Иисус
- Сын Божий
Это, безусловно, самый
значительный христологический термин в Новом Завете.
Слова «Сын Божий» или их эквиваленты («Сын», «Сын Мой» и др.) встречаются в
нем более 124 раз, и их можно считать главной христологической категорией в
каждом из Евангелий. Новый Завет описывает отношения
Иисуса с Богом, прежде всего в терминах богосыновства. Само
это понятие включает в себя несколько значений, связанных с
особой миссией, послушанием, глубочайшей взаимосвязью,
познанием, богоподобием, обретением благословений и
даров.
В Ветхом Завете понятие богосыновства появляется в связи с тремя лицами или группами лиц: это ангелы (Быт.6,2; Иов.1,6; Дан.3,25), Израиль (Исх.4,22-23; Ос.11,1; Мал.2,10) и царь (2Цар.7,14; Пс.2,7; 88/89,26-27). Когда речь идет об Израиле и царе, богосыновство подчеркивает особую
принадлежность Богу, избрание для служения Богу (т. е. повиновения Ему) и
переживание Божьей любви, милости, зашиты и даров.
Хотя в Ветхом Завете царь
сравнительно редко именуется сыном Божьим, такое
употребление термина ближе к тому смыслу, который он
имеет в Новом Завете, нежели к обозначению ангелов или даже всего народа.
Также в Ветхом Завете не говорится явно о Мессии как о Сыне Божьем. Однако в кумранских
произведениях есть три отрывка, в которых идея Сына Божьего связана с Мессией: «Его будут славить
как Сына Божьего, и они назовут его Сыном Всевышнего». Хотя фрагменты, где Мессии приписано богосыновство,
редки и разбросаны, было отмечено следующее: 1)
мессианские надежды в тот период почти всегда связывались
с идеальным царем из рода Давида (который в Ветхом Завете
назван «Сыном Божьим»); 2) в некоторых высказываниях в Новом Завете,
по-видимому, прослеживается сопряжение понятий «Мессия»
и «Сын Божий» (cм. Мк.14,61; Мф.16,16). Это наводит на
мысль, что восприятие Мессии как Сына Божьего не было
совершенно чуждо палестинскому иудаизму.
Богосыновство
в жизни и служении Иисуса
Согласно синоптическим
Евангелиям, Иисус воспринимал себя и свою миссию
как реализацию богосыновства и явно подразумевал при
этом, что Он - Сын Божий. В результате
исследования подлинных высказываний Иисуса, относящихся к «Отцу»
и «Сыну», обнаруживаются следующие важнейшие моменты:
1. Глубокая личная связь с
Отцом. Она указывает на тесные личные отношения
между Иисусом и Богом. Особенно глубоко Ииcyc переживает их через молитву, в которой Он обращается
к Богу почти исключительно как к «Отцу» (по-арамейски Abba; Мк.14,36; ср. Рим.8,15;
Гал.4,6). Вероятно, что
Иисус, был первым евреем, который в молитве именовал Бога Abba (обычно
в еврейских молитвах употреблялось устаревшее «официальное»
именование Аbi),
и что обращение Abba
означало близкие отношения и происходит из детской речи.
Поэтому, это отличие молитвенной речи
Иисуса от формально принятой, подразумевающей
определенную дистанцию, и ее более разговорные
формы, которые используются при общении с земным отцом, приобретают
в этом вопросе ключевое значение.
2. Послушание Божьей
воле. Евангельский рассказ о Крещении подводит ко
второй важной теме - совершенному
послушанию Божьей воле, понимаемой в терминах Страждущего Служителя или Раба Господня. Божественный голос при
Крещении говорит о послушании:
«...в Котором Мое благоволение». Более того, здесь слышится напоминание о Пс.2,7 и Ис.42,1, где понятия богосыновства и раба (служителя) Господня тесно связаны. Таким образом, богосыновство определяется в терминах послушания, а послушание описывается посредством образа раба Господня
(служителя, отрока) из книги пророка
Исайи. Хотя межзаветный иудаизм порой связывал Мессию с рабом Господним, в нем отсутствовала связь искупительного страдания последнего с Мессией. Но
нет сомнений, что Иисус установил эту связь и обосновал ее своим пониманием роли Сына Божьего. Иисус толкует свое богосыновство в смысле покорной отдачи себя на страдания и смерть; это
звучит также в молитве в Гефсимания
(см. Мк.14,32-42). Помимо послушания
Иисуса воле Божьей у Матфея есть еще
три аспекта, характеризующие его богосыновство. а) Как Сын Божий Иисус знает Отца и Его волю, и только
Он обладает властью толковать ее (см.
