конструктивизмом. В середине 30-х гг. возводятся станции Московского
Метрополитена. С роскошной внутренней отделкой (мозаика, скульптура,
фрески, витражи, мрамор и бронза и мн. др.). Но при этом произошла
перегрузка советской символикой (пятиконечные звезды, серпы с молотами,
чрезмерная помпезность), что шло в ущерб здравому смыслу и удобству.
Это направление просуществовало вплоть до 50-х гг. - его называют
сталинским ампиром.
Таким образом, краткий взгляд на эпоху позволяет сделать вывод, что
искусство России второй половины XIX в до середины 50-х гг.XX века прошло
очень большой путь до неоклассицизма (сталинского ампира), перешагнув при
этом через множество направлений модернизма, футуризма и других «измов»,
что до сих пор высоко оценивается во всем мире. И значительное место в этом
периоде развития русской живописи занимает творчество М.В. Нестерова.
[1]
2. М.В. Нестеров - как художник переходного периода
рубежа XIX - XX веков
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942), родился в г. Уфе. Уфа в то
время была одним из губернских городов России.
Купечество составило основную массу в городе. К этому сословию
принадлежала и семья Нестеровых. Род Нестеровых происходил из новгородских
крестьян. Позднее они переселились на Урал, где стали крепостными Демидовых
- владельцев знаменитых горноделательных заводов. Позднее они получили
вольную. Впоследствии дед художника записался в купеческую гильдию.
Отец М.В. Нестерова, Василий Иванович, торговал мануфактурными и
галантерейными товарами, а позднее стал одним из инициаторов создания
общественного городского банка.
Мать художника, Мария Михайловна, происходила из елецкой купеческой
семьи Ростовцевых, богатых торговцев пшеницей.
Известно, что М.В. Нестеров любил рисовать с детства, обладал
редкостной фантазией и удивительным умением воображать себе несуществующие
события.
В гимназии (1872 г.) он учился плохо. Чувствовал влечение лишь к
предметам учителя В.П. Травкина - рисованию и чистописанию.
В 12 лет отец повез его в Москву, поступать в Императорское
техническое училище. Он сдал экзамен лишь по закону Божьему, рисованию и
чистописанию, к остальному он не имел интереса и провалился.
Тогда его определили в училище К.П. Воскресенского. Там он сделал
заметные успехи в рисовании. Его учителем по этому предмету был А.П.
Драбов. Вскоре его отдали в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он
стал учиться у В.Г. Перова.
В 1881 г. М. Нестеров уезжает в Петербург и поступает в Академию
художеств по классу П.П. Чистякова.
На ученических выставках М.В. Нестеров показал свои эскизы жанровых
сценок, но они не принесли ему настоящей радости. Он чувствовал, что
бытовой жанр не его призвание.
Пробовал работать и над историческими сюжетами, но они его не
устроили.
Требования Академии художеств не отвечали его стремлениям.
М.В. Нестеров подолгу работал в Эрмитаже. Там он познакомился с М.
Врубелем, Крамским.
Нестеров возвратился в Москву с намерением восстановиться в Училище
живописи к В.Г. Перову. Но к тому времени В.Г. Перов был уже при смерти.
М.В. Нестеров пишет умирающего В.Г. Перова. Он был очень расстроен его
болезнью и его смертью.
После смерти своего учителя М. Нестеров возвратился в Петербург, в
Академию художеств. Но вскоре он вновь покидает Академию.
Лето 1883 г. М. Нестеров провел в родной Уфе. Там он познакомился со
своей будущей женой М.И. Мартыновской, для которой написал рисунок «Первая
встреча» («Конский топ»), положивший начало многим изображениям М.И.
Мартыновской.
Там же он написал эскиз к картине «Домашний арест» и подарил его М.И.
Мартыновской с подписью, содержащей слова: «Ученик В.Г. Перова». Вскоре он
восстановился в Училище. В Училище живописи, где на экзамене в 1885 г.
