дверью кабинета в благоговейном молчании, как бы ожидая, что вот-вот сюда
вернется поэт. Так велико влияние подлинности, что вы чувствуете дыхание
давно ушедшего времени и близость того, кто был убит, но навсегда остался
живым.
Наконец, последняя комната – зал, служивший Лермонтову столовой и
гостиной. Стены этой комнаты повидали во время пребывания в «Домике»
Лермонтова многих замечательных людей. Здесь велись задушевные разговоры,
бурные споры, высказывались откровенные мнения, слышались веселые шутки,
колкие насмешки.
Перед диваном – круглый столик, единственная вещь из обстановки,
принадлежавшей Чиляеву, сохранившаяся от времен пребывания в «Домике»
Лермонтова. Какой-то особый уют придали залу старинного рисунка кавказская
кошма на диване (ее по особому заказу изготовили для музея в Карачаево-
Черкесии) и легкие муслиновые занавески на окнах.
Из зала – выход на балкон, оттуда – в сад. На балконе поэт любил
отдыхать, изредка – и работать. «Домику» придали теперь вид, какой был у
него в 1841 году.
Огромную работу проделал коллектив музея (директор музея
А.И. Гребенкова, старший научный сотрудник П.Е. Селегей) в содружестве с
энтузиастами – архитекторами Пикаловым, Асрияновым и Безруковым, а также
рабочими-столярами Пятигорской мебельной фабрики.
Высокую оценку этому поистине колоссальному труду дают посетители
«Домика».
Каждая экскурсия, начинающаяся в «верзилинском» доме, в котором
размещается Лермонтовский музей с его научно разработанной и прекрасно
оформленной экспозицией, завершается осмотром «Домика».
Музей ведет большую научно-исследовательскую работу. Ежегодно, в день
трагической кончины Лермонтова, здесь происходит чествование памяти поэта,
организуются научные конференции, на которых виднейшие лермонтоведы страны
выступают с докладами.
Как дорого творчество Лермонтова людям и насколько тесно связано имя
поэта с его последним жилищем, – доказывает такой факт: космонавт
П.Р. Попович взял с собой в полет небольшой томик Лермонтова в зеленой
обложке. Побывавший в космосе томик произведений Лермонтова был прислан
космонавтами П.Р. Поповичем и Германом Титовым с их дарственной надписью
«Домику Лермонтова». Этот драгоценный дар находится в экспозиции отдела
«Лермонтов и наша современность», в литературном отделении музея.
Слава о «Домике» разнеслась по всему миру, всюду, куда проникло имя
гениального русского поэта.
XXII
Четыре города в Советском Союзе особенно тесно связаны с именем поэта:
Ленинград, Москва, Пятигорск и Пенза. Этим четырем городам и выпала честь
15 октября 1964 года торжественно отметить 150-летнюю годовщину рождения
Лермонтова.
В Пятигорске необычайное оживление царило уже с первых дней октября.
Состоялись встречи с писателями в санаториях, на заводах, крупнейших
предприятиях города, в высших учебных заведениях. Были организованы лекции,
концерты, юбилейные выставки в школах, библиотеках, домоуправлениях;
состоялся торжественный праздник, посвященный улице, носящей имя
Лермонтова. В книжных магазинах, киосках, у лоточников огромный спрос на
лермонтовскую литературу и сувениры, выпущенные к юбилею. У памятника
Лермонтову, в сквере имени поэта, каждый день сменяли свежие букеты
роскошных осенних астр и георгинов и маленькие букетики скромных полевых
цветов.
На состоявшемся 8 октября в городском сквере у подножия памятника
Лермонтову митинге присутствовали тысячи трудящихся Пятигорска и ближайших
городов, поэты и прозаики почти всех Советских республик, автономных
областей и краев, гости из Болгарии, Чехословакии, Монголии. От ученых
страны выступал Д.Д. Благой. Поэт Павел Антокольский сказал в своей речи:
«Здесь, в Пятигорске, каждая улица хранит дыхание Лермонтова».
