О преподобном Алимпии столпнике 18 известно, что перед рождением ребенка
его мать видела такой сон: как будто она носила на руках своих красивого
ягненка, у которого на рогах были свечи; тогда она поняла, что у нее должен
родиться мальчик и он будет добродетельным, что и сбылось. Святой отец наш
преподобный Симеон Столпник, чудотворец19, подвизавшийся на Дивной горе,
был зачат по обетованию Предтечи Крестителя, который возвестил об этом
матери его. Когда ребенок родился и его кормили грудью, он не брал левый
сосок — Бог показал этим, что младенец возлюбит правый путь следования
заповедям Господним. Когда святой Феодор Сикеот20, чудотворец, был еще в
утробе матери, она видела, как звезда сошла с неба и упала ей на чрево. Эта
звезда указывала на многие добродетели младенца. В житии Великого Евфимия21
написано, что до рождения его, в одну из ночей, когда родители молились
вдвоем, им было явление от Бога и было сказано: «Возрадуйтесь и утешьтесь!
Вот, Бог даровал вам ребенка, радости одноименного, ибо рождением его Бог
даровал радость Своим Церквам». Кроме того, в житии Феодора Эдесского22
написано, что родители его, Симеон и Мария, в молитве просили себе сына.
Однажды, в первую субботу Великого поста, когда они молились в церкви,
каждому из них в отдельности явилось некое сладостное видение: им казалось,
что они видят великомученика Феодора Тирона вместе с апостолом Павлом,
стоявших и говоривших: «Воистину даром Божиим будет ребенок, который
родится, по имени Феодор» 23; что и сбылось- В житии святого отца нашего
Петра митрополита 24. нового чудотворца на Руси, описано такое знамение. До
рождения его. когда он еще был в утробе матери, однажды ночью, на рассвете,
в воскресный день. его матери было такое видение: ей казалось, что она
держит на руках своих ягненка, а между рогов его растет дерево с
прекрасными листьями, покрытое многими цветами и плодами, и посреди ветвей
его горит множество свечей. Пробудившись, женщина недоумевала о значении
своего видения, на что оно указывает и что предзнаменует. Хотя видения
своего она и не поняла, но последующие события, достойные удивления,
показали, какими дарами Бог украсил Своего угодника.
Зачем еще говорить и длинными речами утомлять внимание слушателей? Ибо
излишество и пространность в рассказе — враг для слуха как изобильная пища
— враг для тела. Но да не осудит никто меня неуча, за то, что я удлинил
рассказ: когда вспоминаются случаи и: житий других святых, приводятся
свидетельства в подтверждение и делаются сравнения, тогда разъясняются
досточудные деяния досто-чудного мужа, описываемые в нашей повести.
Досточудно было это возглашение его в утробе матери, досточудно было
воспитание его от младенческих пеленок. Этому ребенку подобало родиться с
чудесным знамением, благодаря которому прочие люди поняли, что у
удивительного лужа удивительны и зачатие, и рождение, и воспитание. Господь
ода-эил его Своей благодатью больше, чем других новорожденных младенцев, и
всеми этими знамениями предуказал Свой премудрый о нем Промысл.
Хочу также поведать о времени и годе, когда родился преподобный: в годы
правления благочестивого, славного и могущественного царя Андроника,
самодержца греческого, который царствовал в Царьграде, при архиепископе
Константинопольском Каллисте, патриархе Вселенском; преподобный родился в
Русской земле в годы княжения великого князя тверского Димитрия
Михайловича, при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси.
когда приходило войско Ахмыла25.
Младенец, о котором мы продолжаем рассказ, в течение нескольких месяцев
после крещения был вскормлен грудью по закону природы, затем его отняли от
груди матери, развернули из пеленок и вынули из колыбели. Ребенок дальше
рос, как и полагается детям; возрастая душой, телом и духом, он исполнялся
разума и страха Божия, и милость Божия была на нем; так он жил до
семилетнего возраста, когда родители отдали его учиться грамоте.
У раба Божия Кирилла, о котором уже говорилось, было три сына: первый
Стефан, второй Варфоломей, третий Петр; отец воспитывал их, всячески
наставляя в благочестии и чистоте. Стефан и Петр быстро изучили грамоту,
Варфоломей же не сразу овладел чтением, но учился медленно и плохо.
Наставник прилежно обучал Варфоломея, но отрок не понимал его, плохо учился
и отставал от товарищей, занимавшихся вместе с ним. За это его часто
бранили родители и строго наказывал учитель, а товарищи укоряли. Отрок
наедине часто со слезами молился Богу. говоря: «Господи! Дай мне выучить
грамоту, научи и вразуми меня».
ГЛАВА 2. О ТОМ, КАК ВАРФОЛОМЕЮ БЫЛО ДАРОВАНО ПОЗНАНИЕ ГРАМОТЫ ОТ БОГА, А
НЕ ОТ ЛЮДЕЙ
Родители Варфоломея сильно скорбели, а учитель весьма огорчался
тщетности усилий своих. Все печалились, не ведая высшего предначертания
Божественного Промысла, не зная о том, что Бог сотворит с этим отроком, что
Господь не оставит Своего преподобного. По смотрению Божию нужно было,
чтобы книжное знание он получил от Бога, а не от людей, что и сбылось.
