Расцвет искусства в начале 20 века
План:
1. Введение (с.3-8);
2. Русская литература 20 века (с.8-13);
3. Декадентские течения, символизм, младосимволизм (с.13-36);
4. Театр (с. 36-37);
5. Кинематограф (с. 37);
6. Музыка (с. 37);
7. Живопись (с. 37);
8. Список литературы (с. 37);
ВВЕДЕНИЕ
Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его
календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое
искусство 20 века. Из этого, однако, не следует, что в один момент в
искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль 20
века. Часть процессов, существенно важных для истории искусства нашего
столетия, берет свое начало еще в прошлом веке. Часть - возникает позже, в
ходе развития искусства современной эпохи. Главное же заключается в том,
что эта эпоха вообще не знает общеобязательного, стиля искусства 20 века",
и попытки сразу сформулировать тотальные свойства такого стиля были бы
крайне неосмотрительны. Тем более ненадежны представления о том, что 20 век
коренным образом изменил всю природу искусства, положив непроходимую
границу между старым и новым искусством, которое отныне и навечно стало
развиваться по невиданным ранее законам. Обычно такие суждения выводятся из
наблюдений над каким-либо одним движением искусства 20 века, которому
легкомысленно придается абсолютное значение. Здесь сказываются и своего
рода оптические ошибки, которые свойственны наблюдателю, погруженному в
течение современных ему процессов и обозревающему их, так сказать, изнутри.
Разумеется, никто не гарантирован от подобных аберраций, а сами они
образуют неотъемлемую часть самосознания современной художественной
культуры. Опытом такого самосознания служат и „Истории искусства 20 века",
кем бы они ни были написаны. 20 век еще не закончился, и истории его
искусства категорически противопоказаны попытки дать окончательные суждения
о процессах, которые не завершились еще пока в самой жизни искусства, а
подчас не проявили еще с достаточной ясностью смысл своего движения. По
этим причинам разговор об искусстве 20 века следовало бы начать с некоторых
предпосылок, на основе которых можно было бы далее рассматривать само
искусство.
За исходную предпосылку в этом случае справедливее всего было принять
следующий тезис: искусство 20 века - искусство переломное, а не просто
старый или просто новый период его истории. Это искусство кризисное в
изначальном, словарном смысле слова, выражающем наивысшую напряженность
перелома. Наивным было бы видеть в нем либо только линейное восходящее
движение, все стилеобразующие начала которого уже сложились во всей
несомненности и остается лишь ждать созревания плодов, или же, в наиболее
сложных случаях, - превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя. Старое
и новое не располагаются в истории искусства 20 века в элементарной
последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем
глобальное пространство и обширное историческое время.
В искусстве 20 века с чрезвычайной и во многом определяющей силой
распоряжаются законы, присущие именно и исключительно переломному времени.
Они проявляются не только в том - что и как отражает искусство, не только в
развитии охранительских тенденций и в новаторстве, отвергающем
художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить
новые идеи в изобразительной форме. Никак не в меньшей мере действие
законов перелома сказывается в общем потрясенном состоянии, в которое
приходит искусство, теряющее на великах исторических рубежах старую и
обретающее новую почву для своего развития. В этих обстоятельствах с
остротой, невиданной для классических эпох истории искусства, возбуждаются
вопросы о том, что значит, для чего существует и что может искусство.
Наконец, с точки зрения классических эпох, создающих совершенные
художественные ценности, гармонически соответствующие породившей их среде,
искусство неклассической поры выглядит во многих отношениях
неудовлетворительным. Таким рисуется искусство 20 века в восприятии
значительной части его современников, испытывающих сомнение в том, что
выдвигается искусством в качестве его позитивных ценностей; само же
искусство нередко проникается неудовлетворенностью и собой, и окружающей
жизнью, возбуждая при этом сомнения по части того - всегда ли
удовлетворительным образом оно выражает свою неудовлетворенность
действительностью.
Искусство 20 века-не первая переломная, „нсклассическая" эпоха во
всеобщей истории искусств. Местоположение таких переломных эпох между
эпохами, когда достигает пика подъем того или иного большого стиля, а в
своем коренном, основополагающем значении -художественная культура целой
социально-исторической формации, глубоко закономерно. Роль и тех и других
эпох самоочевидна. Они прочно связаны друг с другом в единой цепи историко-
художественного процесса, и обсуждение первородства классических или
неклассических эпох было бы подобно спору о том, что изначальнее - курица
или яйцо.
