В состав
квартальной отчетности входят: баланс предприятия, (форма №1) и отчет о
финансовых результатах и их использовании (форма №2). Годовая финансовая
отчетность включает три типовые формы: форма №1, форма №2, форма №3 - отчет о
финансово-имущественном состоянии предприятия и пояснительную записку. Эти
формы составляются путем подсчета, группировки и специализированной обработки
данных текущего бухгалтерского учета и являются завершающей его стадией.
Для выполнения
возложенных на ФО функций она должна отвечать следующим основным требованиям:
·
гарантировать
реальность и достоверность данных, которые обеспечиваются документальным
обоснованием всех записей, проведением инвентаризации, придерживания правил
оценки статей баланса, распределением прибылей и убытков за соответствующие
отчетные периоды;
·
обеспечивать
своевременность получения данных, на основе регламентации сроков сопоставления
отчетных данных для оперативного управления хозяйственной и финансовой
деятельностью организаций.
Существуют такие
виды сравнительного анализа:
·
горизонтальный,
с помощью которого определяются абсолютные и относительные отношения статей по
сравнению с началом отчетного периода;
·
вертикальный,
который используется для изучения структуры средств и источников, путем
расчета удельного веса отдельных статей в итоговых показателях.
·
трендовый,
который базируется на расчете относительных отклонений показателей за ряд лет
от уровня базисного года.
Для
количественного измерения уровня влияния факторов на изменения показателей ФСП
используются традиционные методы анализа: сравнения, цепных подстановок,
долевого участия, детализации.
Отличительной
особенностью анализа ФС является роль в нем человеческого фактора и
бухгалтерского риска. Методика анализа включает: анализ платежеспособности
предприятия, анализ структуры имущества и средств, вложенных в него, анализ
оборачиваемости оборотных средств, анализ деловой активности и эффективности
управления.
Состав
представляемой ФО, в зависимости от периода отчетов, состоит из баланса
предприятия, формы №1, формы №2, формы №3 (Прил.1,2,3) и пояснительной записки.
В пояснительной записке поясняются основные факторы, которые повлияли на
хозяйственные и финансовые результаты работы предприятия, освещается финансовое
и имущественное состояние предприятия, какая часть уставного фонда (УФ) на дату
составления отчета фактически оплачена учредителями, в каком порядке определена
стоимость нематериальных активов (НА), внесенных участниками в УФ, каким
органом и когда рассмотрена и утверждена годовая ФО. В пояснительной записке
приводятся сведения о намерении изменить на будущий год методологию отражения
отдельных хозяйственных операций, и включается ведомость результатов
инвентаризации имущества, средств и расчетов, приводится курс пересчета
иностранной валюты в национальную денежную единицу.
В Положении по
бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)
установлено:
1. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели
деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе
выделенных на отдельные балансы.
2. Если при составлении
бухгалтерской отчетности исходя из установленных правил выявляется
недостаточность данных для формирования полного представления об имущественном
и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности,
то в бухгалтерскую отчетность организации включаются соответствующие
дополнительные показатели. Как правило, это показатели, которые расшифровывают
основные показатели в приложениях к балансу.
3. Содержание и формы
бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним
применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Так, по
каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета,
составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные за
период, предшествовавший отчетному.
Если данные за
период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный
период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил,
установленных нормативными актами системы нормативного регулирования
бухгалтерского учета в Российской Федерации. Каждая корректировка должна быть
раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых
результатах вместе с указанием ее причин.
4. Бухгалтерская
отчетность составляется за отчетный год. Первоначальным отчетным годом для
впервые созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее
государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации,
впервые созданной после 1 октября, — с даты государственной регистрации по 31
декабря следующего года включительно.
5. В формах бухгалтерской
отчетности должны заполняться все предусмотренные этими формами показатели; при
отсутствии показателей соответствующие строки форм прочеркиваются.
В соответствии с
Федеральным законом “О бухгалтерском учете” установлено следующее требование: в
составе годовой бухгалтерской отчетности обязательно представление итоговой
части аудиторского заключения для организаций, у которых их бухгалтерская
(финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной проверке в
соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 декабря
1994 г. № 1355 и от 25 апреля 1995 г. № 408.
