Творчество Нестерова на уроках
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 
                 По теме: Изучение творчества М.В. Нестерова 
                   на уроках МХК общеобразовательной школы 
                                    2004 
                                 СОДЕРЖАНИЕ: 
Введение ………………………………………………………………3 
Глава 1. Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте 
        русского искусства второй половины IXI – первой 
        половины XX в 
1. Общая характеристика Российского искусства эпохи ………….6 
2. М.В. Нестеров – как художник переходного периода 
       рубежа XIX – XX вв …………………………………………..12 
3. Становление М.В. Нестерова как художника 
      и характеристика его творчества ……………………………..20 
Глава 2. Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК 
      в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы 
2.1. Специфика структуры уроков по МХК ………………………...33 
2.2. Организация процессов восприятия учениками 
      5 – 6-х классов творчества М.В. Нестерова ………………….39 
2.3. Экспериментальный урок по предмету МХК 
      в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы ……………...46 
2.4. Методические рекомендации учителям ………………………..53 
Заключение …………………………………………………………….. 
Список литературы …………………………………………………… 
                                  ВВЕДЕНИЕ 
      Тема данной дипломной работы «Изучение творчества  М.В.  Нестерова  на 
уроках МХК общеобразовательной школы». 
      Интерес к этой теме вызван тем, что творчество  талантливого  русского 
художника М.В. Нестерова  –  это  поиск  духовно-религиозного  и  этического 
идеала, обращение к  воплощению  просветленной  и  чистой  душевной  красоты 
людей, пренебрегших мирской суетой. 
      Тихая созерцательность, эмоциональная роль пейзажа  в  образном  строе 
его произведений внесли новые поэтические ноты в русскую живопись. 
      М.В. Нестеров создавал не только картины – сказки, картины –  легенды, 
картины – иконы, но также он работал в области монументальной живописи,  был 
талантливым мастером портрета. Многие исследователи  посвятили  свои  работы 
изучению портретной живописи М.В. Нестерова. 
      Г.В.  Ляхова  и  К.А.  Дятлова,  в  своем  труде  «Мастера  портрета», 
упоминают о том,  что  М.В.  Нестеров  обратился  к  портретной  живописи  в 
завершающий период своего творчества, но и за это недолгое  время  он  успел 
прославиться как талантливый портретист. 
      Художник создал целую галерею  изображений  видных  деятелей  науки  и 
искусства. Чаще всего мастер показывал  свои  модели  в  процессе  труда.  С 
течением времени портретные образы  М.В.  Нестерова  становились  все  более 
выразительными и глубокими.  Исследователь  С.  Дурылин  замечает,  что  для 
портретного  мастерства  М.В.  Нестерова,  становятся  характерными   черты, 
найденные в предшествующие годы, -  отражение  душевного  строя  человека  в 
единении со средой, интерьером и пейзажем. 
      Внимание  к  образной  символике  сближало  многие  произведения  М.В. 
Нестерова. 
      Он был тонким мастером лирического пейзажа. 
      Во-вторых,    меня    заинтересовала    проблема    такой    темы    в 
общеобразовательной школе. Уроки МХК строятся по интегративному принципу,  а 
это делает их содержание не  похожим  на  традиционные  учебные  дисциплины. 
Специфика предмета обучения  –  сложнейший  мир  художественной  культуры  и 
художественной деятельности людей в мировом  историческом  контексте  –  для 
этого нужны особые формы и методы обучения. 
      Цель данной дипломной работы:  определить  историко-культурологический 
подход к изучению  творчества  русского  художника  второй  половины  XIX  - 
начала XX в. М.В. Нестерова учащимися 5 –  6-х  классов  общеобразовательной 
школы. 
      Цель определяет задачи: 
     1. Показать место и роль русского  искусства  второй  половины  XIX  – 
        первой половины XX в. в мировой культуре. 
     2. Раскрыть значимость творчества М.В. Нестерова. 
     3.  Проанализировать  педагогические  и  психологические   особенности 
        преподавания  творчества  М.В.  Нестерова  в  5   –   6-х   классах 
        общеобразовательной школы. 
