О преподобном Алимпии столпнике 18 известно,  что  перед  рождением  ребенка 
его мать видела такой сон: как будто она носила  на  руках  своих  красивого 
ягненка, у которого на рогах были свечи; тогда она поняла, что у нее  должен 
родиться мальчик и он будет добродетельным, что и сбылось. Святой  отец  наш 
преподобный Симеон Столпник, чудотворец19,  подвизавшийся  на  Дивной  горе, 
был зачат по обетованию  Предтечи  Крестителя,  который  возвестил  об  этом 
матери его. Когда ребенок родился и его кормили грудью,  он  не  брал  левый 
сосок — Бог показал этим,  что  младенец  возлюбит  правый  путь  следования 
заповедям Господним. Когда святой Феодор Сикеот20,  чудотворец,  был  еще  в 
утробе матери, она видела, как звезда сошла с неба и упала ей на чрево.  Эта 
звезда указывала на многие добродетели младенца. В житии Великого  Евфимия21 
написано, что до рождения его, в одну  из  ночей,  когда  родители  молились 
вдвоем, им было явление от Бога и было сказано: «Возрадуйтесь  и  утешьтесь! 
Вот, Бог даровал вам ребенка, радости одноименного, ибо  рождением  его  Бог 
даровал радость Своим Церквам». Кроме  того,  в  житии  Феодора  Эдесского22 
написано, что родители его, Симеон и Мария, в  молитве  просили  себе  сына. 
Однажды, в первую субботу Великого  поста,  когда  они  молились  в  церкви, 
каждому из них в отдельности явилось некое сладостное видение: им  казалось, 
что они видят великомученика  Феодора  Тирона  вместе  с  апостолом  Павлом, 
стоявших  и  говоривших:  «Воистину  даром  Божиим  будет  ребенок,  который 
родится, по имени Феодор» 23; что и сбылось- В  житии  святого  отца  нашего 
Петра митрополита 24. нового чудотворца на Руси, описано такое знамение.  До 
рождения его. когда он еще был в утробе матери, однажды ночью, на  рассвете, 
в воскресный день. его матери было  такое  видение:  ей  казалось,  что  она 
держит  на  руках  своих  ягненка,  а  между  рогов  его  растет  дерево   с 
прекрасными листьями, покрытое многими цветами и плодами, и  посреди  ветвей 
его горит множество свечей. Пробудившись,  женщина  недоумевала  о  значении 
своего видения, на что оно  указывает  и  что  предзнаменует.  Хотя  видения 
своего она  и  не  поняла,  но  последующие  события,  достойные  удивления, 
показали, какими дарами Бог украсил Своего угодника. 
    Зачем еще говорить и длинными речами утомлять внимание слушателей?  Ибо 
излишество и пространность в рассказе — враг для слуха как  изобильная  пища 
— враг для тела. Но да не осудит никто меня неуча,  за  то,  что  я  удлинил 
рассказ: когда  вспоминаются  случаи  и:  житий  других  святых,  приводятся 
свидетельства в  подтверждение  и  делаются  сравнения,  тогда  разъясняются 
досточудные  деяния  досто-чудного  мужа,  описываемые  в   нашей   повести. 
Досточудно было  это  возглашение  его  в  утробе  матери,  досточудно  было 
воспитание его от младенческих пеленок. Этому ребенку  подобало  родиться  с 
чудесным  знамением,  благодаря  которому  прочие   люди   поняли,   что   у 
удивительного лужа удивительны и зачатие, и рождение, и воспитание.  Господь 
ода-эил его Своей благодатью больше, чем других новорожденных  младенцев,  и 
всеми этими знамениями предуказал Свой премудрый о нем Промысл. 
    Хочу также поведать о времени и годе, когда родился преподобный: в годы 
правления  благочестивого,  славного  и  могущественного   царя   Андроника, 
самодержца греческого, который  царствовал  в  Царьграде,  при  архиепископе 
Константинопольском Каллисте, патриархе Вселенском;  преподобный  родился  в 
Русской  земле  в  годы   княжения   великого   князя   тверского   Димитрия 
Михайловича, при архиепископе преосвященном Петре,  митрополите  всея  Руси. 
когда приходило войско Ахмыла25. 
    Младенец, о котором мы продолжаем рассказ, в течение нескольких месяцев 
после крещения был вскормлен грудью по закону природы, затем его  отняли  от 
груди матери, развернули из пеленок и вынули  из  колыбели.  Ребенок  дальше 
рос, как и полагается детям; возрастая душой, телом и духом,  он  исполнялся 
разума и страха  Божия,  и  милость  Божия  была  на  нем;  так  он  жил  до 
семилетнего возраста, когда родители отдали его учиться грамоте. 