В
формах отчетности приводятся все предусмотренные в них показатели. На
количество отчетов и показателей в них, в первую очередь, влияет количество
операций, проводимых в кредитной организации. Например, некоторые операции в
данном отчетном периоде не осуществлялись. Как это повлияет на заполнение
отчетности? В случае отсутствия данных по одному или нескольким показателям в
соответствующей статье (строке, графе) отчетности проставляется ноль для
цифровых показателей. В случае отсутствия данных по нецифровым показателям
(символьным, дата) соответствующая статья (строка, графа) отчетности не
заполняется.
В
случае, если форма отчетности содержит только нулевые показатели, отчет не
представляется, при этом в Банк России направляется сообщение об отсутствии
соответствующих операций (если иное не предусмотрено порядком составления и
представления отчета) и содержащее атрибуты, позволяющие однозначно определить
форму отчетности. То есть чем активнее деятельность организации, тем больше
отчетов, и наоборот.
Некоторые из форм
бухгалтерской отчетности содержат по несколько десятков показателей, что
значительно усложняет работу. Как пример можно привести приложения 1,3,15 к
Инструкции 17 ЦБ РФ «О составлении финансовой отчетности», которые содержат
более 250 показателей.
Иногда, при
несогласованной работе, возникает излишне большое количество показателей или
дублирующие показатели. Это проблема, с которой сталкиваются кредитные
организации многих стран. Появление дублирующих показателей связано с
нескоординированными действиями департаментов.
Довольно часто происходит дублирование
показателей, что, по-видимому, является результатом нескоординированных
разработок некоторыми департаментами. Было бы целесообразно рассмотреть вопрос
о более тщательной координации объемов и состава отчетности.
Исключение и обособление
дублирующих показателей – проблема, стоящая перед многими организациями.
Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской
отчетности организации предусмотрено только исключение оборота внутри
организации, вызванного перемещением наличных денежных средств между кассой
организации и ее расчетными и валютными счетами. На практике это не
единственный оборот, который искажает реальные денежные обороты, завышая их.
Выделенные таким образом
показатели, дублирующие перемещения денежных средств внутри организации, по
желанию организации можно исключить из оборотов по поступлению и выбытию
денежных средств (с включением соответствующей оговорки в пояснения к отчету)
либо представить в отчете обособленно с введением дополнительных строк.
Поэтому целесообразно исключать
из отчета о движении денежных средств конкретной организации:
·
оборот между различными банковскими счетами,
принадлежащими данной организации, например, перевод средств на депозитные
счета, открытие аккредитивов и т. п.;
·
оборот между банковскими счетами подразделений
(филиалов) организации.
Помимо этого, следует
обособленно выделять в отчете о движении денежных средств организации:
·
оборот, связанный с покупкой иностранной валюты
(из показателей прочих поступлений и перечислений), так как он не имеет
принципиального экономического значения, но может быть существенным по величине
при большом внешнеторговом обороте и искажать картину потоков денежных средств;
·
оборот по продаже иностранной валюты за рубли
или конвертации одной иностранной валюты в другую. Особенность здесь лишь в
том, что поступление от продажи иностранной валюты отражается не в составе
прочих оборотов, как при покупке валюты, а в составе показателя стр. 040
"Выручка от продажи основных средств и иного имущества". Поэтому
целесообразно ввести дополнительную строку "Выручка от продажи и
конвертации иностранной валюты".
За такие операции банк и биржа
взимают вознаграждение, поэтому сумма денежных средств, направленная на покупку
валюты, и рублевый эквивалент приобретенной валюты (даже при неизменном курсе)
не будут совпадать. Обороты по поступлению и выбытию денежных средств в связи с
продажей или покупкой иностранной валюты могут также не совпадать по следующим
причинам: вследствие разницы курсов (выручка от продажи фиксируется на дату
проведения операции, а валюта, направленная на продажу, отражается в отчете по
курсу на отчетную дату), если выбытие и поступление денежных средств по покупке
или продаже иностранной валюты по дате отражения пришлись на разные отчетные периоды
(например, 31 декабря и 3 января). В этой ситуации в бухгалтерском учете
применяется счет 57 "Переводы в пути", который для целей составления
отчета о движении денежных средств не рассматривается как составляющая понятия
"денежные средства".
В марте 1998 года
Правительство РФ приняло Программу реформирования бухгалтерского учета в
соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Задачи реформы
заключаются в следующем:
§
Сформировать
систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией
пользователей, в первую очередь инвесторов;
§
Обеспечить
увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями
гармонизации стандартов на международном уровне;
§
Оказать
методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели
бухгалтерского учета.