Мф.5,17-48; 7,28-29; 11,25-27). б) Поскольку Иисус есть Сын Божий, Его ученики тоже становятся сынами Бога, которые могут обращаться к Богу «Отче». Для
их сыновства, как и для
богосыновства Иисуса, характерна
прежде всего покорность воле Божьей (см. Мф.12,50). в) Поскольку Иисус до конца
остается верным и покорным Сыном,
Отец дал Ему всякую «власть на небе и
на земле» (Мф.28,18); теперь Он царствует как Сын (см. Мф.28,19; 24,36) и возвратится, облеченный
этой властью (см. Мф.10,32; 16,27;
25,31-46).
3. Единственный Сын Бога.
Сказанное выше связано и с другой темой речей Иисуса,
предполагающих Его богосыновство: оно исключительно. Иисус -
единственный (единородный) Сын Божий. Как таковой Он имеет власть передать своим последователям опыт богосыновства,
но Иисус последовательно проводит различие между сыновство учеников и своим собственным. Он говорит об «Отце Моем» и «Отце вашем»,
но никогда - об «Отце нашем» («Отче наш» в Молитве Господней (см. Мф.6,9) суть слова, которые должны произносить ученики).
Очевидно, что в подлинных
речениях Иисуса в синоптических Евангелиях не говорится о Его богосыновстве в плане предсуществования, равно как и об онтологических
понятиях (таких как Его божественная «природа»). Скорее Иисус
выделяет моменты личных отношений с Богом знания Им Отца и активного служения.
Евангелие от Иоанна ставит богосыновство Иисуса в центр христологии. В
нем сказано о «Сыне (Божьем)» 29 раз, а о Боге как
об «Отце» - более 100 раз. Кроме того, Иоанн прямо утверждает,
что цель написанного им Евангелия - убедить читателей
уверовать в то, «что Иисус есть Христос, Сын Божий»
(Ин.20,31). Хотя Иоанн включает большинство основных
элементов представления Сына Божьего синоптиками, его образ богосыновства Иисуса отличается от того,
который мы видим в синоптических
Евангелиях.
Одно из важнейших отличий
Иоаннова представления Иисуса как Сына Божьего от
синоптиков состоит в постулировании предвечного бытия Сына.
Если синоптики нигде не говорят о богосыновстве Иисуса в смысле Его предсуществования, то Иоанн начинает свое
Евангелие с того, что неразрывно связывает «Слово»
(Логос), фактически осуществившее творение,
с Сыном.
Роль Иисуса как Сына
Божьего характеризует прежде всего следующее. 1)
Иисус, Сын Божий, всецело повинуется воле своего Отца
(см. Ин.4,34; 5,30; 6,38; 7,28; 8,29); Его послушание
выразилось в самом Его пришествии в мир (см. Ин.8,42). 2) Как
Сын Божий Иисус творит дела Отца (см. Ин.5,19; 9,4;
10,37) и среди них те, которые может творить только Бог,
- воскрешает мертвых (см. Ин.5,21,24; 6,40) и вершит суд
(см. Ин.5,22,27-29; 8,16). И действительно, Иисус
не говорит ничего, кроме того, что услышал от Отца
(см. Ин.3,32-34; 12,49-50; 15,15), и не творит ничего, кроме того, что Он увидел у Отца (см. Ин.5,20; 8,38). То, что Он делает, - это по сути дела Отца, осуществляемые через Сына (см. Ин.5,17; 9,4; 10,32). 3) Будучи Сыном Божьим, Иисус пребывает в тесной, глубокой связи с Отцом. Эту близость Иоанн описывает пространственной метафорой: «сущий
в недре Отчем» (Ин.1, 18). Такая близость, в частности, включает: а) «познание»
Отца и Его воли (см. Ин.4,22-23; 6,45-47; 8,55; 15,15); б)
владение всем, чем владеет Отец (см. Ин.16,15); в) особого
рода доступ к Отцу и особого рода влияние на Него (см. Ин.14,13-16). 4)
Отношения между Отцом и Сыном основаны на любви: Отец любит
Сына (см. Ин.3,35; 5,20; 10,17; 17,23), и Сын любит Отца (см.
Ин.14,31). Отец выражает свою любовь, все отдав в руки
Сына (см. Ин.3,35; 13,3), а особенно тех, кто приходит к Сыну
(см. Ин.6,37,44,65; 10,29; 17,2).
