художника конца XIX начала XX в. М.В. Нестерова.
Урок разделен на 4 части:
1. Общая характеристика живописи конца XIX начала XX в. Краткая
биография художника М.В. Нестерова.
2. Женские образы в творчестве М.В. Нестерова.
3. Святость и вера в картинах М.В. Нестерова.
4. М.В. Нестеров - портретист.
Цель урока: опираясь на личные впечатления учащихся, знания о живописи
русских художников, сформировать умение «читать» и понимать произведение
искусства - картину, портрет, составлять описание репродукции, развивать
устную речь, мышление, фантазию, память, работать над обогащением
словарного запаса, совершенствовать навыки работы с разными словарями,
литературными произведениями.
Урок помогает воспитывать патриотизм, интерес к предмету,
отечественной культуре, прививает любовь к искусству, развивает
художественный вкус.
К занятию готовится выставка репродукций картин М.В. Нестерова, книг
по искусству о творчестве М.В. Нестерова, словари. На доске оформлена
запись (в две колонки): словарь и эпиграфы.
Словарь: Эпиграфы:
Портрет «Постоянный труд, без
Автопортрет коего нет истинного великого,
является
Пейзаж необходимым условием
художественного
Лирика творчества»
А.С. Пушкин.
Акварель «В искусстве все являются
учениками
Колорит друг друга, но каждый идет
своим путем».
Цвет
М.М. Пришвин.
Репродукция
Реставрация
Вернисаж
Плеяда
Легенда
Былина
Живопись
Красота
Истина
Шедевр.
На уроке звучит музыка великого русского композитора С. Рахманинова.
Сначала одному из учеников предлагается прочитать эпиграфы на доске. Потом
учитель читает словарь с доски, после каждого понятия ученики объясняют его
значение, если слово для них новое, учитель объясняет сам его значение.
Следующим этапом идет слово учителя. Педагог рассказывает тему урока,
показывает учащимся репродукции картин М.В. Нестерова, вместе с учениками
анализирует их, сравнивает.
Картины М.В. Нестерова очень лиричны, музыкальны, сказочны, поэтичны,
эмоциональны, красивы. А ведь воспитание чувств ребенка начинается именно с
красоты. Красота - это первая ступень в воспитании чувств ребенка, его
эмоциональной отзывчивости.
Только на эмоциональной основе устанавливаются самые прочные связи
ребенка с окружающим миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом.
Красота, в каких бы она формах ни проявлялась, если она одухотворена,
человечна, всегда несет в себе добро.
Красота для ребенка это то, что ярко, броско, привлекательно, а
доброта ассоциируется с образом мамы, бабушки, любимого животного и т.д.
И от картин, написанных таким замечательным художником, как М.В.
Нестеров, веет именно добротой. И пятиклассники уже понимают, что красивым
может быть не только красивый яркий цветок, но и красивой может быть душа
человека, его внутреннее состояние, а не только внешнее.
После просмотра репродукций и их анализа рекомендуется провести с
учащимися творческие задания по изучению творчества русского художника М.В.
Нестерова.
Например такие, как викторины.
1. Викторина на тему «Женские образы в творчестве М.В. Нестерова:
1) На какой картине М.В. Нестерова изображена девушка с гроздью
рябины в руках? («На горах»).
2) В какой картине М.В. Нестерова звучит драматический диалог
между мужчиной и женщиной? («За Волгой»).
3) Как называется написанная художником 3-я часть его «романа в
картинках»? («В лесах»).
4) На каком своем полотне М.В. Нестеров изобразил реальную сцену
из старообрядческого скита? («Великий постриг»).
5) Какой рисунок М.В. Нестерова приблизил его к написанию картины
«Христова невеста»? («У креста»).
6) Когда художник писал эту картину, ему казалось, что он
музыкант. Это картина - элегия. Какое это произведение?
(«Христова невеста»).
7) В какой картине М.В. Нестеров впервые проявил себя как
пейзажист? («Христова невеста»).
8) В каком этюде художник как бы по-новому заглянул в глубину
человеческой души? («Небольшая картина»).
9) Как называется цикл поэтических картин, написанных М.В.
Нестеровым о женской судьбе? («Роман в картинках»).
2. Викторина на тему - Святость и вера в картинах М.В. Нестерова:
1) На какой картине М.В. Нестерова старец как бы предстает из
дуба перед мальчиком, мнится ему? («Видение отроку
Варфоломею»).
2) Какая картина М.В. Нестерова осталась его любимым
произведением на всю жизнь? («Видение отроку Варфоломею»).
