залечивавшего тысячи ран, возможности выделить «Домику» значительные 
материальные средства. 
      Чтобы как-то вывести музей из его тяжелого положения, была применена 
временная мера: музей переведен на хозрасчет. Мера эта встретила резкое 
осуждение тех, кто вложил немало сил в восстановление «Домика». «Разве 
можно допустить такое нелепое положение!» – негодующе восклицал в газете 
«Терек» ее редактор М. Санаев. Однако нелепое положение было допущено и 
утвердилось надолго. 
      Перевод на хозрасчет поставил музей в еще более трудное положение. 
Входной платы, а она была единственным источником дохода, не хватало даже 
для проведения мелкого ремонта. Об улучшении же содержания музея, о 
приобретении экспонатов не могло быть и речи. Мизерным было количество 
сотрудников. (В 1926 году штат состоял только из заведующего музеем и 
сторожа). 
      В 1927 году содержание «Домика» было возвращено местному бюджету. 
Принявшая в том году музей Н.И. Логазидзе горячо взялась, прежде всего, за 
создание новой экспозиции. На те небольшие средства, которые были отпущены 
на улучшение работы, ей удалось к весне 1928 года все же много сделать. Это 
было известным шагом вперед, хотя экспозиция и не отличалась ни богатством, 
ни, разумеется, научностью разработки. О содержании этой открытой в 1928 
году экспозиции можно судить по акту проверки музея, которая была 
произведена бригадой учителей Пятигорского гороно 20 июня. В акте 
говорится: «Под музей занято пять комнат. В первой помещаются виды 
«Домика», копии лермонтовских картин, иллюстрации к некоторым произведениям 
поэта, витрины с произведениями различных изданий. 
      Во второй (зал) – зеркало времен Лермонтова, ломберный стол, столик 
круглый, 2 стула, диван, овальный столик со стеклом, шкафчик для посуды, 
снимки города Пятигорска. Здесь же находится уголок, где собраны материалы, 
связанные с историей дуэли. 
      В третьей (кабинет Лермонтова) – портрет М.Ю. Лермонтова, фотографии 
его родственников, типы горцев (гравюры), письменный стол и кресло 
М.Ю. Лермонтова. 
      В четвертой – собран юбилейный материал, модель памятника Лермонтову, 
фотографии памятников Лермонтову, венки, ленты и небольшая библиотека. 
      В прихожей – бюст поэта, выставка Госиздата произведений Лермонтова 
(книги продаются посетителям), книга впечатлений посетителей...» 
      Как бы то ни было, при всей своей скромности эта первая в 
послереволюционные годы экспозиция свидетельствовала о том, что музей в 
меру своих сил и возможностей старался показать экспонаты, связанные с 
жизнью и творчеством поэта. 
      29 июля 1928 года в Лермонтовской галерее был организован 
Лермонтовский утренник. Выступал на нем с большим докладом профессор 
Московского университета П.Н. Сакулин. По окончании программы Сакулин 
предложил присутствовавшим отправиться в «Домик», «в котором прошли 
последние дни короткой, горькой жизни поэта». Участники утренника пришли в 
музей и попросили директора «Домика» пригласить Е.А. Шан-Гирей. С большим 
вниманием слушали ее рассказ о том, как на стене «Домика» в 1884 году 
укрепляли мемориальную доску[36]. 
      «Народу было множество», – говорила Евгения Акимовна. 
      В последующие годы работники музея работали над восстановлением в 
«Домике» бытовой обстановки времен пребывания в нем Лермонтова. Директор 
музея списывается с Пушкинским домом и Ленинградским отделением 
Государственного музейного фонда. Он едет в Ленинград, получает там копию 
маслом с картины Лермонтова «Штурм Варшавы», несколько кресел, стулья, 
янтарные чубуки к трубкам и еще кое-какие экспонаты, относящиеся к 
дворянскому быту первой половины XIX века. 
      Но материальное положение музея продолжало оставаться очень тяжелым. 
Финансовые трудности были настолько велики, что руководство музея вынуждено 
было – сейчас это звучит дико и невероятно! – сдать пятую комнату «Домика» 
(пристроенную в 80-х годах) частным жильцам. 
