Меню
Поиск



рефераты скачатьПоследний приют поэта

дверью кабинета в благоговейном молчании, как бы ожидая, что вот-вот сюда

вернется поэт. Так велико влияние подлинности, что вы чувствуете дыхание

давно ушедшего времени и близость того, кто был убит, но навсегда остался

живым.

Наконец, последняя комната – зал, служивший Лермонтову столовой и

гостиной. Стены этой комнаты повидали во время пребывания в «Домике»

Лермонтова многих замечательных людей. Здесь велись задушевные разговоры,

бурные споры, высказывались откровенные мнения, слышались веселые шутки,

колкие насмешки.

Перед диваном – круглый столик, единственная вещь из обстановки,

принадлежавшей Чиляеву, сохранившаяся от времен пребывания в «Домике»

Лермонтова. Какой-то особый уют придали залу старинного рисунка кавказская

кошма на диване (ее по особому заказу изготовили для музея в Карачаево-

Черкесии) и легкие муслиновые занавески на окнах.

Из зала – выход на балкон, оттуда – в сад. На балконе поэт любил

отдыхать, изредка – и работать. «Домику» придали теперь вид, какой был у

него в 1841 году.

Огромную работу проделал коллектив музея (директор музея

А.И. Гребенкова, старший научный сотрудник П.Е. Селегей) в содружестве с

энтузиастами – архитекторами Пикаловым, Асрияновым и Безруковым, а также

рабочими-столярами Пятигорской мебельной фабрики.

Высокую оценку этому поистине колоссальному труду дают посетители

«Домика».

Каждая экскурсия, начинающаяся в «верзилинском» доме, в котором

размещается Лермонтовский музей с его научно разработанной и прекрасно

оформленной экспозицией, завершается осмотром «Домика».

Музей ведет большую научно-исследовательскую работу. Ежегодно, в день

трагической кончины Лермонтова, здесь происходит чествование памяти поэта,

организуются научные конференции, на которых виднейшие лермонтоведы страны

выступают с докладами.

Как дорого творчество Лермонтова людям и насколько тесно связано имя

поэта с его последним жилищем, – доказывает такой факт: космонавт

П.Р. Попович взял с собой в полет небольшой томик Лермонтова в зеленой

обложке. Побывавший в космосе томик произведений Лермонтова был прислан

космонавтами П.Р. Поповичем и Германом Титовым с их дарственной надписью

«Домику Лермонтова». Этот драгоценный дар находится в экспозиции отдела

«Лермонтов и наша современность», в литературном отделении музея.

Слава о «Домике» разнеслась по всему миру, всюду, куда проникло имя

гениального русского поэта.

XXII

Четыре города в Советском Союзе особенно тесно связаны с именем поэта:

Ленинград, Москва, Пятигорск и Пенза. Этим четырем городам и выпала честь

15 октября 1964 года торжественно отметить 150-летнюю годовщину рождения

Лермонтова.

В Пятигорске необычайное оживление царило уже с первых дней октября.

Состоялись встречи с писателями в санаториях, на заводах, крупнейших

предприятиях города, в высших учебных заведениях. Были организованы лекции,

концерты, юбилейные выставки в школах, библиотеках, домоуправлениях;

состоялся торжественный праздник, посвященный улице, носящей имя

Лермонтова. В книжных магазинах, киосках, у лоточников огромный спрос на

лермонтовскую литературу и сувениры, выпущенные к юбилею. У памятника

Лермонтову, в сквере имени поэта, каждый день сменяли свежие букеты

роскошных осенних астр и георгинов и маленькие букетики скромных полевых

цветов.

На состоявшемся 8 октября в городском сквере у подножия памятника

Лермонтову митинге присутствовали тысячи трудящихся Пятигорска и ближайших

городов, поэты и прозаики почти всех Советских республик, автономных

областей и краев, гости из Болгарии, Чехословакии, Монголии. От ученых

страны выступал Д.Д. Благой. Поэт Павел Антокольский сказал в своей речи:

«Здесь, в Пятигорске, каждая улица хранит дыхание Лермонтова».