    У раба Божия Кирилла, о котором уже говорилось, было три  сына:  первый 
Стефан,  второй  Варфоломей,  третий  Петр;  отец  воспитывал  их,  всячески 
наставляя в благочестии и чистоте. Стефан и  Петр  быстро  изучили  грамоту, 
Варфоломей же  не  сразу  овладел  чтением,  но  учился  медленно  и  плохо. 
Наставник прилежно обучал Варфоломея, но отрок не понимал его, плохо  учился 
и отставал от товарищей,  занимавшихся  вместе  с  ним.  За  это  его  часто 
бранили родители и строго  наказывал  учитель,  а  товарищи  укоряли.  Отрок 
наедине часто со слезами молился Богу. говоря:  «Господи!  Дай  мне  выучить 
грамоту, научи и вразуми меня». 
  ГЛАВА 2. О ТОМ, КАК ВАРФОЛОМЕЮ БЫЛО ДАРОВАНО ПОЗНАНИЕ ГРАМОТЫ ОТ БОГА, А 
                                 НЕ ОТ ЛЮДЕЙ 
    Родители  Варфоломея  сильно  скорбели,  а  учитель  весьма   огорчался 
тщетности усилий своих. Все  печалились,  не  ведая  высшего  предначертания 
Божественного Промысла, не зная о том, что Бог сотворит с этим отроком,  что 
Господь не оставит Своего  преподобного.  По  смотрению  Божию  нужно  было, 
чтобы книжное знание он получил от Бога, а  не  от  людей,  что  и  сбылось. 
Расскажем подробнее о том, как благодаря Божественному явлению  он  научился 
грамоте.  Однажды  отец  послал  отрока  искать  жеребят,  и  это  было   по 
предначертанию Премудрого Бога, как говорит Первая книга Царств  о  Сауле26, 
который был послан отцом своим Кисом отыскать ослиц: Саул пошел  и  встретил 
святого пророка Самуила, которым был помазан на  царство,  и  таким  образом 
обрел жребий, высший по сравнению  с  обыденными  делами.  Так  и  блаженный 
отрок получил дар, превосходящий обычные дары:  будучи  послан  отцом  своим 
Кириллом искать скот,  он   встретил  некоего  черноризца,  незнакомого  ему 
старца, святого и чудного,  саном  пресвитера,  благообразного  и  подобного 
ангелу, который стоял на поле  под  дубом  и  усердно  со  слезами  молился- 
Увидев его, отрок сначала смиренно поклонился, затем подошел и стал  вблизи, 
ожидая, когда тот кончит молитву. 
    Помолившись, старец взглянул на отрока, прозревая в нем духовными очами 
избранный сосуд Святого Духа. Он  с  любовью  подозвал  Варфоломея  к  себе, 
благословил его, поцеловал по христианскому обычаю и спросил: «Что ты  ищешь 
и чего хочешь, чадо?» Отрок сказал:  «Душа  моя  желает  более  всего  знать 
грамоту, для этого я отдан был учиться. Сейчас душа  моя  печалится  о  том, 
что я учусь грамоте, но не могу ее одолеть. Ты,  святой  отче,  помолись  за 
меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте». 
    Старец воздел руки, возвел очи к небу,  вздохнув  пред  Богом,  усердно 
помолился и после молитвы сказал: «Аминь». Бережно достав  из  кармана,  он, 
как некое сокровище,  тремя  пальцами  подал  Варфоломею  нечто  похожее  на 
анафору 27,  с  виду  маленький  кусок  белого  пшеничного  хлеба  —  святой 
просфоры, и сказал ему: «Открой уста свои, чадо, возьми это и  съешь  —  это 
тебе дается в знамение благодати Бо-жией  и  понимания  Священного  Писания. 
Хотя и маленькой кажется частица, которую я даю  тебе,  но  велика  сладость 
вкушения от нее». Отрок открыл уста и съел то, что ему  было  дано,  и  была 
сладость во рту его. как от сладчайшего меда. И он произнес: «Не об этом  ли 
сказано: Как сладки гортани моей слова Твои!  Лучше  меда  устам  моим  [Пс. 
118. 103], и душа моя  весьма  возлюбила  их».  Старец  ответил  ему:  «Если 
веруешь, больше этого увидишь. А о  грамоте,  чадо,  не  скорби:  знай,  что 
отныне Господь дарует тебе хорошее знание  грамоты,  большее,  чем  у  твоих 
братьев и сверстников» — и поучил его на пользу души. 