        Поставленные  задачи  помогают  последовательно   выстроить   текст 
   дипломной работы, т.е. определить ее структуру. 
        Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список 
   использованной литературы. 
        В первой главе «Творческое  наследие  М.В.  Нестерова  в  контексте 
   русского  искусства  второй  половины  XIX  –  первой  половины   XX   в. 
   рассматривается общая  характеристика  эпохи,  и  краткая  характеристика 
   творчества М.В. Нестерова. 
        Во второй главе, «Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках  МХК 
   в 5 – 6-х классах  общеобразовательной  школы»  -  методика  преподавания 
   творчества М.В. Нестерова. 
        Представлено изучение психологических особенностей учащихся 5 – 6-х 
   классов,  даны  эстетические  принципы   преподавания   творчества   М.В. 
   Нестерова в курсе МХК. 
        В заключение сделаны выводы по теме. 
        Объект исследования – изучение творчества М.В. Нестерова в 5 –  6-х 
   классах общеобразовательной школы.  Предмет  исследования  –  особенности 
   развития  познавательных  процессов  учащихся  5  –   6-х   классов   при 
   ознакомлении с творчеством М.В. Нестерова. 
        Исследование осуществлялось в 3 этапа: 
        1. Историко-теоретический. 
        На данном этапе изучается  творческое  наследие  М.В.  Нестерова  в 
контексте русского искусства второй половины XIX - начала XX в. 
        2. Опытно-экспериментальный. 
        Урок в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы . 
        3. Заключительно-обобщающий. 
        Представление методических рекомендаций по изучению творчества М.В. 
Нестерова. 
      Практическая  значимость  данного  исследования  заключается   в   его 
направленности на усвоение знаний о творчестве М.В. Нестерова,  формирование 
навыков художественного анализа и эстетического вкуса, нравственного  идеала 
подростков. 
      Теоретическая значимость данного исследования заключается в  раскрытии 
такого   аспекта   психолого-педагогической   деятельности,   как   развитие 
нравственных черт в личности и формирование художественного  вкуса,  идеалов 
у учеников 5 – 6-х классов. 
 ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. НЕСТЕРОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО ИСКУССТВА 
                ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА 
             1. Общая характеристика российского искусства эпохи 
      Вторая половина XIX в. несла на себе печать реформ  Александра  II,  а 
после его гибели в 1881 г.  преддверия  революционных  событий  первых  двух 
десятилетий XX в. Исходя из  общественного  бытия  этого  большого  периода, 
можно сказать, что искусство  играло  тогда  огромную  роль  в  формировании 
национального сознания. 
      В культуре России, во  всех  ее  направлениях  преобладал  критический 
реализм, стремившийся раскрыть обществу глаза  на  углублявшиеся  социальные 
проблемы,  углублявшийся  раскол  между  различными  слоями  и  группами   в 
российском обществе. 
      Именно художники 60-х гг. XIX в. Показали свое критическое отношение к 
действительности, проявив в этом свою гражданскую  и  нравственную  позицию. 
Их искусство было остросоциальным, соответствовавшим новой  системе  видения 
задач творчества, которые давали подробную оценку новым работам  художников. 
      Искусство   критического   реализма   носило    характер    проповеди, 
размышления. Живопись была тесно связана с  литературой  (Ф.М.  Достоевский, 
Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов). Произведения  художников  являлись  не  только 
иллюстрацией к этой литературе, но и к самой жизни. 
      70-е годы XIX века  -  это  пора  расцвета  русского  демократического 
реализма.   Прогрессивная   демократическая   живопись    завоевала    тогда 
общественное признание. Появились критики - Стасов, И.Н. Крамской, в это  же 
время П. Третьяков начал коллекционировать самые значительные произведения. 
      Петербургская  Академия  художеств  продолжала  давать   академическое 
образование с требованием тем дипломных работ на мифологические темы. 
      В 1863 году борьба за отражение реальной действительности  вылилась  в 
так  называемый  Бунт  14  ти,  которые   отказались   писать   картины   на 
предложенную руководством Академии тему, т.к. они  считали,  что  есть  темы 
намного важнее, чем религиозная тематика. Они ушли из Академии  художеств  и 
организовали свою «Петербургскую артель художников». Одним из  организаторов 
этого бунта и артели был И.Н. Крамской. 