Город в эту пору выглядел каким-то особенно нарядным и праздничным. На

безоблачном синем небе сияло нежаркое осеннее солнце. Под его лучами ярко

пестрели цветники на улицах, в скверах, в парках, а многокрасочные

юбилейные плакаты, развешенные по городу, стали казаться еще красивее.

Серебром блестела цепь снеговых гор, и участникам юбилейных торжеств

вспоминались строки из печоринского дневника: «А там дальше, амфитеатром

громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется

серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым

Эльбрусом».

Центром торжества был «Домик Лермонтова». К нему тянулись бесчисленные

экскурсии. Автобусы с экскурсантами из Армавира, Георгиевска, Грозного,

Нальчика, Невинномысска, Орджоникидзе и других мест Северного Кавказа

заполняли ближайшие к Лермонтовскому музею улицы. Из «Домика» рассылались

приглашения на форум писателей, на торжественное заседание в городском

театре, на научную конференцию лермонтоведов.

В первый день приезда в Пятигорск в «Домике» собрались поэты,

прозаики, ученые-литературоведы. Они познакомились с музеем в

«верзилинском» доме, затем посетили жилище поэта. По комнатам «Домика»

прошли в благоговейном молчании, как будто боялись нарушить покой того, чье

имя произносится во всем культурном мире с любовью и восхищением. На

следующий день гости осмотрели все лермонтовские места на Кавказских

Минеральных Водах.

В день митинга к подножию памятника поэту были возложены венки от

Союза писателей СССР, от Союза писателей РСФСР, Всесоюзного Лермонтовского

комитета, городских партийных и советских организаций, от школ, от

многочисленных почитателей поэта.

8 октября в Пятигорске состоялась встреча, в которой приняли участие

виднейшие советские поэты: Павел Антокольский, Петрусь Бровка, Расул

Гамзатов, Сильва Капутикян, Кайсын Кулиев, Ярослав Смеляков и многие

другие. Зал городского театра не мог вместить всех желающих. Театр снаружи

был окружен кольцом молодежи, жаждавшей услышать поэтов.

9 октября было проведено торжественное заседание, где с докладом о

Лермонтове выступал известный лермонтовед И.Л. Андроников.

В течение трех дней – с 12 по 14 октября – в «Домике» шла конференция

лермонтоведов, посвященная кавказскому творчеству Лермонтова.

Живейшее участие в празднестве принимали пионеры. На месте дуэли

Лермонтова была проведена торжественная пионерская линейка. С

воодушевлением раздавали пионеры лермонтовские сувениры гостям перед

торжественным заседанием в театре, преподносили цветы. Нарядная цепочка

ребятишек в красных галстуках, с поднятыми над головой букетами хризантем

была так красива и трогательна, что все присутствующие приветствовали их

долго не смолкавшими аплодисментами.

Гости, прибывшие в Пятигорск на лермонтовские торжества, были избраны

почетными гражданами города.

В связи со 150-летием со дня рождения поэта имя Лермонтова было

присвоено Пятигорскому институту иностранных языков, курортной библиотеке,

лучшей бригаде коммунистического труда, лучшей пионерской дружине города.

Так проведено было в Пятигорске чествование памяти Лермонтова,

превратившееся во всенародный праздник. «Домику Лермонтова» в этом

празднестве была отведена главная роль. Последний приют поэта, окруженный

народной любовью, навсегда сохранится живой памятью о гениальном сыне

русского народа Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

27 июля 1967 года «Домик» предстал перед посетителями преображенный: и

снаружи он выглядел таким, каким, по нашему представлению, был при жизни

Лермонтова.

Удивительно изменился облик «Домика» теперь, когда не железо, как это

было долгие годы, а камыш покрыл его крышу.