получил за все эскизы первые номера, а за эскиз «Призвание М.Ф. Романова» -
награду и почетное решение совета училища взять эскиз в «оригиналы».
В этом же, 1885, году М.В. Нестеров женился на М.И. Мартыновской. В
1886 г. вышел альбом рисунков М.В. Нестерова и С.В. Иванова. М. Нестеров
получил звание классного художника и большую серебряную медаль за картину
«До государя челобитчики».
В этом же году у художника родилась дочь Ольга. Но при родах умерла
его жена. М. Нестеров написал посмертный портрет М.И. Мартыновской.
Акварель, изображающая умирающую, подписана рукой художника так: «Последнее
воскресенье. 1 июня 1886 г.».
В 1887 г. М.В. Нестеров написал три варианта картины «Царевна», где он
снова запечатлевает образ покойной жены. Потом он написал «картину -
воспоминание» - «Христова невеста» - с лицом любимой жены.
В 1888 - 1889 гг. М. Нестеров отправляется в поездку по Волге, затем
ненадолго заехал в Уфу, там сделал наброски «За приворотным зельем», и
одновременно работал над картиной «Пустынник». Позже он поселился под
Москвой, в Троице - Сергиевом Посаде. Впервые посетил дом Мамонтовых в
Абрамцеве, где он познакомился с В.Д. Поленовым, В.Н. Суриковым, В.А.
Серовым. Здесь же увидел картины В.М. Васнецова.
Вскоре М.В. Нестеров дебютировал «Пустынником» на XVII выставке
Товарищества передвижников. Картина была приобретена П.М. Третьяковым.
Потом художник поехал в Петербург. А чуть позже он впервые поехал за
границу (Вена, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь, Капри, Париж, Дрезден).
В 1889-1890 гг. М.В. Нестеров работал в Троице-Сергиевом Посаде и в
Москве над картиной «Видение отроку Варфоломею». Картину в Москве смотрят
И.И. Левитан, В.И. Суриков. Она была куплена П. Третьяковым. И также она
была показана на XVIII выставке Товарищества передвижников.
В 1890-1895 гг. М.В. Нестеров переехал в Киев. Там он познакомился с
В. Васнецовым. Работал во Владимирском соборе. Сблизился с семьей Прахова.
В 1891 г. он работал в Киеве над картиной «Юность Сергия
Радонежского». В Москве, Зоологическом саду писал «мерзкую тварь» для этой
картины. И продолжал работу над ней в Уфе.
В 1892 году Нестеров привез картину «Юность Сергия Радонежского» в
Москву. Показывал ее братьям Васнецовым, П. Третьякову. Потом он
возвратился в Киев и работал над головой Сергия.
В 1893 году картина «Юность Сергия Радонежского» после горячих дебатов
была принята жюри Товарищества передвижников. Поездка за границу во второй
раз была им осуществлена в том же году (Константинополь, Греция, Италия).
Весною 1895 года М.В. Нестеров поселился в окрестностях Троице-
Сергиевого Посада - «у Черниговской». Там он написал картину «Под
благовест». Вскоре он отправляется в поездку по старым русским городам
(Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Углич).
В 1896 г. М. Нестеров был избран членом Товарищества передвижников.
Пишет картину «На горах» - это первая часть его «романа в картинках».
В 1897 г. М. Нестеров в Киеве пишет картину «Великий постриг».
В 1898-1999 гг. М. Нестеров пишет другую картину - «Дмитрий царевич
убиенный». Потом он выставляет картины «Чудо», «Под благовест» на
художественной выставке в Мюнхене. В том же году был избран академиком
живописи (по представлению И.Е. Репина, Поленова, В. Васнецова).
В 1899-1904-х гг. М.В. Нестеров работает над росписями в храме
Александра Невского в Абастумане.
В 1900-1901 гг. произошла его встреча с М. Горьким (в Ялте) и началась
их дружба.
