князем  Всеволодом,  по  размерам  и  строительному  мастерству  занимает  в 
новгородском  зодчестве  первое  место  после  Софии.   Новгородский   князь 
стремился построить здание, которое могло бы если не  затмить  собор  Софии, 
то хотя бы конкурировать с ним. Поздняя новгородская летопись сохранила  имя 
русского зодчего, выстроившего собор – «мастер  Петр».  Георгиевский  собор, 
как и собор Николы на Дворище сохраняет образ большого парадного  здания.  К 
его северо-западному углу мастер приставил  высокую  прямоугольную  башню  с 
расположенной внутри    лестницей,  ведущей  на  полати  собора.  Выдающийся 
русский зодчий  достиг  в  этой  постройке  исключительной  выразительности, 
доведя  до  предела  лаконичность  форм,  строгость  пропорций   и   ясность 
конструктивного замысла.  Все  это  придавало  собору  характер  монолитного 
целого. В  чрезвычайно  напряженной  политической  обстановке  строятся  два 
последних княжеских храма – церковь Ивана на Опоках в 1127  году  и  церковь 
Успения на Торгу в  1135  году  (заложены  князем  Всеволодом  незадолго  до 
изгнания его из Новгорода).  В  основе  обоих  построек  –  упрощенный  план 
Николо-Дворищенского собора: нет башен, вход на хоры устроен  в  виде  узкой 
щели в толще западной стены. После 1135 года  крайне  неуютно  чувствовавшие 
себя в городе князья не выстроили ни  одного  здания.  Нередко  сбегавшие  с 
«новгородского стола», а  еще  чаще  изгоняемые  вечевым  решением,  они  не 
решались на крупное строительство, требовавшее времени и средств.  Только  в 
обстановке вот таких новых политических условий может быть понят  последний  
памятник княжеского строительства в Новгороде -    церковь  Спаса  Нередицы, 
заложенная  в  1198  году  князем  Ярославом  Владимировичем   подле   новой 
княжеской резиденции на Городище.  Это  кубического  типа  постройка,  почти 
квадратная в  плане,  с  четырьмя  столбами  внутри,  несущими  единственный 
купол. Узкий щелевидный вход на хор  в  западной  стене.  Отнюдь  не  блещет 
красотой пропорций – стены ее непомерно толсты, кладка грубовата,  хотя  еще 
повторяет старую систему  «полосатой»  кладки.  Кривизна  линий,  неровность 
плоскостей, скошенность углов придают этой  постройке  особую  пластичность, 
отличающую новгородское  и  псковское  зодчество  от  памятников  владимиро- 
суздальской архитектуры и зодчества ранней Москвы, унаследовавшей владимиро- 
суздальские традиции. Во второй  половине  двенадцатого  века   в  Новгороде 
складывается  новый  тип  храма.  Вместо  грандиозных,  но  немногочисленных 
сооружений появляются здания небольшие и простые, но  строящиеся  в  большом 
количестве. Решительно меняется характер интерьера. Пышные  открытые  полати 
- хоры – заменяются закрытыми со всех сторон угловыми  камерами  на  сводах, 
соединенными между собой небольшим деревянным помостом. Снаружи масса  храма 
также становится монолитнее и проще. Башни  для  входа  на  хоры  заменяются 
узким щелевидным ходом в толще западной  стены.  Парадная  многокупольность, 
столь характерная для более раннего  зодчества  с  конца  двенадцатого  века 
исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее. Первая  дошедшая  до  нас 
постройка  нового  типа  –  церковь  Благовещения  у  деревни  Арканжи   под 
Новгородом,  построенная  в  1179  году.  Это   квадратный   четырехстолпный 
однокупольный храм с тремя полуциркульными апсидами  на  восточной  стороне. 
