Творчество Нестерова на уроках
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
По теме: Изучение творчества М.В. Нестерова
на уроках МХК общеобразовательной школы
2004
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте
русского искусства второй половины IXI – первой
половины XX в
1. Общая характеристика Российского искусства эпохи ………….6
2. М.В. Нестеров – как художник переходного периода
рубежа XIX – XX вв …………………………………………..12
3. Становление М.В. Нестерова как художника
и характеристика его творчества ……………………………..20
Глава 2. Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК
в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы
2.1. Специфика структуры уроков по МХК ………………………...33
2.2. Организация процессов восприятия учениками
5 – 6-х классов творчества М.В. Нестерова ………………….39
2.3. Экспериментальный урок по предмету МХК
в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы ……………...46
2.4. Методические рекомендации учителям ………………………..53
Заключение ……………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной дипломной работы «Изучение творчества М.В. Нестерова на
уроках МХК общеобразовательной школы».
Интерес к этой теме вызван тем, что творчество талантливого русского
художника М.В. Нестерова – это поиск духовно-религиозного и этического
идеала, обращение к воплощению просветленной и чистой душевной красоты
людей, пренебрегших мирской суетой.
Тихая созерцательность, эмоциональная роль пейзажа в образном строе
его произведений внесли новые поэтические ноты в русскую живопись.
М.В. Нестеров создавал не только картины – сказки, картины – легенды,
картины – иконы, но также он работал в области монументальной живописи, был
талантливым мастером портрета. Многие исследователи посвятили свои работы
изучению портретной живописи М.В. Нестерова.
Г.В. Ляхова и К.А. Дятлова, в своем труде «Мастера портрета»,
упоминают о том, что М.В. Нестеров обратился к портретной живописи в
завершающий период своего творчества, но и за это недолгое время он успел
прославиться как талантливый портретист.
Художник создал целую галерею изображений видных деятелей науки и
искусства. Чаще всего мастер показывал свои модели в процессе труда. С
течением времени портретные образы М.В. Нестерова становились все более
выразительными и глубокими. Исследователь С. Дурылин замечает, что для
портретного мастерства М.В. Нестерова, становятся характерными черты,
найденные в предшествующие годы, - отражение душевного строя человека в
единении со средой, интерьером и пейзажем.
Внимание к образной символике сближало многие произведения М.В.
Нестерова.
Он был тонким мастером лирического пейзажа.
Во-вторых, меня заинтересовала проблема такой темы в
общеобразовательной школе. Уроки МХК строятся по интегративному принципу, а
это делает их содержание не похожим на традиционные учебные дисциплины.
Специфика предмета обучения – сложнейший мир художественной культуры и
художественной деятельности людей в мировом историческом контексте – для
этого нужны особые формы и методы обучения.
Цель данной дипломной работы: определить историко-культурологический
подход к изучению творчества русского художника второй половины XIX -
начала XX в. М.В. Нестерова учащимися 5 – 6-х классов общеобразовательной
школы.
Цель определяет задачи:
1. Показать место и роль русского искусства второй половины XIX –
первой половины XX в. в мировой культуре.
2. Раскрыть значимость творчества М.В. Нестерова.
3. Проанализировать педагогические и психологические особенности
преподавания творчества М.В. Нестерова в 5 – 6-х классах
общеобразовательной школы.
Поставленные задачи помогают последовательно выстроить текст
дипломной работы, т.е. определить ее структуру.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список
использованной литературы.
В первой главе «Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте
русского искусства второй половины XIX – первой половины XX в.
рассматривается общая характеристика эпохи, и краткая характеристика
творчества М.В. Нестерова.
Во второй главе, «Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК
в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы» - методика преподавания
творчества М.В. Нестерова.
Представлено изучение психологических особенностей учащихся 5 – 6-х
классов, даны эстетические принципы преподавания творчества М.В.
Нестерова в курсе МХК.
В заключение сделаны выводы по теме.
Объект исследования – изучение творчества М.В. Нестерова в 5 – 6-х
классах общеобразовательной школы. Предмет исследования – особенности
развития познавательных процессов учащихся 5 – 6-х классов при
ознакомлении с творчеством М.В. Нестерова.
Исследование осуществлялось в 3 этапа:
1. Историко-теоретический.
На данном этапе изучается творческое наследие М.В. Нестерова в
контексте русского искусства второй половины XIX - начала XX в.
2. Опытно-экспериментальный.
Урок в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы .
3. Заключительно-обобщающий.
Представление методических рекомендаций по изучению творчества М.В.
Нестерова.
