Меню
Поиск



рефераты скачатьБилеты по истории русского искусства XII-XVII вв

восьмискатной кровлей. Таким образом, зодчий этого храма продолжил

творческую переработку крестово-купольной системы, начатую русскими

мастерами еще на рубеже XII—XIII веков, и как бы предвосхитил

композиционные приемы русского зодчества XVI века. Последующая история

Пскова более не выдвигала перед архитектурой задач такого масштаба и

идейного значения. Памятники псковской архитектуры XIV и второй половины XV

века пока очень слабо изучены, и судить о процессе развития можно лишь

очень приблизительно. Уже в XIV веке зодчие отказались от кирпича и перешли

к кладке из местной плиты, что вызвало необходимость обмазки фасадов

известковым раствором для предотвращения быстрого выветривания камня. Это

придавало постройкам мягкость, пластичный, как бы лепной характер.

От второй половины XV века хорошо сохранилась небольшая четырехстолпная

церковь Успения в Мелетове (1461—1462). Ее средняя апсида - полукруглая, а

боковые - прямоугольные. При повышенных подпружных арках средние членения

фасадов сильно приподняты, и плоские пощипцовые покрытия образуют такую же

сложную систему, как у Троицкого собора, видимо, вдохновлявшего псковских

строителей. Такое же завершение, возможно, имели псковская церковь Козьмы и

Дамиана с Примостья (1462, верх перестроен в XVI веке) и некоторые храмы

Довмонтова города, открытые раскопками в Пскове.

Даже в XV веке еще сохранились многие элементы, роднившие псковское и

новгородское зодчество. Это понятно: ведь обе школы объединяли общие

традиции, сходные строительные материалы, тесные культурные связи. В таких

условиях больше удивляет самостоятельность псковского зодчества, чем его

близость архитектуре Новгорода.

В XIV—XV веках псковичи значительно чаще строили оборонительные, чем

культовые сооружения. Вытянутая узкой полосой вдоль границ с Литвой и

рыцарским Ливонским орденом псковская земля нуждалась в постоянном

укреплении своих рубежей. Одной из сильнейших каменных крепостей был

Изборск (1330, порестройки XV века), и сейчас поражающий суровым величием

стен и башен. Во второй половине XV века в псковской земле появились

крепости более или менее прямоугольные в плане с башнями на углах, что

позволяло обеспечить фланкирующий обстрел вдоль всего периметра стен. Это

первые на Руси регулярные крепости.

Крупнейшей работой стало расширение укреплений самого Пскова. С 1393 по

1452 год все деревянные укрепления центральной части города — древнего

детинца, который псковичи называли Кромом,— были заменены каменными

стенами. Быстрое расширение территории города сопровождалось постройкой

новых оборонительных линий. К XVI веку общее протяжение крепостных стен

Пскова достигло девяти километров.

8. Архитектура Ярославля 17в.

Художественные памятники Ярославля вплоть до ХVI в. были лишь самобытной

порослью искусства Ростова Великого, а позднее - Москвы. Но в ХVIIв. город

вписывает в историю древнерусской культуры одну из самых ярких ее страниц.

Представители третьего сословия, посадские люди, выступают как заказчики и

строители огромных каменных великолепно украшенных храмов и палат. Размах

строительства ведет к созданию архитектурно-художественной северорусской

школы, которая быстро переросла местные рамки. С середины ХVII в.

многочисленные артели ярославских каменщиков-зодчих работали не только в

родном городе, но и «на каменных и кирпичных делах в Москве и иных городах

по вся годы». В 1640-1650-х гг. ярославцы трудились на Патриаршем дворе в

Москве и в Иверском монастыре. Позже «Ярославля - города каменных дел

подмастерья» возводили соборы в ближних к нему центрах - в Вологде, в

Борисоглебской слободе. В конце века около семисот потомственных

ярославских каменщиков берут подряды на строительство церквей, крепостных

башен, мостов, торговых рядов по всей России от Новгорода до Астрахани, все

дальше распространяя традиционные приемы своего мастерства.

В период усиления феодальной раздробленности Ярославль стал стольным

городом нового княжества, которому принадлежали «Угличе поле, Молога и

страны Заволгские до Кубенского озера». Возвышение города определило начало

больших строительных работ, затронувших в первую очередь территорию

княжеской резиденции на Стрелке. Ее облик можно воссоздать только по

сравнительно поздним летописным источникам и данным археологических

раскопок.

Крепость была деревянной. Вокруг небольшой, вымощенной бревнами площади

теснились избы дружины и многочисленной челяди. Над ними возвышался

двухэтажный деревянный княжеский дворец с просторными сенями.

В 1215 г. Константин «заложил церковь камену на Ярославли на дворе своем во

имя святые Богородицы Успения». Эта первая каменная постройка города,

стоявшая в центре кремлевского ансамбля на Стрелке, не сохранилась. Она

известна лишь по. отдельным археологическим находкам. В ее стены из тонкого

кирпича (плинфы) были вставлены белокаменные рельефы с орнаментами и

масками. Цветной «ковер» пола из поливных керамических nлиток быn одним из

главных украшений интерьера Успенской церкви.