Церковь Петра и  Павла  на  Синичьей  горе,  выстроенная  в  1185-1192  гг., 
полностью   совпадая   с   вышеохарактеризованным    типом,    имеет    одну 
примечательную особенность: она  выстроена  из  одного  кирпича,  без  рядов 
камня, причем,  лежащие  в  плоскости  фасадов  ряды  кирпича  чередуются  с 
рядами, утопленными в растворе, поверхность  которого  гладко  затерта.  Эта 
особенность  характерна  для  полоцкого  зодчества   двенадцатого   века   и 
объясняется,  по-видимому,  прямым  влиянием  полоцкой  традиции.  Не  стоит 
забывать и церковь Кирилла в Кирилловском монастыре,  полностью  разрушенную 
в годы Второй мировой войны, выстроенную братьями Константином и  Дмитром  в 
1196 году. Летопись сохранила имя зодчего  –  мастера  Корова  Яковлевича  с 
Лубяной улицы. Само здание  представляет  собой  ближайшую  аналогию  церкви 
Спаса Нередицы. В церкви Параскевы Пятницы  на  Торгу,  построенной  в  1207 
году появляются некоторые типовые изменения. К  средней  полукруглой  апсиде 
примыкали  с двух сторон апсиды,  имевшие  полукруглую  форму  лишь  внутри. 
Снаружи они были прямоугольные.  С  трех  сторон  к  основному  кубу  здания 
примыкали пониженные притворы, углы  которых, как  и  углы  основного  куба, 
были декорированы уступчатыми (пучковыми) лопатками,  также  необычными  для 
Новгорода.   Фасады   основного   куба   имели   трехлопастные   завершения, 
соответственно  которым  делались  и  покрытия   храма.   Эту    особенность 
интересно сравнить с аналогичными чертами отлично  сохранившегося  памятника 
смоленского зодчества этого периода –  церкви  Михаила  Архангела  (1194г.). 
Здесь  чувствуется прямое влияние традиций зодчества Смоленска. В XIII  веке 
появляется новая техника  кладки:  из  грубоотесанной  волховской  плиты  на 
растворе из извести с песком. В кладке столбов и  сводов  применялся  кирпич 
в форме продолговатых брусков  крупного  размера.  Эта  кладка  типична  для 
Новгорода  XIII- XV веков. Подобная техника придает поверхности  чрезвычайно 
неровный вид и скульптурную пластичность. Такова церковь Спаса  на  Ковалеве 
(1345г.) Она  имеет  еще  позакомарное  покрытие  (чуть  позднее  оно  будет 
пощипцовое), однако,  при  отсутствии  трех  лопаток  на  фасадах,  с  одной 
апсидой и тремя притворами. Церковь  Успения  на  Волотовом  поле  (1352г.). 
Одноглавый  кубический  четырехстолпный   храм.   Но   подкупольные   столбы 
придвинуты к стенам. Нижние части столбов округлы. Последний прием,  впервые 
примененный в русском зодчестве  в  Волотовской  церкви,  впоследствии  стал 
характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIV- XV веков. 
3.Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. 
Одной из самых ярких русских архитектурных школ XII — первой  половины  XIII 
века была владимиро-суздальская школа. От начала и до конца своего  развития 
она  связана  с  высокой  идеей  объединения  русских   земель,   выдвинутой 
владимирскими  князьями  и  поддержанной  мощными  общественными  силами   - 
горожанами,  заинтересованными  в  преодолении  феодальной  раздробленности, 
новым социальным слоем — дворянством и церковью. 
Начало монументального строительства на северо-востоке связано  с  созданием 
при Владимире Мономахе на рубеже XI—XII веков собора в  Суздале,  известного 
лишь  по  данным  раскопок.  Это  было   шестистолпное   кирпичное   здание, 
возведенное,  очевидно,  русскими  мастерами  из  Южной   Руси.   Однако   в 
дальнейшем киевская традиция не получила  здесь  развития.  К  середине  XII 
века,  времени  Юрия  Долгорукого,  относятся  одноглавые   четырехстолпные, 
сложенные из тесаного белого камня  храмы  в  Переславле-Залесском,  Юрьеве- 
Польском, в княжеской резиденции Кидекша под Суздалем и на  княжеском  дворе 
во  Владимире.  Спасо-Преображенский  собор  в  Переславле-Залесском  (1152) 
сохранился полностью, а церковь в Кидекше в большей своей части. Здания  той 
поры  почти  лишены  декоративных  элементов;  только  поясок   аркатуры   с 
поребриком проходит по фасадам и верхней части  апсид,  подчеркивая  суровую 
мощь гладких белых стен. Тяжелая глава усиливает  впечатление  непреоборимой 
физической силы. Храмы  имели  хоры  и  были  связаны  переходом  с  дворцом 
феодала. Эти первые постройки на Суздальщине сооружены галицкими зодчими. 
При  Андрее  Боголюбском  архитектура  переживает   стремительный   расцвет. 