Изменения, переживаемые в переломные эпохи, обнимают как внутреннюю
структуру искусства, так практически и всю сферу его взаимоотношений с
окружающим миром, в которой действуют отнюдь не только собственно
художественные, стилевые, но и целый комплекс внестилевых сил. Они могут
быть сгруппированы по трем крупным направлениям: идейно-художественная
проблематика, вопросы социально-исторической природы искусства, особенности
его национального и интернационального характера. Все они глубоко проникают
в историю искусства, существуют и действуют в ней во взаимосвязанном виде.
Ясно, что такие события, как появление новых отраслей художественного
творчества, перестройка жанрово-видового состава изобразительного
искусства, типологии архитектурных сооружений, возникновение национальных
школ, развитие международных художественных движений и многое иное,
касающееся идейного строя, форм и функций искусства, никак нельзя свести
только к эволюции стиля, проходящей своим собственным, относительно
самостоятельным порядком. Каждой из переломных эпох свойственна своя
специфика названных нами трех аспектов истории искусства и их
взаимоотношений. Соответственно, исследование каждой из переломных эпох в
истории искусства требует сочетания трех критериев: социально-
исторического, национального и интернационального, идейно-художественного.
Особую значительность их взаимодействие приобретает в том случае, когда мы
обращаемся к эпохе великих перемен в истории человечества - к 20 веку.
Исходя из предпосылок, попытаемся в предварительном виде очертить
некоторые особенности состояния и развития искусства 20 века.
Итак, генеральное свойство искусства 20 века заключается в том, что
оно принадлежит эпохе великих переворотов, совершающихся на путях
социальной и национальной борьбы, разрешающейся мировыми войнами,
революциями, становлением нового общественного строя. В 20 веке
утверждается и развивается социалистическая художественная культура, первые
движения которой вызревают в недрах капиталистического общества м
соотносятся с буржуазной культурой. Однако в исторически обозримое время
старый мир никуда не исчезает и в свою очередь успешно продолжает свое
развитие. В силу этого социально-историческую панораму искусства стран и
народов мира образуют в 20 веке художественные культуры самых различных
типов: от первобытного по характеру творчества народов и племен,
находящихся на уровне родоплеменного строя, и от средневековых по типу
художественных культур до разнообразных по своему состоянию художественных
школ капиталистических и социалистических стран. Социально-историческая
типология той или иной культуры определяет основополагающие историко-
художественные свойства искусства стран и народов мира, которые вместе с
тем существуют на земном шаре одновременно.
Рожденная новой социально-экономической формацией, решающей
принципиальные проблемы социального прогресса 20 века, новая,
социалистическая культура выступает в этой ситуации как активная сила
глобальных историко-художественных процессов. Этапы формирования и развития
социалистического искусства тем самым окрашивают периодизацию всей истории
искусства 20 века, переживающей на основных своих рубежах целые комплексы
социальных, национальных и стилевых преобразований. Таким образом, первому
этапу истории искусства 20 века отвечает зарождение и развитие
социалистических движений до свершившейся в 1917 году Великой Октябрьской
социалистической революции. На этом этапе были осуществлены первые акции
международной солидарности социалистических художественных движений, а
мировое искусство в своем целом прониклось драматической остротой назревших
грандиозных исторических потрясений. Прежде всего они сосредоточились в
художественной жизни Европы, ставшей более, чем где-либо в других частях
мира, многоплановой, напряженной, осложненной противоборством течений и
возбудившей острейшую и принципиальную проблему 20 века - искусство и
революция. Второй этап начинается с 1917/1918 годов. После Великой
Октябрьской социалистической революции 1917 года образуется новая
интернациональная общность социалистического искусства, объединяющая
искусство первого в мире социалистического государства, интенсивно
развивающиеся социалистические движения в капиталистических странах,
революционные движения, зарождающиеся в искусстве ряда колониальных и
зависимых стран. С окончанием в 1918 году первой мировой войны во многих
других странах переживают национальные и социальные перестройки
художественной жизни. Третий этап, начало которого можно отсчитывать с 1945
года, ознаменован формированием обширной, по сути мировой системы
социалистического искусства. Сложение этой системы вызывает решительную
перестройку всех тех рубежей, которые образовало региональное деление
мирового искусства к середине 20 века, создает в нем новую расстановку
идейно-художественных сил.
