Мария, которые были Божиими угодниками, праведными пред  Богом  и  людьми  и 
исполненными и украшенными всякими добродетелями, что Бог любит  *.  Бог  не 
попустил,  чтобы  младенец,  которому  предстояло   воссиять,   родился   от 
неправедных  родителей,  но  сначала  Бог  создал  и  предуготовал   таковых 
праведных родителей  и  потом  от  них  произвел  Своего  угодника.  О  дос- 
тохвальная  чета!  О  блаженнейшие  супруги,  бывшие   родителями   таковому 
младенцу! Сначала подобает почтить и похвалить родителей его,  и  это  будет 
неким добавлением к похвалам и почестям  ему.  Ибо  было  необходимо,  чтобы 
Сергий был дарован Богом для  блага,  спасения  и  пользы  многих  людей,  и 
поэтому не пристало таковому младенцу родиться от неправедных  родителей,  и 
другим, то есть неправедным, родителям не пристало бы родить  таковое  дитя. 
Бог его даровал только тем, избранным, родителям, что и случилось:  добро  с 
добром соединилось и лучшее с лучшим. 
    Было же и чудо некое до рождения его: случилось нечто такое, что нельзя 
предать  забвению.  Когда  ребенок  еще  был  в  утробе  матери,  однажды  в 
воскресенье мать его пришла в церковь, как обычно, ко святой  литургии.  Она 
стояла с другими женщинами в притворе, а  когда  должны  были  приступить  к 
чтению  святого  Евангелия  и  все  люди  стояли  молча,  младенец  внезапно 
вскрикнул  в  утробе  матери,  так  что  многие  изумились  этому  крику   — 
преславному чуду, совершившемуся с младенцем. И вот снова,  в  самом  начале 
Херувимской песни, на словах «Иже херувимы», младенец внезапно начал  громко 
верещать в утробе, еще громче, чем в первый раз, и его голос  разносился  по 
всей церкви. Мать его стояла в ужасе, и женщины, бывшие там,  недоумевали  и 
говорили: «Что же будет с этим младенцем?» Когда же иерей  возгласил:  «Вон- 
мем. Святая святым!», младенец снова, втретийраз, громко закричал. 
    Мать его чуть не  упала  на  землю  от  сильного  страха  и,  ужасаясь, 
охваченная сильным трепетом, начала тихо плакать. Остальные женщины  подошли 
к ней и стали расспрашивать: «Нет ли у тебя за пазухой младенца в  пеленках, 
мы  слышали  детский  крик,  раздававшийся  на  всю  церковь?»  Она   же   в 
растерянности из-за сильных рыданий не могла им ответить,  лишь  промолвила: 
«Спросите,—  сказала  она,—  у  других,  а  у  меня  нет  ребенка».  Они  же 
допытывались,  спрашивая  друг  друга,  искали  и  не  нашли,  потом   снова 
обратились к Марии, говоря: «Мы по всей церкви искали и не  нашли  младенца. 
Кто же тот младенец, который кричал? » Мать его, не  в  силах  утаить  того, 
что произошло и о чем они спрашивали, ответила им: «Младенца  за  пазухой  у 
меня нет, как вы думаете, но в утробе у меня ребенок, еще не родившийся.  Он 
и кричал». Женщины сказали ей: «Как может быть  дарован  голос  младенцу  до 
рождения, еще находящемуся в  утробе?  »  Она  же  ответила:  «Я  сама  тому 
удивляюсь, я вся объята страхом и трепещу, не понимая случившегося». 
    Женщины, вздыхая и бия себя в грудь, возвращались каждая на свое место, 
говоря про себя: «Что это будет за ребенок? Да будет о нем  воля  Господня». 
Мужчины, бывшие в церкви и все это слышавшие  и  видевшие,  в  ужасе  стояли 
молча, пока иерей не закончил святую литургию, снял  ризы  свои  и  отпустил 
людей. Все разошлись восвояси. и страшно было всем, слышавшим это. 
    Мария же, мать его, с того дня, когда было это знамение и происшествие, 
жила благополучно до родов и носила младенца в утробе  как  некое  бесценное 
сокровище,  как  драгоценный  камень,  как  чудесный  жемчуг  и  как   сосуд 
избранный. Когда она носила в себе ребенка и была  им  беременна,  она  себя 
блюла от всякой скверны  и  от  всякой  нечистоты,  ограждала  себя  постом, 
избегала всякой скоромной пищи, мяса, молоко и рыбы  не  ела,  питаясь  лишь 
хлебом  и  овощами;  от  вина  Мария  совершенно  воздерживалась,  а  вместо 
различных напитков пила одну только воду, и ту понемногу. Она  часто  тайно, 
наедине сама с  собой  с  воздыханиями  и  слезами  молилась  Богу,  говоря: 
«Господи! Спаси и убереги меня, убогую рабу Твою,  и  младенца,  которого  я 
ношу в утробе моей, спаси и сохрани! Ты,  Господи,  хранишь  младенцев  [Пс. 