3) Какие еще картины М.В. Нестерова наглядно показывают святость
и веру русского народа? («Святая Русь», «Христиане», «Путь ко
Христу», «Душа народа»).
4) Каким картинам этого автора можно приписать высказывание из
Евангелия: «Не будете как дети, не войдете в Царствие
Небесное»? («Видение отроку Варфоломею», «Святая Русь», «Душа
народа»).
5) Какую картину М.В. Нестерова можно сравнить по схожести
замысла с произведением русского художника Иванова «Явление
Христа народу»? («Святая Русь»).
6) Как можно по-другому назвать произведение «Святая Русь»?
(«Явление Христа русскому народу»).
7) Что является главным на картинах М.В. Нестерова «Святая Русь»,
«Путь ко Христу», «Душа народа»? (Толпа, идущая к Христу,
толпа молящихся людей).
8) Что общего между картинами «Видение отроку Варфоломею» и «Душа
народа»? («Изображение мальчика, верящего в Христа).
3. Викторина на тему «М.В. Нестеров - портретист»:
1) Портреты какой женщины, написанные М.В. Нестеровым, больше
всего удивляют своей мягкостью, женственностью, внутренним
изяществом? (Е.П. Нестеровой, жены художника).
2) Как называется портрет дочери художника, который считается
наиболее удачным и значительным в его портретном творчестве?
(«Амазонка»).
3) Как называется портрет двух людей, написанный М.В. Нестеровым,
до которого он еще не писал двойного портрета? («Философы»).
4) Кто изображен на картине «Философы»? (Булгаков и Флоренский).
5) В каком портрете более всего выражается характеристика
человека с помощью изображения его лица и рук?
(«Архиепископ»).
6) На каком портрете изображен философ-идеалист И.А. Ильин
(«Мыслитель»).
Также рекомендуется дать творческие задания, как выполнение домашней
работы:
1. Выступление-справка о художнике М.В. Нестерове.
2. Выступление-анализ картины «Христова невеста».
Устно: отзыв об ответе. Как ученик понял
содержание и замысел художника?
3. Выступление-анализ картины «Видение отроку
Варфоломею». Также устно.
4. Личные впечатления о картине «Пустынник».
5. Личные впечатления о картине «Душа народа».
В конце каждой четверти проводятся уроки-обобщения. Формы их
проведения могут быть самыми разнообразными.
Урок - состязание на тему «Творчество русского художника М.В.
Нестерова.
Ученики делятся на две команды. Каждая команда придумала себе
название, связанное с искусством, выбрала себе капитанов. Одна стала
называться «Пейзажисты», другая - «Акварель». Командам сообщаются правила
состязания:
1. Каждая команда может получить очко и за высокую активность в игре.
Первый этап игры - состязание команд. По всему курсу МХК 5-го класса
составлены вопросы, на каждый из них должны найти ответ команды. Но можно
выбрать для игры отдельную тему, одну, как например: «Творчество М.В.
Нестерова»
Игра является на таких уроках эффективным средством активизации памяти
детей. В классе лес рук.
Второй этап игры - конкурс знатоков. Отгадывают кроссворд. Если ответы
на вопросы будут правильными, то по стволу дерева-кроссворда сверху вниз
можно будет прочитать фамилию русского художника конца XIX начала XX в.
(Нестеров).
вер н исаж
п е йзаж
кра с очность
пор т рет
аквар е ль
натю р морт
ик о на
жи в опись
Третий этап - учимся читать произведение искусства. Предметом
разговора дети должны стать две картины М.В. Нестерова - «Видение отроку
Варфоломею» и «Душа народа».
Вопросы: Что общего между этими картинами и чем они друг от друга
отличаются? Что вы почувствовали за образами героев каждой из этих картин?
Изучение истории искусства на уроках МХК, составляет столь важный
предмет для развития в детях способности наблюдать и размышлять, что ему
должно быть отведено в школе одинаковое место с другими предметами. Так
учащиеся будут шире и многосторонней знакомиться с реальной
действительностью, изучать ее и в то же время привыкать к правильному
восприятию искусства.
[13]
2.4. Методические рекомендации учителям
В зависимости от содержания образования изменяются и цели преподавания
курса МХК.
Целями курса МХК в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы является:
. Формирование духовной культуры личности;
. Приобщение к общечеловеческим ценностям;
. Овладение национальным культурным наследием.
Главной целью курса МХК в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы
ставится проявление у детей ответственного отношения к миру, в котором они
живут. Она предполагает такое воздействие искусства на школьников, которое
помогло бы им ощутить себя целостной личностью, и способствует формированию
у учащихся эстетического отношения к действительности.
