Заступничество за виновных
Согласно Лк 22,16,18 пар. Мк.14,25, Иисус во время последней трапезы
торжественно отказывается от еды и питья с учениками; смысл этого отказа можно
было бы вывести из обычая древней палестинской Церкви отказываться от
пасхальной трапезы и поститься в пасхальную ночь, чтобы таким образом в
последний час перед ожидавшимся приходом Мессии просить за Израиль. Если отказ
Иисуса действительно выражал просьбу за Израиль, напрашивается предположение,
что тем самым он осуществлял заступничество Служителя Божьего за виновных (см.
Ис. 53,12). Однако заступничество Иисуса не ограничивается Израилем. Об этом
свидетельствует Лк.23,34.
Для понимания заступничества Иисуса преимущественное значение имеет та
ситуация, в которой оно делается. Напомним, что по еврейскому обычаю преступник
перед казнью должен был произнести искупительную формулу: «Да будет смерть моя
искуплением всех моих грехов». У мучеников признание грехов меняется просьбой
за Израиль (прежде всего в 4Макк). Иисус также вместо искупительной формулы
произносит молитву, которая направляет искупительную силу его смерти на других
— но не на Израиль, а на его палачей. В еврейских мартирологах нет ничего
подобного, так что и здесь напрашивается мысль о 53-й главе Исайи, которая (и
притом в еврейском тексте) заканчивается словами: «и он понес грехи многих и за
виновных сделался ходатаем» (ст. 12).
Количество примеров, позволяющих судить об истолковании страданий
Иисусом, ограниченно. Объясняется это тем, что он говорил об этой глубочайшей
тайне своей миссии только при наставлении учеников, и при этом лишь в
последний период своей деятельности.
Смысл страданий Сына Человеческого состоит в заместительстве за многих
(см. Мк.10,45; 14,24). Как мог Иисус приписывать своей смерти такую
безграничную искупительную силу? Ответ заключается в следующем: он умирает как
Служитель Божий, о страданиях и смерти которого в 53-й главе книги Исайи говорится,
что это безвинные (ст. 9), переносимые с кротостью (ст. 7), добровольные (ст.
10), угодные Богу (ст. 6,10) и потому искупающие грехи других (ст. 4сл)
страдания. Так как жизнь, которая здесь предается смерти, — это жизнь с Богом
и от Бога, эта смерть обладает безграничной искупительной силой.
«ИМЕНА» И «ТИТУЛЫ» ИИСУСА В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Выражения, включающие в себя «имя» Иисуса, часто встречаются в Новом
Завете и имеют очень большое значение, потому что их употребление параллельно
употреблению имени Бога в Ветхом Завете. Первые христиане без затруднений
подставляли имя Иисуса вместо имени Бога. В самом деле, для них божественное
имя, YHWH, относилось к Иисусу, поскольку перед Ним должно было преклониться
всякое колено, и всякий язык должен был исповедовать, что Он — Господь (см.
Флп.2,9-11; ср. Ис.45,20-23). Новозаветные верующие должны жить во имя Иисуса,
точно так же, как ветхозаветные верующие должны были жить во имя Яхве.
Люди, услышавшие Благую Весть и откликнувшиеся на нее, призывают имя Иисуса
во спасение (см. Деян.2,21), веруют во имя Его (см. Ин.1,12; 1Ин.5,13); затем
оправдываются (см. 1Кор.6,11) и получают прощение именем Иисуса (см.
Деян.10,43; 1Ин.2,12), а потом крестятся во имя Иисуса (см. Деян.2,33; 10,48;
19,5). Теперь, имея жизнь во имя Его (см. Ин.20,31), верующие должны прославлять
имя Иисуса (см. 2Фес.1,12), благодарить и делать все, что делают, во имя Иисуса
(см. Еф.5,20; Кол.3,17). В точности подобно Ветхому Завету, где имя Божье
представляет личность Бога и все, что Он есть, в Новом Завете «Имя» Иисуса
означает все, что есть Иисус в качестве Господа и Спасителя.
В дополнение к всеобъемлющей мысли, которая заключена в самом имени
Иисуса, существует также ряд немаловажных способов именования, которые
употребляются в Новом Завете по отношению к Иисусу. Каждый из них (а мы уже
рассмотрели титулы Иисуса - «Мессия - Христос», «Господь», «Сын Божий», «Сын
Давидов» и «Сын Человеческий») раскрывает некую особенность того, Кем является
Иисус, а в сочетании они представляют собой определение Его личности и деяний,
и становятся как бы Его вторым «именем».
