Ветхозаветное описание Бога в качестве [A]aViNu - Отца (Вт.32,6; Ис. 63,16;
64,8; Иер.3,4,19; 31,9; Мал.2,10) часто используется в Новом Завете: Павлом (Еф. 1:3; 3:14-19; 4:6;
5:20; 6:23; ср. Рим. 1:7; 8:15; 15:6; 1 Кор. 8:6), Иисусом
(Мк. 8:38; 11:25; 13:32; ср. «Авва Отче», Мк. 14:36). Этим
словом обозначается Бог в молитве «Отче наш» (Лк.11:2).
Данный эпитет чрезвычайно часто встречается у Иоанна (сто восемь раз), а также у Матфея (сорок раз). Диапазон его значений включает в
себя власть и дисциплину, но также сострадание, заботу,
защиту и обеспечение.
[A]eLoHeY [A]aVoTeYHeM
«Бог отцов (предков)» — титул, связанный с патриархами и в
особенности с данными им Божьими обетованиями (см. Исх.3:13). Другими титулами являются:
[A]eLoHeY [A]aVRaHaM
«Бог Авраама» (Быт. 28:13; 31:53; 1Пар.29:18),
uPaHaD YiTSHaQ «страх Исаака» (Быт.31:42,53),
[A]aBiYR YiaQoV «мощный Бог Иаковлев» (Быт. 49:24),
[A]eLoHeY YiSRaeL «Бог Израилев» (см. Чис.16:9; Нав.22,24;
1Цар.5:8; Пс.40:14). Богатую
символику можно также обнаружить в ролевых описаниях, включающих в
себя языковые образы, такие как SHoFeTeNu «наш
Судия» и MeHoQQeNu «
наш Законодатель» (Ис.33:22),
YiSH MiLHaMaH «Муж брани» (Исх.15,3),
aZiY «крепость» и ZiMRaT «песня,
слава» (Исх.15,2-3),
RoiY «Пастырь» (Пс.22,1),
oRiY «свет» и YiSHiY «спасение» (Пс.26,1),
SHeMeSH «солнце» и MaGeN
«щит» (Пс.83,12).
Еще о Боге говорится как о матери, родившей, вскормившей и воспитавшей дитя (см.
Вт.32:18; Ис.49:15; Ос.11:1-4). Бог также метафорически
сравнивается со скалой (см. Вт.32,4,15,18,31 TSuR — «Твердыня» и «Заступник»), незыблемость
которой вошла в поговорки.
Другие
сочетания с [A]el совпадают по смыслу с [A]elohim, а также могут ассоциироваться
с определенными географическими точками. В этот перечень входят:
[A]eL oLaM («Бог вечный», Быт.21,33),
[A]eL eLoHeY HaSHaMaYiM («Бог небесный», Неем.2,4),
[A]eLoHeYNu HaeL HaGGaDoL
(«Бог наш, Бог великий,
HaGGiBor сильный,
HaNNoRa страшный,
SHoMeR HaBeRiT хранящий завет
HaHeSeD и
милось», Неем.9,32),
[A]eL KaBiYR («Бог могуществен», Иов.36,5),
[A]eL RoY («Бог видящий», Быт.16,13),
[A]eL BeYTeL («Бог Вефиля»,
дом Божий, Быт.35,7),
[A]eL BeRiT («Бог завета»
),
[A]eL eLoHeY YeRuSHaLiM («Бог Иерусалима», 2Пар.32,19).
ИМЯ
YHWH (ЯХВЕ, ЯХУ,
ЯХУАХ) - ГОСПОДЬ
Из библейского повествования мы узнаем, что Бог открылся с именем YHWH Моисею на горе Хорив. Когда Моисей пас овец своего тестя мадиамского
священника Иофора/Рагуила явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового
куста. Моисей спросил как имя Того, кто посылает его вывести народ из Египта.
В
ветхозаветные времена имя служило как для указания на
личность, так и для выражения ее. С именем нередко связано сущностное значение. Имена выполняли
функцию разъяснения (ср. объяснение Авигеи относительно ее
мужа: «Каково имя его, таков и он. Навал «Безумный» — имя
его, и безумие его с ним» 1Цар.25,25). Перемена имени была
важным делом, поскольку имя несло в себе некое сообщение. Аврам (отец
великий) стал Авраамом (отец множества) (см. Быт.17,5; ср. Быт.32,28). В каком-то смысле имя было выражением
сокровенной реальности.