С точки зрения национальной и интернациональной проблематики искусство
20 века выглядит многоликой панорамой национальных искусств, региональных
общностей и международных художественных движений. Их особенности, и
динамика самым неотъемлемым образом связаны с социально-исторической
типологией искусства и ее развитием. В соответствии с этой типологией к
началу 20 века в мировом искусстве образовалось несколько крупных
региональных общностей, состав которых в своих основных чертах отвечал
географическому делению стран света. Таковы искусство стран и народов
Европы, а также интенсивно развивавшихся США; искусство стран Латинской
Америки; искусство стран Азии и арабского Востока; искусство народов
Африки, Океании, ряда других местностей; свою общность образовало
искусство, развившееся на колонизованных территориях Канады и Австралии.
Общность искусства каждого из этих регионов получила наглядное выражение в
уровне развития художественной жизни региона и составляющих его стран, в
том значении, которое художественная деятельность обрела в их духовной
жизни, а также в той международной роли, которую та или иная национальная
школа искусства играла тогда в качестве носителя авторитетных движений в
искусстве, опыта художественного обучения, центра, притягивающего к себе
художников других стран.
Измерение уровня развития и значения региона в целом и национальных
художественных школ в частности - задача сложная и весьма щепетильная.
Здесь полезнее довериться тому, как заявляли о себе в мировой
художественной жизни сами эти национальные школы. Аудитория для таких
заявлений существовала. Это были международные художественные выставки
рубежа 19-20 веков, постоянные участники которых образуют группу стран, где
наиболее интенсивной была в ту пору художественная деятельность, а их
национальные школы искусства проникались осознанием своего значения в
мировой художественной жизни. Этими главными участниками международных
выставок были в то время большинство стран Европы и США, а также
выступавшие самостоятельно еще до обретения независимости Венгрия, Норвегия
и группы польских, финских, чешских, югославских художников, что
существенно для развития национальных движений в искусстве 20 века. Таковы
объем и содержание региона, обладавшего наибольшим значением в мировой
художественной жизни начала 20 века и сосредоточившего в себе важнейшие
процессы художественного развития того времени. Из стран и народов,
находившихся за пределами этого региона, в международных выставках
участвовали время от времени в 1895-1914 годах Аргентина, Мексика, Турция,
Япония, группа армянских художников. Искусство части регионов и входящих в
них стран обретает активную роль в мировых художественных процессах в 20-е
и 30-е годы, части же -лишь после 1945 года.
Утверждая свое самосознание, искусство регионов, стран и народов мира
вместе с тем испытывает нарастающее воздействие всеобщей
интернационализации художественных культур мира. Классическая
характеристика этому процессу, развивавшемуся в капиталистических условиях,
дана в знаменитых строках „Коммунистического манифеста", где говорится о
всесторонних связях наций, сделавших плоды их духовной деятельности общим
достоянием, об образовании одной всемирной литературы, а также о том, что,
создавая мир по своему образу и подобию, буржуазия колониальным способом
принуждает вводить в свою цивилизацию страны и народы, оказавшиеся в
зависимости от Запада, вырвавшегося вперед по пути капиталистического
развития. Но мировая художественная культура так и не успела сложиться по
законам капитализма. С возникновением социализма, давшего свое
демократическое содержание национальному развитию искусств и их
интернационализации, она стала формироваться по новым законам. В этой
социально-исторической ситуации и формируется явление, которое можно
назвать мировым искусством. В 20 веке оно охватывает собой все, что
существует в художественном творчестве на географической карте мира. С
течением времени на ней не остается более „белых пятен", исчезают своего
рода зоны молчания, в которые европоцентристская всеобщая история искусства
склонна помещать художественные культуры, чуждые европейскому эстетическому
опыту.
Мировое искусство 20 века интегрирует искусства практически всех
этнических, региональных типов, какую бы социально-историческую типологию
они ни представляли. Включаясь в кругооборот международной художественной
жизни, каждое из национальных искусств, великое или малое, развитое или
отсталое в историческом смысле, утверждается как современная эстетическая
ценность, наделенная в жизни мирового искусства теми же значением и
неповторимостью, какими обладают создавшие его нации, народы, страны в
современном существовании всего человечества. Эта ценность не измерима
путем сопоставления национальных преимуществ: теория „избранных" и
„неполноценных" национальных культур служит здесь самым низким
националистическим и шовинистическим, расистским целям. Историко-
художественные же свойства того или иного национального искусства,
напротив, предполагают вполне точные измерения.
Таким образом, панорама мирового искусства 20 века, рассматриваемая в
свете социальной и национальной проблематики, обнаруживает нечто, в высшей
степени примечательное. Взаимоотношения образующих ее искусств, различных
по социально-исторической типологии и национальному характеру, имеют
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|