князем Всеволодом, по размерам и строительному мастерству занимает в
новгородском зодчестве первое место после Софии. Новгородский князь
стремился построить здание, которое могло бы если не затмить собор Софии,
то хотя бы конкурировать с ним. Поздняя новгородская летопись сохранила имя
русского зодчего, выстроившего собор – «мастер Петр». Георгиевский собор,
как и собор Николы на Дворище сохраняет образ большого парадного здания. К
его северо-западному углу мастер приставил высокую прямоугольную башню с
расположенной внутри лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся
русский зодчий достиг в этой постройке исключительной выразительности,
доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и ясность
конструктивного замысла. Все это придавало собору характер монолитного
целого. В чрезвычайно напряженной политической обстановке строятся два
последних княжеских храма – церковь Ивана на Опоках в 1127 году и церковь
Успения на Торгу в 1135 году (заложены князем Всеволодом незадолго до
изгнания его из Новгорода). В основе обоих построек – упрощенный план
Николо-Дворищенского собора: нет башен, вход на хоры устроен в виде узкой
щели в толще западной стены. После 1135 года крайне неуютно чувствовавшие
себя в городе князья не выстроили ни одного здания. Нередко сбегавшие с
«новгородского стола», а еще чаще изгоняемые вечевым решением, они не
решались на крупное строительство, требовавшее времени и средств. Только в
обстановке вот таких новых политических условий может быть понят последний
памятник княжеского строительства в Новгороде - церковь Спаса Нередицы,
заложенная в 1198 году князем Ярославом Владимировичем подле новой
княжеской резиденции на Городище. Это кубического типа постройка, почти
квадратная в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный
купол. Узкий щелевидный вход на хор в западной стене. Отнюдь не блещет
красотой пропорций – стены ее непомерно толсты, кладка грубовата, хотя еще
повторяет старую систему «полосатой» кладки. Кривизна линий, неровность
плоскостей, скошенность углов придают этой постройке особую пластичность,
отличающую новгородское и псковское зодчество от памятников владимиро-
суздальской архитектуры и зодчества ранней Москвы, унаследовавшей владимиро-
суздальские традиции. Во второй половине двенадцатого века в Новгороде
складывается новый тип храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных
сооружений появляются здания небольшие и простые, но строящиеся в большом
количестве. Решительно меняется характер интерьера. Пышные открытые полати
- хоры – заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах,
соединенными между собой небольшим деревянным помостом. Снаружи масса храма
также становится монолитнее и проще. Башни для входа на хоры заменяются
узким щелевидным ходом в толще западной стены. Парадная многокупольность,
столь характерная для более раннего зодчества с конца двенадцатого века
исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее. Первая дошедшая до нас
постройка нового типа – церковь Благовещения у деревни Арканжи под
Новгородом, построенная в 1179 году. Это квадратный четырехстолпный
однокупольный храм с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне.
Церковь Петра и Павла на Синичьей горе, выстроенная в 1185-1192 гг.,
полностью совпадая с вышеохарактеризованным типом, имеет одну
примечательную особенность: она выстроена из одного кирпича, без рядов
камня, причем, лежащие в плоскости фасадов ряды кирпича чередуются с
рядами, утопленными в растворе, поверхность которого гладко затерта. Эта
особенность характерна для полоцкого зодчества двенадцатого века и
объясняется, по-видимому, прямым влиянием полоцкой традиции. Не стоит
забывать и церковь Кирилла в Кирилловском монастыре, полностью разрушенную
в годы Второй мировой войны, выстроенную братьями Константином и Дмитром в
1196 году. Летопись сохранила имя зодчего – мастера Корова Яковлевича с
Лубяной улицы. Само здание представляет собой ближайшую аналогию церкви
Спаса Нередицы. В церкви Параскевы Пятницы на Торгу, построенной в 1207
году появляются некоторые типовые изменения. К средней полукруглой апсиде
примыкали с двух сторон апсиды, имевшие полукруглую форму лишь внутри.
Снаружи они были прямоугольные. С трех сторон к основному кубу здания
примыкали пониженные притворы, углы которых, как и углы основного куба,
были декорированы уступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными для
Новгорода. Фасады основного куба имели трехлопастные завершения,
соответственно которым делались и покрытия храма. Эту особенность
интересно сравнить с аналогичными чертами отлично сохранившегося памятника
смоленского зодчества этого периода – церкви Михаила Архангела (1194г.).