В те же годы каменное строительство развернулось и в загородном княжеском

Спасском монастыре, основанном во второй половине XII в. В 1216 г. здесь

был заложен каменный Спасо-Преображенский собор, оконченный в 1224 г. У юго-

восточного угла еще не завершенного собора в 1218 г. возвели миниатюрную

Входоиерусалимскую церковь, по преданию, в память образования Ярославского

удельного княжества. Эти монастырские сооружения (как и княжеская Успенская

церковь в кремле) не дошли до наших дней.

Спасо-Преображенский собор, выложенный из плинфы, украшенный белокаменными

резными деталями-вставками, был сравнительно большим трехапсидным

крестовокупольным храмом, возможно, с притворами, характерными для целого

ряда памятников начала XIII в. По богатству художественной обработки

фасадов он не уступал наиболее значительным сооружениям своего времени.

Ярославские храмы этой поры строились, скорее всего, прославленными

мастерами соседнего Ростова, которые вели большие работы непрерывно, по

словам летописца, «день ото дня начиная и преходя от дела в дело». Нарядные

и величественные, красно-белые каменные храмы в кремле и Спасском монастыре

четко выделялись на фоне окружающих их деревянных построек.

В начале XIII в. Ярославль разросся далеко за пределы существовавшей тогда

небольшой крепости. Следы застройки этого времени найдены археологами и за

Медведицким оврагом. Вдоль поймы Которосли и, возможно, с напольной стороны

город ограждался тыном. О размерах Ярославля этих лет можно судить по

летописному известию об огромном пожаре в 1222 г., когда «град Ярославль

мало не весь погоре и церкви изгоре 17, двор же княжь... избы огня». Такое

количество храмов само по себе свидетельствует о значительной величине

города.

Среди сооружений Спасского монастыря центральное место занимает древнейшее

здание современного Ярославля – Спасо-Преображенский собор, архитектурная

«биография» которого насчитывает семь с половиной веков. Он возведен в 1505-

1516 гг. на фундаментах первоначальной постройки 1216-1224 гг. столичными

мастерами великого князя Василия III.

Объемное построение этого четырехстолпного трехглавого храма, поставленного

на высокий подклет, с окружавшими егооткрытыми галереями целиком исходит из

многовековых традиций древнерусского зодчества. Однако окончательная

разработка художественного образа памятника, его декоративноеоформление

навеяны современными ему сооружениями Москвы, и в основном новаторскими

формами Архангельскогособора Московского Кремля, созданного итальянцем

Алевизом Новым. На это указывает четкое геометрическое построение форм

здания, поразительная соразмерность всех его частей и деталей, которая

связана с применением единой модульной меры - «маховой сажени».

Спасо-Преображенский собор

Совершенство кирпичной кладки говорит о высоком техническом мастерстве

строителей. Круглые окна в закомарах, широкие орнаментированные откосы

порталов, профилированное завершение столбов в интерьере, своеобразное

расположение угловых водометов - все эти детали подтверждают общность

нашего памятника с его московским современником. Открытая галерея-лоджия,

сохранившаяся на западном фасаде Спасо-Преображенского собора и некогда

продолжавшаяся вдоль его южного фасада, также задумана и создана под

влиянием московского собора.

В обработке отдельных фасадов Спасо-Преображенского собора сказалась

некоторая двойственность его архитектурного стиля. Восточному присуща

наибольшая целостность и выразительность. Увенчанные шлемовидными

завершениями

барабаны стройного трехглавия очень близко придвинуты к восточной стене.

Они органично входят в общую композицию, где вместе с глухими стенами,

прорезанными лишь щелевидными окнами, создают традиционный образ

аскетически строгого, но одновременно очень изящного по пропорциям

древнерусского храма. Западный фасад более живописен и сложен (рис. 2).

Ступенчатое расположение объемов придает ему большую пространственную

выразительность, подчеркнутую полускрытым в перспективе трехглавием.

Выступающая на первый план двухъярусная открытая аркада галереи обогащает

фасад глубокой игрой светотени. Когда интерьер галереи был покрыт

цветистыми росписями, его художественные достоинства стали еще выше.

Огромное крыльцо, ведшее на западную галерею не сохранилось.

Подклет собора служил усыпальницей местных князей, а в XVII-XVIII вв.- и

нетитулованных богатых ярославцев. В его стенах до сих пор сохранились

мемориальные доски 1652 и 1740 гг.

Северная паперть, заменившая в XVII в. первоначальное открытое гульбище,

была в свое время монастырской «книгохранительницей». Как предполагают

исследователи, здесь в конце XVIII в. находилась рукопись «Слова о полку

Игореве», принесшая впоследствии (когда она стала достоянием ученых)

мировое признание русскому поэтическому мастерству XII в.

