Следует отметить,
что сегодня должно быть уделено определенное внимание корпоративному управлению
торговыми предприятиями. Т.е. такая модель ведения хозяйственной деятельности,
которая призвана обеспечить наиболее эффективное выражение интересов
собственников, руководителей и наемного персонала.
С нашей точки
зрения особенностью этой формы управления в торговле должно быть стремление
вовлечь в корпоративное управление также интересы покупателей, сделать их
постоянными посетителями предприятий данной корпорации. Корпоративные магазины
должны использовать хорошо организованный менеджмент, руководствоваться в
торговой деятельности данными маркетинга, добиваться эффективной организации
труда, экономии издержек обращения и высокого уровня обслуживания покупателей.
1.3.Формы и виды розничной
торговли
В процессе товародвижения от
изготовителя к потребителю конечным звеном является розничная торговля. При
розничной торговле материальные ресурсы становятся собственностью потребителя.
Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления,
организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или
хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной
торговли и общественного питания. Продажа потребительских товаров осуществляется
со складов предприятий - изготовителей, посреднических организаций, фирменных
магазинов, заготовительных пунктов и т.д.
Функции розничной
торговли:
-
исследует
конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
-
определяет
спрос и предложение на конкретные виды товаров;
-
осуществляет
поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
-
проводит
отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
-
осуществляет
оплату товаров, принятых от поставщика;
-
проводит
операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
-
оказывает
поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные,
рекламные, информационные и другие услуги.
Розничная
торговля, являясь выражением малого бизнеса в России, отличается многообразием
форм частного предпринимательства в виде ИП, МП, ООО, ЗАО, кооперативов и
других форм частного предпринимательства.
Целям активного стимулирования сбыта товаров служит
реклама. Рекламная компания должна формироваться в различных направлениях,
начиная с самых простых её замыслов - оформление оконных и внутримагазинных
витрин - до организации рекламных выставок товаров с использование печатной,
транспортной, радиотелевизионной, видеороликовой рекламы и другими её видами.
Виды розничной
торговли:
I. Стационарная
торговая сеть является наиболее распространённой, включает в себя как крупные
современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, торговые
автоматы.
Существует много
видов магазинов, среди них:
-
традиционное
обслуживание через прилавок;
-
магазины
самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам; в
результате сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная
способность магазина с последующим увеличением объема реализации. Оплата за
отобранные товары проводится в узлах расчёта, обслуживаемых
контролерами-кассирами. Несмотря на явные преимущества, в настоящих условиях
создавшаяся сеть магазинов самообслуживания в России почти полностью прекратила
своё существование;
-
магазины
типа "магазин-склад", в которых товар не выкладывается на витрины,
полки, что значительно снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому
продажа осуществляется по более низким ценам;
-
магазины,
торгующие по каталогам. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям,
посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив
каталог, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин
почтой. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в
магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по
каталогу либо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар. При
торговле по предварительным заказам оплата может быть разная: при получении
товара, в форме предоплаты или путем почтового перевода; выполнение заказа
часто сопровождается доставкой товара непосредственно по адресу покупателя;
-
продажа
через торговые автоматы. Торговые автоматы удобны тем, что могут работать
круглосуточно, без торгового персонала. Их устанавливают внутри магазина или
вне его (на улицах, вокзалах, в кафе и т.д.) Предметом торговли обычно бывает
определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, сигареты,
канцелярские принадлежности, открытки и др.). [18,20 с.165,187]
II. Передвижная торговая сеть
способствует приближению к покупателям и оперативному его обслуживанию.
Виды торговли:
-
разносная
с применением лотков и других несложных устройств;
-
развозная
с использованием автоматов, вагонолавок;
-
прямая
продажа на дому.
III. Посылочная торговля
занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией,
канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными
средствами, некоторой продукцией производственно-технического назначения
(запасные части, инструмент, резино-технические изделия, подшипники и др.).
Большое удобство для населения заключается в возможности приобретения товаров в
кредит с рассрочкой платежа. В России эта форма торговли успела уже себя
достаточно дискредитировать, несмотря на большие её размеры в ведущих
капиталистических странах.
