за ближайшими ее рядами, двигаются еще  ряды,  движется  еще  толпа,  и  нет 
конца  этому  народному  движению.  Ни  на  одной  русской  картине   (кроме 
репинских «Бурлаков» и «Крестного хода») это движение, не передано  с  такой 
простотою, с таким лаконизмом,  но  и  с  такой  силою,  как  здесь  у  М.В. 
Нестерова. 
      Все в природе здесь широко, привольно, прекрасно, но обычно.  Необычна 
лишь спокойная, безмолвная толпа, движущаяся по берегу Волги. 
      Среди мужчин и женщин,  М.В.  Нестеров  изобразил  в  толпе  высокого, 
худого, нагого (прикрыты лишь чресла) старика с длинными седыми  волосами  и 
бородой. Извернувшись изможденным телом вполоборота к идущей  толпе,  словно 
отстраняет руками некую тучу, готовую низринуться на толпу людей, или  видит 
кого-то там, за этим облачным небом, и беседует с ним. Этот нагой человек  - 
Христа ради юродивый - тот, кто хочет посмеяться над всем, что люди  считают 
важным и великим в жизни: над  водностью,  богатством,  человеческим  судом, 
рассудком, кто добровольно принимает на себя облик безумца, для того,  чтобы 
внутри себя выразить человека, живущего лишь по закону любви и правды. 
      Правдива картина Древней Руси, невозможна без исторической  и  глубоко 
народной фигуры юродивого. Это знал и А.С.  Пушкин  (в  «Борисе  Годунове»), 
это знал и Суриков в «Боярыне Морозовой»). Это знал и М.В. Нестеров,  сделав 
юродивого главной фигурой левого плана картины. 
      Фигура Л. Толстого, быть может, более всего поражает на этой картине 
М.В. Нестерова своей неожиданностью. Духовные особы были возмущены:  как  на 
картине, изображающей путь русского народа к  Христу,  может  быть  человек, 
отлученный от церкви? М.В. Нестеров отвечал им кратко,  но  твердо:  «Ничего 
не поделаешь. Надо ему там быть. Из песни слова  не  выкинешь.  Русский  он. 
Толстого от России не отлучишь!»[8] (22 стр. 84) 
      Кто же ведет весь этот поток людей?  Никто.  М.В.  Нестеров  отказался 
изображать Христа, идущего впереди толпы  (как  на  первоначальном  эскизе). 
Помыслы художника, у этой толпы, есть Христа, в  которого  они  девятьсот  с 
лишним лет верили, которому молились. К нему и идет толпа.  Художник  никого 
не избирает из них. Все  верят  от  души  и  искренне,  считал  Нестеров.  И 
мальчик, идущий впереди, никогда не был для художника ведущим. Он никого  не 
ведет, но он ближе всех к цели, он, не  ставивший  себе  никаких  целей,  на 
которые столько труда и усилий затратили многие. 
      «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Эту надпись 
после долгих колебаний М.В. Нестеров в 1927 году написал рукою  П.Д.  Корина 
на самой картине, внизу слева. 
      А если они, эти русские люди не могут быть  «как  дети»,  каков  тогда 
будет конец их жизненного и исторического пути? Исходя  из  образов  картины 
(а в них-то и заключается мысль художника), ответ может  быть  только  один: 
«Не войдете в Царствие  Небесное»,  не  обретете  правды  и  красоты.  Ответ 
поистине трагический. Исходя из него, становится ясно, что  Нестеров  создал 
трагедию «души русского народа». 
      М.В. Нестеров чувствовал, что в своей «Душе народа» он как  живописец, 
нашел в  себе  ту  строгую  простоту,  ту  спокойную  силу,  ту  благородную 
ясность,  которые  искал  давно,  и  сохранил  при  этом  свойственную   ему 
поэтическую  взволнованность  которая  здесь,  в  создании   монументальном, 
вместо звучания лирического обрела подлинно трагическую звучность. 
      Само обращение к подобной теме, интересной и  значительной  по  своему 
характеру, выражающей представления обобщающего  свойства,  было  совершенно 
необычайно для того времени, значило уже очень  многое,  многое  говорило  о 
личности М.В. Нестерова, о направлении его творческих исканий. 
