го класса средней школы.
Данный учебник очень интересен с точки зрения построения материала.
Много цветных иллюстраций, вопросы для обсуждения и тексты источников
выделены отдельным шрифтом (что удобно для зрительного восприятия). В то
же время курсивом выделены даты и понятия. Вопросы к каждому параграфу
помогают учащимся: 1) ставить цели и задачи урока, 2) задавать логические
задания и создавать проблемные ситуации, 3) выносить наиболее сложные
вопросы по мере необходимости в качестве письменных домашних заданий, 4)
проводить аналогии между отдельными событиями, 5) нацеливать на изучение
новых тем.
В главе I «Россия в первой половине XIX века» в параграфах 4 «Внешняя
политика. Начало войны 1812г.» и 5 «Отечественная война 1812г.»
рассмотрены русско-французские отношения в 1805-1807гг. и в 1812-1815гг.
Подробно рассмотрена встреча двух императоров в Тильзите, даже даны
выдержки дневника Александра I о ходе встречи. Подробно описаны цели
каждого из императоров, обстоятельства встречи, условия договора и
результаты переговоров. Хотя упоминания об имени Талейрана нет (только
говорится о том, что проект договора в Тильзите был составлен министром
иностранных дел Наполеона).
Учебник А.А Даниловой, Л.Г. Косулина «История России XIX в»
М.,2000 //для 8-го класса
Учебник предлагает на рассмотрение ряд проблем истории России 19-го
века; содержит выдержки из источников, краткие сведения об отдельных
исторических личностях, вопросы заставляют не только воспроизводить
материал учебника, но и обсуждать наиболее важные вопросы истории. В
конце каждого параграфа есть словарь слов и понятий, необходимых для
запоминания.
Информация и о Тильзите, и о Венском Конгрессе ничтожно мала.
Упоминание только о «добрых» намерениях Александра I, а на значительный
вклад в развитие русско-французских отношений Ш.М. Талейрана нет даже
намека.
И.А.Федосов «История Отечества 8 класс» М.,1991
Авторы учебника освещают историю XIX века. Хорошим помощником в
преподавании являются иллюстрации, разнообразные по содержанию, жанровой
принадлежности, технике исполнения. На форзацах учебника выделены
основные даты курса. В конце параграфа есть тексты источников для
обсуждения.
В главе I параграфе 1 «Внутренняя и внешняя политика самодержавия
1801-1812гг.» на стр.11 рассказывается о причинах заключения Тильзитского
мира и его последствиях для России, а вот о ходе переговоров, а
следовательно и упоминаний о деятельности Талейрана нет. В параграфе 4 «
Подъем народной войны. Наступление русской армии» есть только замечание,
что «в конце 1814г. в Вене был созван мирный конгресс, который должен был
определить послевоенные границы европейских государств». Больше никаких
упоминаний о деятельности Венского конгресса, не говоря о дипломатической
деятельности Ш.М. Талейрана.
«История России 1682-1861» // О.В.Волобуева М.,1996
Учебное пособие по истории России XVII – первой половины XIX века
содержит принципиально новые подходы к изучению и интерпретации событий
этого времени. Значительная часть вопросов и заданий ориентирована на
творческую работу с учебником, развитие исторического мышления
школьников, на формирование у них, предусмотренных программой умений и
навыков.
События первой половины XIX века рассмотрены в главе VI «Мечты и
реальность в царствование Александра I (1801-1825)». В параграфе 36
«империя против империи» на стр.352-353 очень обстоятельно рассмотрены
переговоры в Тильзите. И опять-таки о Талейране и его участии в этих
переговорах ни слова. А в параграфе 39 «Россия в Европе» довольно
подробно освещено подписание Парижского мирного договора, к которому
Талейран имел непосредственное отношение.
«История России с древнейших времен до середины XIX века» // В.А.
Федорова Учебник для 10го класса средней школы.
Авторы учебника очень подробно изложили историю России этого периода;
в основе изложения проблемный метод. В учебнике учтены новейшие
достижения исследовательской литературы по отечественной истории. Учебник
отличают новые подходы к трактовке исторических явлений и процессов.
Глава 2 посвящена событиям внутренней и внешней политике первой
половины XIX века. В параграфе 2 рассмотрены основные вехи внешней
политики того периода. На стр.52-53 подробно рассмотрена встреча в
Тильзите. Но никаких имен кроме Александра I и Наполеона опять-таки нет,
а вот на стр.54-55 даже есть пункт « Русско-французские отношения 1808-
1812гг.». Это единственное учебное пособие по истории России, в котором
есть упоминание о свидании двух императоров в Эрфурте и участии там Ш.М.