Столица переносится во Владимир. Город,  красиво  расположенный  на  высоком 
берегу Клязьмы,  в  50-  60-х  годах  XII  века  быстро  обстраивают  новыми 
зданиями, окружают могучими валами с  деревянными  стенами  и  белокаменными 
воротными башнями. Из них  сохранились  Золотые  ворота  (1164)  с  огромной 
торжественной аркой проезда, над  которой  возвышалась  надвратная  церковь. 
Ворота были одновременно сильнейшим узлом обороны и триумфальной аркой. 
Интенсивное строительство свидетельствует о сложении  во  Владимире  опытных 
многочисленных  кадров  строителей.   Они   восприняли   традиции   галицкой 
архитектуры,  быстро  переработали   их   и   далее   развивали   совершенно 
самостоятельно. Вместе с тем  в  памятниках  владимирской  архитектуры  этой 
поры чувствуется и прямое  участие  романских  зодчих.  Есть  сведения,  что 
Андрей Боголюбский обращался за мастерами к императору Фридриху  Барбароссе. 
Однако  участие  романских  зодчих   не   превращает   владимиро-суздальскую 
архитектуру  в  вариант  романского  стиля.  Романские  черты  проявились  в 
основном в деталях и резном  декоре,  в  то  время  как  общерусские  формы, 
восходящие к киевским традициям, ощутимы в планах,  композициях  объемов,  в 
конструкции. Тяготеющие к разным источникам особенности настолько  органично 
слиты, что создают совершенно  самобытное  зодчество,  ярко  характеризующее 
культуру одного из сильнейших русских княжеств этой эпохи. 
Крупнейшая постройка  времени  Андрея  Боголюбского  -  Успенский  собор  во 
Владимире (1158—1161). Поставленный в центре города на высоком берегу  реки, 
он стал основным звеном великолепного ансамбля. Хотя после пожара 1185  года 
собор  был  обстроен  с  трех  сторон,  получил  новую  алтарную   часть   и 
дополнительные  четыре  угловые  главы,  первоначальный  облик   его   ясен. 
Стройные пропорции и  высота  шестистолпного  храма  подчеркнуты  изысканным 
декором:  аркатурно-колончатый  пояс  охватывает  стены,  лопатки  осложнены 
тонкими полуколоннами с  пышными  лиственными  капителями.  Колонки  широких 
перспективных порталов имели  резные  капители,  а  некоторые  архитектурные 
детали— оковку  золоченой  медью;  шлем  двенадцатиоконного  барабана  главы 
сверкал золотом. Столь же эффектен  был  и  интерьер,  хорошо  освещенный  и 
богато украшенный драгоценной утварью. Величавый и  торжественный  Успенский 
собор  образно  утверждал  идею  главенства   владимиро-суздальской   земли, 
превращая ее столицу в церковный и политический центр Руси. 
Лучшее создание владимирских мастеров церковь Покрова на  Нерли  (1165,  ил. 
20, 21) — один из величайших шедевров древнерусской и  мировой  архитектуры. 
Она выполнена в великолепной белокаменной  технике.  Сложно  профилированные 
пилястры с легкими  полуколоннами  подчеркивают  движение  ввысь  композиции 
изящного  храма,  придают  ему  пластичный,  почти  скульптурный   характер. 
Аркатурно-колончатый пояс,  тонкие  колонки  которого  опираются  на  резные 
кронштейны, проходит по всем фасадам и под карнизом апсид.  Выше  аркатурно- 
колончатого  пояса  стены  украшены  рельефами,  сочная  резьба   декорирует 
перспективные порталы. В целом образ храма  очень  поэтичен,  весь  пронизан 
ощущением легкости и светлой гармонии. Не  случайно  говорят  о  музыкальных 
ассоциациях,   которые   рождает   церковь   Покрова   на   Нерли.    Однако 
первоначальная композиция храма была более  сложной.  Раскопки  у  его  стен 
показали, что создатели этого  шедевра  решали  очень  трудную  задачу:  они 
должны были поставить храм при впадении Нерли в  Клязьму  как  торжественный 
монумент, отмечавший для кораблей,  шедших  снизу  по  Клязьме,  прибытие  в 
княжескую  резиденцию—  соседний  Боголюбовский  замок.  Место,  назначенное 
князем для строительства, было низменной поймой  и  в  половодье  заливалось 
водой. Поэтому, заложив  фундамент  на  плотной  материковой  глине,  зодчие 
поставили на нем как бы пьедестал высотой около четырех метров  из  тесаного 
камня, точно отвечавший  плану  церкви.  Одновременно  с  кладкой  подсыпали 
землю, создавая тем самым искусственный холм, который  потом  был  облицован 
каменными плитами. На нем и  высилась  церковь.  Казалось,  что  сама  земля 
поднимает ее к небу. С трех сторон храм окружала аркада галереи,  в  угловой 
части которой устроили  лестницу  на  хоры.  От  галереи  сохранился  только 
фундамент, и первоначальный облик  здания  в  целом  восстанавливается  лишь 
предположительно. 