Нелегко, точнее сказать, трудно было осуществить давнюю мечту о

камышовой крыше. Где сейчас можно увидеть хаты, покрытые камышом? Ну,

положим, нашли. Но так ли крыли крыши в начале XIX века, как делали это

много позднее? Коллективу сотрудников музея с привлеченными к реорганизации

«Домика» специалистами хотелось, чтобы выглядел «Домик» совсем как флигелек

1841 года. Пришлось побывать в хранилищах столичных музеев и посмотреть

старинные гравюры, рисунки, картины.

В 30-х годах прошлого столетия, когда строился «Домик», покрыть его

камышом было просто. Привезли нарезанный на берегу Подкумка камыш, позвали

мастера – специалиста по камышовым крышам. И все! А теперь? Предварительный

сбор материала, командировки, бесконечные совещания. И кто только не был

приглашен для советов! Архитекторы? Непременно. Строители? Обязательно.

Пожарники? И они тоже.

Работники научных организаций Москвы, Ленинграда, местных учреждений

других городов, заводов, – все приняли участие. Левокумский камышитовый

завод дал камыш, а Днепропетровский лакокрасочный завод снабдил

огнезащитной краской, с использованием которой для легковоспламеняющегося

камыша не страшен огонь.

Да, в 30-х годах прошлого столетия было нетрудно покрыть крышу

камышом, но тогда это был флигель Чиляева, теперь же это «Домик»

Лермонтова, «великий Домик», как назвал его И. Андроников.

«Все здесь тревожит и волнует»... – строка из книги отзывов музея.

А как же может не тревожить и не волновать этот последний приют поэта,

когда все в нем – и внешний вид, и внутренняя обстановка – переносит в те

дни, когда здесь жил Михаил Юрьевич.

Вы выходите из «Домика» с таким чувством, как будто побывали у

близкого, дорогого друга, в чью смерть не верите. Да ее и нет для великих

людей, для гения Лермонтова.

XXIII

Знаменателен в жизни «Домика» 1973 год, когда вышло постановление об

образовании Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова в городе

Пятигорске. В этом заповеднике «Домику» отведен весь квартал, в котором он

расположен, и все лермонтовские места Пятигорска, Кисловодска и

Железноводска.

«Принятие этого решения, – писала газета «Кавказская здравница», –

продиктовано возрастанием историко-литературного значения лермонтовских

мест, интересом к ним многих тысяч любителей поэзии, необходимостью сберечь

эти места для потомков. Теперь есть возможность реставрировать мемориальные

места на научной основе, в соответствии со временем Лермонтова».

«Домику» уже возвращен его первоначальный облик. Теперь стояла задача:

воссоздать Лермонтовский квартал таким, каким он был при жизни поэта.

Коллективу музея предстояло проделать работу по сбору необходимых

материалов.

Тротуары и фонари, скамейки на зеленых площадках, дверные ручки и

замки в домах, – все должно выглядеть таким, как было в 40-х годах прошлого

века.

Когда-то поэт И.А. Белоусов мечтал о том, чтобы в «Домике Лермонтова»

был создан маленький музей». В 1973 году в «Домике» побывали 197 тысяч

посетителей изо всех республик, краев и областей СССР, из многих зарубежных

стран.

В 1929 году. «Курортная газета» с восторгом сообщала, что за один день

в «Домике Лермонтова» в Пятигорске побывало сто человек. В те дни это было

событие. А если, как в последние годы, каждый день тысяча и более? А если

через четыре комнаты флигеля прошло около пяти миллионов?

И в третий раз за почти полуторастолетнюю жизнь «Домика» встал вопрос

о его спасении. Как же сберечь его? Что сделать для продления жизни музея?

Прежде всего пришлось ограничить его посещение.

Трудно и обидно это делать, но другого выхода нет, – говорит

П.Е. Селегей. – И так в какой-то мере нарушается установленная для него

норма – 150 тысяч посетителей в год. А если не отказывать? Тогда не 200

тысяч, а 300, может быть и больше, прошли бы через него. Но тогда... не

разнесут ли его в пыль, как встревожено говорили еще на заседании юбилейной

Лермонтовской сессии в Институте русской литературы в 1939 году?