Город в эту пору выглядел каким-то особенно нарядным и праздничным. На
безоблачном синем небе сияло нежаркое осеннее солнце. Под его лучами ярко
пестрели цветники на улицах, в скверах, в парках, а многокрасочные
юбилейные плакаты, развешенные по городу, стали казаться еще красивее.
Серебром блестела цепь снеговых гор, и участникам юбилейных торжеств
вспоминались строки из печоринского дневника: «А там дальше, амфитеатром
громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется
серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым
Эльбрусом».
Центром торжества был «Домик Лермонтова». К нему тянулись бесчисленные
экскурсии. Автобусы с экскурсантами из Армавира, Георгиевска, Грозного,
Нальчика, Невинномысска, Орджоникидзе и других мест Северного Кавказа
заполняли ближайшие к Лермонтовскому музею улицы. Из «Домика» рассылались
приглашения на форум писателей, на торжественное заседание в городском
театре, на научную конференцию лермонтоведов.
В первый день приезда в Пятигорск в «Домике» собрались поэты,
прозаики, ученые-литературоведы. Они познакомились с музеем в
«верзилинском» доме, затем посетили жилище поэта. По комнатам «Домика»
прошли в благоговейном молчании, как будто боялись нарушить покой того, чье
имя произносится во всем культурном мире с любовью и восхищением. На
следующий день гости осмотрели все лермонтовские места на Кавказских
Минеральных Водах.
В день митинга к подножию памятника поэту были возложены венки от
Союза писателей СССР, от Союза писателей РСФСР, Всесоюзного Лермонтовского
комитета, городских партийных и советских организаций, от школ, от
многочисленных почитателей поэта.
8 октября в Пятигорске состоялась встреча, в которой приняли участие
виднейшие советские поэты: Павел Антокольский, Петрусь Бровка, Расул
Гамзатов, Сильва Капутикян, Кайсын Кулиев, Ярослав Смеляков и многие
другие. Зал городского театра не мог вместить всех желающих. Театр снаружи
был окружен кольцом молодежи, жаждавшей услышать поэтов.
9 октября было проведено торжественное заседание, где с докладом о
Лермонтове выступал известный лермонтовед И.Л. Андроников.
В течение трех дней – с 12 по 14 октября – в «Домике» шла конференция
лермонтоведов, посвященная кавказскому творчеству Лермонтова.
Живейшее участие в празднестве принимали пионеры. На месте дуэли
Лермонтова была проведена торжественная пионерская линейка. С
воодушевлением раздавали пионеры лермонтовские сувениры гостям перед
торжественным заседанием в театре, преподносили цветы. Нарядная цепочка
ребятишек в красных галстуках, с поднятыми над головой букетами хризантем
была так красива и трогательна, что все присутствующие приветствовали их
долго не смолкавшими аплодисментами.
Гости, прибывшие в Пятигорск на лермонтовские торжества, были избраны
почетными гражданами города.
В связи со 150-летием со дня рождения поэта имя Лермонтова было
присвоено Пятигорскому институту иностранных языков, курортной библиотеке,
лучшей бригаде коммунистического труда, лучшей пионерской дружине города.
Так проведено было в Пятигорске чествование памяти Лермонтова,
превратившееся во всенародный праздник. «Домику Лермонтова» в этом
празднестве была отведена главная роль. Последний приют поэта, окруженный
народной любовью, навсегда сохранится живой памятью о гениальном сыне
русского народа Михаиле Юрьевиче Лермонтове.
27 июля 1967 года «Домик» предстал перед посетителями преображенный: и
снаружи он выглядел таким, каким, по нашему представлению, был при жизни
Лермонтова.
Удивительно изменился облик «Домика» теперь, когда не железо, как это
было долгие годы, а камыш покрыл его крышу.