      Артель просуществовала недолго, но вскоре московские  и  петербургские 
художники объединились в Товарищество передвижников (передвижные выставки  с 
1870 г.). Тематика произведений была социально-направленной, что  будоражило 
общество,  вызывало  неоднозначную  реакцию   со   стороны   разных   слоев. 
Наибольший расцвет передвижники достигли в 80-е годы XIX века.  У  них  была 
своя четкая идейная программа - отображать жизнь  со  всеми  ее  социальными 
проблемами. 
      Бытовой жанр  был  лишен  анекдотичности,  основная  направленность  - 
гражданственность. Товарищество было создано по инициативе И.Н. Крамского  и 
Г.Г. Мясоедова, их поддерживали В.Г.  Перов,  Н.Н.  Ге,  И.И.  Шишкин,  А.К. 
Саврасов, В.Е. Маковский и др. 
      Членами учредителями был составлен и 1-й устав Товарищества. 
      В 70 - 80-е годы к ним присоединились такие художники, как И.Е. Репин, 
В.Н. Суриков, В.М.  Васнецов,  Н.А.  Ярошенко,  Н.А.  Касаткин  и  др.  А  с 
середины 80-х гг. в передвижных выставках приняли участие В.А.  Серов,  И.И. 
Левитан, В.Д. Поленов. 
      Основной   задачей   передвижников   было   многостороннее   отражение 
современной им жизни, их творчество будило  общественную  мысль,  привлекало 
зрителя к наболевшим вопросам современности. 
      Особенно ими развивался бытовой жанр, а также историческая, портретная 
и пейзажная живопись. В этих  жанрах  прослеживались  тенденции  к  созданию 
монументальной картины - эпопеи на современную и  историческую  тему,  серий 
батальной живописи, портреты - картины, лирического и эпического жанров. 
      Переходным направлением в российской живописи рубежа XIX - XX вв. стал 
модернизм, яркими представителями которого во всей его  многоликой  ипостаси 
стали М. Врубель, К.Ф. Юон, М. Шагал, К. Малевич и др. 
      Свое видение жизни они показывали в произведениях, далеких от реализма 
и  классицизма,  при  этом  считая,  что  их  искусство  стало   преддверием 
революции 1905-1917 гг. 
      Революции 1917  г.  внесли  свою  лепту  в  развитие  изобразительного 
искусства России: появилось множество течений,  групп,  ассоциаций,  которые 
до 1925 г.  существовали  автономно  и  только  дискутировали  между  собой, 
доказывая истинность своего видения искусства для народа. 
      В 20 - 30-е гг. XX в. - это время существования разных группировок,  у 
каждой  из  которых  была  своя  идея,  манифесты,  программа  и  выразители 
средств.   Наибольшее   значение   приобрела   тогда   «АХРР»   («Ассоциация 
художественной  революции  России»),  поддерживавшая  политику   государства 
(возникла  в  1922  г.  на  базе  Товарищества  художественных   передвижных 
выставок). С 1928-го г. была переименована в «АХР»  («Ассоциация  художников 
революции»). В нее вошли художники  из  «Союза  русских  художников»  и  др. 
Основная программа - отражение быта рабочих, крестьян и т.д. 
      Были организованы ими выставки: «Жизнь и быт рабочих» (22 г.),  «Жизнь 
и быт Красной армии» (23 г.), «Жизнь  и  быт  народов  СССР»  (26  г.).  Эти 
художники работали почти во всех жанрах. Основная тематика -  революционная, 
в которой ведущую роль сыграл И.И. Бродский, создававший серию  «Лениниада». 
В бытовом жанре работал Е.М.  Чепцов.  Его  картины  посвящены  повседневной 
жизни крестьян и рабочих («Заседание сельской  ячейки»).  Произведения  Н.А. 
Касаткина посвящены жизни и быту рабочих («Шахтерка»,  1894  г.,  «Углекопы. 