В соответствии с
Заявлением Правительства и Центрального Банка РФ (апрель 2001 г.), поставлена
задача перехода российских организаций и банков на Международные стандарты
финансовой отчетности, начиная с 1 января 2004 года. Внедрение МСФО,
являющегося важнейшей составной частью реформирования банковской системы,
должно способствовать интеграции экономики России, ее банковской системы в
мировую экономику (вхождение в ВТО и другие мировые проекты).
В настоящее время
коммерческие банки фактически готовят два пакета отчетности: один – для
внутреннего пользования, другой – для общения с контрагентами, в том числе
международными. Непрозрачность существующей отчетности в ряде случаев
сдерживает заимствование на мировом рынке, развитие международных контактов.
Сегодня уже
делаются практические шаги по переходу на МСФО. Так, есть проект, бенефициаром
которого является Банк России, финансирует его ТАСИС (Европейская система
консалтинговых услуг), исполнитель – «ПрайсвотерхаусКуперсАудит».
Данный проект
включает в себя обучение, практическое применение МСФО на пилотной основе,
разработку и введение в действие нормативных документов, перенастройку
электронных средств. Цель этого проекта – создание основ инфраструктуры для
перехода российской банковской системы на Международные стандарты. Участниками
пилотного проекта являются 6 коммерческих банков. Через некоторое время
планируется расширить количество участников до 50 банков.
Однако при
переходе на Международные стандарты финансовой отчетности возникает ряд
вопросов, которые требуют предварительной проработки. Прежде всего, это
относится к возможности и практическому применению метода «начислений» вместо
повсеместно используемого сегодня «кассового» метода бухгалтерского учета.
Согласно
Положению ЦБ РФ № 39-П от 26 июня 1998 года «О порядке начисления процентов по
операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками»,
кредитные организации имеют право осуществлять учет некоторых банковских
операций, в частности, начисление процентов, «кассовым» методом или методом
начислений. Однако банки практически не пользуются методом «начислений» и
продолжают учитывать операции «кассовым» методом. В то же время именно метод
«начислений» является основополагающим принципом, без которого невозможно
использование МСФО. Применение данного метода в реальных условиях российской
экономики требует дополнительного изучения некоторых вопросов. И, прежде всего,
вопроса о том, как будет происходить формирование и использование прибыли. На
практике потребуется реально разделять понятия бухгалтерской прибыли для
составления финансовой отчетности и определения фактической налогооблагаемой
прибыли. В конечном итоге речь должна идти о том, чтобы банки и другие
структуры, использующие при составлении отчетности стандарты МСФО, исчисляли
размер налогооблагаемой прибыли исходя из полученных (а не начисленных) доходов
с учетом оплаченных расходов.
Налоговым
Кодексом вводится понятие «налоговый учет», который будет существовать
параллельно с бухгалтерским учетом. Минфин разработал план мероприятий по
переходу предприятий и организаций на МСФО. Поэтому очень важно правильно
понимать, что произойдет с банковской прибылью после внедрения МСФО, не
получится ли так, что банки будут платить «живые» налоги, а прибыль получать
«воздушно».
Кроме того,
использование метода «начислений» должно внести изменения в методику оценки
реальной стоимости активов банка, например, размер стоимости ценных бумаг уже
не должен определяться по цене покупки. Аналогичные изменения должны быть
внесены в методику учета доходов и расходов будущих периодов и, соответственно,
в подсчет финансовых результатов. Классификация и учет кредитов по группам
риска также должны будут производиться с учетом использования метода
«начислений». Хотя, применение стандартов МСФО позволяет более гибко подходить
к решению вопроса об отнесении выданного кредита к той или иной группе риска.
Главная опасность
при внедрении МСФО заключается в том, что ускоренный и недостаточно
подготовленный переход к новой системе отчетности и, в частности применение
метода «начислений», может привести к значительной недооценке размеров капитала
банков и предприятий, что может негативно сказаться на их состоянии.
При переходе на
международные стандарты финансовой отчетности надо учитывать и другие
особенности российской экономики, которые имеют существенное отношение к
обсуждаемой теме. Например, низкий уровень монетизации экономики, большой объем
не денежных расчетных операций. Поэтому до конца не ясно, как обеспечить
принцип преобладания содержания над формой, фактически предусматриваемый МСФО,
когда половина расчетов в России осуществляется безнадежно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|