Нелегко, точнее сказать, трудно было осуществить давнюю мечту о
камышовой крыше. Где сейчас можно увидеть хаты, покрытые камышом? Ну,
положим, нашли. Но так ли крыли крыши в начале XIX века, как делали это
много позднее? Коллективу сотрудников музея с привлеченными к реорганизации
«Домика» специалистами хотелось, чтобы выглядел «Домик» совсем как флигелек
1841 года. Пришлось побывать в хранилищах столичных музеев и посмотреть
старинные гравюры, рисунки, картины.
В 30-х годах прошлого столетия, когда строился «Домик», покрыть его
камышом было просто. Привезли нарезанный на берегу Подкумка камыш, позвали
мастера – специалиста по камышовым крышам. И все! А теперь? Предварительный
сбор материала, командировки, бесконечные совещания. И кто только не был
приглашен для советов! Архитекторы? Непременно. Строители? Обязательно.
Пожарники? И они тоже.
Работники научных организаций Москвы, Ленинграда, местных учреждений
других городов, заводов, – все приняли участие. Левокумский камышитовый
завод дал камыш, а Днепропетровский лакокрасочный завод снабдил
огнезащитной краской, с использованием которой для легковоспламеняющегося
камыша не страшен огонь.
Да, в 30-х годах прошлого столетия было нетрудно покрыть крышу
камышом, но тогда это был флигель Чиляева, теперь же это «Домик»
Лермонтова, «великий Домик», как назвал его И. Андроников.
«Все здесь тревожит и волнует»... – строка из книги отзывов музея.
А как же может не тревожить и не волновать этот последний приют поэта,
когда все в нем – и внешний вид, и внутренняя обстановка – переносит в те
дни, когда здесь жил Михаил Юрьевич.
Вы выходите из «Домика» с таким чувством, как будто побывали у
близкого, дорогого друга, в чью смерть не верите. Да ее и нет для великих
людей, для гения Лермонтова.
XXIII
Знаменателен в жизни «Домика» 1973 год, когда вышло постановление об
образовании Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова в городе
Пятигорске. В этом заповеднике «Домику» отведен весь квартал, в котором он
расположен, и все лермонтовские места Пятигорска, Кисловодска и
Железноводска.
«Принятие этого решения, – писала газета «Кавказская здравница», –
продиктовано возрастанием историко-литературного значения лермонтовских
мест, интересом к ним многих тысяч любителей поэзии, необходимостью сберечь
эти места для потомков. Теперь есть возможность реставрировать мемориальные
места на научной основе, в соответствии со временем Лермонтова».
«Домику» уже возвращен его первоначальный облик. Теперь стояла задача:
воссоздать Лермонтовский квартал таким, каким он был при жизни поэта.
Коллективу музея предстояло проделать работу по сбору необходимых
материалов.
Тротуары и фонари, скамейки на зеленых площадках, дверные ручки и
замки в домах, – все должно выглядеть таким, как было в 40-х годах прошлого
века.
Когда-то поэт И.А. Белоусов мечтал о том, чтобы в «Домике Лермонтова»
был создан маленький музей». В 1973 году в «Домике» побывали 197 тысяч
посетителей изо всех республик, краев и областей СССР, из многих зарубежных
стран.
В 1929 году. «Курортная газета» с восторгом сообщала, что за один день
в «Домике Лермонтова» в Пятигорске побывало сто человек. В те дни это было
событие. А если, как в последние годы, каждый день тысяча и более? А если
через четыре комнаты флигеля прошло около пяти миллионов?
И в третий раз за почти полуторастолетнюю жизнь «Домика» встал вопрос
о его спасении. Как же сберечь его? Что сделать для продления жизни музея?
Прежде всего пришлось ограничить его посещение.
Трудно и обидно это делать, но другого выхода нет, – говорит
П.Е. Селегей. – И так в какой-то мере нарушается установленная для него
норма – 150 тысяч посетителей в год. А если не отказывать? Тогда не 200
тысяч, а 300, может быть и больше, прошли бы через него. Но тогда... не
разнесут ли его в пыль, как встревожено говорили еще на заседании юбилейной
Лермонтовской сессии в Институте русской литературы в 1939 году?
