В Ветхом Завете все
начинается и оканчивается святостью Бога. В Новом Завете
этот акцент не утрачен, а наоборот, обобщен. Невозможно правильно истолковать Новый Завет, если не предполагать за
всем, что в нем написано, Святого Израилева. Святость как
нравственное совершенство Яхве — это принцип и норма
для жизни и служения Иисуса Христа. Радикальное отличие единого Бога углубляется при явлении Святого
Израилева во плоти. Иисус Христос свят, как свят Его Отец
(Ин.6,69). Не считая вести ангела (см. Лк.1,35), Его уникальную сущность поначалу признали только бесы (Лк.4,34). Там,
где находится Святой, все, кто осознает Его присутствие, изменяются. Святость как слава, могущество
и величие, раскрываясь реальными способами, сохраняет оттенок таинственности
(Ин.18,6). Чудеса Иисуса Христа свидетельствуют о Его природе (Мк.4,35-5,43). Разнообразная скверна встречает противодействие
и удаляется. Понимание чистоты Иисуса немедленно порождает сознание своей греховности (Лк.5,8; Отк.1,17).
Каждый ветхозаветный элемент святости повторен и
конкретизирован в личности и делах Иисуса.
Иисус причастен к святому
имени Яхве, поэтому обращение «Отче Святый» тоже является
подтверждением природы Иисуса (Ин.17,11; ср. Мф.28,19).
Святой Дух, то есть Дух, Который свят и освящает, — это еще одно определение, употребляемое в Новом
Завете по отношению к третьему лицу Святой Троицы. Явственно различимо, что триединый Бог свят
по Своей сущности и характеру. Не изменились и требования
Святого. Его характер неизменно требует подобия Ему в тех, кто носит Его имя. Бог последовательно
взыскует святости, но также предоставляет средства, чтобы
Его народ был свят (1 Пет.1,15-16).
Связь со святостью, внешняя
в литературе ветхозаветной и периода после плена, а также
раввинской, для новозаветного верующего становится усвоенной внутренней установкой, и это — радикальная перемена.
Левитические обряды, пророческие описания святого
общественного устройства и индивидуальная приверженность святости в литературе о мудрости указывают на
народ, избранный для Себя Богом. Иисус подтверждает это в
Ин.17,17, где единожды во всем Писании употребляет слово «святой» не по отношению к божеству: «Освяти их истиною Твоею». Это утверждение можно
рассматривать как итог и цель искупительного служения Христа.
Он говорит не о конце времен, но о стремлении Церкви обрести подобие сущностной природы Бога (Евр.12,10).
Неудивительно поэтому, что общее наименование для тех, кто верует в триединого
Бога и причастен к Нему, — «святые» (agioi, свыше шестидесяти раз в Новом Завете). Они должны быть обособлены для
Бога как жертвы живые (Рим.12,1), свидетельствующие о своей
чистоте (1Кор.6,9-20; 2Кор.7,1), праведности (Еф.4,24) и любви
(1Ин.2,5-6,20; 4,13-21; 1Фес.4,7). То, что в
Ветхом Завете предсказали и испытали
лишь немногие, становится самой
сутью христианина — благодаря замыслу Отца, служению Христа и постоянному пребыванию Святого Духа.
К понятию святости
Божьей тесно примыкает другое библейское имя [A]eL QaNNa – Бог ревнитель. Еврейское слово qana и однокоренные с ним являются наиболее часто
употребляемыми в Ветхом Завете словами для обозначения ревности. Из Исх.34,14 мы узнаем про
Бога, что «имя Его — «ревнитель»; Он — Бог ревнитель». Во Втор.4,24
Бог назван «огнь поедающий, Бог ревнитель», наводя на мысль, что Он будет судить вследствие
Своей ревности. В Нав.24,19 Иисус Навин призывает народ служить Господу, но
напоминает, что служение Ему будет трудным, так как «Он Бог
святой, Бог ревнитель». В Зах.1,14 Господь в ответ на вопрос,
почему Он допустил угнетение Иерусалима чужеземцами, говорит
«возревновал Я об Иерусалиме и о Сионе ревностью великою». В стихе Зах.1,15 Он объясняет дальше,
что хотя и намеревался наказать Израиль за его грехи, народы «усилили зло». По причине Своей ревности Бог возродит Иерусалим для праведников и возведет
в нем Свой храм (Зах.1,16). Тот же мотив
встречается в контексте последних дней
в Иоил.2,18: «Возревнует Господь о земле
Своей и пощадит народ Свой». Это еврейское
существительное употребляется также
при описании ревности мужа по отношению
к жене (см. Чис.5,14-30) и яростного Божьего
гнева на грех (см. 3Цар.14,22; Пс. 77,58).