Талейрана. Упоминается имя Талейрана и при описании Венского Конгресса и
участии его при составлении Парижского Мирного Договора.
В.И. Буганов, П.Н.Зырянов «История России конец XVII-XIX века. 10
класс» М.,1997
Материал учебника доступен для понимания в 10м классе. Методический
аппарат составлен с учетом современных дидактических, психологических и
методических требований. Основная цель вопросов и заданий –
активизировать мыслительную деятельность учащихся - достигнута. Но ни
необходимые для запоминания даты, ни понятия никак не выделены в тексте
параграфа. В 10м классе дети должны научится анализировать предлагаемые
тексты, к сожалению ни одного текста источника в учебнике нет.
В главе VII «Россия в первой половине XIX века» в параграфах 56 - 57
«Отечественная война 1812 года и освободительный поход русской армии» на
стр.141-142 есть пункт, посвященный Венскому Конгрессу, но опять
упоминаний о Талейране нет.
Проанализировав, я пришла к выводу, данные учебники отвечают
современным образовательным целям.
Если говорить о возможности использования материалов дипломной работы
в школьном курсе «История России», то она слишком мала. На уроке по
истории России можно использовать особенности русско-французских
отношений. Я вижу следующий план урока:
Урок-диспут с использованием художественной литературы.
Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации
исторического материала и формированию у школьников ярких образов
прошлого. Художественная книга помогает поддержать внимание учеников,
способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений можно
привлечь для воссоздания колорита эпохи.[217]
Вопрос урока: Каков образ Франции в России? Образ Наполеона?
Изучение Русско-французских отношений на примере романа
Л.Н.Толстого «Война и мир». При подготовке к уроку учащимся я бы
предложила перечитать некоторые главы романа (том 3 главы 1,2 и том 4
эпиграф), в которых автор описывает Эрфуртское свидание Александра 1 и
Наполеона и заключение Священного союза, а также цели каждой из держав.
При подготовке к уроку необходимо учащимся предложить опорные вопросы
для работы с художественной литературой. Например:
Дети читают и анализируют историческое произведение с позиций
соответствия его исторической науке, рецензируют, самостоятельно работают
над текстом, подбирая примеры, составляя аннотации, отвечая на вопросы.
Например:
1. О каких исторических событиях описывает автор?
2. Что мы можем узнать из художественной литературы об этом
источнике?
3. Каково отношение автора к происходящим событиям?
На уроке обсуждаются результаты домашней работы.
2 вид урока - работа с источником.
В качестве источника я бы предложила «Парижский мирный договор»,
составленный Талейраном. Можно класс разделить на группы по странам
Россия, Франция, Австрия и Англия. Каждая из групп должна сначала найти,
пользуясь всеми другими источниками цели каждой из Великих Держав
(опережающее задание), а уже на уроке при работе с источником школьники
должны сначала выписать результаты конференции для каждой из держав,
потом представить их по каждой группе.
Таким образом, можно заключить, что материалы дипломной работы дают
широкую платформу для творческой работы и учеников и учителя.
3. Методические приемы использования материалов в курсе « История
мировых цивилизаций».
Любые знания – это строительный материал для создания индивидуальных
систем ценностей, которые основываются на общечеловеческих ценностях. И
чтобы знания действительно были полезны для человека, он должен их
осознать и пережить. Поэтому основной изъян стандартной методики обучения
и учебных текстов – отсутствие оснований для переживания учащимися
преподаваемого материала, что справедливо в отношении всех школьных
курсов.
Переживание материала для детей может обеспечить только интересная
информация, связанная с конкретными реально существующими или
существовавшими событиями и людьми. И чем колоритней, значимой фигурой
будет изучаемый персонаж, тем больше шансов у этой информации быть
осмысленной.[218]
Единственным учебником по истории мировых цивилизаций является
учебник В.М.Хачатуряна «История мировых цивилизаций с древнейших времен
до конца XIX века: 10-11 классы» М.,2000
В основе учебника Хачатуряна цивилизационный подход в его
сравнительной концепции. Учебник изобилует примерами текстов источников.
В основе проблемное изложение материала.