Здесь чувствуется прямое влияние традиций зодчества Смоленска. В XIII веке
появляется новая техника кладки: из грубоотесанной волховской плиты на
растворе из извести с песком. В кладке столбов и сводов применялся кирпич
в форме продолговатых брусков крупного размера. Эта кладка типична для
Новгорода XIII- XV веков. Подобная техника придает поверхности чрезвычайно
неровный вид и скульптурную пластичность. Такова церковь Спаса на Ковалеве
(1345г.) Она имеет еще позакомарное покрытие (чуть позднее оно будет
пощипцовое), однако, при отсутствии трех лопаток на фасадах, с одной
апсидой и тремя притворами. Церковь Успения на Волотовом поле (1352г.).
Одноглавый кубический четырехстолпный храм. Но подкупольные столбы
придвинуты к стенам. Нижние части столбов округлы. Последний прием, впервые
примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал
характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIV- XV веков.
3.Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.
Одной из самых ярких русских архитектурных школ XII — первой половины XIII
века была владимиро-суздальская школа. От начала и до конца своего развития
она связана с высокой идеей объединения русских земель, выдвинутой
владимирскими князьями и поддержанной мощными общественными силами -
горожанами, заинтересованными в преодолении феодальной раздробленности,
новым социальным слоем — дворянством и церковью.
Начало монументального строительства на северо-востоке связано с созданием
при Владимире Мономахе на рубеже XI—XII веков собора в Суздале, известного
лишь по данным раскопок. Это было шестистолпное кирпичное здание,
возведенное, очевидно, русскими мастерами из Южной Руси. Однако в
дальнейшем киевская традиция не получила здесь развития. К середине XII
века, времени Юрия Долгорукого, относятся одноглавые четырехстолпные,
сложенные из тесаного белого камня храмы в Переславле-Залесском, Юрьеве-
Польском, в княжеской резиденции Кидекша под Суздалем и на княжеском дворе
во Владимире. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152)
сохранился полностью, а церковь в Кидекше в большей своей части. Здания той
поры почти лишены декоративных элементов; только поясок аркатуры с
поребриком проходит по фасадам и верхней части апсид, подчеркивая суровую
мощь гладких белых стен. Тяжелая глава усиливает впечатление непреоборимой
физической силы. Храмы имели хоры и были связаны переходом с дворцом
феодала. Эти первые постройки на Суздальщине сооружены галицкими зодчими.
При Андрее Боголюбском архитектура переживает стремительный расцвет.
Столица переносится во Владимир. Город, красиво расположенный на высоком
берегу Клязьмы, в 50- 60-х годах XII века быстро обстраивают новыми
зданиями, окружают могучими валами с деревянными стенами и белокаменными
воротными башнями. Из них сохранились Золотые ворота (1164) с огромной
торжественной аркой проезда, над которой возвышалась надвратная церковь.
Ворота были одновременно сильнейшим узлом обороны и триумфальной аркой.
Интенсивное строительство свидетельствует о сложении во Владимире опытных
многочисленных кадров строителей. Они восприняли традиции галицкой
архитектуры, быстро переработали их и далее развивали совершенно
самостоятельно. Вместе с тем в памятниках владимирской архитектуры этой
поры чувствуется и прямое участие романских зодчих. Есть сведения, что
Андрей Боголюбский обращался за мастерами к императору Фридриху Барбароссе.
Однако участие романских зодчих не превращает владимиро-суздальскую
архитектуру в вариант романского стиля. Романские черты проявились в
основном в деталях и резном декоре, в то время как общерусские формы,
восходящие к киевским традициям, ощутимы в планах, композициях объемов, в
конструкции. Тяготеющие к разным источникам особенности настолько органично
слиты, что создают совершенно самобытное зодчество, ярко характеризующее
культуру одного из сильнейших русских княжеств этой эпохи.
Крупнейшая постройка времени Андрея Боголюбского - Успенский собор во
Владимире (1158—1161). Поставленный в центре города на высоком берегу реки,
он стал основным звеном великолепного ансамбля. Хотя после пожара 1185 года
собор был обстроен с трех сторон, получил новую алтарную часть и
дополнительные четыре угловые главы, первоначальный облик его ясен.
Стройные пропорции и высота шестистолпного храма подчеркнуты изысканным
декором: аркатурно-колончатый пояс охватывает стены, лопатки осложнены
тонкими полуколоннами с пышными лиственными капителями. Колонки широких
перспективных порталов имели резные капители, а некоторые архитектурные
детали— оковку золоченой медью; шлем двенадцатиоконного барабана главы
сверкал золотом. Столь же эффектен был и интерьер, хорошо освещенный и
богато украшенный драгоценной утварью. Величавый и торжественный Успенский
собор образно утверждал идею главенства владимиро-суздальской земли,
превращая ее столицу в церковный и политический центр Руси.
Лучшее создание владимирских мастеров церковь Покрова на Нерли (1165, ил.
20, 21) — один из величайших шедевров древнерусской и мировой архитектуры.