      Разумеется, подобную меру трудно оправдать. А к чему она привела, 
можно судить по тем статьям, которые вскоре появились в местной и 
центральной прессе. «Главной и наиболее популярной достопримечательностью 
Пятигорска продолжает считаться «Домик Лермонтова», затерявшийся на улице 
имени поэта у подножия Машука, – писала 12 ноября 1929 года выходившая в 
Ленинграде «Красная газета». – За последнее время он находится на положении 
фактически беспризорного. Прежде всего, произведена варварская 
«реставрация»[37] «Домика» с современной покраской, возведением пристроек, 
разбивкой мещанского палисадника и вообще превращением всей усадьбы, 
имеющей всесоюзное историческое значение, в доходную статью, будто бы 
оправдывающую вселение сюда частных постояльцев. И вот по двору усадьбы 
развешивается для сушки белье, бродят куры, в углу где-то хрюкает свинья, в 
беседке кто-то прохлаждается душем... Заведующие «Домиком» часто меняются, 
и каждый из них оставляет по себе самую печальную память...» 
      Через две недели после этой корреспонденции, 24 ноября 1929 года, в 
пятигорской газете «Терек» появилась заметка под заголовком «Уплотненный 
Лермонтов». 
      «Лермонтову с его историческим домиком в Пятигорске не повезло. 
      Лермонтова уплотнили. 
      Отдел народного образования заселил усадьбу Лермонтова новыми 
      жильцами. 
      Усадьбу опошлили занавесочками, клумбочками, преобразившими ее 
первоначальный вид, через двор протянулись веревки для сушки белья, в 
глубине двора декорацию дополнил, собою вместительный и донельзя грязный 
мусорный ящик. Если сюда добавить непросыхающие лужи мыльной воды после 
стирки белья, домашнюю живность... пейзаж получается крайне оживленный... 
      ...Такое отношение к историческому памятнику нетерпимо, оно позорит не 
только Терский ОНО, но и все общественные и культурные организации округа». 
      Картина, нарисованная в приведенных корреспонденциях, безотрадна, но 
она не изменилась и в 1930 году. Кстати, из истории этого года старые 
работники «Домика» запомнили только такой случай: со стен музея исчез 
портрет Мартынова 40-х годов прошлого столетия, то есть того возраста, в 
каком он стрелял в Лермонтова. Любопытно, что, как, потом оказалось, 
портрет был не украден, а «снят» со стены музея внуком Мартынова («чтобы 
дед не подвергался издевательствам», – заявил в свое оправдание любящий 
внук). 
        В 1931 году Лермонтовская усадьба была освобождена от жильцов. 
                                     XV 
      В 1932 году «Домик» частично реставрировали. При этом выяснилось... 
впрочем, подробнее всего о том, что выяснилось, сказано в акте о 
произведенной реставрации. Он датирован 10 апреля 1932 года. 
      «При снятии штукатурки оказалось, что под дранью, на которую сделана 
последняя, сохранились еще в некоторых местах значительные куски бумаги, а 
в некоторых местах дерево смазано раствором мела и глины. Последнее еще раз 
подтверждает, что стены домика не переделывались, а остались те самые, 
которые составляли жилище поэта в 1841 году». 
      Вспомним описание «Домика», сделанное Мартьяновым: «Низкие приземистые 
комнаты, стены которых оклеены не обоями, но простой бумагой, окрашенной 
домашними средствами...» И далее: «В приемной бумага на стенах окрашена 
была мелом и потолок выбелен тоже мелом...» 
      Да ведь это же документальное доказательство того, что стены «Домика» 
– молчаливые свидетели жизни Лермонтова – сохранились до наших дней! В этом 
смысле реставрация 1932 года принесла ценнейшие результаты. 
