махнул рукой и, засмеявшись, сказал: «Ну, так я, значит, в дуэли счастлив!» 
Несколько мгновений продолжалось молчание, никто не нашелся сказать двух 
слов по поводу легкомысленной коварности червонного туза, только Мартынов, 
обратившись к Пушкину и ударив его по плечу, воскликнул: «Счастливчик!» 
      Между тем Михаил Юрьевич, сняв с карты бумажник, спросил банкомета: 
«Сколько в банке?» – и, пока тот подсчитывал банк, он стал отпирать 
бумажник. Это был старый сафьянный, коричневого цвета бумажник, с 
серебряным в полуполтинник замком, с нарезанным на нем циферблатом из 
десяти цифр, на одну из которых, по желанию, замок запирался. Повернув раза 
два-три механизм замка и видя, что он не отпирается, Лермонтов с досадой 
вырвал клапан, на котором держался запертый в замке стержень, вынул деньги, 
швырнул бумажник под диван[11] и, поручив Столыпину рассчитаться с 
банкометом, вышел к гостям, не игравшим в карты, на балкон. Игра еще 
некоторое время продолжалась, но как-то неохотно и вяло и скоро 
прекратилась совсем. Стали накрывать стол. Лермонтов, как ни в чем не 
бывало, был весел, переходил от одной группы гостей к другой, шутил, 
смеялся и острил. Подойдя к Глебову, сидевшему в кабинете в раздумье, он 
сказал: 
          «Милый Глебов, 
          Сродник Фебов, 
          Улыбнись, 
          Но на Наде[12], 
          Христа ради, 
          Не женись!» 
      Глебов Михаил Павлович, или, как его ласково звали товарищи, Мишка 
Глебов, розовый красавец, поручик конной гвардии, поехал на Кавказ в числе 
гвардейских охотников. С Лермонтовым сблизился в 1840 г., во время 
экспедиции. В бою при Валерике был ранен в руку. Летом 1841 г. лечился в 
Пятигорске. В «Домике» был свой человек, жил рядом, в одном доме с 
Мартыновым. К Лермонтову был нежно привязан. Поэт платил ему искренним, 
теплым чувством. 
      Как ни насыщена была жизнь в «Домике» серьезными беседами, спорами, 
разного рода развлечениями, Лермонтов находил время для чтения и работы. 
      Он привез «множество книг». В письме просил бабушку прислать ему еще 
книги, в том числе собрание сочинений Жуковского и «полного Шекспира по- 
английски». 
      Видеть поэта за работой удавалось немногим. Он любил писать рано, 
когда никто из товарищей еще не приходил и Столыпин не выходил из спальни. 
Днем Михаил Юрьевич писал только изредка. 
      «Писал он больше по ночам или рано утром, – рассказывал Мартьянову 
Христофор Саникидзе. – Писал он всегда в кабинете, но случалось, и за чаем 
на балконе, где проводил иногда целые часы, слушая пение птичек». 
      Все бывавшие в «Домике» знали, конечно, что Лермонтов пишет, но не все 
считали это серьезным занятием, работой. Потому-то и вспоминали поэта 
главным образом как участника развлечений, выдумщика на шалости и шутки, 
рисовальщика карикатур. Говорил же, например, Арнольди, что тогда все 
писали, и что писали не хуже Лермонтова, и что никто этому не придавал 
значения, причем говорил в 1881 г., когда Лермонтов уже давно был признан 
гениальным поэтом, когда в Петербурге был открыт музей его имени. 
      Арнольди даже назвал Висковатову Лермонтова поэтом неважным. «...Я 
видел не раз, как он писал, – рассказывал Арнольди Висковатову. – Сидит, 
сидит, изгрызет множество карандашей или перьев и напишет несколько строк. 
Ну, разве это поэт?..» 
      Эмилия Александровна Шан-Гирей тоже сознавалась, что они не видели в 
Лермонтове ничего особенного, хотя позднее она утверждала, что «творениями 
Лермонтова всегда восхищалась». 
