так строго и логично мыслить. Государь приблизил Сперанского к своей особе.
Эти личные сношения с императором вскоре становятся интимными. Сперанский
оставляет министерство и, сохраняя звание статс-секретаря Александра I, на
который он был назначен в 1807 году, работает только по поручению самого
государя.
И 1807 - 1811 года - время могущества и славы Сперанского, который
стал первым лицом в государстве после императора. С 1808 он член Комиссии
составления законов и товарищ
(заместитель) министра юстиции. В конце 1808 года мы находим его в
императорской свите, на эрфуртском свидании и в числе лиц, пользующихся
особенным доверием Александра. Рассказывают, что Наполеон после часовой
беседы со Сперанским подвел его к императору Александру и сказал: “Какого
человека вы имеете при себе! Я отдал бы за него королевство!” и после он
отзывался о Сперанском как о “единственно светлой голове в России”. По
возвращении с Эрфуртского свидания, где он часто разговаривал с Талейраном,
Сперанский заметил царю, что в России лучше люди, а в Европе -
установления. (См: Богданович Т. Александр I, 1914, с 44). Александр I
поручил Сперанскому разработку по западноевропейским образцам плана
государственных преобразований России в либеральном духе, с учреждением
Государственной Думы и Государственного Совета. И в 1808 - 1812 годах
подготовка проектов переустройства государственной системы управления была
сосредоточена в Министерстве внутренних дел и шла под руководством М.М.
Сперанского.
На роль своего первого помощника Александр определил способного и
достаточно гибкого М. М. Сперанского, который не разделял радикальных
воззрений членов Негласного комитета и не пугал императора своей
настойчивостью и нетерпением, как его молодые друзья.
Впоследствии Сперанский писал, что Александр начал занимать его
“постояннее предметами высшего управления... Отсюда произошел план
всеобщего государственного образования”. Так в октябре 1809 года явился
документ “Введение к уложению государственных законов”, представлявший
собой план преобразований, который был подготовлен Сперанским по поручению
императора. И снова Александр сам, по собственной инициативе, опираясь на
выбранного им же человека, приступил к очередному туру реформ. Прав был
специально занимавшийся этим вопросом современный историк С. В. Мироненко,
когда писал: “Очевидно, что самостоятельно, без санкции царя и его
одобрения, Сперанский никогда не решился бы на предложение мер, чрезвычайно
радикальных в условиях тогдашней России. Осуществление их означало бы, без
сомнения, решительный шаг на пути превращения русского крепостнического
абсолютизма в буржуазную монархию”.
План коренной реформы высшего управления быстро созрел в голове
Сперанского.
Это был проект реформ, которые должны были быть проведены сверху и
сохраняли при этом самодержавную власть царя, хотя присутствовали внешние
формы конституционной монархии (выборность чиновников, разделение властей,
введение гражданских и политических прав и т.д.). Позднее, уже после своей
опалы, Сперанский писал о плане этих преобразований царю: “Они не были
предложены мною, я нашел их вполне образовавшимися в Вашем уме”. (Шильдер
Н.К. Указ. Соч. - Т. 3. - СПб., 1897 - С. 45).
В плане Сперанского была разработана стройная система центрального и
местного управления на принципе разделения властей - законодательной,
исполнительной и судебной, при независимости судебной и ответственности
исполнительной перед законодательной. Это деление, до тех пор
существовавшее только в губернии, в первый раз внесено было в высшее
управление. Вводилась выборность в распорядительные и исполнительные
органы власти четырех степеней - на уровне волости, губернии и империи. Но
участие в управлении было предоставлено лишь лицам, обладавшим определенным
имущественным цензом. По проекту Сперанского политические права получали
только дворяне, купцы, мещане, государственные крестьяне. Особым указом
Сперанский ограничил привилегии дворянства. По его мысли, все права должны
подразделяться на три группы: 1) общие гражданские права для всех жителей
России, независимо от их общественного положения; 2) особые гражданские
права для того или иного класса; 3) политические права, даваемые только
собственникам.
Подразумевая, что крепостное право будет уничтожено, он предполагал
существование трех классов: “ дворянства, среднего состояния и народа
рабочего”.
Высшим распорядительным органом являлась Государственная дума, которая
стояла во главе законодательных учреждений и руководила сетью волостных,
окружных и губернских дум. В соответствии с представление о безраздельном
суверенитете, который, как и прежде, оставался в руках русского императора,
вновь созданная государственная дума должна была играть консультативную
роль в законодательном процессе. Предлагалось создать министерства во главе
исполнительной власти и Сенат - во главе судебных органов, с
соответствующими нижестоящими учреждениями. Учреждался также и другой
верховный орган, призванный объединить деятельность законодательной,
исполнительной и судебной властей, - Государственный совет,
законосовещательное учреждение при императоре, который обладал высшей
исполнительной властью. Члены в него не избирались, а назначались самим
императором, поэтому этот орган не обеспечивал участия общества в
управлении. Это привело бы к преобразованию монархии из судебной в
конституционную.