В качестве примера на уроках обществоведения(10й класс) может
выступать Шарль-Морис Талейран и его жизнедеятельность. В VII главе
учебника «История мировых цивилизаций» В.М.Хачатуряна, где рассказывается
о цивилизациях в эпоху нового времени в параграфе «Герои нового
времени» можно рассказать о жизни и деятельности Талейрана. Ведь он был
ярчайшим и в тоже время типичным представителем своего класса, своего
времени. Учитель должен создать некий образ чиновника, церковного
служителя, дипломата, аристократа того времени, который у детей будет
ассоциироваться с личностью Талейрана. При изучении данной темы можно
использовать практический урок с предварительным заданием – подготовить
доклады о различных представителях той эпохи (в том числе и о Талейране).
4. Методика использования материалов дипломной работы в Школьном
курсе « Человек и общество».
Уроки по предмету « Обществоведение» базируются на материале
учебника «Человек и общество» для учащихся 10 – 11х классов под редакцией
Боголюбова Л.Н. и Лабезниковой А.Ю. Характеризуя учебник, можно
заметить, что материал учебника подобран интересно, затрагиваются многие
аспекты социальной жизни, язык изложения достаточно труден для понимания
школьниками, приводится мало примеров. Но что касается понятийного
аппарата, то он достаточно богат. Материал дипломной работы может быть
использован при изучении главы V « Социально – политическая
деятельность человека и развитие общества», в двух параграфах:
«Исторический процесс и его участники» и «Политическая деятельность».
На уроке могут решаться следующие вопросы:
1. Какое из понятий, приведенных в учебнике, более всего подходит для
характеристики министра Франции Шарля - Мориса Талейрана?
2. Какие результаты политической деятельности Ш.М.Талейрана подтверждают
вывод, что он был «исторической личностью»?
Эта тема может изучаться параллельно с темой « Отечественная война
1812г.» по истории России или с темой «Великая Буржуазная Революция во
Франции» по истории нового времени, важно чтобы дети были знакомы с
жизнью и деятельностью Ш.М. Талейрана
В пункте «Все ли средства хороши? »параграфа « Политическая
деятельность» приводятся несколько взглядов на соотношение политики и
морали. Мнения философов не могут обеспечить актуализацию данного
вопроса для учеников. Поэтому рассмотрение политической деятельности
Талейрана с постановкой таких вопросов, как «А как бы вы поступили в
этой ситуации? » могут восполнить недостающее звено в осмыслении и
переживании получаемой информации.
Итак, материалы дипломной работы, несмотря на то, что не могут быть
использованы как основа уроков по курсу «Обществоведение», могут дать те
дополнительные знания для учеников, разнообразить учебный процесс,
предоставив новые задания, которые способствуют лучшему усвоению
информации и повышению познавательной активности учеников.
5. Методические приемы использования материалов дипломной работы
во внеурочное время.
Для внеклассной работы со старшеклассниками хорошо бы подошла
интеллектуальная викторина «Умники и умницы». Цель проведения подобного
мероприятия: расширение кругозора школьников и повышение познавательного
интереса к учебной деятельности. Подобную игру можно провести в рамках
школьной олимпиады по истории.
ПРАВИЛА ИГРЫ: в игре принимают участие 3 команды произвольной
численности. За неделю до ее проведения учитель знакомит игроков с
правилами игры, дает пояснения и список рекомендуемой литературы для
подготовки к викторине. В одном туре принимают участие по 3 игрока. Для
выхода в финал игроку необходимо правильно ответить на два вопроса.
«Красная» дорожка является самой короткой, содержит 2 вопроса,
неправильный ответ на любой из вопросов приводит к выбыванию из игры.
«Желтая» дорожка содержит 3 вопроса, но на один из вопросов ученик
имеет право дать неверный ответ и перейти в следующий этап со штрафным
очком.
«Зеленая» дорожка содержит 4 вопроса, на 2 из них можно ответить
неправильно.
Побеждает игрок, который первым достигнет линии финиша. Если игрок
отвечает неправильно, вопрос передается зрителям, среди которых также
ведется соревнование: за каждый правильный ответ зритель получает один
балл. Побеждает тот, кто набирает наибольшее количество баллов. Игроки не
участвующие в данном туре могут также отвечать на вопросы вместе со
зрителями.
Пред началом игры участники разыгрывают право выбора дорожки,
выполняя на время какое-нибудь задание( например, придумать эссе по
какому-либо вопросу).
ТЕМА может быть любая, но если учесть специфику этой работы, то тема
может звучать следующим образом: «ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ш.М.ТАЛЕЙРАНА И РОССИЯ».
Таким образом, подобное внеклассное мероприятие не только
способно разнообразить жизнь школьников, но и углубить знания об
известной исторической личности, такой как Талейран, причем детям
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|