      Вот и Васильчиков говорил Висковатову: «Для всех нас он был офицер – 
товарищ, умный и добрый, писавший прекрасные стихи и рисовавший удачные 
карикатуры». 
      A литературным планам поэта, его мечте – основать журнал, товарищи 
просто не придавали серьезного значения. В разговоре с Висковатовым 
В. Соллогуб, например, откровенно сознался, что планы эти он считал 
«фантазиями». 
      После Лермонтова остались в «Домике» семь «собственных сочинений 
покойного на разных лоскуточках бумаги», как записано в описи его вещей. 
Эти сочинения утрачены безвозвратно. Но поэт писал, по счастью, не только 
на «лоскуточках бумаги». Он привез с собой альбом в коричневом переплете, 
подаренный ему В.Ф. Одоевским с такой надписью: «Поэту Лермонтову дается 
сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам, и всю 
исписанную. Кн. В. Одоевский, 1841 г. Апреля 13, СПБ». 
       Альбом был солидный – в 254 листа, в мягком переплете. На 26 листах 
написаны до приезда в Пятигорск: «Утёс», «Сон», «Спор» и в «Домике»: «Они 
любили друг друга», «Тамара», «Свидание», «Листок», «Нет, не тебя так пылко 
я люблю», «Выхожу один я на дорогу», «Морская царевна», «Пророк». 
      Под каким настроением был написан «Листок»? Комментаторы произведений 
Лермонтова замечали, что образ листка, символ изгнанника, был распространен 
в поэзии XIX века. Как будто только потому и появилось это стихотворение… 
Да ведь в этом листке, оторванном от ветки родимой, образ самого поэта. Это 
он, Лермонтов, был неожиданно вырван из Петербурга, где, как 
свидетельствуют многие его современники, он был любим и балован в кругу 
близких, где его понимали и ценили. 
      Какие у него были думы, когда он шагал из угла в угол по своему 
кабинету в «Домике»? 
      Можно только догадываться, с каким настроением вышел он поздним 
вечером из ворот усадьбы и шел по дороге вокруг Машука. Какое 
несоответствие было в этой тихой лунной ночи, голубом сиянье звезд, аромате 
трав, стрекоте бесчисленных цикад – с тем тревожным состоянием духа, 
которое вызывал в нем враждебный мир. 
      Не вспомнились ли поэту его собственные строчки из «Валерика»: 
          ...Жалкий человек. 
          Чего он хочет!.. небо ясно, 
          Под небом места много всем, 
          Но беспрестанно и напрасно 
          Один враждует он – зачем? 
      Быть может, в такую ночь и родились стихи «Выхожу один я на дорогу». 
Лермонтов записал это стихотворение на 22-й странице альбома: 
                       1 
          Выхожу один я на дорогу; 
          Сквозь туман кремнистый путь блестит; 
          Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, 
          И звезда с звездою говорит. 
                       2 
          В небесах торжественно и чудно! 
          Спит земля в сиянье голубом… 
          Что же мне так больно и так трудно? 
          Жду ль чего? жалею ли о чем? 
                       3 
          Уж не жду от жизни ничего я, 
          И не жаль мне прошлого ничуть; 
          Я ищу свободы и покоя! 
          Я б хотел забыться и заснуть! 
                       4 
          Но не тем холодным сном могилы... 
          Я б желал навеки так заснуть, 
          Чтоб в груди дремали жизни силы, 
          Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь. 
                       5 
          Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, 
          Про любовь мне сладкий голос пел, 
          Надо мной чтоб, вечно зеленея, 
          Темный дуб склонялся и шумел. 
      Это стихотворение сразу, уже в 40-х годах прошлого столетия, вошло в 
народную поэзию. Именно как народная песня, без упоминания автора, 
стихотворение исполнялось в столичных гостиных и на деревенских посиделках, 
у монастырских стен и в тюремных камерах, мастеровыми у станка и слепцами 
на базарных площадях. 
      Его и сейчас, как народную песню, поют и заслуженные артисты в 
концертах и молодежь на гуляньях. 
      И где бы, кто бы его ни пел – оно всегда волнует до слез. 