Другая мера спасения «Домика» – строгий режим: только пятнадцать

посетителей впускают в «Домик» одновременно. В помещении объяснений не

дают, это ранее, перед входом в дом.

В «Домике» тихо. Тишина соответствует настроению посетителей и

скромной обстановке последнего приюта поэта.

Записи... записи... Горы книг с отзывами. Все они проникнуты любовью к

Лермонтову, благодарностью сотрудникам за сохранение жилища поэта, за его

бережное хранение.

А в саду две стройные красавицы-березы, дар горячей поклонницы поэзии

Лермонтова. Лет десять назад она прислала крохотные березки-саженцы. Они

принялись, выросли и сейчас украшают лермонтовскую усадьбу.

Поистине велик этот маленький флигелек. И потому, что он есть, что он

жив, Пятигорск становится центром советского лермонтоведения. Когда-то даже

не упоминавшийся при проведении торжеств, посвященных памяти поэта, теперь

Пятигорск – место научных лермонтовских конференций, лермонтовских

праздников поэзии.

В дни памяти Лермонтова сюда съезжаются лермонтоведы, видные писатели,

деятели культуры из многих, многих городов и стран. Но главное в этих

торжествах даже не то, что на них стекается масса народа, а та атмосфера

теплоты и сердечности, которая создается одной общей заботой и мыслью:

достойно почтить память любимого поэта.

Заведование «Домиком»

1. Г.И. Раев – хранитель музея – 1912-1914 гг.

2. Д.М. Павлов – попечитель музея – с конца 1915 г. по июнь 1916 г.

3. Л.В. Орлов – заведующий музеем – 1919 г.

4. А.Л. Казинцев – заведующий «Домиком» по совместительству – 1920-1921 гг.

5. В.П. Шереметов – директор музея – с 19220по 12 окт. 1923 г.

6. В.И. Егоров – директор музея – с 12 окт. 1923 г. по 17 янв. 1924 г.

7. Кажмер – директор музея – с 17 янв. 1924 г. по 13 февр. 1925 г.

8. Функе – директор музея – с 13 февр. 1925 г. по 12 марта 1926 г.

9. И.М. Тришин – директор музея – с 12 марта 1926 г. по 9 юиля 1926 г.

10. Н.И. Логазидзе – директор музея – с 9 июля 1926 г. по 23 апр. 1931 г.

11. С.Д. Коротков – директор музея – с 23 апр. 1931 г. по июнь 1936 г.

12. Н.М. Комаров – директор музея – с июня 1936 г. по 1 сент. 1937 г.

13. Е.И. Яковкина – директор музея – с 1 сент. 1937 г. по 1 окт. 1951 г.

14. А.И. Гребенкова – директор музея – с 1 окт. 1951 г. по 1 июля 1968 г.

15. П.Е. Селегей – директор музея – с 1 июля 1968 г.

ЛИТЕРАТУРА

. Арнольди А.И. ЛЕРМОНТОВ В ПЯТИГОРСКЕ в 1841 г. – в кн. ЛИТЕРАТУРНОЕ

НАСЛЕДСТВО. т. 58. М., 1952.

. Архив АН СССР, ф. 9. «Дело о приобретении «Домика Лермонтова» в

Пятигорске».

. Белоусов И.А. ДОРОГИЕ МЕСТА. М., 1918.

. Богословский В.С. ПЯТИГОРСКИЕ И С НИМИ СМЕЖНЫЕ ВОДЫ. М., 1886.

. Висковатов П.А. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. М., 1891.

. Егоров В.И. ВОСПОМИНАНИЯ. Рукопись.

. Из записок Николая Ивановича Лорера. – «Русский архив», 1874, т.2.

. ЛЕРМОНТОВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

. Лонгинов М.И. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. – «РУССКАЯ СТАРИНА», 1873, т. 7, кн. 3.

. Мануйлов В.А. ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. Л., 1964.

. Мартьянов П.К. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ ПОЭТА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. – «Исторический

вестник», 1892, т. 2 – 4.