Практическая значимость данного исследования заключается в его
направленности на усвоение знаний о творчестве М.В. Нестерова, формирование
навыков художественного анализа и эстетического вкуса, нравственного идеала
подростков.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в раскрытии
такого аспекта психолого-педагогической деятельности, как развитие
нравственных черт в личности и формирование художественного вкуса, идеалов
у учеников 5 – 6-х классов.
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. НЕСТЕРОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО ИСКУССТВА
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
1. Общая характеристика российского искусства эпохи
Вторая половина XIX в. несла на себе печать реформ Александра II, а
после его гибели в 1881 г. преддверия революционных событий первых двух
десятилетий XX в. Исходя из общественного бытия этого большого периода,
можно сказать, что искусство играло тогда огромную роль в формировании
национального сознания.
В культуре России, во всех ее направлениях преобладал критический
реализм, стремившийся раскрыть обществу глаза на углублявшиеся социальные
проблемы, углублявшийся раскол между различными слоями и группами в
российском обществе.
Именно художники 60-х гг. XIX в. Показали свое критическое отношение к
действительности, проявив в этом свою гражданскую и нравственную позицию.
Их искусство было остросоциальным, соответствовавшим новой системе видения
задач творчества, которые давали подробную оценку новым работам художников.
Искусство критического реализма носило характер проповеди,
размышления. Живопись была тесно связана с литературой (Ф.М. Достоевский,
Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов). Произведения художников являлись не только
иллюстрацией к этой литературе, но и к самой жизни.
70-е годы XIX века - это пора расцвета русского демократического
реализма. Прогрессивная демократическая живопись завоевала тогда
общественное признание. Появились критики - Стасов, И.Н. Крамской, в это же
время П. Третьяков начал коллекционировать самые значительные произведения.
Петербургская Академия художеств продолжала давать академическое
образование с требованием тем дипломных работ на мифологические темы.
В 1863 году борьба за отражение реальной действительности вылилась в
так называемый Бунт 14 ти, которые отказались писать картины на
предложенную руководством Академии тему, т.к. они считали, что есть темы
намного важнее, чем религиозная тематика. Они ушли из Академии художеств и
организовали свою «Петербургскую артель художников». Одним из организаторов
этого бунта и артели был И.Н. Крамской.
Артель просуществовала недолго, но вскоре московские и петербургские
художники объединились в Товарищество передвижников (передвижные выставки с
1870 г.). Тематика произведений была социально-направленной, что будоражило
общество, вызывало неоднозначную реакцию со стороны разных слоев.
Наибольший расцвет передвижники достигли в 80-е годы XIX века. У них была
своя четкая идейная программа - отображать жизнь со всеми ее социальными
проблемами.
Бытовой жанр был лишен анекдотичности, основная направленность -
гражданственность. Товарищество было создано по инициативе И.Н. Крамского и
Г.Г. Мясоедова, их поддерживали В.Г. Перов, Н.Н. Ге, И.И. Шишкин, А.К.
Саврасов, В.Е. Маковский и др.
Членами учредителями был составлен и 1-й устав Товарищества.
В 70 - 80-е годы к ним присоединились такие художники, как И.Е. Репин,
В.Н. Суриков, В.М. Васнецов, Н.А. Ярошенко, Н.А. Касаткин и др. А с
середины 80-х гг. в передвижных выставках приняли участие В.А. Серов, И.И.
Левитан, В.Д. Поленов.
Основной задачей передвижников было многостороннее отражение
современной им жизни, их творчество будило общественную мысль, привлекало
зрителя к наболевшим вопросам современности.
Особенно ими развивался бытовой жанр, а также историческая, портретная
и пейзажная живопись. В этих жанрах прослеживались тенденции к созданию
монументальной картины - эпопеи на современную и историческую тему, серий
батальной живописи, портреты - картины, лирического и эпического жанров.
Переходным направлением в российской живописи рубежа XIX - XX вв. стал
модернизм, яркими представителями которого во всей его многоликой ипостаси
стали М. Врубель, К.Ф. Юон, М. Шагал, К. Малевич и др.
Свое видение жизни они показывали в произведениях, далеких от реализма
и классицизма, при этом считая, что их искусство стало преддверием
революции 1905-1917 гг.
Революции 1917 г. внесли свою лепту в развитие изобразительного
искусства России: появилось множество течений, групп, ассоциаций, которые
до 1925 г. существовали автономно и только дискутировали между собой,
доказывая истинность своего видения искусства для народа.