Другая мера спасения «Домика» – строгий режим: только пятнадцать
посетителей впускают в «Домик» одновременно. В помещении объяснений не
дают, это ранее, перед входом в дом.
В «Домике» тихо. Тишина соответствует настроению посетителей и
скромной обстановке последнего приюта поэта.
Записи... записи... Горы книг с отзывами. Все они проникнуты любовью к
Лермонтову, благодарностью сотрудникам за сохранение жилища поэта, за его
бережное хранение.
А в саду две стройные красавицы-березы, дар горячей поклонницы поэзии
Лермонтова. Лет десять назад она прислала крохотные березки-саженцы. Они
принялись, выросли и сейчас украшают лермонтовскую усадьбу.
Поистине велик этот маленький флигелек. И потому, что он есть, что он
жив, Пятигорск становится центром советского лермонтоведения. Когда-то даже
не упоминавшийся при проведении торжеств, посвященных памяти поэта, теперь
Пятигорск – место научных лермонтовских конференций, лермонтовских
праздников поэзии.
В дни памяти Лермонтова сюда съезжаются лермонтоведы, видные писатели,
деятели культуры из многих, многих городов и стран. Но главное в этих
торжествах даже не то, что на них стекается масса народа, а та атмосфера
теплоты и сердечности, которая создается одной общей заботой и мыслью:
достойно почтить память любимого поэта.
Заведование «Домиком»
1. Г.И. Раев – хранитель музея – 1912-1914 гг.
2. Д.М. Павлов – попечитель музея – с конца 1915 г. по июнь 1916 г.
3. Л.В. Орлов – заведующий музеем – 1919 г.
4. А.Л. Казинцев – заведующий «Домиком» по совместительству – 1920-1921 гг.
5. В.П. Шереметов – директор музея – с 19220по 12 окт. 1923 г.
6. В.И. Егоров – директор музея – с 12 окт. 1923 г. по 17 янв. 1924 г.
7. Кажмер – директор музея – с 17 янв. 1924 г. по 13 февр. 1925 г.
8. Функе – директор музея – с 13 февр. 1925 г. по 12 марта 1926 г.
9. И.М. Тришин – директор музея – с 12 марта 1926 г. по 9 юиля 1926 г.
10. Н.И. Логазидзе – директор музея – с 9 июля 1926 г. по 23 апр. 1931 г.
11. С.Д. Коротков – директор музея – с 23 апр. 1931 г. по июнь 1936 г.
12. Н.М. Комаров – директор музея – с июня 1936 г. по 1 сент. 1937 г.
13. Е.И. Яковкина – директор музея – с 1 сент. 1937 г. по 1 окт. 1951 г.
14. А.И. Гребенкова – директор музея – с 1 окт. 1951 г. по 1 июля 1968 г.
15. П.Е. Селегей – директор музея – с 1 июля 1968 г.
ЛИТЕРАТУРА
. Арнольди А.И. ЛЕРМОНТОВ В ПЯТИГОРСКЕ в 1841 г. – в кн. ЛИТЕРАТУРНОЕ
НАСЛЕДСТВО. т. 58. М., 1952.
. Архив АН СССР, ф. 9. «Дело о приобретении «Домика Лермонтова» в
Пятигорске».
. Белоусов И.А. ДОРОГИЕ МЕСТА. М., 1918.
. Богословский В.С. ПЯТИГОРСКИЕ И С НИМИ СМЕЖНЫЕ ВОДЫ. М., 1886.
. Висковатов П.А. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. М., 1891.
. Егоров В.И. ВОСПОМИНАНИЯ. Рукопись.
. Из записок Николая Ивановича Лорера. – «Русский архив», 1874, т.2.
. ЛЕРМОНТОВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
. Лонгинов М.И. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. – «РУССКАЯ СТАРИНА», 1873, т. 7, кн. 3.
. Мануйлов В.А. ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. Л., 1964.
. Мартьянов П.К. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ ПОЭТА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. – «Исторический
вестник», 1892, т. 2 – 4.