Единородный, Единственный
Иисус назван «Единородным» (μονογενους) в пяти местах Нового Завета
(см. Ин.1,14,18; 3,16,18; 1Ин.4,9). Современные переводчики склонны переводить
это слово как only, «единственный» или one and only, «один-единственный». В
любом случае в Иоанновом корпусе Писаний акцент делается на единственности Иисуса:
Он находится в совершенно особых отношениях с Отцом, настолько близких, чтобы
составлять с Ним одно целое (см. Ин.5,18; 10,30), и все же пребывает настолько
отдельно от Него, насколько это необходимо, чтобы полностью отождествиться с
человечеством при воплощении (см. Ин. 1,14).
Слово μονογενους употребляется в Лк.7,12,
8,42, 9,38 для обозначения соответственно единственного сына вдовы в Наине,
дочери Иаира и сына, страдающего припадками, чей отец — некто из народа. Это
свидетельствует, что в обычном словоупотреблении данный термин обозначает
единственного ребенка. Еще в одном случае это слово встречается в Новом Завете
в Евр.11,17, где говорится, что Авраам едва не принес в жертву своего «единородного»
сына Исаака. Предполагается, что для Иоанна, как и для священнописателя
Послания к евреям, это происшествие (см. Быт.22,1-18) служит главным
обоснованием для раннехристианских представлений о богосыновстве
Иисуса и Его жертвенной смерти.
В современных переводах правильно отражено, что статус Иисуса в качестве
«Единородного» подчеркивает Его уникальность, а не Его положение или
обстоятельства Его происхождения — это не есть прямая ссылка на девственное
зачатие. Как непревзойденное выражение славы Отца, будучи обособленным ото
всех сотворенных людей Он во всем имеет первенство (см. Кол.1:18). Он μονογενους — то есть полностью
уникален, как Своей личностью, так и ролью Спасителя. Один из отцов церкви
Иероним (ок. 400 г. по Р. X.) внес в Вульгату слово unigenitus «единственно
рожденный», чтобы воспрепятствовать распространению арианских взглядов, будто
бы Иисус был сотворен.
Святой Божий
В Ветхом Завете «Святой Божий» — это божественный эпитет, распространенный
в поэтических и пророческих текстах и употребляемый для того, чтобы выразить
обособленность Господа. В Новом Завете это имя по отношению к Иисусу
встречается два раза в евангелиях (см. Мк.1,24 - Лк.4,34 {синод. «Христос, Сын
Бога Живого»}), один раз в Деяниях (см. Деян.3,14) и, возможно, еще в двух
местах (см. 1Ин.2,20; Отк.3,7).
В Евангелии от Марка Иисус, начиная Свое общественное служение, учит в
синагоге в Капернауме (см. Мк.1,21-22). Человек, одержимый духом нечистым,
тогда вскричал: «Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить
нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий (ο
αγιος του θεου)» (Мк.1,23-24). Это событие,
возможно, лучше рассматривать в свете характерного для Евангелия от Марка
мотива тайны, связанной с тем, что люди редко способны полностью понять
подлинную сущность Иисуса. И только Бог (см. Мк.1,11; 9,7) или, как и в этом
тексте, бесы (см. Мк.5,7) еще до распятия знали, Кем был Иисус. Вдобавок,
знание чьего-либо «имени» может подразумевать власть над его носителем. Но
несмотря на знание беса о том, что его потенциальный укротитель — «Святой
Божий», Иисус кратким распоряжением изгоняет его вон и изумляет толпу Своим
учением и Своей властью (Мк. 1:25).
Иоанн противопоставляет отступничеству «многих из учеников» верность
двенадцати (Ин.6,66-69). Петр отвечает Иисусу: Господи! к кому нам идти? Ты
имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты — Святой Божий»
{синод. «Христос, Сын Бога Живого»}. В 1Ин.2,20 может подразумеваться либо Бог,
либо Иисус: «Вы имеете помазание от Святого». Приведенная выше цитата из
Евангелия от Иоанна позволяет предположить, что это помазание осуществил Иисус,
но не исключено и то, что священнописатель намеренно оставил здесь некоторую
неопределенность.