114. 5],— да будет воля Твоя, Господи! И да будет имя Твое благословенно  во 
веки веков! Аминь!» 
    Так Мария жила до самого рождения ребенка, особенно прилежала она посту 
и молитвам, так что само зачатие и рождение дитяти были  исполнены  поста  и 
молитв. Мария была добродетельна и весьма богобоязненна и  уже  до  рождения 
младенца поняла и уразумела это чудесное  о  нем  знамение  и  явление.  Она 
советовалась с мужем своим, говоря: «Если у нас родится  мальчик,  давай  по 
обету принесем его в  церковь  и  отдадим  Благодетелю  всех  Богу»,  что  и 
сбылось. О вера славная! О любовь благая! Еще до рождения  ребенка  родители 
обещали принести и отдать его Дарователю благ Богу, как в древности  сделала 
Анна пророчица, мать пророка Самуила. 
    Когда пришло  время,  Мария  родила  младенца.  Радуясь  его  рождению, 
родители позвали к себе родственников, друзей и соседей и веселились,  славя 
и благодаря Бога, давшего им такое дитя. После рождения его, когда  младенец 
был завернут  в  пеленки,  нужно  было  его  подносить  к  груди,  но  когда 
случалось, что мать ела какую-нибудь мясную пищу до сытости, тогда  младенец 
никак не хотел брать грудь; и так было не один раз, но иногда  день,  иногда 
два дня ребенок не ел. Из-за этого мать  младенца  и  ее  родственники  были 
удручены страхом и печалью, они с трудом поняли, что младенец не хочет  пить 
молоко, когда кормящая его питается мясом, но согласен пить только если  она 
не будет разрешаться от поста. С  той  поры  мать  воздерживалась  в  еде  и 
постилась, а младенец начал питаться ее молоком во все дни, как и подобает. 
    Пришел день исполнить обет матери его: после шести недель, то  есть  на 
сороковой день после рождения  ребенка,  родители  принесли  его  в  церковь 
Божию, отдавая, как и обещали, Богу, Даровавшему его. 
    Тут же они повелели священнику совершить над ним Божественное крещение. 
Священник, огласив младенца и прочтя над  ним  многие  молитвы,  с  духовной 
радостью и со тщанием крестил его во имя Отца, и  Сына,  и  Святого  Духа  и 
нарек во святом  крещении  Варфоломеем.  Священник  вынул  ребенка,  обильно 
принявшего от Святого Духа  благодать  крещения,  из  купели,  и,  осененный 
Божественным Духом, иерей провидел и  предузнал,  что  этот  младенец  будет 
сосудом избранным. 
    Отец его и мать хорошо знали Священное Писание и рассказали иерею,  как 
их сын, еще будучи в утробе матери, три раза  прокричал  в  церкви.  «Мы  не 
знаем, что это означает»,— говорили они. Иерей же по  имени  Михаил,  хорошо 
знавший священные книги, поведал  им  из  Божественного  Писания,  из  обоих 
Законов, Ветхого и Нового, следующее: «Давид в Псалтири сказал: Зародыш  мой 
видели очи Твои [Пс. 138. 16]; и Сам Господь святыми  Своими  устами  сказал 
Своим ученикам: Потому что вы с начала со Мною [Ин. 15. 27]. Там,  в  Ветхом 
Завете, Иеремия пророк освятился в чреве матери5, а здесь, в  Новом  Завете, 
апостол  Павел  восклицает:  Бог.  Отец  Господа   нашего   Иисуса   Христа, 
воззвавший меня из чрева матери моей, чтобы открыть Сына Своего во  мне,  да 
благовествую о Нем в землях [Гал. 1. 15]». И  многое  другое  иерей  поведал 
родителям из Писания,  о  младенце  же  сказал:  «Не  скорбите  о  нем,  но, 
напротив, радуйтесь и веселитесь,  ибо  он  будет  сосудом  избранным  Бога, 
обителью и  слугой  Святой  Троицы»,  что  и  сбылось-  Благословив  дитя  и 
родителей, священник отпустил их домой. 