      Время завершения картины «Святая Русь» неожиданно оказалось  связанным 
и с другими значительными явлениями в творчестве  М.В.  Нестерова.  Он  стал 
писать портреты. Наиболее значителен портрет его дочери «Амазонка».  Девушка 
в красной шапочке и черной амазонке, с тонким хлыстом в  руках  остановилась 
у берега реки. Чуть склонив голову, она смотрит  куда-то  вдаль,  в  сторону 
зрителя. Лицо ее спокойно, но легкий излом фигуры,  поворот  плеч  и  наклон 
головы создают впечатление грустного раздумья. Прост  и  безлюден  пейзаж  с 
широкой, спокойной, окрашенной отблесками  заката  гладью  реки,  в  которой 
отражается противоположный берег  с  синеватой  далью  леса,  бледно-желтое, 
чуть розовеющее вечернее небо. 
      В советское время работ в  области  религиозного  искусства  была  для 
художника невозможна. Его  творчество  сосредоточено  на  портретном  жанре, 
М.В. Нестеров создает выдающиеся  образы  современников,  деятелей  науки  и 
искусства (портреты П. и А. Кориных, А. Северцова, С. Юдина,  И.  Шадра,  И. 
Павлова, Е. Кругликовой и мн др.). Эти портреты выдвинули  художника  в  ряд 
ведущих живописцев - реалистов эпохи. Работы объединяет  ощущение  богатства 
духовной  жизни,  разнообразие   характеров,   с   замечательной   точностью 
отраженных в пластике, рельефное выражение  душевного  склада  и  настроения 
человека. М.В. Нестеров продолжал работать и как тонкий  мастер  лирического 
пейзажа. 
      М.В. Нестеров внес значительный вклад в русскую портретную живопись. К 
жанру  портрета  он  обратился  в  1900  -х  гг.   После   портрета   дочери 
(«Амазонка»),  также  интересен  двойной  портрет   «Философы»,   получивший 
большую известность, но которой  мастер  изобразил  С.Н.  Булгакова  и  П.А. 
Флоренского - двух известных русских ученых-философов. 
      Особый интерес представляет «Портрет академика И.П.  Павлова»  (1935). 
Глядя на него сразу видно, что этот красивый седой старик, несмотря на  свой 
возраст, крепок физически и полон живой, кипучей энергии. 
      Очень выразительно лицо Павлова: высокий,  открытый  лоб  с  глубокими 
морщинами, серьезный взгляд сквозь очки, белизна седых волос и  бороды.  Эти 
черты очень скупо, но  тем  не  менее  необыкновенно  точно  передают  облик 
академика, его острый ум и вспыльчивость характера. 
      Еще он написал «Портрет  скульптора  В.И.  Мухиной»  (1940),  писал  и 
портреты И.Д. Шадра, портреты своей второй жены и своих детей, и  еще  очень 
многих близких ему людей, и портреты известных личностей. Также им  написаны 
два автопортрета. 
      Друзья художника удивлялись необычайному способу работы над  картиной. 
М.В. Нестеров всегда начинал портрет с левого верхнего  угла,  и  постепенно 
из разрозненных деталей появлялся гармоничный  и  цельный  образ.  Но  писал 
мастер долго и очень медленно, внимательно всматриваясь в портретируемого. 
      И если в религиозных композициях проявлялось увлечение  символизмом  и 
романтизмом,  то  портретное  искусство  М.В.  Нестерова  всегда  оставалось 
глубоко реалистическим. 
      Таким образом, творческая судьба  М.В.  Нестерова  кажется  не  только 
незаурядной,  но  порой  исключительной.  Художник  прошел  многие  этапы  в 
развитии  отечественного  искусства,  и  в  каждый  из  них  он  внес   свое 
собственное слово. Его жизнь оказалась связанной  с  огромным  историческими 
событиями в жизни его страны, его  народа.  М.В.  Нестеров  умел  не  только 
понять все их значение,  но  и  найти  художественную  форму  их  выражения. 