      Каким надо быть великим мастером, чтобы так волновать человеческие 
сердца! 
      А разве не знаменательно, что строки именно этого стихотворения, в 
которых так полно, с такой художественной силой выражено чувство слияния с 
природой, вспомнил во время своего космического полета советский космонавт 
Герман Титов. 
      Если бы только одно это стихотворение было написано в «Домике», то и 
тогда стены его были бы священны. Но здесь же, в этих стенах, написаны еще 
и другие произведения – свидетельства кипучей деятельности гения. 
      Вся внутренняя жизнь Лермонтова, наполненная думами о судьбах родины, 
о призвании поэта и его трудных путях, страстным стремлением к 
деятельности, отразилась в последних сочинениях поэта, написанных в 
«Домике». 
      Художественную ценность этих последних стихов Лермонтова с 
изумительным мастерством определил Белинский: «...тут было все – и 
самобытная живая мысль, одушевлявшая обаятельно-прекрасную форму, как 
теплая кровь одушевляет молодой организм и ярким свежим румянцем проступает 
на ланитах юной красоты; тут была и какая-то мощь, горделиво владевшая 
собой и свободно подчинявшая идее своенравные порывы свои; тут была и эта 
оригинальность, которая в простоте и естественности открывает собою новые, 
дотоле неведомые миры, и которая есть достояние одних гениев; тут было 
много чего-то столь индивидуального, столь тесно связанного с личностью 
творца… Тут нет лишнего слова, не только лишней страницы; все на месте, все 
необходимо, потому что все перечувствовано, прежде чем сказано, все видено, 
прежде чем положено на картину…» 
      Последнее свое стихотворение Лермонтов назвал «Пророк»: 
          С тех пор как вечный судия 
          Мне дал всеведенье пророка, 
          В очах людей читаю я 
          Страницы злобы и порока. 
          Провозглашать я стал любви 
          И правды чистые ученья; 
          В меня все ближние мои 
          Бросали бешено каменья. 
          Посыпал пеплом я главу, 
          Из городов бежал я нищий, 
          И вот в пустыне я живу, 
          Как птицы, даром божьей пищи; 
          Завет предвечного храня, 
          Мне тварь покорна там земная; 
          И звезды слушают меня, 
          Лучами радостно играя. 
          Когда же через шумный град 
          Я пробираюсь торопливо, 
          То старцы детям говорят 
          С улыбкою самолюбивой: 
          «Смотрите: вот пример для вас! 
          Он горд был, не ужился с нами: 
          Глупец, хотел уверить нас, 
          Что бог гласит его устами! 
          Смотрите ж, дети, на него: 
          Как он угрюм, и худ и бледен! 
          Смотрите, как он наг и беден, 
          Как презирают все его!» 
      Когда, в какие дни и часы написано это стихотворение? Вначале запись 
сделана карандашом, как раздумье, как доверенные бумаге мысли. Потом оно 
переписано чернилами. Может быть, это было уже в последние дни перед 
дуэлью? Ведь после этого поэт больше ничего не написал… В альбоме 
Одоевского остались чистыми 228 страниц! 
      «Пророк» – итог недолгой жизни Лермонтова и совсем краткой его 
литературной деятельности. 
          Восстань, пророк, и виждь, и внемли, 
          Исполнись волею моей 
          И, обходя моря и земли, 
          Глаголом жги сердца людей. – 
      завещал Пушкин. 
      Следуя этому завету, 22-летний Лермонтов начал поэтическое поприще 
обличением великосветских убийц своего великого учителя. 
      Стихотворение «Смерть поэта» прозвучало по всей России, как «колокол 
на башне вечевой». «Чересчур вольнодумное», по мнению даже некоторых 
расположенных к поэту лиц, оно зажигало сердца людей гневом и ненавистью к 
«палачам свободы». 
      За смелое выступление Лермонтов поплатился ссылкой. Своего оружия 
поэт, однако, не сложил. И не только не сложил, а беспрерывно оттачивал 
его. И вот итог – новые ссылки... смертный приговор. 