. Мельницкий В. ПЕРЕЕЗДЫ ПО РОССИИ В 1852 г. – «Современник», 1853, №8.

. Н.Н. ВОСПОМИНАНИЯ О ЗАКАВКАЗСКОМ ПОХОДЕ. – «Военный сборник», 1860,

№1.

. Некрасова Е.С. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. – «Русская старина», 1888, т.

5.

. НОВОНАЙДЕННОЕ ПИСЬМО О ДУЭЛИ И СМЕРТИ ЛЕРМОНТОВА. Сообщение

А. Михайловой. – в кн.: ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО. Т. 58. М., 1952 (См.

письма П.Т. Полеводина).

. Орджоникидзевское краевое архивное управление. № 3991. «Дело о погребении

Лермонтова». Архивная копия.

. ПЕНЗЕНСКИЙ СБОРНИК. Пензенское кн. изд-во, I960.

. Ракович Д.В. ТЕНГИНСКИЙ ПОЛК НА КАВКАЗЕ. Тифлис, 1900.

. Святловский В.В. КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ. Екатеринослав, 1898.

. Семенов Л.П. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ, М., 1915.

. Туровский Н.Ф. ДНЕВНИК ПОЕЗДКИ ПО РОССИИ В 1841 г. «Русская старина»,

1913, т. 7-9.

. Тюленев И.В. ЧЕРЕЗ ТРИ ВОЙНЫ. М., I960.

. Щеголев П.Е. КНИГА О ЛЕРМОНТОВЕ, т. 2, Л., 1929.

-----------------------

[1] Названия улиц здесь и далее соответствует 1982 г.

[2] При реставрации этого дома в 1974 году на его стенах под слоем

штукатурки были обнаружены листки календаря 1823 года.

[3] Чиляев Василий Иванович (1798-1873) владелец усадьбы, где расположен

"Домик", в котором Лермонтов прожил с 14 мая по 15 июля 1841 г.

[4] П.К. Мартьянов (1827-1899), военный писатель.

[5] При реставрации "Домика" в 1964 году обнаружено, что стены его из

крепкого букового дерева.

[6] Найтаки – арендатор гостиницы «Ресторация».

[7] Арнольди Александр Иванович (1817-898), сослуживец Лермонтова по лейб-

гвардии гусарскому полку.

[8] Васильчиков Александр Илларионович (1818-1887), секундант на последней

дуэли Лермонтова.

[9] Глебов Михаил Павлович (1818-1847), секундант на дуэли Лермонтова с

Мартыновым.

[10] О том, что «сердце поэта не лежало ни к кутежам, ни к азартным

картежным играм», имеется более раннее свидетельство товарища Лермонтова по

лейб-гвардии гусарскому полку графа Васильева.

[11] Этот бумажник Чиляев купил у слуги Лермонтова, затем подарил его

Мартьянову. В настоящее время бумажник находится в музее Института русской

литературы (Пушкинский дом) в Ленинграде.

[12] Надя – Надежда Петровна Верзилина, за которой Глебов слегка

ухаживал (прим. П.К. Мартьянова).

[13] Мадемуазель Эмилия, прошу вас, один только тур вальса, последний раз в

моей жизни (франц.).

[14] Наперебой (франц.).

[15] Горец с большим кинжалом (франц.).

[16] Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями (франц.).

[17] Сейчас пос. Иноземцево.

[18] Запись в метрической книге Пятигорской Скорбященской церкви за

1841 год: «Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов 27

лет убит на дуэли 15 июля, а 17 погребен, погребение пето не было».

Эта запись дошла до наших дней. Копня ее – в экспозиции музея «Домик

Лермонтова».

[19] Лермонтов скончался не в «Домике», а на месте дуэли. Эта ошибка

фигурировала позднее и в официальной переписке.

[20] От станции Минеральные Воды до 1893 года, когда была проведена

железнодорожная ветка, до Кисловодска ходили дилижансы.

[21] Тогда же была заведена книга для записи посетителей места дуэли.