Расскажем подробнее о том, как благодаря Божественному явлению он научился
грамоте. Однажды отец послал отрока искать жеребят, и это было по
предначертанию Премудрого Бога, как говорит Первая книга Царств о Сауле26,
который был послан отцом своим Кисом отыскать ослиц: Саул пошел и встретил
святого пророка Самуила, которым был помазан на царство, и таким образом
обрел жребий, высший по сравнению с обыденными делами. Так и блаженный
отрок получил дар, превосходящий обычные дары: будучи послан отцом своим
Кириллом искать скот, он встретил некоего черноризца, незнакомого ему
старца, святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного
ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно со слезами молился-
Увидев его, отрок сначала смиренно поклонился, затем подошел и стал вблизи,
ожидая, когда тот кончит молитву.
Помолившись, старец взглянул на отрока, прозревая в нем духовными очами
избранный сосуд Святого Духа. Он с любовью подозвал Варфоломея к себе,
благословил его, поцеловал по христианскому обычаю и спросил: «Что ты ищешь
и чего хочешь, чадо?» Отрок сказал: «Душа моя желает более всего знать
грамоту, для этого я отдан был учиться. Сейчас душа моя печалится о том,
что я учусь грамоте, но не могу ее одолеть. Ты, святой отче, помолись за
меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте».
Старец воздел руки, возвел очи к небу, вздохнув пред Богом, усердно
помолился и после молитвы сказал: «Аминь». Бережно достав из кармана, он,
как некое сокровище, тремя пальцами подал Варфоломею нечто похожее на
анафору 27, с виду маленький кусок белого пшеничного хлеба — святой
просфоры, и сказал ему: «Открой уста свои, чадо, возьми это и съешь — это
тебе дается в знамение благодати Бо-жией и понимания Священного Писания.
Хотя и маленькой кажется частица, которую я даю тебе, но велика сладость
вкушения от нее». Отрок открыл уста и съел то, что ему было дано, и была
сладость во рту его. как от сладчайшего меда. И он произнес: «Не об этом ли
сказано: Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим [Пс.
118. 103], и душа моя весьма возлюбила их». Старец ответил ему: «Если
веруешь, больше этого увидишь. А о грамоте, чадо, не скорби: знай, что
отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих
братьев и сверстников» — и поучил его на пользу души.
Отрок поклонился старцу, и, как земля плодовитая и плодоносная,
принявшая семена в сердце свое. он радовался душой и сердцем встрече со
святым старцем. Старец хотел пойти своей дорогой, но отрок пал на землю
лицом к ногам старца и со слезами умолял его поселиться в доме родителей
его, говоря: «Мои родители очень любят таких, как ты, отче». Старец,
удивившись вере отрока, не мешкая отправился в дом его родителей.
Увидев старца, они вышли ему навстречу и поклонились. Старец
благословил их, и в доме приготовили трапезу для него. Но гость не сразу
отведал пищи, но сначала вошел в моленную, то есть в часовню, взяв с собой
освященного в утробе отрока, и начал петь часы2а, а отроку велел читать
псалом. Отрок же сказал: «Я не умею этого, отче». Старец ответил: «Я сказал
тебе, что с сего дня Господь дарует тебе знание грамоты. Читай слово Божие
без сомнения». И случилось тогда нечтс удивительное: отрок, получив
благословение от старца, начал стихо-словить29 Псалтирь очень внятно и
стройно, и с того часа он хорошс знал грамоту. Над ним сбылось пророчество
премудрого пророке Иеремии, сказавшего: «Так говорит Господь: Вот, Я дал
слова Moi. в уста твои [Ис. 51. 16]». Родители же и братья отрока, увидев
этс и услышав, удивились неожиданному его искусству и мудрости и прославили
Бога, давшего ему такую благодать.
Выйдя из часовни, хозяева предложили старцу трапезу. Старец от. ведал
пищи, благословил родителей отрока и хотел уйти, но бояре умо. ляли старца
остаться у них, спрашивая его и говоря: «Отче господине Побудь еще. чтобы
мы могли расспросить тебя и ты бы успокоил и уте шил наше скудоумие и нашу
печаль. Вот смиренный отрок наш, кото рого ты благословляешь и хвалишь и
которому предсказываешь многим блага, он удивляет нас, и печаль о нем
сильно уязвляет нас, потому что с ним случилось нечто страшное,
удивительное и непонятное: когда он был в утробе матери, незадолго до
своего рождения, его мать была в церкви и он трижды прокричал в утробе при
народе, в то время когда пели святую литургию. Нигде не слыхано и не видано
ничего подобного, и мы этого боимся, не понимая, чем все кончится и что
случится в будущем».