В этот же период М.В. Нестеров работает над этюдом к картине «Святая
Русь». Позже он едет на Белое море, в Соловецкий монастырь. Пишет
портретный этюд М. Горького. Знакомиться с художественным театром,
сближается с Ф. Шаляпиным.
В 1901-1905-х гг. М. Нестеров работает над картиной «Святая Русь».
В 1902 году художник женится на Е.П. Васильевой.
В 1905 году М. Нестеров едет в Париж, а затем по Волге и Каме. В это
время он пишет картину «За Волгой» - третью часть «романа в картинках».
Также он пишет в это время портреты своей второй жены Е.П. Нестеровой, а
также портреты своей дочери О.М. Нестеровой и портрет И.Г. Яшвиль.
В 1906 году М. Нестеров написал портреты Яна Станиславского, О.М.
Нестеровой («Амазонка»). Тогда же отправляется в поездку к Л. Толстому в
Ясную Поляну.
В 1907 году у М. Нестерова была большая персональная выставка в
Петербурге и Москве. Были выставлены картины «Святая Русь», «Дмитрий
царевич убиенный». Всего 85 произведений, в том числе - неожиданные для
зрителя - «Свирель», «Два лада». Потом он второй раз едет в Ясную Поляну, и
пишет там портрет Л. Толстого.
В 1908 году М. Нестеров вновь едет в Италию (Неаполь, Капри). В этом
же году он отклоняет предложение стать профессором Академии художеств.
В 1908 - 1911 гг. М.В. Нестеров работает над росписями для Марфо-
Мариинской обители в Москве.
В 1909 году художник участвует в Международной художественной выставке
в Мюнхене. Дарит свою коллекцию картин русских художников Уфе (она
составила основу Музея, открытого в 1920 г.).
В 1910 году он окончательно переезжает из Киева в Москву, где был
избран в том же году действительным членом Академии художеств.
В 1911 году он снова отправляется в поездку в Италию. Также он
участвует в Международной художественной выставке в Риме.
В 1913 - 1914-х гг. М. Нестеров работает для Собора в Сумах.
В 1914 году пишет картину «Лисичка» и портрет Н.М. Нестеровой.
В 1914 - 1916 гг. он пишет картину «На Руси», задумывает картины
«Христиане», «Душа народа». В это же время пишет такие свои произведения,
как «Философы», «Архиерей», «В лесах», «Соловей поет».
В 1918 - 1919-х гг. М.В. Нестеров пишет автопортрет. В этот же период
едет на Кавказ, пребывает в Армавире с семьей.
В 1920 году он возвращается в Москву. В 1921 - 1922-х гг. была им
написана картина «Мыслитель».
В 1923 году М. Нестеров написал портрет своей второй дочери Н.М.
Нестеровой («Девушка у пруда»).
В 1925 году им были написаны портреты А.Н. Северцова, П.Д. Корина,
В.М. Васнецова. А также женский портрет .
В 1926 году было празднование 40-летия творческой деятельности М.В.
Нестерова в Государственной академии художественных наук. В этом году он
начал писать воспоминания («Давние дни»).
В 1927 - 1928-х гг. пишет портреты С.И. и Н.И. Тютчевых.
В 1928 году он пишет автопортрет (два варианта). Совершает поездки в
Ленинград и Киев. Пишет портрет В.М. Титовой, «Большая девушка», «Элегия».
В 1930 году - пишет портрет П.Д. и А.Д. Кориных. Первый портрет И.П.
Павлова.
В 1931 году - портретный этюд А.М. Нестерова.
В 1933 - 1934-х гг. - первый портрет С.С. Юдина.
В 1934 году М. Нестеров написал портрет И.Д. Шадра, второй портрет
А.И. Северцова.
В 1935 году у художника была выставка 16-ти картин в ГМИИ в Москве.
Также он написал портреты В.Г. Черткова (1935), второй портрет С.С.