Главным для него всегда было познание природы и человека.  Он  умел  понять, 
казалось бы, скрытую структуру жизни, он желал проникнуть и проникал  подчас 
в человеческое сердце и изображал эту жизнь сердца. 
      [9] 
 ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М.В. НЕСТЕРОВА НА УРОКАХ МХК В 5 - 6-х КЛАССАХ 
                          ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 
                   2.1. Специфика структуры уроков по МХК 
      Искусство  играет   большую   роль   в   формировании   нравственности 
подрастающего  поколения.  Еще  Аристотель  писал,  что  искусство  способно 
оказывать  влияние  на  душу  человека,  и  поскольку  оно  обладает   таким 
свойством, оно должно быть включено в число  предметов  воспитания  молодежи 
(30, стр. 12). 
      Искусство является могучим средством  духовного  возвышения  человека, 
развивает его эстетическую культуру,  учит  понимать  прекрасное  и  строить 
жизнь  по  «законам  красоты».  Однако,  влияние  искусства  на   воспитание 
человека в определяющей  мере  зависит  от  его  художественно-эстетического 
развития. 
      В восточных странах говорят:  «Нет  красоты  в  песках  пустыни,  есть 
красота в душе араба» (33, стр.  61).  Без  знания  законов  художественного 
отражения действительности, без понимания  языка  и  художественных  средств 
искусство  не  возбуждает  ни  мыслей,  ни  глубоких  чувств.  Оно  приносит 
удовольствие и наслаждение только человеку,  который  имеет  соответствующую 
подготовку и в достаточной степени эстетически  образован.  Задача  школы  - 
обеспечить  необходимую  эстетическую  подготовку  учащихся,  ввести  их   в 
большой  мир  искусства,   сделать   его   средством   познания   окружающей 
действительности, развития мышления и нравственного совершенства. Для  этого 
необходимо, чтобы в каждой школе был  предмет  МХК  (мировая  художественная 
культура). Уроки по МХК  в  общем  плане  воспитания  школьников  обозначают 
процесс формирования  чувств  в  области  прекрасного.  На  уроках  МХК  это 
прекрасное   связано   с    искусством,    с    художественным    отражением 
действительности в сознании и чувствах  учащихся.  С  помощью  таких  уроков 
дети начинают понимать прекрасное, следовать ему в жизни и  творить  его.  В 
этом смысле сущность уроков  по  МХК  состоит  в  организации  разнообразной 
художественно-эстетической   деятельности    учащихся,    направленной    на 
формирование у них  способностей  полноценного  восприятия  и  нравственного 
понимания прекрасного в искусстве  и  в  жизни,  на  выработку  нравственных 
понятий, идеалов и вкусов, а также развитие творческих задатков и  дарований 
в области  искусства.  Существенной  стороной  этих  уроков  является  также 
познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике  и  поведении 
человека. 
      Не менее  важной  стороной  содержания  уроков  по  МХК   является  их 
направленность на личностное  развитие  учащихся.  Какие  же  стороны  этого 
развития они должны  охватывать?  Прежде  всего,  необходимо  формировать  у 
учащихся эстетические и нравственные потребности  в  познании  искусства,  в 
постижении  художественных   ценностей.   Существенным   компонентом   этого 
воспитания являестя овладение знаниями, связанными с пониманием искусства  и 
умением выражать свои  суждения  (и  взгляды)  по  вопросам  художественного 
отражения  действительности.  С  этим  связано   формирование   у   учащихся 
отражения этой  действительности  в  различных  видах  и  жанрах  искусства, 
выработка  умения  анализировать   содержание   и   нравственно-эстетическую 
направленность искусства. Большое место в содержании уроков по МХК  занимает 
формирование у учащихся художественного вкуса, связанного  с  восприятием  и 
переживанием прекрасного. Нужно научить  школьников  чувствовать  красоту  и 
гармонию  подлинного  произведения   искусства,   проявлять   художественную 
взыскательность, а также стремиться к повышению культуры поведения. 
      Также  важным  содержательным  компонентом  уроков  по  МХК   является 
приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей  и 
способностей к изобразительному искусству, музыке и литературе. 