Она выполнена в великолепной белокаменной технике. Сложно профилированные
пилястры с легкими полуколоннами подчеркивают движение ввысь композиции
изящного храма, придают ему пластичный, почти скульптурный характер.
Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные
кронштейны, проходит по всем фасадам и под карнизом апсид. Выше аркатурно-
колончатого пояса стены украшены рельефами, сочная резьба декорирует
перспективные порталы. В целом образ храма очень поэтичен, весь пронизан
ощущением легкости и светлой гармонии. Не случайно говорят о музыкальных
ассоциациях, которые рождает церковь Покрова на Нерли. Однако
первоначальная композиция храма была более сложной. Раскопки у его стен
показали, что создатели этого шедевра решали очень трудную задачу: они
должны были поставить храм при впадении Нерли в Клязьму как торжественный
монумент, отмечавший для кораблей, шедших снизу по Клязьме, прибытие в
княжескую резиденцию— соседний Боголюбовский замок. Место, назначенное
князем для строительства, было низменной поймой и в половодье заливалось
водой. Поэтому, заложив фундамент на плотной материковой глине, зодчие
поставили на нем как бы пьедестал высотой около четырех метров из тесаного
камня, точно отвечавший плану церкви. Одновременно с кладкой подсыпали
землю, создавая тем самым искусственный холм, который потом был облицован
каменными плитами. На нем и высилась церковь. Казалось, что сама земля
поднимает ее к небу. С трех сторон храм окружала аркада галереи, в угловой
части которой устроили лестницу на хоры. От галереи сохранился только
фундамент, и первоначальный облик здания в целом восстанавливается лишь
предположительно.
Княжеский замок — Боголюбов-город был построен в 1153—1165 годах на высоком
берегу Клязьмы близ устья Нерли. Его опоясывали земляные валы с
белокаменными стенами. Сохранилась лишь одна лестничная башня с переходом
на хоры собора. Основания стен последнего, как и остатки других частей
ансамбля, раскрыты раскопками.
Дворцовый ансамбль располагался на площади, вымощенной белокаменными
плитами. Его центром был собор, связанный переходом с лестничной башней, от
которой далее также белокаменный переход вел во второй этаж дворца. К югу
от собора через вторую башню шли переходы, выводившие на крепостную стену.
Под переходами были арочные проходы и проезд. Все эти части объединялись
аркатурно-колончатым поясом в единое живописное и торжественное целое.
Фасады украшали барельефы, фресковая роспись, некоторые детали были обиты
золоченой медью. Высокий и стройный дворцовый собор имел необычные для
древнерусской архитектуры круглые столбы-колонны, расписанные под белый
мрамор и завершенные огромными лиственными капителями. Пол хоров устилали
майоликовые плитки, а в самом храме — медные плиты, запаянные оловом и
блестевшие, как золото. По свидетельству летописи, в храме было много
драгоценной утвари. Перед собором на площади стоял уникальный в русском
зодчестве восьмиколонный киворий (сень) с золоченым шатром над белокаменной
водосвятной чашей.
Строительство времени Всеволода III знаменует дальнейший блестящий подъем
владимиро-суздальского зодчества. В архитектуре возникают два течения:
епископское, отрицательно относящееся к развитию скульптурного убранства
храмов, приверженное к строгости их облика, и княжеское, широко
использующее пластику.
Крупнейшим памятником первого течения стал владимирский Успенский собор
после его обстройки в 1185—1189 годах. Фасады почти лишены скульптур; лишь
единичные резные камни были перенесены на них со стен старого собора.
Здание фактически стало новым, более грандиозным сооружением; его объем
приобрел ступенчатое построение, так как окружавшие старую постройку
галереи были несколько понижены. На углах поставлены четыре новые главы,
образовавшие торжественное пятиглавие. В архитектурном образе нового собора
еще ярче выявилась идея силы и царственного величия, пронизывающая все
искусство времени могучего «самовластца» Всеволода.
Эта же идея — апофеоз власти и могущества владимирской земли с большей
силой выражена в Дмитриевском соборе во Владимире (1194—1197).
Первоначально, подобно собору в Боголюбове, храм входил в дворцовый
ансамбль, имел выступающие у западных углов лестничные башни и был связан
переходами с дворцовыми зданиями. Собор принадлежал к обычному типу
одноглавых четырехстолпных храмов, но зодчие наполнили эту традиционную
схему новым содержанием. Торжественная парадность и представительность
храма подчеркнуты величавым ритмом его членений и особенно усилены
богатейшим резным убором. Дмитриевский собор наиболее ярко характеризует
второе течение владимирского зодчества, резко отличное от епископского
строительства любовью к пышному резному убранству зданий В первой половине
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|