      Лермонтов трезво оценивал действительность, но изменять своего 
трудного пути не собирался. Почти перед самой дуэлью он говорил о 
задуманных больших работах. 
      За несколько дней до дуэли в «Домик» зашел товарищ поэта по пансиону и 
московскому университету – Николай Федорович Туровский. 
      «...Увлеченные живою беседой, мы переносились в студенческие годы, – 
записал в своем дневнике Туровский. – Вспоминали прошедшее, разгадывали 
будущее… Он высказывал мне свои надежды скоро покинуть скучный юг». 
      А как горячо беседовал поэт с профессором Дядьковским об английском 
материалисте Бэконе, о Байроне. 
      Кто бы из товарищей, постоянно бывавших в «Домике», поверил, что 
Мишель, всегда такой веселый, добрый, ласковый, часто насмешливый, 
способный прямо-таки на детские шалости, – живет такой сложной внутренней 
жизнью? Что ему и больно, и трудно? Ну, а если он так сказал, значит, так и 
было: он никогда не лгал ни в жизни, ни в искусстве. Только чувства свои и 
настроения поэт глубоко прятал даже от дружески расположенных к нему лиц. 
Лишь случайно подсмотрел «чрезвычайно мрачное» лицо поэта один из 
кавказских его знакомых, встретив на улице Пятигорска незадолго до дуэли. 
      На Кавказе, так им любимом и так прославленном, Лермонтову, в условиях 
ненавистной военщины, нечего было ждать. Поэт понимал это и все-таки не 
переставал надеяться. 
      В последнем письме, написанном в «Домике» за две недели до поединка, 
Лермонтов писал бабушке: «То, что Вы мне пишете о словах г(рафа) 
Клейнмихеля, я полагаю, еще не значит, что мне откажут отставку, если я 
подам; он только просто не советует; а чего мне здесь еще ждать? 
      Вы бы хорошенько спросили только, выпустят ли, если я подам». 
      Так и не узнал поэт, последнее распоряжение царя, которое обрекало его 
на неизбежную гибель. 
                                      V 
      Некоторые свидетели последних дней жизни поэта уверяли, что Верзилины 
устроили 13-го июля для Лермонтова и Столыпина прощальный вечер: друзья 
перебирались в Железноводск. Там для них уже была приготовлена квартира и 
взяты билеты на ванны. 
      Падчерица генерала Верзилина, Эмилия Александровна, впоследствии 
вышедшая замуж за троюродного брага Лермонтова – Акима Павловича Шан-Гирея, 
сохранила в памяти все подробности этого вечера. Да и можно ли было забыть 
то, что явилось прелюдией к трагическому концу поэта? 
      Эмилии Александровне приходилось несколько раз выступать в печати с 
рассказом об этом вечере. А сколько раз она рассказывала о нем в той самой 
комнате, где все происходило! Сидела она на том же диване, на котором 
сидела с Лермонтовым. 
      Вот ее рассказ: 
      «13 июля собралось к нам несколько девиц и мужчин и порешили не ехать 
в собранье, а провести вечер дома, находя это приятнее и веселее. Я не 
говорила и не танцовала с Лермонтовым, потому что и в этот вечер он 
продолжал свои поддразнивания. Тогда, переменив тон насмешки, он сказал 
мне: «М-lle Emilie, je vous en prie, un tour de valse seulement, pour la 
derniere fois de ma vie»[13]. «Ну уж так и быть, в последний раз, 
пойдемте». М.Ю. дал слово не сердить меня больше, и мы, провальсировав, 
уселись мирно разговаривать. К нам присоединился Л.С. Пушкин, который также 
отличался злоязычием, и принялись они вдвоем острить свой язык a qui mieux 
mieux[14]. Несмотря на мои предостережения, удержать их было трудно. Ничего 
злого особенно не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова, 
разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у 
рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал 
острить на его счет, называя его montagnard au grand poignard[15]. 
(Мартынов носил черкеску и замечательной величины кинжал). Надо же было так 
случиться, что, когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово poignard 
раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 
   
 |