Следует отметить, что в обеих этих программах содержанием урока МХК
являются мысли, чувства, отношения, которые школьники открывают в себе и в
других людях (авторах художественных произведений) в процессе изучения
творчества многих художников и их произведений. Такое понимание содержания
определяет единые принципы и методы преподавания любых дисциплин, связанных
с искусством, и подход к знаниям, учениям, навыкам как средству для
достижения поставленной цели.
Много внимания уделяется освоению законов выразительности
(изобразительной, музыкальной, литературной). Рекомендуется, чтобы освоение
шло на уровне получения знаний. Такой подход предполагает открытый характер
заданий, уважение к творческой индивидуальности учеников, диалогическое
общение учителя со школьниками, и школьников друг с другом, сочетание
индивидуальных форм работы с коллективными, создает возможность обмена
знаниями между учащимися.
Стержневая задача таких уроков - развитие эстетического отношения к
миру. Во многих программах представлены хотя и частичные, но чрезвычайно
важные задачи преподавания:
. Повышение уровня художественной образованности учащихся;
. Расширение круга знаний учащихся об искусстве, о художниках,
скульпторах, архитекторах и их творчестве;
. Развитие художественно-образного восприятия;
. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное
и безобразное в искусстве;
. Формирование творческой активности;
. Формирование художественных знаний.
Уроки МХК, по мнению Харламова (34), выполняют роль эстетического
воспитания в развитии личности, в ее всестороннем формировании. И эту роль
трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об
элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в
частности, говориться в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с
камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты
везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую
тачку». Второй говорит: «Везу эту тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий
же сказал: «Строю прекрасный храм». (34, стр. 42). Видеть в труде
созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с
ним преобразовывать окружающий мир. Таких же людей, выполняющих свою
работу, трудящихся и рабочих можно показать учащимся на произведениях
многих замечательных художников. Например, у талантливого русского
художника М.В. Нестерова есть наглядные произведения : «Портрет скульптора
И.Д. Шадра» (1934), «Портрет скульптора В.И. Мухиной в процессе работы»
(1939-1940), «Портрет академика И.П. Павлова» (1935).
Исключительно важно и многообразно влияние искусства как важнейшего
отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет
большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и
чувств личности, ее взглядов и убеждений.
В.Г. Белинский отмечал (40), что в познании окружающего мира имеются
два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он
указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель,
художник - образами, картинами, но говорят они об одном и том же.
Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение
того или иного класса ухудшилось или улучшилось, вследствие таких-то
причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного,
художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и
воображение читателей.
В этой связи В.Г. Белинский подчеркивал (40, стр. 59), что искусство
способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.
Также искусство большую роль играет в формировании нравственности учащихся
в их эстетическом воспитании.
Еще Аристотель писал (33, стр. 19), что музыка, изобразительное
искусство, литература способны оказывать влияние на эстетическую сторону
души человека, и, поскольку, они обладают таким свойством, они должны быть
включены в число предметов воспитания молодежи.
Можно привести пример, как многие наши воины в годы Великой
Отечественной войны, идя в бой, несли в своих вещевых мешках полюбившиеся
им произведения искусства. Нельзя не усматривать определенной связи между
жизненным подвигом Н. Островского и почти полностью повторившего его судьбу
писателя Н. Бирюкова - автора известного романа «Чайка» об отважной
партизанке Великой Отечественной войны Лизе Чайкиной, который около 30 лет
пролежал, пораженный жестокой болезнью в постели и нашел в себе силы и
мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы остаться в
строю.
Искусство, в особенности живопись, музыка и литература, является
могучим средством духовного возвышения человека. Благодаря искусству,
человек переживает века, историю разных стран и эпох. Искусство оказывает
влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хемингуэй
сравнивал искусство с айсбергом, большая часть которого находится под
водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека.
Также искусство учит человека, а особенно ребенка, понимать прекрасное
и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».
Учителям МХК было интересно ознакомиться со статьей из методического
журнала «Искусство в школе», написанной кандидатом наук г. Зеленограда В.
Копцевой, которая называется «Какой быть школе будущего?» (36, стр.22).
Актуальность этого вопроса несомненна: это и необъятность современного
научного знания (возможно ли все это поместить в голову одного, как
правило, среднего ученика?), и стремительность в изменениях этого знания
(часто сталкиваешься с тем, что новое открытие устаревает, пока дойдет до
школьных учебников), и психологические особенности современных детей и
многое-многое другое. Возможно, именно в поисках ответа о том, что
приблизить детей к прекрасному, к искусству, а также приблизить концепцию
образования к «построению» современного детства в контексте общего
культурного развития человечества, бросаемся ли мы в эксперименты, создаем
новые программы по существующим предметам и новые предметы, позволяющие, по
нашим представлениям, ученикам актуализироваться в культуре.