Первая запись сделана 19 августа 1901 года. Всего за остальные месяцы этого

гола место дуэли посетили 148 человек.

[22] В бывшем кабинете Лермонтова.

[23] Георгиевский напрасно приписал себе заботу о сохранности «Домика»:

в 1894 году было издано обязательное постановление Пятигорской городской

управы, в котором в противопожарных целях всем домовладельцам деревянных и

турлучных домов предлагалось обложить стены кирпичом, деревянные и

камышовые крыши перекрыть железом. Камышовая крыша на «Домике» была

заменена деревянной еще в 50-х годах.

[24] Записка публикуется впервые.

[25] Запись их сохранилась до сих пор в блокноте автора этих строк.

[26] Оставшиеся после установки в Пятигорске памятника, сооруженного на

собранные по Всероссийском подписке деньги, были переданы в I893 году

Пятигорскому городскому самоуправлению. На проценты с него содержался сквер

при памятнике.

[27] Эта переписка публикуется впервые.

[28] Так назывались первые кинотеатры.

[29] Это был действительный факт: в погоне за прибылью один предприимчивый

ресторатор кощунственно присвоил своему заведению имя великого поэта.

[30] Профессору показали вместо кабинета зал.

[31] Эти книги сохранились.

[32] Между прочим, тогда же в Терском губполитпросвете нашлись загибщики,

поставившие вопрос о передаче государству, в фонд цветных металлов,

памятника Лермонтову в Пятигорске, так как памятник, якобы, не представляет

художественной ценности, а Лермонтов на нем изображен к тому же в

офицерском мундире.

[33] Е.А. Шан-Гирей (1853-1943) до своей кончины жила в Пятигорске, в доме

по ул. Буачидзе № 9, некогда принадлежавшем ее матери Э.А. Шан-Гирей. Это

так называемый «верзилинский дом», где произошел вызов Лермонтова на дуэль

Мартыновым и где в настоящее время расположена литературная часть музея

«Домик Лермонтова».

[34] Эту камею Е.А. Шан-Гирей передала в дар «Домику».

[35] Здесь и далее даты указаны по новому стилю.

[36] Фотоснимок этого торжества хранится в фондах музея.

[37] Автор корреспонденции имел, вероятно, в виду те переделки, которым

«Домик» подвергся после 1841 года. Реставрация же произведена позднее.

[38] Этот «экспонат» узнали в 1938 году каменщики, поправлявшие в саду

музея стены. Они рассказали, что каменная глыба была в 1935 году по заказу

директора привезена в «Домик» из старой заброшенной каменоломни.

[39] При восстановлении балкона обнаружена совершенно целая дверная

рама, которую заложил Чиляев, уничтожая балкон. Из двери тогда, как и

утверждал Чиляев. сделали окно. Обнаруженная в 1939 году рама послужила

доказательством, что дверь действительно в свое время существовала.

[40] П.И. Бронштейн не регистрировалась по приказу фашистов, и ей удалось

спастись вместе с детьми.

[41] За хранение радиоприемников оккупанты расстреливали.

[42] Содержавшиеся в этих ящиках картины и другие экспонаты, а также

полотна, которые удалось тайком вынести из «Домика», послужили затем, после

реэвакуации Ростовского музея изобразительных искусств, основой для его

восстановления.

[43] Позднее А. Калинин напечатал в журнале «Дон» (№ 5 – 1965 г.) строки

«Из блокнота военного корреспондента», посвященные «Домику». Несоответствие

этих строк действительности можно объяснить только тем, что расшифровка

записей через 26 с лишним лет – дело трудное.

[44] История создания экспозиции в доме Верзилиных, также организация

научной деятельности музея не являются задачей настоя его очерка. Это –

тема отдельной работы.

[45] Все строительные работы проводил безвозмездно горячий почитатель

Лермонтова инженер Г. В. Ростошинский.

-----------------------

сломанный впоследствии балкон

кабинет и спальня Лермонтова

зало

спальня

Столыпина

Приемная

При-хожая

Сени

Буфет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.