Священное Писание придает
большое значение именам Бога, поскольку в этих именах заключается богословие. «Я YHWH , это
— Мое имя» (Ис.42,8; ср. Исх.15,3). Имя Бога служит заменой Бога (см. Пс.53,3; Пр.18,10; Иер.23,27). Чтить это имя (то есть Самого Бога) — означает призвать на
себя Его благословение (см. Мал.3,16). Поэтому вопрос Моисея о имени говорит
нам о том, что он хочет вступить в контакт с Богом, голос Которого он слышит,
хочет постичь Того, кто его призывает.
Если египтяне, нуждаясь в своих богах, заклинали их, произнося
их «истинные» имена должным образом и боги приходили и
делали все «необходимое», то вопрос Моисея выдает его замешательство. Мы (израильтяне)
не могли заклинать Бога отцов раньше и сейчас не можем. Как же мы можем быть в
Нем уверены, как можем получить Его в свою власть? Как мы
можем заставить служить нам Его имя?
Если вопрос Моисея
рассматривать с этой точки зрения, становится очевидной вся сокрытая в
изображенном диалоге драматика. Пойдет ли Бог навстречу желанию Моисея,
откроет ли ему Свое имя? Ответ в Исх.3,14
обнаруживает некую двусмысленность: Бог одновременно выдает Свою внутреннюю сущность и в то же время остается свободным Богом,
Который не находится ни в чьем распоряжении. Впрочем, понимание ответа Бога
существенно зависит от правильного перевода Исх.3,12,14.
Обратимся к еврейскому (МТ)
тексу.
На вопрос Моисея о имени Бог
отвечает: «eHеYeH aSHeR eHеYeH» - «Я буду, Кем Я буду» имя Мое (Исх.3,14а) и скажи так сынам Израилевым
«eHеYeH» - «Я буду» послал меня к вам (Исх.3,14b). Что же означают эти загадочные слова? Если мы обратимся к Исх.3,12 то
увидим, что Бог дает Моисею обетование присутствия с ним «Я буду с тобою» и это
обетование звучит то же как «eHеYeH iMMaK». Вот что главное узнает Моисей, Бог будет с
ним и с сынами Израилевыми, и выведет их из Египта.
В Исх.6,2-8 впервые мы
видим, что в контексте истории призвания Моисея стоит имя Божьего самораскрытия
– YHWH. Поскольку в древнееврейском языке на письме не использовались гласные,
это имя записывалось в древних библейских рукописях в виде четырех согласных:
«йод», «хе», «вав», «хе», которые транскрибируются латинскими буквами как YHWH.
Это обозначение в библеистике называют «Тетраграмматон» (греч.
«четырехбуквенное имя»). Согласно
Писанию, имя YHWH
начинают призывать во времена внука Адама Еноса (см. Быт.4,26), однако чуть
дальше говорится, что это имя не было известно Аврааму, Исааку и Иакову (см.
Исх.6,3). Это вероятно, означает, что исходя из
сложившийся ситуации новый смысл Своего имени Господь впервые сообщает именно
Моисею. Это объяснение можно подтвердить тем, что до Исх.3гл. мы нигде в Библии
не находим подобного истолкования имени YHWH, какое дано Самим Богом в Исх.3.13,14.
В основе слов «eHeYeH aSHeR eHeYeH» - «Я буду, Кем Я буду», «HeYeH» - «Я буду» или «Я есмь» и «YHWH» - «Господь»
стоит глагол «есмь» HaYaH употребленный в
Исх.3,14 в несовершенной форме («Я буду, Кем Я буду», хотя еврейские
несовершенные глаголы могут передавать как будущее, так и настоящее время «Я
есть, Кто Я есть»), который содержит, в общем, более полное
и динамичное высказывание о сущности личности или
вещи, сущности, которая проявляется по отношению к другим в действиях,
поведении, судьбе и общении. Поэтому в этом
слове выражена не только историческая действенность Бога.
В нем также подчеркивается, что
Божественное «бытие» - всегда «присутствие» (parousia) для тех, к кому Бог обращается.
Итак, в строгом смысле слова
мы видим, что «eHeYeH aSHeR eHeYeH» это не имя Божие, а Божие
обетование активного присутствия с Моисеем и израильтянами: «Я с вами», «Я иду
с вами», «Я буду присутствовать с вами». Однако избранники YHWH не могут предписывать Ему, как Он им должен быть близок, ибо Он
остается свободным и непостижимым. Его близость и присутствие могут проявляться
совсем иначе, нежели они от Него ожидают. Обетование «Я буду с вами» может быть
опытно пережито только теми, кто готов расторгнуть свои привычки и связи, чтобы
следовать только голосу Божию (см. Быт.28,15; Ис.43,2-5).