Княжеский замок — Боголюбов-город был построен в 1153—1165 годах на  высоком 
берегу  Клязьмы  близ  устья  Нерли.  Его   опоясывали   земляные   валы   с 
белокаменными стенами. Сохранилась лишь одна лестничная  башня  с  переходом 
на хоры собора. Основания стен  последнего,  как  и  остатки  других  частей 
ансамбля, раскрыты раскопками. 
Дворцовый  ансамбль  располагался  на  площади,   вымощенной   белокаменными 
плитами. Его центром был собор, связанный переходом с лестничной башней,  от 
которой далее также белокаменный переход вел во второй этаж  дворца.  К  югу 
от собора через вторую башню шли переходы, выводившие на  крепостную  стену. 
Под переходами были арочные проходы и проезд.  Все  эти  части  объединялись 
аркатурно-колончатым поясом  в  единое  живописное  и  торжественное  целое. 
Фасады украшали барельефы, фресковая роспись, некоторые  детали  были  обиты 
золоченой медью. Высокий и  стройный  дворцовый  собор  имел  необычные  для 
древнерусской архитектуры  круглые  столбы-колонны,  расписанные  под  белый 
мрамор и завершенные огромными лиственными капителями.  Пол  хоров  устилали 
майоликовые плитки, а в самом храме  —  медные  плиты,  запаянные  оловом  и 
блестевшие, как золото.  По  свидетельству  летописи,  в  храме  было  много 
драгоценной утвари. Перед собором на  площади  стоял  уникальный  в  русском 
зодчестве восьмиколонный киворий (сень) с золоченым шатром над  белокаменной 
водосвятной чашей. 
Строительство времени Всеволода III знаменует  дальнейший  блестящий  подъем 
владимиро-суздальского  зодчества.  В  архитектуре  возникают  два  течения: 
епископское, отрицательно относящееся  к  развитию  скульптурного  убранства 
храмов,  приверженное  к  строгости   их   облика,   и   княжеское,   широко 
использующее пластику. 
Крупнейшим памятником первого  течения  стал  владимирский  Успенский  собор 
после его обстройки в 1185—1189 годах. Фасады почти лишены  скульптур;  лишь 
единичные резные камни были  перенесены  на  них  со  стен  старого  собора. 
Здание фактически стало новым,  более  грандиозным  сооружением;  его  объем 
приобрел  ступенчатое  построение,  так  как  окружавшие  старую   постройку 
галереи были несколько понижены. На углах  поставлены  четыре  новые  главы, 
образовавшие торжественное пятиглавие. В архитектурном образе нового  собора 
еще ярче выявилась идея  силы  и  царственного  величия,  пронизывающая  все 
искусство времени могучего «самовластца» Всеволода. 
Эта же идея — апофеоз власти  и  могущества  владимирской  земли  с  большей 
силой   выражена   в   Дмитриевском   соборе   во   Владимире   (1194—1197). 
Первоначально,  подобно  собору  в  Боголюбове,  храм  входил  в   дворцовый 
ансамбль, имел выступающие у западных углов лестничные башни  и  был  связан 
переходами  с  дворцовыми  зданиями.  Собор  принадлежал  к  обычному   типу 
одноглавых четырехстолпных храмов,  но  зодчие  наполнили  эту  традиционную 
схему  новым  содержанием.  Торжественная  парадность  и  представительность 
храма  подчеркнуты  величавым  ритмом  его  членений  и   особенно   усилены 
богатейшим резным убором. Дмитриевский  собор  наиболее  ярко  характеризует 
второе течение  владимирского  зодчества,  резко  отличное  от  епископского 
строительства любовью к пышному резному убранству зданий В  первой  половине 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 
   
 |