Электронная
торговля получила достаточно широкое распространение за рубежом как новый вид
безмагазинной торговли. При этой форме покупатель с помощью персональных
компьютеров может выбрать по каталогам необходимую модель изделия и
одновременно осуществить оплату выбранных товаров с использованием специальных
кредитных карточек.
Многообразные
формы и методы розничной торговли не могут быть эффективными без качественного
оказания комплекса дополнительных услуг, среди них выделяют три вида:
а) связанные с
покупкой товаров, т.е. приём заказов, компетентные консультации, упаковка
товаров и их доставка на дом;
б) услуги,
оказываемые покупателям после приобретения товаров: подгонка швейных изделий
под клиента, раскрой купленных тканей, установка и наладка на дому сложных
видов электронной техники (компьютеров, телефонов, музыкальных центров);
в) услуги,
сопутствующие эффективной реализации товаров: благоприятная и уютная атмосфера
с высокой культурой обслуживания; организация буфетов, кафе типа
"бистро", комнат отдыха и детских комнат, камер хранения, стоянок для
автомобилей, ремонтные мастерские и др.
Услуги могут быть
платными и бесплатными, но все они реализуются в целях привлечения в магазины
наибольшего количества покупателей.
В структуре
розничной торговли учитывается ассортиментный признак. Товары обычно
объединяются в соответствующие группы по признаку производственного
происхождения или потребительского назначения. В розничной торговли в связи с
этим функционируют различные виды магазинов:
1)
Специализированные
магазины занимаются реализацией товаров одной конкретной группы (мебель,
радиотовары, электротовары, одежда, молоко, хлебобулочные изделия и др.
2)
Узкоспециализированные
магазины продают товары составляющие часть товарной группы (мужская одежда,
рабочая одежда, шёлковые ткани и др.).
3)
Комбинированные
магазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп, отражающих общность
спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей (мото-вело-культтовары,
книги и плакаты, хлебобулочные и кондитерские изделия, вино, фрукты, меха и
др.).
4)
Универсальные
магазины продают товары многих товарных групп в специализированных секциях.
Смешанные
магазины реализуют товары различных групп как продовольственных так и
непродовольственных, не образуя специализированные секции.
Показателем, характеризующим
объёмы и качество розничной торговли является товарооборот. Розничный
товарооборот - объём реализации товаров в денежном выражении. Он характеризует
заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу потребления,
констатирует общественное признание стоимости и потребительской стоимости части
общественного продукта в виде конкретных видов товаров; отражает пропорции
между производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и
денежным обращением, объёмом и структурой торговой сети, материальными и
трудовыми ресурсами.
1.4.Классификация
предприятий розничной торговли
Розничная торговля – это торговая деятельность по
продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для личного,
семейного или домашнего использования. Все участники каналов распределения –
производители, оптовики, импортеры – могут выступать в качестве розничных
торговцев, если сбывают продукцию непосредственно конечным потребителям.
Чтобы выяснить
основные формы розничной торговли, необходимо рассмотреть критерии, по которым
обычно классифицируют предприятия розничной торговли. В качестве таких
критериев используют структуру собственности, структуру стратегии организации
торговли, уровень предлагаемых услуг и немагазинные формы торговли.
Новая тенденция
российского ритейла – освоение торговыми сетями новых форматов. Дискаунтеры
строят гипермаркеты, супермаркеты открывают “магазины у дома”. Что это: выход
российской торговли на новые уровни развития, вынужденный ход или же случайная
гримаса российской розницы?
Как бы мы ни
оценивали мультиформатность, положительно или отрицательно, ее развития не
остановить. Другое дело, так ли мультиформатность связана с качественным ростом
российской розницы, с необходимостью выстраивать форматы более организованно,
дифференцировать бизнес по категориям и сегментам рынка, или же все намного
прозаичнее, и вызвана она желанием крупных игроков использовать все имеющиеся
торговые площади?
Сейчас на
российском рынке, прежде всего на московском и санкт-петербургском,
представлены почти все торговые форматы организованного ритейла. Стоит назвать
самые распространенные.