Из всего этого следует
уникальность богосыновства Иисуса: Он - Сын Божий в
таком смысле, который неприложим ни к кому иному, даже к верным Богу. Иоанн привлекает внимание к этой уникальности, единственности, называя Иисуса «единородным» (monogenes) Сыном (см. Ин.1,14,18; 3,16) и постоянно
употребляя абсолютную форму слов «Отец» и «Сын» (с
определенным артиклем). В Евангелие Иоанна ученики ни разу
не названы «сыновьями», и они не обращаются к Богу
«Отец». Только однажды в нем сказано о Боге как об
«Отце» учеников (см. Ин.20,17), но там подчеркнуто
различие между «Отцом Моим» и «Отцом вашим».
ИИСУС
– ГОСПОДЬ
Истоки
христианского употребления титула «Kyrios»
В 1Кор.16,22 и в Дидахе
10,6 - вероятно, наиболее древнем из неканонических
христианских произведений - содержится арамейское
свидетельство, имеющее первостепенное значение в решении
этого вопроса. Здесь первые христиане, говорящие на
арамейском языке, именуют Иисуса - Господом (maran atha или, скорее, marana tha ср. Откр.22,20, где, по-видимому, содержится
греческий перевод этого оборота. Из этого текста
очевидно, что подразумевается именно Иисус, как ясно это и в 1Кор.16,22-23). Можно предложить три основных способа понимания оборота
marana tha:
1) «Господи, приди»; 2) «Наш Господь пришел» и 3)
пророческий перфект, «Господь придет».
Однако, первая версия кажется
наиболее вероятной, особенно с учетом
Откр.22,20 - где Господом именуется
умерший и воскресший Иисус. Поскольку наиболее вероятен первый вариант перевода, то тогда получается, что даже если выражению «mаrе» -
«наш Господин» не соответствует вполне титул
«Господь», и даже если арамейское «mаrе» чаще применялось к людям, а не к
Богу, никто не призывал обычного равви
явиться после его смерти. Если понимать это выражение в
целом (maranatha) как «приди, наш Господин», оно получит трансцендентальное значение, даже если такое значение отсутствует у «maran» как такового.
Не вполне ясно,
использовалась ли фраза maranatha для призывания Христа присутствовать во время богослужения,
или же это молитва о возвращении Христа с небес. Тем не
менее, на основании убедительного свидетельства о том,
что арамеоязычные иудеохристиане при Павле, а может быть, и
ранее (т. е. первые иудеохристиане) называли Иисуса
«Господом» или, по крайней мере, «нашим Господином», мы можем отвергнуть гипотезу о происхождении христологического «kyrios» из эллинистической среды ранней Церкви.
Поразительно, что Павел,
обращавшийся в 50-е годы к грекоязычным
языкохристианам, которые, скорее всего, не знали арамейского,
не пожелал перевести maratha tha. Это, очевидно, означает, что он рассчитывал на безусловное понимание этой фразы, а это, в свою очередь, указывает, что данное выражение уже давно стало обычным молитвенным воззванием, применяемым всеми христианами, и
потому апостол не видит необходимости пояснять или переводить его. Поэтому
истоки христианского употребления термина «Господь»
применительно к Иисусу могут быть прослежены (документально) вплоть до самых ранних арамеоязычных иудеохристиан и далее.
Некоторые евангельские
тексты, по-видимому, воссоздают исторический фон,
современный жизни Иисуса. Возникает вопрос: называли ли Иисуса Господом в
начале Его земного служения, и если да, то в каком смысле? Так в Мк.11,3, где Иисус велит ученикам пойти и найти
Ему осленка для входа в Иерусалим и на все вопросы отвечать:
«Он надобен Господу». Греческий текст дает «ho kyrios», т. е. если это перевод подлинных слов Иисуса,
подразумевается арамейское «marе». Вероятно, что
значение у этого слова здесь такое же, как в Мк.14,14,
когда Иисус поручает сказать: «Учитель говорит: где
комната?..» В таком случае «Господин» здесь - просто
уважительная форма в разговоре о наставнике и заслуженном
учителе, и это выражение предполагает, что тот, кто так именует самого себя, вправе предписывать некоторые вещи людям,
независимо от того, являются они его учениками
или нет. Трудно сказать, выходит ли значение «marе» здесь за эти рамки.
Эта гипотеза подтверждается
некоторыми контекстами четвертого Евангелия. Здесь мы обнаруживаем
связь между терминами «учитель» и «господин» (Ин.13,13-16).
Следует также отметить, что в первом сообщении
о Воскресении Мария Магдалина называет своего умершего
учителя «мой Господин» (Ин.20,13), а когда узнает обращенный к
ней голос Иисуса, восклицает: «Раввуни» (Ин.20,16) - это слово переводится как «Учитель». Этот текст также предполагает, что Иисус во время своего служения именовался не только
«rabbi» или «rabbuni», но также и «mаre», как великий учитель, имевший власть над своими учениками.