Это обещание Божьего присутствия стало в Моисееву эпоху
решающим фактором и послужило предметом разногласия в
Исх.33гл., где YHWH первоначально откликнулся на эпизод с поклонением золотому тельцу заявлением, что израильтяне
будут лишены Его присутствия на пути в Ханаан. Тогда
Моисей стал умолять YHWH идти вместе с ними или вовсе не выводить их в Ханаан.
Моисею дается обетование,
что YHWH будет всегда с ним и
сынами Израилевыми и Сам будет бороться за них. Однако Моисею в буквальном смысле
Бог не открывает Своего Личного имени, как уже было сказано имя YHWH это Божье обетование активного присутствия. Конечно, Моисей пережил
величайшее Откровение Божие и он узнал о Боге нечто новое чего не знали праотцы
Авраам, Исаак, Иаков (см. Быт.6,3), но сказать что Бог открыл Моисею Свое
личное имя мы вряд ли можем. Да в ветхозаветной религии Израиля имя YHWH становится собственным именем Божиим. Но
это Откровение не было абсолютным, вечным и совершенным, ибо как утверждает
Новый Завет ветхозаветная религия в ожидании будущего откровения была лишь
детоводителем ко Христу, в Котором Божественное Откровение достигло совершенста
(см. Ин.1,18; 14,9-14; Гал.3,23-26; Кол.1,15; 2,9).
Имя YHWH, как мы уже сказали, было раскрыто Моисею в качестве нового откровения; новая
вера ассоциировалась с именем YHWH и, хотя сохранила преемственность с
верой патриархов, отличалась от нее. Вера Моисея
в YHWH отличалась от религии патриархов тем, что в религии Моисея акцент делался, среди прочего, на
божественном вмешательстве в опасных ситуациях и на святости Бога, а это не было главными чертами
в религии патриархов.
Богословские оттенки смысла,
связанные с именем YHWH разнообразны. По этимологии, и по по
контексту, в котором раскрывается это имя (см. Исх.
3,12,14; 6,2-8), оно означает «присутствие». Бог — с израильтянами, Он близок к Своему народу,
присутствует среди него. Это обетование присутствия
усиливаются за счет того, что святилище во время странствий в пустыне называется «скиния» (буквально «обитель»),
а также благодаря обетованному имени Емману-Эль («с нами Бог»,
Ис.7,14; Мф.1,23). YHWH присутствует, Он доступен и близок ко всем,
призывающим имя Его (см. Пс.144,18) ради спасения (см.
Пс.106,13), прощения (см. Пс.24,11) и наставления (см.
Пс.30,4). Яхве близок для обращений, но в качестве Бога ЕLОHIM Он также, парадоксальным образом, непознаваем
(трансцендентен).
Имя YHWH определяет Его как участника в борьбе человечества за
существование. Благодаря событиям Исхода имя YHWH навсегда связано со спасением и
освобождением (см. Исх. 15:1-13; 20:2-3). Обетование спасения, данное в Исх. 6:6-8,
обширно и включает в себя близость с Богом и все
благословения изобилия, однако решительно обособлено в начале и в конце фразами «Я Господь».
Имя YHWH имеет существенное значение в пророчествах о
спасении (см. Соф.3,14-17) и в мольбах (см.
Пс.85,1). Заключенная в этом имени грань спасения повторяется
в пророчествах о воплощении: родившийся Сын будет назван
Иисусом (евр. Иехошуа или Иешуа, что значит «Яхве – спасение»), ибо (подобно эху к имени YHWH) «Он спасет людей Своих от грехов их»
(Мф.1,21). В имени YHWH раскрывается характер Бога как спасителя
людей.
С богословской точки
зрения имя YHWH созвучно
с заветом, отчасти и потому, что в разъяснении имени в Исх.6,6-8
упоминается формула завета («Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом», Лев.26,12). Имя YHWH —
это имя, к которому Израиль может предъявлять особые
претензии. В завете ряд вопросов, таких как справедливость (см. Ис.61,8) и святость (см. Лев.19,2), обрисован с чрезвычайной остротой.
Каково же взаимоотношение
между Богом, Его именем, присутствием и славой.