Южный фасад Спасо-Преображенского собора, некогда обращенный к главной

монастырской площади перед Святыми воротами, ныне закрыт огромной неуклюжей

церковью Ярославских чудотворцев, построенной в 1827-1831 гг. по проекту П.

Я. Панькова. Уже с 1218 г. у юго-восточного угла собора стояла миниатюрная

церковь Входа в Иерусалим, замененная в 1617-1619 гг. одноименным

трехглавым храмом с приделом. Его появление еще больше усложнило

традиционную живописную асимметрию этой группы древнейших монастырских

памятников, в которой Спасо-Преображенскому собору принадлежала по-прежнему

ведущая роль. Фрагменты постройки 1617-1619 гг., сохранившиеся в стенах

церкви Ярославских чудотворцев, отчетливо просматриваются со стороны апсид.

В Восточная сторона монастырской площади замыкается огромным нерасчлененным

массивом звонницы XVI в. В ее Нижнем ярусе размещалась церковь со

своеобразным иконостасом, написанным прямо на стене. Ныне росписи

восстановлены. В интерьере видна арка позднее заложенного высокого

сводчатого проезда на хозяйственный двор монастыря. К северной стене

звонницы примыкала двухъярусная галерея, соединявшая ее с собором и

церковью Входа в Иерусалим. С галереи можно было попасть по внутристенной

лестнице на Верхний ярус звона. Его огромные арочные пролеты завершались

двумя высокими каменными шатрами, в XVII в. покрытыми поливной зеленой

черепицей. Они видны на рисунке начала XIX в. Однако в 1809-1823 гг. шатры

были заменены существующей надстройкой в ложноготическом стиле.

Святые ворота

1516 г. - первая по времени и наиболее мощная каменная крепостная башня

Спасского монастыря, служившая главным парадным въездом на его территорию.

Вертикаль ее дозорной вышки была видна издалека со стороны московской

дороги. Мощные глухие стены предвратного укрепления – «захаба» -

господствовали над переправой и держали под контролем путь к ярославскому

посаду и кремлю. В 1621 г. над воротами была построена небольшая церковь,

увенчанная каменным шатром и окруженная галерей, частично сохранившейся со

строны монастырского двора. Своеобразный, сложный по композиции и

разновременный комплекс Святых ворот дошел до наших дней лишь фрагментарно,

без завершения. Тем не менее он представляет большой интерес как древнейшее

каменной фортификационное сооружение в Ярославле и единственный свидетель

успешной двадцатичетырехдневной оброны Спасского монастыря против отрядов

«тушинцев» в 1609 г. – одного из важных событий в истории не только самого

монастыря, но и города.

К западу от соборной площади монастыря стоит большой корпус трапезной

палаты с Церковью Рождества (начало ХVI в.) и с настоятельскими покоями

(XVII в.). В его средней части находится огромный одностолпный зал,

решенный по типу распространенных в первой половине XVI в. монастырских

трапезных палат. Большое свободное пространство перекрыто системой

вспарушенных сводов, опирающихся в центре на массивный четырехгранный

столп. Расположенная в подклете поварня (кухня) повторяет основные габариты

и конструкцию верхнего этажа.

Интереснейшим памятником жилой архитектуры на территории Спасского

монастыря является корпус келий XVII в. Западная его часть возведена в 1670-

х гг., восточная - лет на пятнадцать-двадцать позднее. Каждая из них

состоит из двух одинаковых жилых изолированных блоков. Отдельный блок

повторяет традиционный в древнерусском зодчестве прием трехчастной

планировки, когда жилые палаты располагаются по сторонам сеней.

Внутристенные лестницы, многочисленные ниши - стенные «шкафы», тщательно

продуманная система отопления с топкой печей из хозяйственных сеней, окна,

освещающие лестницы и сени,- все свидетельствует о большом опыте

строителей, знавших и применявших здесь самые рациональные решения

планировки жилья.

Декоративное оформление главного фасада, обращенного в сторону Спасо-

Преображенского собора, четко выявляет внутренюю структуру здания.

Разновеликие оконные проемы кaк бы подчеркивают различное назначение жилых

помещении и сеней. В древности, когда каждая пара келий имела отдельный

выход - крыльцо, был особенно четко выражен строгий ритм чередования

изолированных друг от друга келий. Несмотря на то, что это здание появилось

через полтораста лет после основных сооружений монастыря, оно не нарушает

стилистического единства ансамбля.

В течение нескольких столетий укрепления монастыря, как и Ярославский

кремль, строились и перестраивались из дерева. Только в XVI в. появились

первые каменные монастырские оборонительные сооружения. Их строительство

было вызвано усилившимся вниманием московского правительства к Ярославлю в

период напряженной и упорной борьбы за окончательное присоединение к

Русскому государству Поволжья.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.