    По прошествии немногих дней случилось  еще  одно  чудесное  знамение  о 
младенце, странное и невиданное: в среду и в пятницу он не брал грудь  и  не 
пил коровьего молока, но отворачивался и не сосал грудь и оставался без  еды 
в течение всего дня, а в прочие дни. кроме  среды  и  пятницы,  питался  как 
обычно; по средам же и пятницам младенец оставался  голодным.  Так  было  не 
один раз, не дважды,  но  многократно,  то  есть  каждую  среду  и  пятницу, 
поэтому некоторые думали, что ребенок болен, и об этом мать его сетовала  со 
скорбью. Она советовалась с другими женщинами — кормящими матерями,  считая, 
что  это  происходило  с  младенцем  из-за  какой-нибудь  болезни-   Однако, 
осматривая младенца со всех сторон, женщины видели, что он не  болен  и  что 
на нем нет явных или скрытых признаков болезни: он не плакал, не стонал,  не 
был печален, но и лицом, и сердцем, и глазами младенец был  весел,  всячески 
радовался и играл ручками. Видя это, все поняли и  уразумели,  что  младенец 
не пил молока по пятницам и средам не из-за  болезни,  но  это  знаменовало, 
что благодать Божия была на нем.  Это  был  прообраз  будущего  воздержания, 
того, что потом, в грядущие времена и годы, младенец  просияет  постнической 
жизнью; что и сбылось. 
    В другой раз мать привела к младенцу некую женщину-кормилицу, у которой 
было молоко, чтобы она его накормила. Младенец же никак  не  хотел  питаться 
от чужой женщины, но только от своей родительницы. Потом приходили к нему  и 
другие женщины-кормилицы, и с ними было то же самое, что и с первой. Так  он 
питался молоком одной лишь своей матери, пока не  был  вскормлен.  Некоторые 
думают, что и это было знамением того, что от  благого  корня  благой  побег 
должен быть вскормлен чистым молоком. 
    Нам же думается так: ребенок этот с детства  был  почитателем  Господа, 
уже в материнской утробе и после рождения  он  навык  богомыслию,  от  самых 
пеленок он познал  Господа  и  воистину  Его  услышал;  лежа  в  пеленках  в 
колыбели, он привыкал к посту; питаясь  материнским  молоком,  он  вместе  с 
вкушением  этого  плотского  молока  учился  воздержанию;  будучи  возрастом 
младенец, он выше  естества  предначинал  лощение;  с  младенчества  он  был 
питомцем чистоты, вскормленный не столько молоком, сколько благочестием;  до 
своего рождения он был предызбран  и  предуготован  Богу,  когда,  будучи  в 
утробе матери, он трижды прокричал в церкви, чему дивятся  все,  кто  слышит 
об этом. 
    Однако более достойно удивления то, что младенец, будучи в  утробе,  не 
вскрикнул где-либо вне церкви,  где  никого  не  было,  или  в  каком-нибудь 
другом месте, тайно, наедине,— но именно при народе, как бы для того.  чтобы 
многие  его  услышали  и  стали  свидетелями  этого  достоверного   события. 
Замечательно еще и то, что прокричал  он  не  как-нибудь  тихо,  но  на  всю 
церковь, как бы давая понять, что по  всей  земле  распространится  слава  о 
нем; не тогда прокричал он, когда мать его была на пиру или спала ночью,  но 
когда она была в церкви, во время молитвы, как бы указывая на  то,,  что  он 
будет крепким молитвенником пред  Богом;  не  прокричал  он  в  какой-нибудь 
хижине или нечистом и неизвестном месте, но  именно  в  церкви,  стоящей  на 
месте    чистом,    святом,    где    подобает    совершать     Божественные 
священнодействия,— знаменуя тем, что и сам  он  будет  совершенной  святыней 
Господа в страхе Божием. 
    Достойно удивления также и то обстоятельство, что он прокричал не  один 
раз или два, но трижды, являя тем, что он будет учеником Святой Троицы,  так 
как число три честнее всех других чисел  и  весьма  почитается,  потому  что 
везде  число  три  является   источником   и   началом   всего   доброго   и 
спасительного, приведу примеры: трижды Господь воззвал  к  пророку  Самуилу; 
тремя камнями из пращи Давид поразил Голиафа; трижды Илия повелел лить  воду 
на поленья, сказав: Сделайте это трижды [3.Цар. 18.  34],  и  три  раза  так 
сделали; также трижды Илия дунул на отрока и воскресил его9; три дня  и  три 
ночи пророк Иона находился внутри кита10; три  отрока  погасили  в  Вавилоне 
печь огненную";  тричисленным  было  услышанное  пророком  Исаией,  видевшим 
Серафимов своими глазами  и,  на  небе  пение  ангелов,  которые  возглашали 
Трисвятое: Сеят, свят, свят. Господь Саваоф! [Ис. 6.  З].  В  возрасте  трех 
лет была введена во  храм,  в  святая  святых,  Пречистая  Дева  Мария13;  в 
тридцать лет Христос был крещен Иоанном в  Иордане;  трех  учеников  Христос 
возвел на Фавор и преобразился перед ними; через три дня Христос воскрес  из 
мертвых; трижды Христос после воскресения спросил: Петр. любить  литы  яеня? 