-----------------------
[1] См.: Грабарь И.Э. Архитектура XVIII-XX вв. -СПб.: Искусство, 1994.
Давыдова М.Д. Очерки истории русской живописи XVIII-XX вв. - М.: Искусство,
1974.
Дятлова Г.В., Ляхова К.А. Мастера портрета. М.: Вече, 2002.
Евгина И.А. Архитектурная теория в России второй половины XIX в - начала XX
в.- М.: Искусство, 1999.
Ильина Т.В. Русское искусство XIX в. - М.: Искусство, 1974.
Коваленская Н. История русского искусства XIX в. - М.: Искусство, 1962.
Энциклопедия искусства XX в. - М.: Олма-Пресс, 2003.
[2] См. Алтаева (Алатева М.В.) Памятные встречи - М.: Искусство, 1962.
Очерк «Под грохот войны».
Булгаков В. Из встреч с М.В. Нестеровым. - М.: Искусство, 1962.
Бучкин П. Встречи с М.В. Нестеровым - М.: Художник, 1962.
Дурылин С. Жизнь замечательных людей. - М.: Творчество, 1976.
Энциклопедия искусства XX - М.: Олма-Пресс, 2003.
[3] Нестеров М.В. Давние дни. Встречи с воспоминаниями, С. 48.
[4] Нестеров М.В. Из писем., С. 41.
[5] Нестеров М.В. Давние дни. Встречи с воспоминаниями, С. 39.
[6] Нестеров М.В. Из писем., С. 27.
[7] Дурыгин С. М.В Нестеров. Очерк , С. 6.
[8] Нестеров М.В. Давние дни. Встреча с воспоминаниями., С. 84.
[9] См.: Барютин Н. Ранние работы М.В. Нестерова. - М.: Искусство, 1985.
Дурыгин С. Нестеров - портретист. - М.-Л.: Искусство, 1942.
Дурыгин С. Жизнь замечательных людей. - М.: Творчество, 1976.
Дурыгин С. Нестеров. Очерк. - М.-Л.: Искусство, 1942.
Каменев В. Нестеров. - М.: Литература и искусство, 1942.
Корин П. Искусство есть подвиг. - М.: Творчество, 1962.
Кожевникова Т. Михаил Нестерова. - М.: Белый город, 2001.
Лапшин В. М.В. Нестеров-портретист.- М.: Искусство, 1962.
Михайлов А. М.В. Нестеров. Жизнь и творчество.- М.: Советский художник,
1958.
Никонова И. М.В. Нестеров.- М.: Искусство, 1984.
Нестеров М.В. Давние дни. Встречи с воспоминаниями. - М.: Искусство, 1959.
Нестеров М.В. Из писем.- Л.: Искусство, 1968.
Нестеров М.В. Альбом репродукций.- М.: Советский художник, 1959.
Николаев Д. (Дурыгин С.) Тринадцать портретов - М.: Советское искусство,
1935.
Ульянов Г. Поэзия жизни и легенд. II. Наука и религия//№ 10 - 1996.
Энциклопедия юного художника.- М.: Педагогика, 1085.
Популярная художественная энциклопедия. - М.: Просвещение, 1988.
[10] См. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства.- М.: Просвещение, 1991.
Деменкова И.А. Литература в школе. Поиск. Опыт. Мастерство. Научно-
методический журнал. 5//1996.
Теоретический и методический журнал «Воспитание школьников» - М.: Школа-
пресс. 12. 2000.
Харламов Педагогика. - М.: Гардики, 2000.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Искусство, 1988.
[11] Библиотека программ по искусству и эстетическому воспитанию. Живой мир
искусства., С. 14.
[12] См.: Гавриловец Н. В., Казимирская Н.И. Нравственно-этетическое
воспитание школьников - Минск: «Педагогика», 1988.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Искусство, 1984.
Лобковская Г.С. Эстетическая культура - эстетическое воспитание. М.:
Искусство, 1983.
Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Искусство, 1987.
Прасова Е. Л. В союзе с красотой. - М.: Искусство, 1987.
Никонова И. М.В. Нестеров - М.: Искусство, 1984.
Николаев Д. (Дуригин С.) Тринадцать портретов - М.: Советское искусство,
1935.
[13] См.: Библиотека программ по искусству и эстетическому воспитанию.
Живой мир искусства. - М.: 1999//3 выпуск.
Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников» - М.:
Школа - пресс / 2. 2000.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|