В Книге Деяний Петр упрекает толпу любопытствующих за то, какую роль они
сыграли в распятии Иисуса. Ничто не могло быть хуже, чем отречься «от Святого
и Праведного» и взамен просить отпустить им убийцу (см. Деян.3,14). И, наконец,
в послании ангелу Филадельфийской церкви Иисус — «Святой, Истинный, имеющий
ключ Давидов» (Отк.3,7). Этот стих, подобно Деян.3,14, иллюстрирует, как
полный эпитет «Святой Божий » может сокращаться и сочетаться с другими
описаниями Иисуса, чтобы выразить основную идею текста. В книге Деяний Петр
стремится убедить своих слушателей, в то время как апокалиптический
священнописатель приводит различные образы Иисуса, чтобы воодушевить верующих
во времена ожесточенных гонений.
Начальник и вождь
Иисус назван «Начальником» в Деян.3,15; 5,31 и в Евр.12,2, «вождем» в Евр.2,10.
Во всех случаях греческое слово одно и то же — αρχηγος. Употребление этого
термина в греческом переводе Ветхого Завета (LXX) и во внебиблейских греческих
текстах предполагает его тройственный смысл: 1) первопроходец
(первооткрыватель), который прокладывает путь для остальных, отсюда переводы
«вождь» или «герой»; 2) первоисточник или основатель, отсюда «автор», «зачинщик»,
«зачинатель»; 3) руководитель и правитель, отсюда «полководец», «князь»,
«царь». Эти значения вполне способны пересекаться или объединяться. В своем самом
общем смысле это греческое слово относится к тому, кто осваивает новые земли,
открывает новые пути и ведет по ним других. Такой αρχηγος строит города или крепости
для тех, кто идет следом, и ведет их к победе над противником. Когда устанавливается
мир, он остается руководителем, и город или община получают его имя. Впоследствии
его почитают как героя-основателя.
В Деян.3,15 Петр обвиняет иудеев в том, что они убили «Начальника (αρχηγος) жизни», подразумевая тем
самым, что Иисус — зачинатель не только биологической, но и «новой жизни» и
провиденциально заботится о тех, кто приобщился к Нему. Позднее Петр называет
Иисуса «Начальником (αρχηγος) и Спасителем» (Деян.5,31),
Который приносит Израилю покаяние. Слово Спаситель ассоциируется с древними
«судьями». Иисус — Тот, Кто действует в критической ситуации, порожденной греховностью
Божьего народа, и пришел Он не только, чтобы принести избавление, но и чтобы
продолжить служение в качестве Начальника (αρχηγος). Священнописатель Послания
к евреям говорит о страдающем «Вожде (αρχηγος) спасения» (Евр.2,10) и
«Начальнике (αρχηγος) и Совершителе веры»
(Евр.12,2). В каждом случае подразумевается, что Иисус не только порождает и
дарует новую жизнь для людей Своего народа, но и остается в этой новой жизни с
ними; они носят Его имя, а Он — их Царь.
Избранник
Иисус назван избранником (εκλελεγμενος) Божьим в рассказе Луки о
преображении (см. Лк.9,35), а в (Мф.12,18) возлюбленным (ο αγαπητος), когда Матфей цитирует Ис.42,1 применительно
к Иисусу. Это говорит нам о том, что эти два «титула» применительно к Иисусу в
Новом Завете взаимосвязаны. В описании же Петра Иисус — «камень живой,
человеками отверженный, но Богом избранный (εκλεκτον), драгоценный» (1Пет.2,4).
В Ветхом Завете руководители Израиля — Авраам (см. Быт.18,19), Моисей и
Аарон (см. Пс.104,26; Пс.105,23), священники и левиты (см. Втор.18,5; 21,5),
Саул (см. 1Цар.10,24), Давид (см. 3Цар.8,16; 2Пар.6,6; Пс. 88,4), а также раб
Господа (см. Ис.42,1; Ис.43,10) — названы избранниками Божьими. Израиль как
целое нередко называется избранным народом Божьим (см. Втор.7,6; Ис.41,8;
Ис.44,1; Ам.3,2). Все это были земные люди или группы людей, с помощью которых
Бог осуществлял Свой замысел откровения, Иисус же как «Избранник» не имеет Себе
равных, Он был предназначен Богом для того, чтобы выполнить Свою задачу на земле.
Он воплотил в Себе все, чем должны были быть ветхозаветные избранники. Он —
особый объект Божьей любви и божественный совершенный Посланник и Искупитель.