    Отрок  поклонился  старцу,  и,  как  земля  плодовитая  и  плодоносная, 
принявшая семена в сердце свое. он радовался  душой  и  сердцем  встрече  со 
святым старцем. Старец хотел пойти своей дорогой,  но  отрок  пал  на  землю 
лицом к ногам старца и со слезами умолял его  поселиться  в  доме  родителей 
его, говоря: «Мои  родители  очень  любят  таких,  как  ты,  отче».  Старец, 
удивившись вере отрока, не мешкая отправился в дом его родителей. 
    Увидев  старца,  они  вышли  ему  навстречу   и   поклонились.   Старец 
благословил их, и в доме приготовили трапезу для него.  Но  гость  не  сразу 
отведал пищи, но сначала вошел в моленную, то есть в часовню, взяв  с  собой 
освященного в утробе отрока, и начал петь  часы2а,  а  отроку  велел  читать 
псалом. Отрок же сказал: «Я не умею этого, отче». Старец ответил: «Я  сказал 
тебе, что с сего дня Господь дарует тебе знание грамоты. Читай  слово  Божие 
без  сомнения».  И  случилось  тогда  нечтс  удивительное:  отрок,   получив 
благословение от старца,  начал  стихо-словить29  Псалтирь  очень  внятно  и 
стройно, и с того часа он хорошс знал грамоту. Над ним  сбылось  пророчество 
премудрого пророке Иеремии, сказавшего: «Так говорит  Господь:  Вот,  Я  дал 
слова Moi. в уста твои [Ис. 51. 16]». Родители же и  братья  отрока,  увидев 
этс и услышав, удивились неожиданному его искусству и мудрости и  прославили 
Бога, давшего ему такую благодать. 
    Выйдя из часовни, хозяева предложили старцу трапезу. Старец  от.  ведал 
пищи, благословил родителей отрока и хотел уйти, но бояре умо.  ляли  старца 
остаться у них, спрашивая его и говоря: «Отче господине  Побудь  еще.  чтобы 
мы могли расспросить тебя и ты бы успокоил и уте шил наше скудоумие  и  нашу 
печаль. Вот смиренный отрок наш, кото рого ты  благословляешь  и  хвалишь  и 
которому предсказываешь многим блага,  он  удивляет  нас,  и  печаль  о  нем 
сильно  уязвляет  нас,  потому  что  с   ним   случилось   нечто   страшное, 
удивительное и непонятное: когда  он  был  в  утробе  матери,  незадолго  до 
своего рождения, его мать была в церкви и он трижды прокричал в  утробе  при 
народе, в то время когда пели святую литургию. Нигде не слыхано и не  видано 
ничего подобного, и мы этого боимся, не понимая,  чем  все  кончится  и  что 
случится в будущем». 
    Святой старец, провидя духом будущее, сказал им: «О блаженная  чета!  О 
прекрасные супруги, ставшие родителями такого  ребенка!  Зачем  вы  убоялись 
страха там, где нет страха? [Пс. 52. б]. Напротив, радуйтесь  и  веселитесь, 
что вы сподобились родить такое дитя, которого Бог  предызбрал  до  рождения 
его и отметил еще в материнской  утробе.  Последнее  я  скажу  вам  и  потом 
умолкну: знамением истинности моих слов будет для вас то,  что  после  моего 
ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать  священные  книги.  И  вот 
второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом  и  людьми 
за свою  добродетельную  жизнь».  Сказав  это,  старец  собрался  уходить  и 
напоследок промолвил такие загадочные слова: «Сын ваш будет обителью  Святой 
Троицы  и  многих  приведет  вслед  за  собой   к   пониманию   Божественных 
заповедей». Сказав эти слова, старец покинул дом; хозяева провожали  его  до 
ворот, но он внезапно стал невидимым. 
    Кирилл и Мария,  недоумевая,  решили,  что  это  был  ангел,  посланный 
даровать отроку знание грамоты. Отец и мать, приняв от старца  благословение 
и запечатлев его слова в своих  сердцах,  возвратились  домой.  После  ухода 
старца отрок внезапно постиг  всю  грамоту  и  чудесным  образом  изменился: 
какую  бы  книгу  он  ни  раскрыл,  он  хорошо  читал  и  понимал  ее.  Этот 
благодатный отрок, от самых пеленок познавший и  возлюбивший  Бога  и  Богом 
спасенный, был достоин духовных дарований. Он жил, во всем  покоряясь  своим 
родителям: старался исполнять их повеления и ни в  чем  не  выходить  из  их 
воли, как повелевает Священное Писание:  Чти  отца  своего  и  мать  свою  и 
будешь долголетен на земле [Исх. 20. 12]. 