Смена.» 1895 г.). 
      Батальный  жанр  представлял   М.Б.   Греков,   писавший   картины   о 
революционных  событиях   в   романтическом   ключе   («Отряд   Багратион»). 
Впоследствии он повлиял на развитие батальной живописи. 
      В жанре портрета работал С.В. Малютин («Портрет  инженера  Передерия», 
«Портрет писателя-бойца Д. Фурманова»), Г.Г. Ряжский. 
      В 20-е г. заметно обращение к портрету, где сочетаются  индивидуальные 
черты с чертами,  характерными  для  этой  эпохи.  Они  отражают  социально- 
обобщенное лицо модели («За учебу. Пионерка с  книгами»,  «Председательница» 
Н.А. Касаткина). 
      Новый образ строящейся страны прослеживается в  пейзажном  жанре.  Так 
возникает  индустриальный  пейзаж   («Транспорт   налаживается»   Яковлевой, 
«Купола и ласточки»  (21  г.)  К.Ф.  Юона,  «Мойка.  Белые  ночи.»  (27  г.) 
Осмеркина, «Голубая весна» (30 г.) Бакшеева и др). 
      Объединение  «Четыре  искусства»  -  выдвинуло  на  1-й  план  вопросы 
специфики  изобразительности  искусства  и  выразительности   художественной 
формы, лаконичность простых форм (Петров-Водкин К.С., П.  Кузнецов  и  др.). 
«Общество  молодых  художников»  («ОМХ»   1928   г.)   стремилось   передать 
материальное богатство мира с помощью энергичной лепки объема, смелой свето- 
теперовки (П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, Р.Р. Фальк), («Снедь  московская» 
Маликова и др.). 
      Скульптура  20-х  гг.  овеяна  революционной  романтикой   И.Д   Шадра 
(«Булыжник  -  оружие  пролетариата»).  Он  стремился  в  своем   творчестве 
использовать традиции мирового искусства, в частности, Родена. 
      После смерти  В.И.  Ленина  правительство  поставило  перед  деятелями 
искусства  задачу  отражения  в  нем  образа  Ленина,  как  вождя   мирового 
пролетариата.  Был  объявлен  конкурс  скульптуры  вождя  для   Финляндского 
вокзала, победил проект  скульптуры  Авсеева  «Ленин  на  броневике».  Также 
работал  в  то  время  С.Д.  Меркулов,  тяготевший  к   монументальности   в 
портретном жанре. Он снимал посмертную маску с  Ленина,  на  основе  которой 
возникла его композиция «Смерть вождя». 
      Памятники Ленину создавались для разных городов. 
      В  портретной  скульптуре  работала  А.С.  Голубкина,  Домогадский   и 
Николадзе. Скульптор С. Лебедева смогла уловить и показать в  своих  работах 
индивидуальность характера, но с чертами своей эпохи («Женский портрет»).  В 
классической  манере  работал  А.Т.  Матвеев,  который  в  1929  г.   создал 
композицию «Октябрь». В 1926 г. сформировалось общество русских  скульпторов 
(«ОРС»), в него  входили  многие  мастера  разных  школ  и  направлений,  их 
объединял интерес к современности. Просуществовало оно до 1932 года. 
      В архитектуре начала XX в. Ведущим направлением был конструктивизм.  В 
нем   подчеркивалась,   в   первую   очередь,   функциональность.   Принципы 
конструктивизма  были  разработаны  на  Западе.   Советский   конструктивизм 
представлен в проекте «Дворец труда» (в Москве, братья Леснины), но  не  был 
осуществлен. Однако, он  способствовал  утверждению  конструктивных  форм  в 
архитектуре,  широко  использовался  в  строительстве  общественных  зданий, 
театров, дворцов культуры,  домов  культуры  («Дом  на  набережной  Мосова», 
«Мавзолей Ленина» Щусева А.В и др). 
      В 20 -  30-е  гг.  возникло  соперничество  между  конструктивизмом  и 
неоклассицизмом. К концу 30-х гг. неоклассицизм стал  явно  преобладать  над 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 
   
 |