В отрицательном смысле оно употребляется
в Притч.6,34, где муж приходит в ярость
из-за своей ревности. В Песн.8,6 про ревность
говорится, что она «люта, как преисподняя».
В Иез.8,3 описан установленный у
входа в храм идол, «возбуждающий ревнование». Этот кумир, в сочетании с прочими идолами, побуждает Бога лишить храм Своей славы.
Греческое слово zilos и его глагольная форма zeloo встречаются в Новом Завете только пять раз. В Рим.10,19
про Израиля говорится, что в нем будет возбуждена ревность к языческим народам, которые получат
Божье благословение. То же самое словоупотребление
отмечается в Рим.11,11, где «от их падения спасение язычникам». В 2Кор.11,2 Павел выражает свою глубокую
озабоченность делами коринфян в словах «я ревную о вас
ревностью Божиею». О коринфских христианах говорится, что они, поклоняясь идолам, возбуждают в Боге ревность (1 Кор. 10:22 в
синод, «решимся раздражать»). Далее следует вопрос
«разве мы сильнее Его?», что подразумевает «допустимо ли
для нас отрицать Его власть?» Итак, возбуждать ревность Бога — очень опасное для нас поведение. С другой
стороны, ревность Бога основана на Его любви к нам и заботе о
нас.
Следующее библейское имя
являет нам [A]eLoHiM SHoFeT TSaDiQ - Бога праведного судью (см. Пс.7,12). Праведность
присуща самой природе Бога (см. Ис.40,14). Он беспристрастно вознаграждает
доброе и не пропускает ничьи грехи (см. Пс.32,4; 36,6,28; 96,2; 98,4). Бог
неподкупен (см. Втор.10,17) и не творит никакой неправды (Быт.18,25;
2Пар.19,7). Так, Авраам может спрашивать:
«Судия всей земли поступит ли
неправосудно» (Быт. 18,25); существенно, что Бог участвует в правосудии. Поистине, Бог — это Бог правосудия. Правосудие
является одним из сущностных Его
действий. Его никто не может
наставлять на путь правды (см. Ис.40,14),
и «все пути Его праведны» (Вт.32,4).
Правосудие объединяется с праведностью
в качестве оснований престола Его (см.
Пс. 96,2). Правосудие так же естественно для Бога, как для птиц — их полет (см. Иер.8,7).
Нам следует уяснить себе,
что правосудие имеет для библейской религии огромное значение. Боги язычников капризны и непредсказуемы; их поклонники
никогда не знают, что сделают боги в следующий момент,
и не знают, будет ли богам угодно то, что делают они сами.
Иудеи же знали, что Бог праведен и что Он требует
праведности от Своего народа.
Иногда Божий суд проявляется
в нынешней жизни, но нередко речь идет о грядущем суде.
«Ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет
судить вселенную по правде, и народы
— по истине Своей» (Пс.95,13). Из
этого мы узнаем о Боге очень важную
вещь. Перед Ним ответят все народы, а не только Израиль. Нечто важное узнаем мы
и о том, как должны жить люди. Политеист может среди множества
признаваемых им богов наткнуться на не слишком
требовательного и прожить свою жизнь
соответственно. Но благочестивый иудей знает, что в конце концов все
дела человеческие будет судить всесвятой и всемогущий Бог. От этого никуда не
деться. И важно, чтобы иудей, коль скоро ему
предоставлялась такая возможность,
восстанавливал справедливость,
боролся с угнетателями и помогал угнетенным.
В Новом Завете ветхозаветные
мысли относительно суда, как нынешнего, так и грядущего, получают свое продолжение. Однако
здесь появляется поразительная новая мысль о том, что суд
связан с распятием Христа. Приближаясь к Своей смерти, Иисус сказал: «Ныне суд миру сему; ныне князь
мира сего изгнан будет вон» (Ин.12,31). И во время последней
вечери, рассказывая о приходе Святого Духа, Иисус объявил, что Дух обличит мир о суде, ибо «князь мира сего осужден
[буквально "судится"]» (Ин.16,11). Использование
терминов суда в связи с поражением сатаны существенно, так как показывает, что это не было
случайностью. Речь также не идет просто о том, что Бог
сильнее сатаны. Это так, но важно, что сатана был
побежден именно праведностью.