[Ин.21.15—17]. Как же я говорю  о  числе  три  и  не  вспомню  о  великой  и 
страшной тайне Триединого Божества: в  трех  Святынях,  трех  Образах,  трех 
Ипостасях, в трех Лицах — Единое Божество Пресвятой Троицы, Отец, и  Сын,  и 
Святой Дух, Триипостасное Божество, у Которого одна сила, одна власть,  одно 
владычество? Подобало и  этому  младенцу  трижды  прокричать  еще  в  утробе 
матери, прежде рождения на свет,  в  предзнаменование  того,  что  он  будет 
некогда учеником Троицы, что и сбылось, и  многих  приведет  к  разумению  и 
познанию  Бога,  уча  своих  словесных  овец  веровать  во  Святую   Троицу, 
Единосущную во Едином Божестве. 
    Не явное ли это указание на то, что с  ребенком  в  будущем  произойдут 
удивительные и досточудные вещи!  Не  истинное  ли  это  преобразование  его 
будущей  жизни,  которое  исполнится  впоследствии  в  его  чудных  деяниях! 
Видевшие  и  слышавшие  о  первых  знамениях  должны  верить  и  последующим 
событиям. Еще до рождения святого  Бог  предызбрал  его:  не  без  особенной 
цели, не вотще было дано на удивление многим это  первое  знамение,  но  оно 
было  предвестником  всего,  что  совершилось  впоследствии.  Об   этом   мы 
постарались рассказать, потому что  повествуем  о  чудной  жизни  пречудного 
человека. 
    Следует здесь вспомнить и древних святых, просиявших в Ветхом  и  Новом 
Законе:  как  зачатие,  так  и  рождение  многих  из  них  предваряемо  было 
особенным откровением от Бога. Мы не от  себя  это  говорим,  но  заимствуем 
примеры из Священного  Писания  и  с  нашим  рассказом  мысленно  сравниваем 
рассказы о других событиях:  так,  пророка  Иеремию  Бог  освятил  во  чреве 
матери, и, до рождения его предвидя, что Иеремия будет  вместилищем  Святого 
Духа, все предвидящий Бог исполнил его  благодатью  с  юных  лет.  Исаия  же 
пророк сказал: Так говорит Господь, призвавший меня из утробы, и,  из  чрева 
матери избрав меня. Он назвал мое имя [Ис. 49.1]. Святой же  великий  пророк 
Иоанн Предтеча еще  в  утробе  матери  познал  Господа,  носимого  во  чреве 
Пречистой Приснодевы Марии, и взыграл младенец радостно  во  чреве  [Лк.  1. 
44] матери своей Елизаветы, и  ее  устами  пророчествовал;  она  воскликнула 
тогда, говоря: Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?  [Лк. 
1. 43]. О святом и славном пророке Илии  Фесвитянине  известно,  что.  когда 
мать родила его, родители видели,  как  прекрасные  и  светлые  лицами  мужи 
нарекли имя ребенку, повивали его в огненные пелены и  питали  его  огненным 
пламенем. Отец, отправившись в Иерусалим, сообщил об этом архиереям, на  что 
они сказали: «Не бойся, человек! Ибо жизнь этого  ребенка  будет  светом,  а 
слово его — судом, и он  будет  судить  Израиль  оружием  и  огнем»,  что  и 
сбылось 14. 
    Святой Николай Чудотворец15, когда начали омывать его  после  рождения, 
внезапно  встал  на  ноги  и  стоял  в  ночвах16  полтора  часа.  О   святом 
преподобном отце нашем  Ефреме  Сирине  17  рассказывается,  что,  когда  он 
родился, родителям его  было  видение:  на  языке  у  младенца  был  посажен 
виноградник, который вырос и наполнил всю землю, и птицы небесные  прилетали 
и клевали его плоды; виноградник означал разум, который будет  дан  святому. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 
   
 |