Наиболее важны в этом отношении стихи 12-23 из 33 главы
книги Исход. Здесь одновременно описаны четыре различных «проявления» Бога: Его присутствие, Его слава, Его имя и Его благоволение. В ответ на обещание Бога, что Израиль не будет лишен Его присутствия, Моисей просит показать ему Божью славу (см. Исх.33,14,18). Господь, однако,
отклоняет эту просьбу и вместо нее
предлагает: «Я проведу пред тобою
всю славу Мою, и провозглашу имя YHWH
пред тобою: и кого помиловать, — помилую, кого пожалеть, —
пожалею... лица Моего (присутствия) не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых»
(Исх.33,19-20).
Этот разговор происходит
после эпизода с поклонением Израиля золотому тельцу, то есть в такой момент его истории, когда
глубокую обеспокоенность вызывал вопрос, останется ли святой Бог с этим народом или же извергнет на него Свой гнев. Как
может святой Бог присутствовать среди греховного народа? В
ответе на этот вопрос Самим Богом проведено четкое различие между Божьим присутствием/славой и Его именем/благоволением.
Божьи присутствие и слава святы, вызывают благоговение, к
ним нельзя приблизиться; грешный человек должен быть прикрыт от них (см. Исх.33,22). Однако Моисей сможет встретиться с именем и благоволением Бога, в которых выражается склонность Бога по природе Своей проявлять милосердие (см. Исх.33,19). Тем,
кто поклоняется Богу, становится известно
Его имя (см. Исх.3,14; 6,2-3).
Предполагаемое здесь
различие точно так же прослеживается и в остальной части Ветхого Завета. Слава Божья остается Его святым, грозным, неприступным и
опасным проявлением. Когда слава Его появляется перед народом, это есть заключенный в
облако огненный столп — облако закрывает и защищает
людей от вида испепеляющей пламенем Божьей славы
(Исх. 16:10; 24:16; 40:34; 3 Цар. 8:11; 2 Пар. 7:2). В отличие от этого, имя Божье — то, что Израиль
может узнать и испытать, к чему может приблизиться —
подразумевает Его благоволение и милосердие. Псалмопевец не призывает Божью славу и не вручает себя ей,
но проделывает это с именем Божьим. Величественные проявления
Бога в виде Его славы обычны при драматической и приуроченной к особым случаям теофании, сопровождаемой
огнем, громом и землетрясением, но имя Его — это способ, которым Он раскрывает
Себя в контексте повседневного, текущего поклонения.
Слава — это форма богоявления в драматических событиях истории искупления —
при исходе, у Синая, при освящении скинии и храма. А имя свидетельствует о доступности Бога и Его милосердии, и это форма
поклонения, когда Израиль приближается к святилищу, к
месту, которое Бог избрал, «чтобы пребывало там имя Его»
(см. Вт.16,2).
Но даже с учетом этого более
нюансированного подхода как Божья слава, так и Его имя являются божественными самопроявлениями и обязаны обнаруживать
свою тесную взаимосвязь. Этот шаг наиболее явственно делает Исайя: «Вот, имя Господа идет
издали, горит гнев Его, и пламя его сильно» (Ис.30,27). Здесь в
виде огненного столпа представлено Имя. Хотя имя и слава вполне различимы
благодаря присущим им немаловажным нюансам, в конечном счете
они суть проявления одного и того же Господа, Бога, Который
судит и все же склонен к милосердию.
Внебиблейские тексты также
могут способствовать выявлению того, что означает фраза о месте, которое Бог
избрал, «чтоб положить там имя Свое» (Вт.14,24). Сходное выражение дважды встречается в письмах Амарны, относящихся к
последней половине второго тысячелетия до Р.X. Царь Абду-Хеба «положил свое имя в земле Иерусалимской». Это выражение подразумевает
одновременно и владение, и завоевание. Для Бога дать Свое имя некоему месту или народу тоже означает утвердить Свое право
собственности — над миром, Израилем или его землей. Во
Второзаконии, где делается акцент на владении землей и на завете
Израиля с Богом, проявление Божьего присутствия в виде Его
имени напоминает народу о праве собственности и владычестве Бога. Не принижая и не исправляя представлений
об имманентном присутствии Бога, Божье имя во Второзаконии подтверждает самое что ни на есть реальное присутствие
Бога во всей полноте Его характера и верности завету с
теми, на кого Он возложил Свое имя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|