Свои предложения Сперанский в конце концов представил царю, и проект
Сперанского был в январе 1810 года в принципе признан Александром I
“удовлетворительным и полезным”, однако он встретил противодействие
сенаторов, министров и других высших сановников, считавших его слишком
радикальным и “опасным”. Александр I пошел навстречу их требованиям, и
проект Сперанского император решил осуществлять поэтапно. Сперанский
присутствовал, сидя по правую сторону от царя, на еженедельных заседаниях
созданного им и насчитывавшего 35 членов Государственного совета. Удалось
осуществить лишь некоторые части плана Сперанского: он не сумел понять
двойственности характера императора, напуганного явной оппозицией
дворянства новым, либеральным течениям, не сумел заручиться и содействием
знати и придворных кругов, но все-таки 1 января 1810 года было объявлено о
создании нового высшего органа государственной власти - Государственного
совета, и состоялось его первое заседание. Однако в манифесте царя об
утверждении Государственного совета оказалась выхолощенной основная мысль,
высказывавшаяся ранее и Александром, и Сперанским, - о разделении
законодательной, судебной и исполнительной властей, действие которых
координировал бы Государственный совет. Теперь ему вменялись в обязанность
лишь законосовещательные функции при императоре. В 1810 году вводится
разработанное Сперанским “Общее учреждение министерств”, которое определяло
состав, предел власти и ответственность министерств. А в 1811 году
завершена реорганизация министерств.
Особенное внимание Сперанский обратил на состояние финансов. Русские
финансы находились в то время в довольно безотрадном состоянии.
Периодические колебания, которым эта часть нашего управления подвергается
с тех пор, как существует, возобновились в начале
царствования Александра I. В сущности однако положение государственного
казначейства
не было хуже того, которое продолжалось во весь XVIII век, за исключением
лучших годов Екатерины; но обязанности, лежавшие на правительстве, ввиду
внешних столкновений и внутренних реформ, делали затруднения более
чувствительными; к этому надо прибавить, что
несколько прежних ошибочных мер заставляли опасаться настоящего кризиса.
Екатерина
ввела в первый раз систему ассигнаций; эта мера, без всякого сомнения, была
полезна, но
потом, вследствие беспрестанных дефицитов, была сделана важная ошибка:
неумеренный
выпуск ассигнаций обременил денежный рынок и повел к постепенному упадку.
Правительство не знало, чем пополнить грозный недостаток средств,
становившийся заметнее с каждым годом. Государственный долг возрастал
быстро. Бюджет на 1810 год представлял неутешительные цифры: 125 млн.
дохода, 230 млн. расхода, 577 млн. долга, ни малейшего запаса фонда и ни
одного готового источника дохода! Финансовая часть находилась в руках
людей, то совершенно неспособных, то не возвышающихся над уровнем простой
практической
опытности. В 1810 году оставалось не много людей и последнего рода.
Император Александр
не знал, кому вверить это министерство, и поручив его наконец, за отказом
от других, Гурьеву, потребовал от Сперанского плана возможного
преобразования. В феврале 1810 года Сперанскому было поручено решение такой
фундаментальной (откладывавшейся со времен Екатерины П) и остро стоявшей
проблемы, как оздоровление государственных финансов.
Этот план поспел с той изумительной быстротой, c какой обыкновенно
созревали административные проекты Сперанского. В манифесте об образовании
государственного совета уже
упоминалось о новых мерах, и вскоре огромный доклад в 238 статей лежал
перед государем.
Сперанский отправлялся от мысли, что “всякий финансовый план, предлагающий
способы легкие и не помогающий ограничению в расходах, есть явный обман,
влекущий государство
в погибель. Чтобы вывести Россию из ее несчастного положения, он требовал
сильных мер и
важных пожертвований”. Эти сильные меры заключались:
1) в пресечении выпуска ассигнаций,
2) в сокращении расходов,
3) в установлении лучшего контроля над государственными издержками и,
наконец,
4) в новых налогах.