      Внешне «Домику» был придан приблизительно тот вид, какой он имел до 
переделок: был убран железный навес над входной дверью, укорочен коридор, 
изменен размер окошка в бывшей буфетной. Вместо двухстворчатой входной 
двери была навешена одностворчатая. Но зато внутри «Домика» были сделаны 
нарушения его первоначального вида: заложена дверь из кабинета Лермонтова в 
спальню Столыпина и открыты двери из кабинета Лермонтова и Столыпина в 
пятую, позднейшей пристройки комнату. Самое же главное, что сделало «Домик» 
очень похожим на ранний фотоснимок 1877 года, было то, что стены его 
обмазали глиной и побелили. Снесена была, наконец, беседка в саду, которая 
вызывала так много вопросов у посетителей и нареканий со стороны печати. 
Еще одно удалось сделать директору «Домика» С.Д. Короткову: он добился 
перевода музея на краевой бюджет, а это значительно улучшало материальное 
положение «Домика» и поднимало его значение. 
      Остановиться бы тогдашнему директору музея Короткову на этом. Не были 
бы воспоминания о нем омрачены его дальнейшей деятельностью. Но ему, 
видимо, захотелось сделать свой «вклад» в лермонтоведение. Однако, прежде 
чем говорить об этом «вкладе», необходимо хотя бы вкратце познакомить 
читателя с его творцом. Достаточно живое представление о Короткове дает 
выписка из докладной записки научной сотрудницы музея Ушаковой на имя 
музейного отдела Наркомпроса и один из приказов по «Домику Лермонтова». 
      Ушакова зашла в музей по вывешенному на воротах объявлению о том, что 
музею требуется научный сотрудник. Она рассказала директору, что имеет 
высшее образование, преподавала литературу в Военной академии в Ленинграде. 
Выслушав ее, директор хитро прищурился и спросил: «А ты скажи по правде – 
грамоте-то знаешь?» – и пояснил при этом, что «грамота-то, видишь, какая, 
слово-то, думаешь, пишется так, а оно совсем иначе...» 
      Ушакова была принята в музей, но вскоре же заслужила выговор. За что? 
Вот приказ по «Домику Лермонтова» за №6 от 9 марта 1936 года: 
      «Принимая во внимание, что тов. Ушакова в кратковременной своей работе 
уже допустила целый ряд недопустимых поступков, а именно: 1) Ушакова носит 
в ушах серьги, а когда выходит в музей для дачи объяснений экскурсиям, 
среди экскурсантов нередко находятся тт., которые отрицательно относятся к 
этому наряду прошлого, этому обычаю дикарей. Я поставил перед Ушаковой 
вопрос так, чтобы она в музей больше с серьгами в ушах не заходила, но она 
до сего времени продолжает грубо не выполнять моего распоряжения. 2) Когда 
приходят большие экскурсии, некоторые экскурсанты проявляют желание пройти 
в музей без билетов, но т. Ушакова упорно не выходит из канцелярии, а за 
последнее время на просьбы культурника старалась делать вид, что ей идти не 
хочется. Обобщая все вышеизложенное, нахожу, что все вышеперечисленные 
факты не могут быть терпимы в советском учреждении, и в качестве 
воздействия на Ушакову объявляю ей выговор». 
      Пребывание Короткова в течение нескольких лет на посту директора 
Лермонтовского музея можно объяснить лишь недостатком в то время 
квалифицированных кадров музейных работников. Но как бы то ни было, а 
Коротков «деятельно» трудился. Соответственно своему культурному уровню он 
построил и новую экспозицию в «Домике». То, что было сделано его 
предшественницей – директором Н. И. Логазидзе, – сделано с такой любовью и 
огромным напряжением, – Коротков беспощадно уничтожал. Новая экспозиция 
состояла главным образом из текстов, иногда не имеющих никакого отношения к 
Лермонтову. Появились опять вещи «княжны Мери» (все те же трюмо и диван!), 
был установлен «камень с могилы Лермонтова» в виде какой-то глыбы 
полуметровой высоты, грубо обтесанной наверху наподобие крышки гроба[38]. 
      Особое внимание посетителей обращала на себя большая фотография с 
иллюстрации художника Шарлемана к «Песне о купце Калашникове» с надписью: 
«Так отрубали голову по приказу царей». А так как под этой фотографией 
стоял бюст Лермонтова, то получалось, что «так» отрубили голову поэту. 