. Мельницкий В. ПЕРЕЕЗДЫ ПО РОССИИ В 1852 г. – «Современник», 1853, №8.
. Н.Н. ВОСПОМИНАНИЯ О ЗАКАВКАЗСКОМ ПОХОДЕ. – «Военный сборник», 1860,
№1.
. Некрасова Е.С. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. – «Русская старина», 1888, т.
5.
. НОВОНАЙДЕННОЕ ПИСЬМО О ДУЭЛИ И СМЕРТИ ЛЕРМОНТОВА. Сообщение
А. Михайловой. – в кн.: ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО. Т. 58. М., 1952 (См.
письма П.Т. Полеводина).
. Орджоникидзевское краевое архивное управление. № 3991. «Дело о погребении
Лермонтова». Архивная копия.
. ПЕНЗЕНСКИЙ СБОРНИК. Пензенское кн. изд-во, I960.
. Ракович Д.В. ТЕНГИНСКИЙ ПОЛК НА КАВКАЗЕ. Тифлис, 1900.
. Святловский В.В. КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ. Екатеринослав, 1898.
. Семенов Л.П. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ, М., 1915.
. Туровский Н.Ф. ДНЕВНИК ПОЕЗДКИ ПО РОССИИ В 1841 г. «Русская старина»,
1913, т. 7-9.
. Тюленев И.В. ЧЕРЕЗ ТРИ ВОЙНЫ. М., I960.
. Щеголев П.Е. КНИГА О ЛЕРМОНТОВЕ, т. 2, Л., 1929.
-----------------------
[1] Названия улиц здесь и далее соответствует 1982 г.
[2] При реставрации этого дома в 1974 году на его стенах под слоем
штукатурки были обнаружены листки календаря 1823 года.
[3] Чиляев Василий Иванович (1798-1873) владелец усадьбы, где расположен
"Домик", в котором Лермонтов прожил с 14 мая по 15 июля 1841 г.
[4] П.К. Мартьянов (1827-1899), военный писатель.
[5] При реставрации "Домика" в 1964 году обнаружено, что стены его из
крепкого букового дерева.
[6] Найтаки – арендатор гостиницы «Ресторация».
[7] Арнольди Александр Иванович (1817-898), сослуживец Лермонтова по лейб-
гвардии гусарскому полку.
[8] Васильчиков Александр Илларионович (1818-1887), секундант на последней
дуэли Лермонтова.
[9] Глебов Михаил Павлович (1818-1847), секундант на дуэли Лермонтова с
Мартыновым.
[10] О том, что «сердце поэта не лежало ни к кутежам, ни к азартным
картежным играм», имеется более раннее свидетельство товарища Лермонтова по
лейб-гвардии гусарскому полку графа Васильева.
[11] Этот бумажник Чиляев купил у слуги Лермонтова, затем подарил его
Мартьянову. В настоящее время бумажник находится в музее Института русской
литературы (Пушкинский дом) в Ленинграде.
[12] Надя – Надежда Петровна Верзилина, за которой Глебов слегка
ухаживал (прим. П.К. Мартьянова).
[13] Мадемуазель Эмилия, прошу вас, один только тур вальса, последний раз в
моей жизни (франц.).
[14] Наперебой (франц.).
[15] Горец с большим кинжалом (франц.).
[16] Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями (франц.).
[17] Сейчас пос. Иноземцево.
[18] Запись в метрической книге Пятигорской Скорбященской церкви за
1841 год: «Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов 27
лет убит на дуэли 15 июля, а 17 погребен, погребение пето не было».
Эта запись дошла до наших дней. Копня ее – в экспозиции музея «Домик
Лермонтова».
[19] Лермонтов скончался не в «Домике», а на месте дуэли. Эта ошибка
фигурировала позднее и в официальной переписке.
[20] От станции Минеральные Воды до 1893 года, когда была проведена
железнодорожная ветка, до Кисловодска ходили дилижансы.
[21] Тогда же была заведена книга для записи посетителей места дуэли.