Юдина (1935), второй портрет И.П. Павлова (1935), Е.П. Разуновой (1936),
Е.И. Таль (1936), К.Г. Держинского (1936-37), О.Ю. Шмидта (1937), Е.С.
Кругликовой (1939), В.И. Мухиной (1939-1940).
В 1936 году было празднование 50-летия творческой деятельности М.В.
Нестерова.
В 1941 году художник получил Государственную премию первой степени за
портрет И.П. Павлова (1935). В этом же году портрет А.В. Щусева.
В 1942 году вышла из печати книга М.В. Нестерова «Давние дни».
Чествование М.В. Нестерова связанное с его 80-летием, было отмечено в этом
же 1942 году, и в это же время его наградили орденом Трудового Красного
Знамени и присвоили ему звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В этом же году он написал свое последнее произведение - картину-пейзаж
«Осень в деревне».
М.В. Нестеров скончался 18 октября, на 81-м году жизни.
Таким образом, краткий взгляд на жизнь и творчество этого художника
показывает, что картины М. Нестерова говорят о взаимоотношениях художника с
окружавшими его явлениями, событиями, большими темами русской истории и
действительности, русской культуры, русской живописи его времени. И речь
здесь идет не о том, как лично относился к этому всему М.В. Нестеров,
художник и человек, а о том, какое место, какая «ячейка» была ему отведена,
что им найдено в общей мозаике сложной, противоречивой и все же
диалектически целостной картине его эпохи, России конца XIX в и начала XX
в.
Перед М. Нестеровым, как и перед его сверстниками, вставал вопрос об
«излитии» любыми приемами накопившегося в сердце и в совести. Нестеров был
одним из самых взыскательных художников в истории не только русского
искусства, но и мирового. Для него не могло быть «все равно как», а надо
было «хорошо», «особенно». И не «все равно, что», а тоже - «нечто большое и
важное», «народное и русское».
То, что выбрал М. Нестеров, было, без сомнения, «внутренним», не
«внешним», и не «историей» (на этот путь встали художники В.И. Суриков и
А.П. Рябушкин), и не «иконой» или былиной (как В.М. Васнецов), а «поэзией и
легендой», или, как это выразил исследователь С. Дурылин (9), «легендой, и
песней, и сказкой».
[2]
3. Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его
творчества
Следя за ростом, за эволюцией М.В. Нестерова - художника, можно
увидеть, как целеосознанно и последовательно он осуществлял особую
программу, им в словах, естественно, не формулируемую. Происходит развитие,
увеличение его образов. Он втягивается, подобно Сурикову, в историческое
прошлое своей страны. То, что Нестеров был реалистом, в лучшем смысле слова
художником правды, связанным с Россией, и с народом, в этом сомнений нет.
Говоря о его раннем творчестве, можно заметить, что Нестеров - один из
замечательнейших исторических иллюстраторов в нашем искусстве. В лучших
своих произведениях он никогда не шел по пути внешней иллюстрации.
Считаются чудесными фантастически-реальными иллюстрации М. Нестерова к
«Коньку-Горбунку», и совсем забытые, очень хорошими - к А.С. Пушкину.
Художник с необычной последовательностью воплотил в ряде образов
судьбу русской женщины, ее «недолю» в старое время. В «отшельницах» и
«отшельниках» Нестерова отсутствует самый мотив молитвенного экстаза,
самомучения, покаяния, аскетизма. Горестная грустность, щемящая покорность
судьбе - это налицо. Но вокруг нестеровских героинь не толстые стены келий,
а природа, которая аккомпанирует даже картине «Великий постриг». Судьбу
русской девушки М. Нестеров не погружает в горестный крестьянский быт, как
это делали С.В. Иванов и В.М. Максимов, и никак ее не идеализирует, как это
себе позволяли салонные художники К.Е. Маковский и С.С. Сагочко, а
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|