      Эту, хотя бы и самую краткую, характеристику музейной экспозиции того 
времени, быть может, и не стоило бы давать, но выдвинутая Коротковым 
сенсационная версия об убийстве Лермонтова, всплывшая совсем недавно на 
страницах печати, обязывает дать некоторое представление о ее авторе. 
      По версии Короткова, в Лермонтова на дуэли попала пуля не Мартынова, а 
какого-то наемного убийцы, который прятался под кустом и выстрелил 
одновременно с Мартыновым. Версия эта была основана на том, что пуля «попав 
в правый бок ниже последнего ребра», затем резко отклонилась в сторону и 
«вышла между пятым и шестым ребром левой стороны», как сказано в акте 
освидетельствования тела Лермонтова. Значит, решил Коротков, убийца стрелял 
снизу... 
      В фондах «Домика Лермонтова» и теперь хранится чертеж места дуэли с 
изображением человеческого скелета и хода пули от последнего ребра справа к 
левой стороне – «творчество» Короткова. Трактовке Короткова кое-кто 
поверил, и рассказ о том, «кто убил Лермонтова», даже попал на страницы 
«Комсомольской правды». 
      Вступление Короткова в ряды лермонтоведов кончилось печально. Он был 
снят с работы «за вульгарную версию убийства Лермонтова». После него в 
стенах «Домика» эта версия, разумеется, не воскресала. Со временем о ней 
забыли. Но, как оказывается, не навсегда... 
      В 1957 году ее раскопал и пустил в оборот В.А. Швембергер. Созданная 
Институтом русской литературы Академии наук СССР авторитетная комиссия 
разъяснила, что обнародованная Швембергером в журнале «Литературный 
Киргизстан» версия не заслуживает серьезного внимания. Однако, спустя еще 
пять лет, легенда снова появилась, на этот раз в пяти газетах. И никому при 
этом не пришло в голову, что легенда сочинена в «Домике Лермонтова» 
невежественным человеком, пожелавшим увековечить свое имя в лермонтоведении 
и что вначале на нее, на эту легенду, смотрели просто как на курьез, не 
придавая ей никакого значения... 
      В 1936 году руководство в музее сменилось. Но в «Домике» еще 
оставалась коротковская экспозиция. 
                                     XVI 
      Советское государство окрепло, возмужало, получило возможность все 
больше внимания уделять развитию культуры.  Вырос за это время культурный 
уровень народа, повысились духовные запросы. Записи в книге впечатлений 
«Домика» свидетельствуют, что требования посетителей стали более строгими и 
зрелыми, что экспозиция кажется им бедной, малосодержательной. «Музей по 
своему содержанию неудовлетворителен», – отмечает в записи от 17 августа 
1935 года посетитель Г. М. Садов. Подобных записей и особенно устных 
заявлений становилось все больше. Все настойчивее люди говорили о том, что 
Лермонтову, гениальному писателю, великому патриоту, должен быть создан в 
«Домике» достойный его памятник. Все больше внимания начала уделять 
«Домику» печать. 23 апреля 1938 года газета «Молодой ленинец» писала: 
      «Пора серьезно поговорить о содержании «Домика Лермонтова». По 
замыслу, «Домик» должен быть музеем. Но для этого «Домик» располагает 
недостаточным количеством экспонатов и исторических документов. «Хозяйство» 
домика преимущественно состоит из многочисленных, но весьма низких по 
качеству табличек – пояснений»... 
      С чего же начинать? Как будто само собой разумелось, что, прежде 
всего, надо менять экспозицию. Но не так-то это оказалось просто! Все 
многочисленные тексты и фотоснимки, висевшие в «Домике», были окантованы 
жестью и прибиты к стенам восьмидесятимиллиметровыми гвоздями. Стоило снять 
какой-нибудь текст, как отваливался до драни кусок штукатурки... Стало 
очевидным, что без внутреннего ремонта экспозицию изменить невозможно. 
      На текущем счету музея по специальным средствам было в то время 
двадцать две тысячи. На эти деньги вполне возможно было произвести ремонт и 
приобрести необходимые экспонаты. Но возникло совершенно непредвиденное 
осложнение. 
      В связи с потребовавшимися в то время особыми расходами, Наркомат 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 
   
 |