В этом смысле Иисус был для своих учеников господином.
Другим доказательством в пользу этой версии может быть использование терминов
«раб» и «хозяин» (Ин.15,15, 20) для описания отношений
между Иисусом и Его учениками.
Гораздо более важен для нашей
темы текст Мк.12,35-37. Здесь цитируется Пс.109,7: «Сказал
Господь Господу моему: седи одесную Меня». Иисус
спрашивает: «Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему?» Этот вопрос представляет собой как раз
тот тип косвенного намека, который Иисус обычно использовал
публично, указывая, кем Он считает Себя. Он намекал на свое значение так, чтобы заставить слушателей глубоко задуматься над этой важнейшей проблемой. Такой метод обучения характерен для наставников раннего иудаизма.
Выбрав сложный текст, они начинали задавать вопросы
к нему, с тем чтобы опровергнуть ходячие заблуждения
- в данном случае речь идет о Мессии как о потомке Давида.
В данном
контексте Иисус настаивает, что Мессия - Господь Давида и потому стоит выше
царя и существовал раньше него. Именно поэтому Иисус спорит
с книжниками, называющими Мессию «Сыном Давида». Как стало известно предсуществование нередко
приписывалось в раннем иудаизме божественным
посредникам Бога.
Итак, Иисус мог в данном
контексте намекать, что Он - не только Мессия, но и
существовавший от века Господь, и Его аудитория могла воспринять этот намек. Несомненно, здесь подразумевается тайна
Иисуса о Себе Самом. Его вопрос обусловлен Его
пониманием мессианства, заключенного в Нем Самом.
Однако Его цель заключается не в том, чтобы открыть эту тайну, которая
остается всецело и исключительно Его, но
показать тщету мессианских ожиданий, не приподымающихся над земным человеческим уровнем. Сам аллюзивный характер высказывания предполагает его аутентичность. Оно наполовину скрывает
и наполовину приоткрывает
«мессианскую тайну». Оно говорит (но
не прямо), что Иисус обладает сверхъестественным
божественным происхождением и что Его
Сыновство не связано с человеческой родословной. Трудно представить себе, что столь косвенным способом могло выражаться исповедание общины верующих. Ведь суть исповедания именно в том, что
оно должно быть понятно, в то время
как цель этого высказывания - вызвать размышление и побудить к принятию решения. Такой язык присущ Иисусу, как показывает и Его послание Иоанну Крестителю (см.
Лк.8,22), однако он разительно
отличается от интонации и методов
раннего христианства. Все это
означает, что провозглашение Иисуса Господом опирается на какие-то,
пусть косвенные, публичные высказывания
Иисуса о Самом Себе в пору Его служения. Тем не менее из этого нельзя
понять, когда и в какой момент последователи
Иисуса подхватили этот намек и начали действительно именно так и относиться к Иисусу. Как мы отметили,
доказательства того, что ученики
признавали Иисуса «marе», в пору его служения в
сколько-нибудь божественном смысле, более чем скудны
(сюда можно отнести Лк. 6,46). Чем же обусловлено
исповедание Иисуса Гocпoдом?
Во-первых, есть ранний тип
исповедания, использованный Павлом в Рим.1,34. Этот текст, очевидно, предполагает, что Иисус после Воскресения обрел новое
значение, власть и силу. Он даже получает в результате
Воскресения новый титул - «Сын Божий в силе».
Другое свидетельство мы имеем из цитаты в Флп.2,6-11 - скорее всего, Павел
ссылается на христологический гимн.
Здесь говорится, что Иисус отказался
от статуса и власти равного Богу и принял облик не только человека, но даже раба, послушного Божьему замыслу вплоть
до смерти, и потому теперь Он высоко
превознесен и получил имя превыше всех имен.
Из «doulos» - «раба» Иисус превращается в «kyrios» -
«Господа». В контексте
гимна «имя, которое превыше всех имен» - это не «Иисус», ведь этим именем Он
уже назывался, а царский титул, полученный Иисусом, когда Он
принял статус Бога, правящего всем миром, - титул «kyrios». Деян.2,36, по-видимому вслед за ранней
апостольской проповедью, утверждает: «Итак твердо знай,
весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». Учитывая, что Лука охотно
именует Иисуса «kyrios» также и в своем Евангелии, маловероятно, чтобы он сам создал подобный текст, подразумевающий, если не утверждающий, что
титул Господа присвоен Иисусу после
Его смерти. Этот текст, видимо,
указывает, что эти титулы в особенности уместны благодаря тому, что Бог сделал для Иисуса после Его смерти - а
именно, как сказано в Деян.2,32, «сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|