В 20 - 30-е гг. XX в. - это время существования разных группировок, у
каждой из которых была своя идея, манифесты, программа и выразители
средств. Наибольшее значение приобрела тогда «АХРР» («Ассоциация
художественной революции России»), поддерживавшая политику государства
(возникла в 1922 г. на базе Товарищества художественных передвижных
выставок). С 1928-го г. была переименована в «АХР» («Ассоциация художников
революции»). В нее вошли художники из «Союза русских художников» и др.
Основная программа - отражение быта рабочих, крестьян и т.д.
Были организованы ими выставки: «Жизнь и быт рабочих» (22 г.), «Жизнь
и быт Красной армии» (23 г.), «Жизнь и быт народов СССР» (26 г.). Эти
художники работали почти во всех жанрах. Основная тематика - революционная,
в которой ведущую роль сыграл И.И. Бродский, создававший серию «Лениниада».
В бытовом жанре работал Е.М. Чепцов. Его картины посвящены повседневной
жизни крестьян и рабочих («Заседание сельской ячейки»). Произведения Н.А.
Касаткина посвящены жизни и быту рабочих («Шахтерка», 1894 г., «Углекопы.
Смена.» 1895 г.).
Батальный жанр представлял М.Б. Греков, писавший картины о
революционных событиях в романтическом ключе («Отряд Багратион»).
Впоследствии он повлиял на развитие батальной живописи.
В жанре портрета работал С.В. Малютин («Портрет инженера Передерия»,
«Портрет писателя-бойца Д. Фурманова»), Г.Г. Ряжский.
В 20-е г. заметно обращение к портрету, где сочетаются индивидуальные
черты с чертами, характерными для этой эпохи. Они отражают социально-
обобщенное лицо модели («За учебу. Пионерка с книгами», «Председательница»
Н.А. Касаткина).
Новый образ строящейся страны прослеживается в пейзажном жанре. Так
возникает индустриальный пейзаж («Транспорт налаживается» Яковлевой,
«Купола и ласточки» (21 г.) К.Ф. Юона, «Мойка. Белые ночи.» (27 г.)
Осмеркина, «Голубая весна» (30 г.) Бакшеева и др).
Объединение «Четыре искусства» - выдвинуло на 1-й план вопросы
специфики изобразительности искусства и выразительности художественной
формы, лаконичность простых форм (Петров-Водкин К.С., П. Кузнецов и др.).
«Общество молодых художников» («ОМХ» 1928 г.) стремилось передать
материальное богатство мира с помощью энергичной лепки объема, смелой свето-
теперовки (П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, Р.Р. Фальк), («Снедь московская»
Маликова и др.).
Скульптура 20-х гг. овеяна революционной романтикой И.Д Шадра
(«Булыжник - оружие пролетариата»). Он стремился в своем творчестве
использовать традиции мирового искусства, в частности, Родена.
После смерти В.И. Ленина правительство поставило перед деятелями
искусства задачу отражения в нем образа Ленина, как вождя мирового
пролетариата. Был объявлен конкурс скульптуры вождя для Финляндского
вокзала, победил проект скульптуры Авсеева «Ленин на броневике». Также
работал в то время С.Д. Меркулов, тяготевший к монументальности в
портретном жанре. Он снимал посмертную маску с Ленина, на основе которой
возникла его композиция «Смерть вождя».
Памятники Ленину создавались для разных городов.
В портретной скульптуре работала А.С. Голубкина, Домогадский и
Николадзе. Скульптор С. Лебедева смогла уловить и показать в своих работах
индивидуальность характера, но с чертами своей эпохи («Женский портрет»). В
классической манере работал А.Т. Матвеев, который в 1929 г. создал
композицию «Октябрь». В 1926 г. сформировалось общество русских скульпторов
(«ОРС»), в него входили многие мастера разных школ и направлений, их
объединял интерес к современности. Просуществовало оно до 1932 года.
В архитектуре начала XX в. Ведущим направлением был конструктивизм. В
нем подчеркивалась, в первую очередь, функциональность. Принципы
конструктивизма были разработаны на Западе. Советский конструктивизм
представлен в проекте «Дворец труда» (в Москве, братья Леснины), но не был
осуществлен. Однако, он способствовал утверждению конструктивных форм в
архитектуре, широко использовался в строительстве общественных зданий,
театров, дворцов культуры, домов культуры («Дом на набережной Мосова»,
«Мавзолей Ленина» Щусева А.В и др).
В 20 - 30-е гг. возникло соперничество между конструктивизмом и
неоклассицизмом. К концу 30-х гг. неоклассицизм стал явно преобладать над
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|