Про Своих апостолов Иисус говорит, что избрал их (см. Ин.6,70; 13,18;
15,19), Церковь также называется избранной Божьей (см. Иак.2,5; 1Пет. 1,1-2;
2,9; Еф.1,11; Кол.3,12), так как она — Тело Христово. Церковь, пребывая «во
Христе», разделяет с Ним это особое предназначение быть «избранной». Церковь —
объект для любви и искупления со стороны Христа, она призвана к общению с Ним,
чтобы продолжать делать Его дело.
Первородный, Первенец
Единственное число слова первенец (πρωτοτοκος) употреблено по отношению к
Иисусу в шести местах Нового Завета. В биологическом смысле Он назван
Первенцем Марии в Лк.2,7. В духовном смысле Он назван «Первородным», так как
это отличает Его от ангелов (см. Евр.1,6). Он рожден прежде всякой твари (см.
Кол.1,15), и для верующих в Него Он — «первородный между многими братиями»
(Рим.8,29). Среди людей Он уникален, и одна из главных причин этого — Его
воскресение из мертвых. Он был первым, Кто воскрес, чтобы более никогда не
умереть, и поэтому во всем имеет первенство (см. Кол.1,18; Отк.1,5).
Божественные «имена» и «титулы» в Откровении Иоанна
Откровение святого Иоанна Богослова, или Апокалипсис, последняя книга
Библии и единственная в каноне Нового Завета, близкая по своему жанру к книгам
пророков. Написана она на греческом языке и состоит из двадцати двух глав.
Длинное заглавие книги «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог,
чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре» (Откр.1,1-2) сразу же четко
определяет, к какому литературному жанру принадлежит книга. Это откровение,
апокалипсис, то есть символическое изображение сущности исторического процесса.
Действие Промысла Божьего в событиях церковной и мировой истории Иоанн
показывает с помощью образов, иносказаний, криптограмм и поражающих воображение
картин. В этом отношении Откровение написано по законам апокалиптической
литературы, которая ведет свое происхождение от книг пророков Иезекииля,
Даниила и апокрифических апокалипсисов межзаветного времени.
В отличие от большинства ветхозаветных и апокрифических апокалипсисов,
Откровение не анонимное и не псевдонимное произведение. Оно написано от лица
человека, хорошо знакомого читателям. Это Иоанн, «брат» и «соучастник в скорби»
гонимых христиан (см. Откр.1,1,4,9; 22,8). Он именует
себя «рабом», т.е. служителем, Иисуса Христа (см. Откр.1,1). Все, что
открывается ему, относится к жизни и судьбам христианской Церкви прибывающей в
этом мире. Бог стоит в центре Откровения, но Он не возвещает новых
догматических истин, а говорит об испытаниях, через которые должны пройти
верные, прежде чем придет полная победа Царства Божьего. Откровение начинается
посланием к семи церквам Малой Азии, и в них говорится об их бытии в мире. Тем
самым священный писатель отступает от чисто апокалиптического жанра, сближая
свою книгу с посланием.
Уже в III веке свт. Дионисий Великий отметил своеобразие языка
Откровения. «Речи и язык его не чисто греческие, но смешаны с речениями
иностранными и по местам неправильными» (Евсевий. Церковная история, VII, 25).
Впоследствии филологические изыскания установили, что текст предельно насыщен
гебраизмами и семитизмами, что автор писал по-гречески, думая по-еврейски или
арамейски. Кроме того, тайнозритель Иоанн обнаруживает не просто глубокое
знание Ветхого Завета, но мыслит в системе ветхозаветных образов, символов и
средств выражения. Сотни цитат, прямых и косвенных намеков, реминисценций,
парафраз из Ветхого Завета показывают, что Иоанн буквально жил в мире
Священного Писания, выражая открывшееся ему словами, издревле принятыми в
священных книгах. Современные библеисты пришли к выводу, что Откровение
написано ритмической прозой и является своего рода поэмой, и в этом оно
продолжает традицию ветхозаветных Пророков. Из Ветхого Завета Иоанн заимствует
ряд литературных приемов, в частности, концептуальную символику. Глубокая связь
последней книги Библии с ветхозаветной традицией очень важна для понимания
Откровения и помогает в его экзегезе. Иоанн пишет к людям, как и он проникнутым
духом и буквой Священного Писания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|