Меню
Поиск



рефераты скачать Анализ отчетности кредитных организаций

1.     Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ;

2.     Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 26 декабря 1994 г. № 170);

3.     Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/94) “Учетная политика предприятия” (приказ Минфина России от 28 июля 1994 г. № 100);

4.     Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 2/94) “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство” (приказ Минфина России от 20 декабря 1994 г. № 167);

5.     Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 3/95) “Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностран­ной валюте” (приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 50);

6.     Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/96) “Бухгалтерская отчетность организации” (приказ Минфина России от 8 февраля 1996 г. № 10).

Кроме того, кредитная организация должна руководствоваться:

1.     Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкцией по его применению (приказ Минфина СССР Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности от 1 ноября 1991 г. №56 с изм.);

2.     нормативными документами, определяющими порядок учета себестоимости продукции (работ, услуг);

3.     другими нормативными документами по бухгалтерскому учету различных сфер деятельности организации (инвестиционная деятель­ность, совместная деятельность и др.) и видов имущества (основные средства, товарно-материальные ценности, ценные бумаги, немате­риальные активы и др.).

Остановимся подробнее на наиболее важных нормативных актах:

·        Инструкция Банка России от 01.10.97 № 17 “О составлении финансовой отчетности”.

Центральный банк Российской Федерации проводит последовательную политику приведения действующих российских норм и правил бухгалтерского учета в соответствие с Международными стандартами бухгалтерского учета (International Accounting Standarts — IAS).

Первым шагом в этом направлении явилось введение в августе 1993 года общей финансовой отчетности коммерческих банков, порядок составления которой регламентировался Инструкцией Банка России “О составлении финансовой отчетности”. Основной задачей введения общей финансовой отчетности коммерческого банка было ее использование для ознакомления и анализа деятельности коммерческого банка Центральным банком, руководителями прочих коммерческих банков, другими заинтересованными юридическими и физическими лицами, а также в дальнейшем — для открытой публикации. Она позволила перейти к унифицированным принципам составления и публикации финансовых отчетов коммерческих банков, ознакомиться с основными стандартами международного учета в коммерческих банках. Российские банки, их иностранные контрагенты, надзорные органы получили возможность более реально оценивать финансовое состояние банка на основании показателей доходности, платежеспособности и ликвидности.

В соответствии с приказом Банка России от 1.10.97г. N02-429 с 1 февраля 1998 года вводится в действие Инструкция "О составлении финансовой отчетности". До настоящего времени Общая финансовая отчетность составлялась и представлялась в территориальные учреждения Банка России в соответствии с Временной инструкцией, утвержденной письмом Банка России от 24.08.93г. N181-93.

Внедрение в практику финансовой отчетности является важным шагом в направлении обеспечения соответствия отчетных документов российских кредитных организаций нормам и практике оформления отчетов, принятых в международной банковской деятельности. Финансовая отчетность должна представляться всеми кредитными организациями, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к отчетности кредитных организаций.

·        “Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации” от 18.06.97.

Введение в действие с января 1998 года нового Плана счетов и “Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации” от 18.06.97 № 61, утвержденных Приказом Банка России от 18.06.97 № 02 - 263 (далее — Правила № 61), стало вторым шагом в этом направлении. Они развивают международные принципы бухгалтерского учета: раздельное отражение активов и пассивов, приоритет содержания над формой, существенность, открытость и осторожность. Вследствие принятия этих нормативных документов существенно изменилась банковская отчетность, представляемая коммерческими банками в Банк России: заметно повысилась информативность отчетности, в первую очередь ее основного элемента — банковского баланса.

·        Европейская Директива № 86/635 "О годовой отчетности и консолидированной отчетности банков и кредитных учреждений" и нормы Комитета по международным бухгалтерским стандартам.

Критерии, приведенные в этих документах, соблюдаются почти всеми коммерческими банками мира.

·        «Положение о консолидированной отчетности кредитных организаций».

При формировании финансовой отчетности необходимо учитывать документ ЦБ РФ № 29-П от 12.05.98 г. « Положение о консолидированной отчетности кредитных организаций». Консолидированной отчетностью называется отчетность о состоянии требований и обязательств, собственных средств (чистых активов), финансовых результатов консолидированной (банковской) группы.

·        Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

Данный закон, в том числе, также устанавливает порядок составления кредитными организациями консолидированной отчетности.

·        Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Был принят Федеральным законом 65-фз от 26 апреля 1995 и вступил в силу 1 июня 1995. Согласно этому закону, Центральный банк монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования, устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, лицензирует деятельность кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом, регистрирует эмиссию ценных бумаг, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль и осуществляет другие функции в соответствии с законом.

ЦБ РФ намерен повысить качества надзора за кредитными организациями. До кризиса надзор во многом имел формальный характер и заключался в основном в контроле за представлением и сроками отчетности. Сейчас стоит проблема — выявить риски и реально оценить финансовое положение банков. Проблема номер один — выявление этих рисков, оценка того, насколько адекватно сами банки оценивают риски, насколько адекватна система внутреннего контроля в банках, насколько достоверно на данную отчетную дату представлена финансовая отчетность. Следует отметить, что совершенствование надзора уже началось и активно идет.

ЦБ РФ проводит работу по усилению контроля за повышением качества учета и отчетности кредитных организаций. Эта работа включает проведение систематических проверок и применение к нарушителям соответствующих санкций, контроль за устранением банками выявленных нарушений.