Первая запись сделана 19 августа 1901 года. Всего за остальные месяцы этого
гола место дуэли посетили 148 человек.
[22] В бывшем кабинете Лермонтова.
[23] Георгиевский напрасно приписал себе заботу о сохранности «Домика»:
в 1894 году было издано обязательное постановление Пятигорской городской
управы, в котором в противопожарных целях всем домовладельцам деревянных и
турлучных домов предлагалось обложить стены кирпичом, деревянные и
камышовые крыши перекрыть железом. Камышовая крыша на «Домике» была
заменена деревянной еще в 50-х годах.
[24] Записка публикуется впервые.
[25] Запись их сохранилась до сих пор в блокноте автора этих строк.
[26] Оставшиеся после установки в Пятигорске памятника, сооруженного на
собранные по Всероссийском подписке деньги, были переданы в I893 году
Пятигорскому городскому самоуправлению. На проценты с него содержался сквер
при памятнике.
[27] Эта переписка публикуется впервые.
[28] Так назывались первые кинотеатры.
[29] Это был действительный факт: в погоне за прибылью один предприимчивый
ресторатор кощунственно присвоил своему заведению имя великого поэта.
[30] Профессору показали вместо кабинета зал.
[31] Эти книги сохранились.
[32] Между прочим, тогда же в Терском губполитпросвете нашлись загибщики,
поставившие вопрос о передаче государству, в фонд цветных металлов,
памятника Лермонтову в Пятигорске, так как памятник, якобы, не представляет
художественной ценности, а Лермонтов на нем изображен к тому же в
офицерском мундире.
[33] Е.А. Шан-Гирей (1853-1943) до своей кончины жила в Пятигорске, в доме
по ул. Буачидзе № 9, некогда принадлежавшем ее матери Э.А. Шан-Гирей. Это
так называемый «верзилинский дом», где произошел вызов Лермонтова на дуэль
Мартыновым и где в настоящее время расположена литературная часть музея
«Домик Лермонтова».
[34] Эту камею Е.А. Шан-Гирей передала в дар «Домику».
[35] Здесь и далее даты указаны по новому стилю.
[36] Фотоснимок этого торжества хранится в фондах музея.
[37] Автор корреспонденции имел, вероятно, в виду те переделки, которым
«Домик» подвергся после 1841 года. Реставрация же произведена позднее.
[38] Этот «экспонат» узнали в 1938 году каменщики, поправлявшие в саду
музея стены. Они рассказали, что каменная глыба была в 1935 году по заказу
директора привезена в «Домик» из старой заброшенной каменоломни.
[39] При восстановлении балкона обнаружена совершенно целая дверная
рама, которую заложил Чиляев, уничтожая балкон. Из двери тогда, как и
утверждал Чиляев. сделали окно. Обнаруженная в 1939 году рама послужила
доказательством, что дверь действительно в свое время существовала.
[40] П.И. Бронштейн не регистрировалась по приказу фашистов, и ей удалось
спастись вместе с детьми.
[41] За хранение радиоприемников оккупанты расстреливали.
[42] Содержавшиеся в этих ящиках картины и другие экспонаты, а также
полотна, которые удалось тайком вынести из «Домика», послужили затем, после
реэвакуации Ростовского музея изобразительных искусств, основой для его
восстановления.
[43] Позднее А. Калинин напечатал в журнале «Дон» (№ 5 – 1965 г.) строки
«Из блокнота военного корреспондента», посвященные «Домику». Несоответствие
этих строк действительности можно объяснить только тем, что расшифровка
записей через 26 с лишним лет – дело трудное.
[44] История создания экспозиции в доме Верзилиных, также организация
научной деятельности музея не являются задачей настоя его очерка. Это –
тема отдельной работы.
[45] Все строительные работы проводил безвозмездно горячий почитатель
Лермонтова инженер Г. В. Ростошинский.
-----------------------
сломанный впоследствии балкон
кабинет и спальня Лермонтова
зало
спальня
Столыпина
Приемная
При-хожая
Сени
Буфет
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|