Дискаунтеры – в
них ограниченный ассортимент (до 3 тыс. наименований) и достаточно низкие цены,
благодаря чему достигается высокая оборачиваемость. Этот формат особенно
активно развился после дефолта, когда покупательская способность россиян сильно
упала.
Супермаркеты –
магазины с большим предложением товара (до 25 тыс. наименований), с более
высоким уровнем наценок, рассчитаны на покупателей с достатком выше среднего.
Гипермаркеты – с
гиперпредложением товаров разнообразных категорий: от автомобильных
принадлежностей до свежей выпечки, здесь достаточно низкие цены, но рассчитаны
гипермаркеты на тех, кто может позволить себе приехать за покупками на машине и
затовариться сразу на неделю, то есть тоже на достаточно обеспеченных людей.
“Магазины у дома”
– небольшие магазины, предназначены для обеспечения текущих потребностей
живущих рядом с ними покупателей. В идеале предполагается, что в такой
универсам можно попасть, выйдя из квартиры в тапочках за булкой и пакетом
молока. Другое название таких магазинов – сonvenience store. В классическом
сonvenience store обычно имеются кафе, ресторанчики, интернет-кафе, салоны
бытовых услуг: от парикмахерской до видеопроката. Этот сегмент недостаточно
развит на российском рынке, что также выражается в том, что “магазины у дома”
не всегда предоставляют дополнительные услуги, и поэтому не соответствует
классическому пониманию сonvenience store.
Несколько лет
назад основные новости в мире ритейла были посвящены появлению и развитию
торговых сетей в рамках определенных форматов: “Седьмой Континент” и
“Перекресток” открывали супермаркеты, дискаунтеры “Пятерочка” освоили
санкт-петербургский рынок и вышли на московский, строил и открывал свои
гипермаркеты “Ашан”. Теперь же все больше новостей о том, как торговые сети
присматриваются и выходят в смежные для себя форматы.
“Седьмой
Континент”, специализирующийся на супермаркетах, запускает проект “магазинов у
дома” под маркой “Семь шагов”, в этом же направлении действует “Перекресток”, у
которого помимо супермаркетов уже имеются дискаунтеры “Мини-перекрестки” и
открылись первые объекты формата “Перекресток рядом”. “Рамстор” открывает
гипер- и супермаркеты, Spar продвигает уже освоенную в других странах мира
модель, сочетающую InterSpar, EuroSpar, Spar (гипер-, супермаркет, “магазин у
дома”). Но некоторые компании отрицают свою мультиформатность.
Но это скорее, то
самое исключение, которое только подтверждает общее правило: сети начали
развитие в нескольких параллельных направлениях.
Предприятия
розничной торговли разделяются на независимых розничных торговцев, торговую
сеть, розничные франшизы, арендуемые отделы и кооперативы (рис. 1).
Рисунок 2-
Классификация розничной торговли
Независимые розничные торговцы. Они владеют, как правило,
одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины
обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки,
парикмахерские, химчистки, автозаправочные станции и пункты автосервиса. Это
наиболее многочисленная часть розничных торговцев, и для этой деятельности
требуются относительно небольшие инвестиции и средняя квалификация торгового
персонала. В этой сфере торговли во многих странах существует значительная
конкуренция.
Торговая сеть. Это одно из заметных явлений в
розничной торговле последних десятилетий. Они подразумевают совместное владение
двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и
сбыт продукции. В настоящее время в США на долю сетей приходится 20% розничных
торговых точек, обеспечивающих 52% оборота всей розничной торговли.
Розничные франшизы. Это юридически оформленные
соглашения между владельцами привилегий, в качестве которых могут выступать
производители, оптовики, организации по предоставлению услуг, и держателями
привилегий в лице предприятий розничной торговли. Такие соглашения позволяют
розничным торговцам осуществлять определенную хозяйственную деятельность под
хорошо известной маркой и по соответствующим правилам. Приобретение
франчайзинга позволяет мелким фирмам пользоваться преимуществами уже
накопленного опыта, налаженных каналов распределения и имиджа крупных розничных
предприятий.
Арендуемый отдел. Это, как правило, отдел в розничном
магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине),
который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его
хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою
выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа
посетителей и престижа самого торгового предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|