Святой старец, провидя духом будущее, сказал им: «О блаженная чета! О
прекрасные супруги, ставшие родителями такого ребенка! Зачем вы убоялись
страха там, где нет страха? [Пс. 52. б]. Напротив, радуйтесь и веселитесь,
что вы сподобились родить такое дитя, которого Бог предызбрал до рождения
его и отметил еще в материнской утробе. Последнее я скажу вам и потом
умолкну: знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего
ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот
второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми
за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и
напоследок промолвил такие загадочные слова: «Сын ваш будет обителью Святой
Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных
заповедей». Сказав эти слова, старец покинул дом; хозяева провожали его до
ворот, но он внезапно стал невидимым.
Кирилл и Мария, недоумевая, решили, что это был ангел, посланный
даровать отроку знание грамоты. Отец и мать, приняв от старца благословение
и запечатлев его слова в своих сердцах, возвратились домой. После ухода
старца отрок внезапно постиг всю грамоту и чудесным образом изменился:
какую бы книгу он ни раскрыл, он хорошо читал и понимал ее. Этот
благодатный отрок, от самых пеленок познавший и возлюбивший Бога и Богом
спасенный, был достоин духовных дарований. Он жил, во всем покоряясь своим
родителям: старался исполнять их повеления и ни в чем не выходить из их
воли, как повелевает Священное Писание: Чти отца своего и мать свою и
будешь долголетен на земле [Исх. 20. 12].
ГЛАВА 3. ОБ ОТРОЧЕСТВЕ
Расскажем еще об одном деянии этого блаженного отрока: как он, будучи
молод телом, проявил разум старца. Прошло несколько лет, и он начал строго
поститься и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в
прочие дни питался хлебом и водой; по ночам святой часто бодрствовал и
молился. Так вселилась в него благодать Святого Духа.
Мать же, любя, уговаривала его: «Дитя мое! Не погуби свою плоть
излишним воздержанием, чтобы тебе не заболеть, ведь ты еще мал, тело твое
растет и расцветает. Никто, будучи молодым, в таком юном возрасте не
соблюдает столь жестокого поста, как ты; никто из твоих братьев и
сверстников так строго не воздерживается от еды, как ты. Ведь есть такие,
которые семь раз на дню поедят — с утра пораньше начнут и поздно ночью
кончат и пьют без меры. Ты же когда один раз днем поешь, когда и ни одного
раза, но через день питаешься. Прекрати, чадо, такое длительное
воздержание, ты не достиг еще зрелости, время для этого еще не настало. Все
ведь хорошо, но в свое время». Блаженный отрок отвечал, упрашивая свою
мать: «Не уговаривай меня, мать моя, чтобы не пришлось мне невольно
ослушаться тебя, разреши мне делать так, как я делаю. Не вы ли говорили
мне: «Когда ты был в пеленках и вколыбели, тогда каждую среду и пятницу ты
молока не ел». И это слыша, как я могу в меру своих сил не стремиться к
Богу, чтобы он избавил меня от моих грехов?»
На это мать ответила ему: «Тебе нет еще двенадцати лет, а ты уже
говоришь о своих грехах. Какие же у тебя грехи? Мы не видим на тебе следов
твоих грехов, но видели знамения благодати и благочестия, того, что ты
избрал благую часть, которая не отнимется у тебя». Отрок отвечал:
«Перестань, мать моя, что ты говоришь? Ты говоришь как чадолюбивая мать,
которая радуется за своих детей, движимая естественной любовью. Но
послушай, что говорит Священное Писание: «Никто да не похвалится из людей;
никто не чист пред Богом, если хотя бы один день проживет на земле [Иов.
14. 45]; никто не безгрешен, только един Бог». Не слышала ли ты, что
Божественный Давид, думаю, о нашем убожестве говорил: Вот, я в беззаконии
зачат, и в грехах родила меня мать моя [Пс- 50. 7]».
Сказав так, он еще больше прилепился к своему первоначальному благому
обычаю, и Бог помогал ему в добром намерении. Этот совершенный и
добродетельный отрок еще некоторое время жил в доме родителей своих,
возрастая и укрепляясь в страхе Божием: к играющим детям он не ходил и не
участвовал в их забавах, бездельникам и суетным людям не внимал, со
сквернословами и насмешниками не имел общения- Он на всякое время
упражнялся в славословии Бога и тем наслаждался, прилежно стоял в церкви
Божией, не пропускал заутреню, литургию и вечерню и часто читал священные
книги.
Он непрестанно всячески изнурял свое тело и иссушал свою плоть,
соблюдая неоскверненной душевную и телесную чистоту, и часто наедине со
слезами молился Богу, говоря: «Господи! Если верно то, о чем поведали мне
мои родители, если до моего рождения Твоя благодать, Твое избрание и
знамение осенили меня, убогого, да будет воля Твоя, Господи! Да будет,
Господи, милость Твоя на мне! Подай, Господи! С детства, от самой утробы
матери всем сердцем и всей душой моей я прилепился к Тебе, от чрева, от
груди матери моей — Ты Бог мой. Когда я был в утробе матери, Твоя благодать
посетила меня, так не оставь меня и ныне, Господи, ибо отец мой и мать моя
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|