То, что грядет последний
суд, считается аксиомой (Рим.3,5-6). «Суд вечный» является одним из «начатков
учения Христова» (Евр.6,1-2), и он ждет всех (Евр.12,23). Он неизбежен, как смерть (Евр.9,27). Даже «дом
Божий» подлежит суду, и фактически, суд с него и начнется
(1Пет.4,17). Грешники могут оставить надежду, что худшие их преступления удастся как-то скрыть
от Бога, — Бог будет судить все тайные дела (Рим.2,16). Все зло
будет учтено, потому что в день суда даже за «всякое
праздное слово» люди дадут ответ (Мф.12,36). Суд будет основываться на делах людей (Мф.16,27). Большое значение имеет
отрывок, в котором Павел поясняет, что спасение основано на
искупительных деяниях Христа и только на них, но то, что
мы выстроим на этом основании, будет испытано огнем (1Кор.3,10-15). Верующие
будут спасены Христом, но в судный день их дела подвергнутся суду.
Библейский Бог не только
праведный судия, но помощник, заступник и защитник угнетенных [A]eLoHiM eZeR, [A]eLoHiM MiSGaB (см. Пс.53,6; 58,10; 93,22). В Библии заступником называется
тот, кто выступает защитником обвиняемого (на суде, перед власть имущими и т.
п.), посредником между двумя сторонами (в споре, тяжбе) или поручителем за кого
либо (см. Иов.5,4). Таким образом защитником народа Израиля, а также всех
благочестивых людей на земле, равно как и безвинно обижаемых и угнетаемых,
является Сам Господь Бог (см. Втор.32,18,30,31; Иов.16,19; Пс.41,10; 45,8,12;
47,4). В книге пророка Исайи защитником назван грядущий Мессия (см. Ис.19,20;
53,12; 59,16).
В отличие от языческих (мертвых и ложных)
богов Бог Израиля живой Бог [A]eL HaY (см. Нав.3,10). Он видит все и слышит все,
идет и избавляет народ Свой (см. Исх.3гл.). Он сотворил небо и землю и все что
обитает в них, сотворил человека и вдохнул в него дыхание жизни, поэтому
только Господь Бог является верховным Владыкой над жизнью и смертью. Эта идея живого Бога была столь близка душе
древнего еврея, что вошла составной частью в клятву HaY YHWH – «жив Господь» (см. 1Цар.14,45; Руфь 3,13;
Иер.).
Следующие
библейские имена [A]eL RaHuM и [A]eL HaNNuN открывают нам благого и
милосердного Бога (см. Втор.4,31; Неем.9,31; 2Пар.30,9). Хотя людям свойственно
проявлять милосердие, особенно по отношению к тем, кто стал им близок (3Цар.20,31;
Ис.49,15; Иер.31,20; ср. 1Мак.2,57), для нынешнего состояния человечества
характернее отсутствие милосердия (Притч.5:9; 12:10; Ис.13:18; 47:6; Иер.6:23;
50:42; ср. Прем.12:5). Тем не менее милосердие — это качество, внутренне присущее
природе Бога. Именно по этой причине в некоторых случаях эпитет «Милосердный»
оказывается достаточным указанием на Бога (Пс.114:5; ср. Тов.6:17). Иногда это
качество упоминается наряду с другими Его качествами, составляя единое описание
Его природы, и тогда дети Божий особо его отмечают и выделяют (Исх. 34:6; Вт.
4:31; Пар. 30:9; Пс. 85:15; Дан. 9:9; Иона 4:21).
Опыт Божиего народа показывает, что милосердие Бога, в отличие от
человеческого милосердия, не может быть исчерпано (2 Цар. 24:14; Пл.И. 3:22).
Милосердие проявляется в деяниях Бога ради освобождения Его народа от рабства;
это не просто теория или принцип. Как показывают ветхозаветные тексты, где
описано установление завета с Израилем, милосердие Бога есть та сила, которая побуждает
Его вступить во взаимоотношения с израильтянами (Исх. 34:6; Вт. 4:31; 13:17;
Ос. 2:19); ее следствием становится Божья верность, основанная на милосердной
любви, верность, благодаря которой завет сохраняется, несмотря на сопротивление
Израиля (Пс. 24:6; 39:11; 68:17; Ис. 63:7; Иер. 16:5; 42:12; Ос. 2:19; Иоиль
2:13; Зах. 7:9). Милость Бога опосредована через завет, благодаря которому Он
становится Богом Израилевым, обещающим защиту, поддержку, руководство и Свое
постоянное присутствие (Пс. 22:6). Так как завет установлен по почину Бога,
оказываемая Им милость совершается по благодати, вне зависимости от достоинств
и заслуг (Быт. 19:16; Исх. 33:19; Иер. 42:12). Тем самым милость Божья в
рамках этих взаимоотношений тесно связана с прощением (Исх.34:9;
Чис.14:19; Иер.3:12; Дан.9:9), с более глубоким чувством сострадания
(Вт.13:17), побуждающим к прощению, и с неотступной любовью,
благодаря которой Бог сохраняет завет и терпеливо прощает Свой народ.