Прежде всего Сперанскому удалось исполнить ту часть проекта, которая
относилась к сокращению расходов. По бюджету 1810 года расходы были
сокращены более чем на 20 миллионов. Чтобы внести правильность в
употребление доходов, экономические суммы всех ведомств объявлены
принадлежащими государственному казначейству и запрещены всякие издержки
без представления от министра финансов и утверждения государственным
советом. Для восстановления кредита и упадшей ценности ассигнаций
образован особый капитал погашения. Он должен был составиться посредством
постепенной продажи государственных имуществ в частную собственность в
течении пяти лет. Сверх того предполагалось открыть внутренний срочный заем
на сумму не свыше 100 миллионов, разделенную на пять частей. Комиссия
погашения долгов принимала вклады не менее 1000 руб. Серебром от лиц всех
состояний и выдавала на них облигации, по которым уплачивала ежегодно по 6
процентов, а по истечении срока возвращала самый капитал, производя все эти
платежи серебряною и золотою монетой. Ассигнации, возвратившиеся к
правительству через вклады, сжигались. Сама комиссия получила такой состав,
который должен был внушить к ней доверие торговых классов; в ней
присутствовали лица как от короны, так и по выбору от купечества. Наконец,
Сперанский занялся положением разменной монеты. За главную монетную
единицу принят был серебряный рубль, который с тех пор постоянно сохранял
это значение. Приняты меры для увеличения количества мелкой серебряной
монеты, которой Сперанский желал совершенно заменить медную, оставив
последнюю только в небольшом числе и превратив ее в биллон. Через это он
думал постепенно восстановить доверие к ассигнациям, облегчив их размен на
монету, и прекратить колебания в самой монетной системе.
Все эти операции удались только отчасти. Внутренний заем шел недурно, и
первая часть его была покрыта в начале следующего года. Но продажа
государственных имуществ была очень незначительна и не покрывала нужд
казначейства. Казенных имений было продано в продолжении 1810 года на
сумму, составлявшую около пятой части той, которую предполагалось выручить.
Любопытны причины которым потом Сперанский приписал неудачу этой меры. Они
состояли в слабых средствах управления и в недостатке верных сведений о
государственном хозяйстве. Для продажи имений потребовалось составление
описей, продолжавшееся очень долго; оценка была сделана преувеличенная, а
местные комиссии, не находя
в продаже никакой для себя выгоды, тянули дело всеми способами. Точно так
же не удалось и предложенное сокращение расходов. Действительный оборот
1810 года превзошел бюджет на 56 миллионов и, вместо ожидаемого остатка,
надобно было еще добавить эту сумму. Это непредвиденное обременение
казначейства не было виной Сперанского: оно было следствием военных
приготовлений России, но позже оно не раз ставилось ему в упрек. Еще более
жалоб вызывала та мера, перед которой так долго отступали русские
финансисты и которую решительный Сперанский не усомнился взять на себя, -
увеличение налогов. По замечанию его, в течении с лишком двадцати лет
“каждый член правительства хотел сложить с себя бремя сей укоризны;
надлежало однако ж, чтоб кто-нибудь ее понес”. Налоги дали средство, по
крайней мере, уменьшить дефицит и, без всякого сомнения, много помогли
правительству среди политических его затруднений. Все эти меры были
пополнены тарифом, имевшим благодетельное влияние на нашу торговлю, и
особенно на внешние сношения с Англией.
Не входя в подробный разбор финансового плана Сперанского, заметим,
что им в первый раз внесены начала отчетности и поверки в ту часть нашего
управления, которая нуждаясь в них всего более, долее всех оставалась в
совершенном расстройстве. Это был важный и тяжелый подвиг. Первый серьезный
бюджет России, обсужденный не одним или двумя лицами, а постоянным
государственным учреждением, был составлен Сперанским. В первый раз
устранялся произвол в финансовых мерах, и распоряжения власти подкреплялись
обращением к доверию общества и гласностью операций. Наконец, в расходах в
первый раз был какой-нибудь порядок. Сам Сперанский так изображает
произведенную им перемену: “Вместо того, что прежде каждый министр мог
почерпать свободно из так называемых экстраординарных сумм, в новом порядке
надлежало все вносить в годовую смету, потом каждый почти рубль подвергать
учету в двух инстанциях совета, часто терпеть отказы и всегда почти
уменьшение, и в конце всего ожидать еще ревизии контролера”. Благодаря этим
мерам доходы в течение двух лет были с лишком удвоены. В 1810 году их
считалось только 125 миллионов, к 1812 году сумма их доходила до 300
миллионов. Опасения, возбужденные крутым поворотом в финансах, не
оправдались. Несмотря на ропот общества на налоги, а министров - на
контроль и отчетности, несмотря на мрачные предсказания со всех сторон,
правительство освободилось от главных своих затруднений.
“Впервые проявилась твердая воля к тому, чтобы не допускать
расточительности и по-настоящему управлять национальным богатством, -
отмечает Краковский. - Финансовая реформа несла с собой слишком много
выгод, чтобы не суметь утвердиться. После Сперанского Россия стала обладать
настоящей системой управления финансами, которой она была до этого
лишена...”. Однако в конце концов все затеи потерпели неудачу из-за
потребности в деньгах для антинаполеоновских походов.
Проводимые Сперанским реформы вызывали недовольство у многих.
Во-первых, это вызвало недовольство чиновников и придворных. Их
ненависть вызвал подготовленный Сперанским указ 1809 года, согласно
которому все лица, имевшие придворный чин, должны были избрать какую-либо
реальную службу, т.е. придворный чин превращался лишь в почетное звание,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|