                           ГЛАВА 3. ОБ ОТРОЧЕСТВЕ 
    Расскажем еще об одном деянии этого блаженного отрока: как  он,  будучи 
молод телом, проявил разум старца. Прошло несколько лет, и он  начал  строго 
поститься и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не  ел,  а  в 
прочие дни питался хлебом и водой;  по  ночам  святой  часто  бодрствовал  и 
молился. Так вселилась в него благодать Святого Духа. 
    Мать же, любя,  уговаривала  его:  «Дитя  мое!  Не  погуби  свою  плоть 
излишним воздержанием, чтобы тебе не заболеть, ведь ты еще  мал,  тело  твое 
растет и расцветает.  Никто,  будучи  молодым,  в  таком  юном  возрасте  не 
соблюдает  столь  жестокого  поста,  как  ты;  никто  из  твоих  братьев   и 
сверстников так строго не воздерживается от еды, как ты.  Ведь  есть  такие, 
которые семь раз на дню поедят — с  утра  пораньше  начнут  и  поздно  ночью 
кончат и пьют без меры. Ты же когда один раз днем поешь, когда и  ни  одного 
раза,  но  через  день   питаешься.   Прекрати,   чадо,   такое   длительное 
воздержание, ты не достиг еще зрелости, время для этого еще не настало.  Все 
ведь хорошо, но в свое  время».  Блаженный  отрок  отвечал,  упрашивая  свою 
мать: «Не  уговаривай  меня,  мать  моя,  чтобы  не  пришлось  мне  невольно 
ослушаться тебя, разреши мне делать так, как я  делаю.  Не  вы  ли  говорили 
мне: «Когда ты был в пеленках и вколыбели, тогда каждую среду и  пятницу  ты 
молока не ел». И это слыша, как я могу в меру  своих  сил  не  стремиться  к 
Богу, чтобы он избавил меня от моих грехов?» 
    На это мать ответила ему: «Тебе  нет  еще  двенадцати  лет,  а  ты  уже 
говоришь о своих грехах. Какие же у тебя грехи? Мы не видим на  тебе  следов 
твоих грехов, но видели знамения  благодати  и  благочестия,  того,  что  ты 
избрал  благую  часть,  которая  не  отнимется  у  тебя».   Отрок   отвечал: 
«Перестань, мать моя, что ты говоришь? Ты  говоришь  как  чадолюбивая  мать, 
которая  радуется  за  своих  детей,  движимая  естественной   любовью.   Но 
послушай, что говорит Священное Писание: «Никто да не похвалится  из  людей; 
никто не чист пред Богом, если хотя бы один день  проживет  на  земле  [Иов. 
14. 45]; никто не безгрешен,  только  един  Бог».  Не  слышала  ли  ты,  что 
Божественный Давид, думаю, о нашем убожестве говорил: Вот,  я  в  беззаконии 
зачат, и в грехах родила меня мать моя [Пс- 50. 7]». 
    Сказав так, он еще больше прилепился к своему  первоначальному  благому 
обычаю,  и  Бог  помогал  ему  в  добром  намерении.  Этот   совершенный   и 
добродетельный отрок  еще  некоторое  время  жил  в  доме  родителей  своих, 
возрастая и укрепляясь в страхе Божием: к играющим детям он не  ходил  и  не 
участвовал в  их  забавах,  бездельникам  и  суетным  людям  не  внимал,  со 
сквернословами  и  насмешниками  не  имел  общения-  Он  на   всякое   время 
упражнялся в славословии Бога и тем наслаждался,  прилежно  стоял  в  церкви 
Божией, не пропускал заутреню, литургию и вечерню и  часто  читал  священные 
книги. 
    Он непрестанно  всячески  изнурял  свое  тело  и  иссушал  свою  плоть, 
соблюдая неоскверненной душевную и телесную  чистоту,  и  часто  наедине  со 
слезами молился Богу, говоря: «Господи! Если верно то, о  чем  поведали  мне 
мои родители, если  до  моего  рождения  Твоя  благодать,  Твое  избрание  и 
знамение осенили меня, убогого, да  будет  воля  Твоя,  Господи!  Да  будет, 
Господи, милость Твоя на мне! Подай, Господи! С  детства,  от  самой  утробы 
матери всем сердцем и всей душой моей я прилепился  к  Тебе,  от  чрева,  от 
груди матери моей — Ты Бог мой. Когда я был в утробе матери, Твоя  благодать 
посетила меня, так не оставь меня и ныне, Господи, ибо отец мой и  мать  моя 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 
   
 |