      Уроки МХК должны начинаться в школе с  младших  классов.  Основное  их 
направление состоит в ознакомлении  детей  с  различными  видами  искусства, 
приучение их к эстетическому восприятию, к пониманию искусства и  простейшим 
эстетическим суждениям. 
      В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная 
подготовка самого учителя. Ему необходимо  владеть  умением  выразительно  и 
эмоционально  читать  стихи,  желательно  иметь  навыки   музыкального   или 
изобразительного  искусства.  Подготовка  учителя  и  его  компетентность  в 
различных видах искусства не только создают условия для  переживания  детьми 
внутренних  противоречий  между  имеющимся   и   необходимым   условием   их 
эстетического и  нравственного  развития,  но  и  возбуждают  потребность  в 
приобщении к искусству. 
      Для воспитания  художественного  восприятия  у  учащихся  существенное 
значение имеет использование приема сравнения  при  изучении  художественных 
произведений, прослушивании музыки и цитирования литературных  произведений, 
стихов и побуждение их к оценке этих  произведений,  выражению  собственного 
отношения  к   их   достоинствам   и   недостаткам.   Постановка   вопросов, 
направленных  на  выяснение  того,  что  детям  нравиться  в  том  или  ином 
произведении, какая картина или  музыкальная  мелодия  лучше,  обостряет  их 
восприятие и побуждает  к  оценочным  суждениям.  На  уроках  необходимо  не 
только показывать школьникам репродукции картин, но  и  широко  использовать 
чтение стихов и прослушивание  музыки,  песен.  Также  необходимо  проводить 
экскурсии в музеи  на  выставки  картин.  В  основе  таких  экскурсий  лежит 
знакомство школьников с музейным предметом. У детей  появляется  возможность 
увидеть   картины   «живьем».   Это   закладывает   «навыки    чувствования» 
произведений  искусства,  основы  эмоциональной  культуры  и   эстетического 
отношения к реальности. 
      Простейшие  эстетические  представления  и  суждения   формируются   в 
начальных   классах.   Однако,   основная   работа   в   этом    направлении 
осуществляется  с  учащимися   -   подростками   и   старшими   школьниками, 
обладающими  для  этого  необходимыми  способностями   к   более   глубокому 
пониманию  искусства.  Очень  важно  в  этих  классах   обогащать   учащихся 
представлениями о художественных  средствах  передачи  настроения  человека, 
которое используется в избирательном искусстве, музыке и литературе. 
      В  познании  художественных  средств  изображения  действительности  в 
искусстве большое значение имеет и усвоение таких  понятий,  как  композиция 
произведения, его сюжет, фабула,  художественный  образ,  эпитет,  метафора, 
сравнение,  минор  и  мажор  (в  музыке),  перспектива  (в   изобразительном 
искусстве) и мн. др. 
      В связи с важностью эстетического воспитания  и  развития  у  учащихся 
художественных представлений, понятий  и  суждений  большое  значение  имеет 
работа  по  осмыслению  той  или  иной  связи,  которая   существует   между 
различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот  почему  на 
занятиях по МХК необходимо использовать произведения музыки и литературы. 
      Так, например, при изучении творчества С. Герасимова  и  П.  Соколова, 
можно при показе их иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Капитанская  дочка», 
привести строчки из текста этой повести. Или  при  рассмотрении  иллюстраций 
художников Н. Муратова и Кукрыниксов, привести строчки из сказок  Салтыкова- 
Щедрина.  Или  при  изучении  некоторых  художников-пейзажистов,   прочитать 
стихотворение  М.Ю.  Лермонтова  «Белеет  парус   одинокий»   и   прослушать 
одноименный романс А. Варламова. 
      Подобное синтетическое  использование  искусства  в  процессе  учебной 
работы помогает уяснению специфики изобразительных средств  различных  видов 
искусства  и  развитию  разностороннего  и  более  глубокого   эстетического 
восприятия деятельности. 
      Исключительно острой проблемой, слабо решаемой  в  школьной  практике, 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 
   
 |