«И прошел Господь перед Моисеем, и возгласил: Господь, Господь, Бог
человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и
преступления и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в
детях и детях детей до третьего и четвертого рода» (см. Исх.34,6-7).
Бог – Бог. Первое и второе из одиннадцати
имен, указывающее на меру милости Всевышнего. То, что оно повторяется дважды,
Талмуд объясняет следующим образом: Всевышний хотел сказать: «Я – Бог
милостивый до того, как человек согрешил, и Я проявляю точно такую же милость и
готовность простить и после того, как человек согрешил», а это уже –
свидетельство того, что совершаемый грех не меняет самой сущности Всевышнего и
Его желания давать людям благо. Все изменения происходят в сердце самого
согрешившего, который бывает наказан уже тем, что частично утрачивает связь с
Богом.
Эль – Всесильный. Второе из одиннадцати
имен. Бог, распоряжающийся всеми силами вселенной. Царь, властвующий над
природой и человеком.
Рахум, Ханнун – Милостивый. Третье имя. Не
безразличный, но сострадающий. Бог никогда не остается равнодушным к страданиям
и бедам человека.
Эрех аппайим – Долготерпеливый. Бог не
торопится наказывать за преступление даже злодея, предоставляя ему возможность
раскаяться.
Рав хесед ве-эмет – Тот, чья любовь и
справедливость безмерны. Пятое и шестое имя. Рав хесед – буквально Великий
милостью. Бог проявляет милость в гораздо большей степени, чем того заслуживает
человек. Эмет – буквально Истинный. Истинность всецело принадлежит Богу в том
смысле, что истинная сущность всего сотворенного проявляется в момент раскрытия
Божественного Присутствия. Ни одно качество человека и ни один его поступок не
могут быть названы истинными, если они не связаны со стремлением к Господу.
Ноцер хесед ла-алафим – Помнящий добрые
дела отцов для тысячи поколений их потомков седьмое имя. Бог неподвластен
времени и вечно помнит заслуги и добрые поступки. Он устанавливает связь между
поколениями, распространяя действие добрых дел предыдущих поколений на последующие,
во все большей мере изливая Свою милость на потомков, продолжающих добрые дела
отцов.
Носэ авон – Прощающий грех. Восьмое имя.
Тому, кто раскаивается, Всевышний возвращает изначальную чистоту и крепость его
души. Слово авон означает грех, совершенный преднамеренно. Прощающий также
пеша – грех непокорности (слово «пеша» означает открытый бунт против Бога) и
хатаа – грех заблуждения (слово «хатаа» означает нарушение закона по ошибке или
незнанию). Девятое из одиннадцати имен.
ве-накэ ло йенакэ – Очищающий
раскаявшегося, но не очищающий нераскаявшегося. Десятое имя. Буквально
Очищающий не очищающий.
фокед авон авот аль баним ве-аль бней баним
– Припоминающий вину отцов их детям и внукам (Исх.20,5). Эту меру Бог применяет
только в случае, если люди из поколения в поколение совершают одно и то же
преступление. Одиннадцатое имя. Мудрецы указывают на то, что мера милости Бога
во много раз превышает меру Его суда, и если добрые дела имеют влияние на
тысячи поколений, то наказание за преступление прекращается не позже четвертого
поколения.
Прочие титулы, эпитеты и
образные выражения.
Существует свыше сотни описательных «имен» Бога.
Объект описания велик, и прилагательные встречаются в Библии
в изобилии.
Чрезвычайно важный эпитет Бога, который удивительно метафоричен, это
«Владыка». Идея владычества
Бога ярко выражена в «псалмах царствования» (Пс.92; 95 –
98; ср. 21,29; Дан.2,47). Это подразумевает, что всю Библию следует читать,
делая акцент на владычестве Бога. Он
подразумевает верховное владычество и царствование,
тем самым акцентируя такие имена Бога, как «Бог Всевышний» и «Господь
воинств» (Пс.83:4 - «Господь сил»).
Царская власть, однако, призывается также для защиты нищих и убогих (Пс.71:4) и для избавления страдающих от беззаконных (Пс.97:9). С этим титулом сочетаются
другие эпитеты и метафоры, такие как
Судия (Ис. 33:22; ср. Пс. 98:4).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|