Банк России  намерен при содействии международных экспертов (в рамках деятельности Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России) продолжить данную работу по следующим основным направлениям:

§         совершенствование и приближение к международным стандартам учета, бухгалтерской и финансовой отчетности банков;

§         совершенствование системы обязательных нормативов путем повышения эффективности их регулирующего воздействия на уровень рисков кредитных организаций;

§         развитие практики оценки рисков на консолидированной основе, в том числе путем включения операций с небанковскими организациями, входящими в состав банковских групп.

Одной из важных задач по развитию банковской системы Банк России считает укрепление рыночной дисциплины. В этих целях Банк России намерен усилить контроль за отражением в учете и отчетности реального положения дел в кредитных организациях. Фактором повышения эффективности данной работы является законодательное предоставление Банку России права производить переоценку активов и обязательств кредитных организаций, а также корректировку величины собственных средств (капитала) кредитных организаций.

Другим фактором укрепления рыночной дисциплины является повышение транспарентности банковской деятельности через расширение перечня и повышение регулярности публикаций банками информации о своем состоянии.

Для решения этой задачи необходимо дополнить действующее законодательство требованиями ежеквартальной публикации в печати балансов и финансовых результатов банков, а также таких ключевых финансовых показателей, как коэффициенты достаточности капитала и величина резервов на покрытие сомнительных активов. Кроме того, предполагается обязать кредитные организации, являющиеся головными в составе банковских групп, ежегодно публиковать консолидированный балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках.

Свое выступление на XII съезде Ассоциации российских банков Председатель Банка России С.М. Игнатьев начал с важнейшей для российской банковской системы проблемы банковского надзора.

  Повышение эффективности банковского надзора должно стать одним из главных приоритетов работы Банка России на ближайшие месяцы. Об актуальности этой проблемы свидетельствуют события, произошедшие  с коммерческим банком «ИБК». Этот не маленький банк даже по московским меркам - он занимал довольно высокое место в сотне крупнейших российских банков.

Первая информация о возникших у этого банка проблемах получена вечером 21 апреля. 22 апреля о сложившейся в банке ситуации опубликовали московские газеты. 22 апреля Московское ГТУ  ЦБ РФ начало проверку банка ИБК. 23 апреля    были подведены итоги проверки и подписан приказ о назначении в банк временной администрации.

Председателя Банка России больше всего обеспокоило то, что, ознакомившись с основными показателями отчетности банка ИБК, никаких признаков  проблемности в этой отчетности он не обнаружил. Достаточность капитала составляла несколько десятков процентов. Банк был отнесен ЦБ РФ к достаточно высокой категории  финансовой устойчивости. Тем не менее спустя всего несколько недель после отчетной даты банк начал проявлять признаки нестабильности. Это говорит о том, что ЦБ РФ пока не научился адекватно оценивать финансовое положение кредитной организации, прогнозировать возможные проблемы.

Для повышения эффективности банковского надзора необходим переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В соответствии с принятой Правительством РФ и Банком России «Стратегией развития банковского сектора РФ» этот переход предполагается осуществить с 1 января 2004 года. Необходимой предпосылкой введения новых стандартов должно стать принятие новой редакции Федерального закона «О бухгалтерском учете».

До конца 2003 года Банк России предполагает внести изменения, связанные с принятием международных стандартов, в существующие нормативные документы с тем, чтобы у кредитных организаций был в запасе один год на подготовку практического перехода на новые стандарты.

Необходимо обеспечить переход на новые стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности не только банковского сектора, но и других секторов экономики. Качество управления и информативность отчетности банков, составленной в соответствии с новыми стандартами, не могут быть высокими, если при оценке своих рисков банки будут использовать финансовую отчетность контрагентов, составленную по традиционным российским стандартам.


1.10.         Содержание и порядок составления отчетности

Согласно статье 24 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», отчетный период Банка России устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.  Структура баланса Банка России устанавливается Советом директоров.

Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров. Согласно Статье 25 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», годовой отчет Банка России включает следующее:

1) отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации, а также перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;

2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;

3) порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России;

4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.

После составления годового отчета Банка, Государственная Дума направляет его Президенту Российской Федерации, а также для заключения в Правительство Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России до 1 июля года, следующего за отчетным. По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает решение.

Годовой отчет публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.


1.11. Консолидированная отчетность и ее значение

В соответствии со статьей 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации»  и со статьями 4,8,42,43 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» устанавливается порядок составления кредитными организациями консолидированной отчетности.

Под консолидированной отчетностью понимается  отчетность о состоянии требований и обязательств, собственных средств (чистых активов), финансовых результатов, а также расчет рисков на консолидированной основе.

          Консолидированная отчетность составляется в целях установления характера влияния на финансовое состояние кредитных организаций, их вложений в капиталы других юридических лиц, операций и сделок с этими юридическими лицами, возможностей управлять их деятельностью, а также в целях определения совокупной величины рисков и собственных средств (чистых активов) банковской или консолидированной группы. Консолидированная отчетность составляется и представляется головными кредитными организациями банковских/консолидированных групп.

Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).

Для целей составления, представления и опубликования консолидированной отчетности о деятельности банковской группы в состав консолидированной отчетности должна быть включена отчетность иных  юридических лиц, в отношении которых кредитные организации, входящие в состав банковской группы, могут оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления указанных юридических лиц.

В консолидированную отчетность включаются данные отчетности головной кредитной организации и участников по состоянию на одну отчетную дату и за один и тот же отчетный период.

Консолидированная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером головной кредитной организации банковской/консолидированной группы. Участники банковской/консолидированной группы несут ответственность за достоверность и полноту данных, представляемых головной кредитной организацией.

Головная кредитная организация банковской группы составляет консолидированную отчетность по формам:

§         Форма № 801. Отчет о составе участников банковской / консолидированной группы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.