что перед этим  произведением « приходит на ум Екатерина Боровиковского»[18]  . Однако, если образ императрицы  В.Л. Боровиковского   располагает зрителя к себе, то М. Шибанов «только объективен, он лишь показывает» [19]  . По мнению Жидкова, Шибанов  изобразил императрицу «многогранно, безжалостно правдиво, и вместе с тем …..с  лаконичной сдержанностью»[20]    

Книга Ю.К. Золотова «Французский портрет XVIII века»    рассказывает о развитии французской портретной живописи XVIII века.  Автор отмечает, что хотя  в  рассматриваемом периоде главенствующей во французской   живописи  считалась  историческая картина,  почти все крупные   французские мастера XVIII века были портретистами.

Представителями французского рококо, портретирующими монархов,   являются  Жан-Жак Наттье и Морис-Кантен де Латур.

Анализируя  портреты    Марии Лещинской  (Версаль, 1748)  кисти Жана-Жака Наттье   и Мориса  Кантена  де .Латура, автор подчеркивает  отличие стилей этих авторов. Если  Наттье несколько идеализирует образ королевы, прибегая к различным живописным эффектам,   то   образ  королевы Латура  носит более интимные черты.

Рассматривая портрет Марии Лещинской, выполненный   Наттье, автор  обращает внимание на его «камерные интонации»[21] ,  и на тот факт, что даже « официальные сюжеты Наттье преломлял сквозь призму утонченной поэтичности рококо» [22]

Говоря о портрете Марии Лещинской  кисти Латура,  Золотов  указывает на то,  что  художник, стремясь установить  доверительные отношения со зрителем, придвигал изображение к переднему плану,  и в таком подходе  к официальному заказу  трудно не увидеть « радикального поворота в развитии портретного искусства XVIII века, утверждения новых эстетических принципов»[23].         

Статья А. Л. Вейнбрг «Два неизвестных портрета работы Луи Каравака» посвящена открытию двух памятников работы французского художника, которые во время Отечественной войны были вывезены из Гатчинского дворца в Германию : это портрет Екатерины II (1745) и портрет Петра I .  Автор обращается к истории портрета Екатерины.  Это полотно было написано Караваком по прибытии великой княгини в Россию по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Екатерина подарила этот портрет скульптору Фальконе. Автор приводит исторические документы подтверждающие, что данные портреты принадлежат именно кисти французского художника: манера письма, цветовое решение портрета в темно – коричневых тонах соответствуют живописной техники Каравака. «Настоящей каравакской чертой на этих двух портретах является чисто графическая передача струйчатого рисунка объяревой материи».[24]  Портрет великой княгини побывал во Франции и вернулся в Россию только после окончания Великой Отечественной Войны.

Портрет Петра I кисти французского художника сейчас находится  во дворце в Гатчине.    

Т.В.  Яблонская в своем альбоме   « Д. Левицкий»  рассматривает конкретные произведения этого живописца. По ее мнению,   среди  работ Д. Г. Левицкого  «Екатерина - законодательница в храме богини Правосудия» занимает особое место. Автор считает, что портретное содержание этого произведения сближает его с исторической картиной периода классицизма, «прославляющей  гражданские доблести своих героев»[25].  Т. Яблонская отмечает, что это произведение Д. Левицкого своеобразная попытка «выйти за границы портретного жанра» [26]  и его умение  построить портрет как картину   максимально соответствует его замыслу.

Книга А. Карева  «Миниатюрный портрет России XVIIII века» представляет собой исследование  отечественного миниатюрного портрета.   Главной задачей этой книги автор считает  показать миниатюру как целостное и особое явление в русской  художественной культуре XVIII  века.  А. Карев утверждает, что господствующее положение в миниатюрной живописи занимает портрет.     Говоря о способах выполнения  миниатюр, он   выделяет  следующие их виды: миниатюра на эмали и миниатюра на кости. 

Миниатюры на кости выполнялись на  тонких костяных пластинках,  и чаще всего были выполнены  в виде камеи. Автор рассказывает о   произведениях русских мастеров, прибегавших к искусству камеи:  И.Я Пескорский,  Д.И. Евреинов,  П.-Э Рокштуль, А.-Ф Лагрене, А.-Х Ритт.

В иконографии Екатерины II имеется миниатюра, выполненная в виде камеи художника  И.Я Пескорского.  А. Карев указывает, что «активизированный профиль, характер оплечного среза, выверенные до эффекта вырезанности в камне контуры свидетельствуют о приверженности к классическим образцам» [27].

Обращаясь к миниатюре, выполненной на эмали, автор  рассказывает о  работах самых известных   эмальеров  второй половины XVIII века   А.И. Чернова, П.Г. Жаркова, Д.И. Евреинова, среди которых есть и портреты Екатерины II.

  Автор рассматривает два портрета императрицы: профильный портрет   Екатерины II (1765 , ГРМ) работы А.И.  Чернова  и  портрет Екатерины II в дорожном костюме( 1788г, ГРМ) работы П.Г. Жаркова, выполненные  по известному оригиналу М. Шибанова.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.