памяти. В XVI веке личное письмо совершенно невыразительно (или практически
отсутствует, как мы видели в иконе "Петр и Феврония"). Лик перестает быть
смысловым центром иконы.
19. Монументальная живопись Новгорода.
Самым ранним памятником новгородской монументальной живописи является
совершенно уникальный по своему стилю фрагмент росписи, сохранившийся в
южной
галерее собора св. Софии в Новгороде. Этот собор был построен между 1045 и
1050
годами и оставался нерасписанным до 1108 года. По-видимому, до этого
времени ин-
терьер украшали лишь отдельные изображения святых, размещенные на столбах и
выполнявшие роль своеобразных монументальных икон. К их числу и относится
фрагмент южной галереи, на котором представлены свв. Константин и Елена в
рост. В лицах отсутствует малейший намек на моделировку. Изящные,
графически точные линии проведены уверенной опытной рукой, искушенной во
всех тонкостях каллиграфии. Светлые, нежные краски (преобладают воздушные
голубые, белоснежные и розовато-оранжевые цвета) подкупают своей
прозрачностью и какой-то особой легкостью. Стиль фрагмента настолько
своеобразен, что ему трудно найти сколько-нибудь близкую аналогию среди
памятников восточно-христианской и византийской живописи.
От росписи 1108 года, когда, по свидетельству I Новгородской летописи,
начали
украшать фресками Софийский собор, дошли только семь фигур пророков в
барабане, фигуры свв. Анатолия, Карпа, Поликарпа Смирнского и патриарха
константинопольского Германа в световых проемах над проходами из главной
апсиды в боковые и найденные под новым полом незначительные фрагменты
фресок, сбитых со стен при варварской реставрации 1893 года. По отчетам об
этой реставрации можно составить представление об общей системе росписи. В
апсиде были изображены Богоматерь-Оранта, евхаристия и святительский чин,
по сторонам от триумфальной арки — благовещение, на арках — погрудные
фигуры святых в медальонах,
на сводах — евангельские сцены, на стенах — фигуры и полуфигуры святых в
прямоугольных обрамлениях. Если присовокупить сюда еще Пантократора в
куполе, окруженного четырьмя архангелами, то мы получим иконографическую
систему, весьма близкую к киевским храмам.
Если бы не свидетельство I Новгородской летописи и не палеография надписей,
указывающая на XII столетие, фрески барабана Софии Новгородской легко можно
было бы принять за произведение XI века, настолько они еще связаны с
ранними традициями. Во всяком случае, эти росписи дают известные основания
к тому, чтобы подвергнуть сомнению позднее и мало достоверное свидетельство
III Новгородской летописи, выводящей расписывавших Софию Новгородскую
«иконных писцев из Царяграда». Два других памятника новгородской
монументальной живописи раннего XII века —росписи Николо-Дворищенского
собора и собора Антониева монастыря — говорят о том, что в это время в
Новгороде наблюдалось большое разнообразие стилистических направлений.
Возможно, это было связано с деятельностью различных артелей живописцев,
часть из которых могла быть и пришлой.
Фрагменты фресок княжеского дворцового Николо-Дворищенского собора,
возведенного в 1113 году, относятся ко второму десятилетию XII века. Они
были открыты в юго-западной части подцерковья (остатки монументальной
композиции «Страшный суд» и редко встречающейся сцены «Иов на гноище») и в
центральной апсиде (нижние части трех фигур святителей). Стройная
пропорциональная фигура жены Иова, с тонким, строгим лицом (илл. 180)
восходит к киевским традициям. Вполне возможно, что это работа заезжего
киевского мастера, либо прошедшего киевскую выучку новгородского художника.
Из иной школы вышли росписи собора Рождества Богородицы Антониева
монастыря, исполненные, согласно свидетельству I Новгородской летописи, в
1125 году. В алтаре и башне собора было расчищено между 1923 и 1971 годами
довольно много фресок: фигуры и головы святых, медальоны с полуфигурами
святителей, остатки «Сретения» в жертвеннике, две сцены из житийного цикла
Иоанна Крестителя в диаконике («Обретение главы Иоанна Крестителя» и
«Поднесение главы Иоанна Крестителя Иродиаде»), фрагменты «Поклонения
волхвов» и «Успения» на стенах. Фрески повреждены насечками, сделанными для
того, чтобы лучше
держался новый грунт, по которому были написаны новые фрески, долгое время
закрывавшие старые росписи. Массивные головы с крупными мясистыми чертами
лица выделяются своим не чисто византийским типом. Лица очерчены
энергичными красновато-коричневыми линиями, поверх охряного тона карнации
положены зеленые притенения и румянец, от времени потемневший и потому
резко выступающий в виде темных пятен. Фактура широкая. Графическая
стилизация светов, столь характерная для памятников XII века, почти
отсутствует, намеки на нее имеются лишь в одном изображении — бородатого
старца в центральной апсиде. К росписям первой половины XII века примыкают
недавно расчищенные фрески башни Георгиевского собора Юрьева монастыря
(фигуры святителей, великомученика Георгия и поясное изображение Одигитрии
между окнами барабана). Эти сильно попорченные фрески вряд ли относятся ко
времени постройки собора (1119), но
они были выполнены не позднее середины XII века. В волевых, мужественных
лицах
с крупными чертами уже так много новгородского, что это не оставляет
сомнений в принадлежности фресок местным мастерам. Среди чистых красок
преобладают золотисто-желтые, зеленые и голубые цвета, волосы стариков
имеют голубоватый оттенок.
Новгородские фрески первой половины XII века лишены стилистического
единства. По-видимому, в это время в Новгороде работали различные артели
живописцев, часть которых могла быть приглашена из других городов. Если
исходить из фрагментов росписи княжеского Николо-Дворищенского собора, то
можно предполагать, что княжеский двор ориентировался на блестящее
искусство Киева. Фрески световых проемов собора св. Софии, а также собора
Рождества Богородицы Антониева монастыря выполняли другие художники,
связанные с более архаическими традициями (в частности, с романскими).
Параллельно начала складываться и своя местная школа живописи (фрагмент XI
века в южной галерее собора св. Софии, росписи башни Георгиевского собора),
которая стала играть господствующую роль
со второй половины XII века. Весьма показательно, что во всех перечисленных
выше
памятниках, в отличие от памятников Киева и Владимира, уже не встречаются
греческие надписи.
Среди новгородских росписей конца XII века самыми ранними являются фрески
церкви Успения (теперь Благовещения) у деревни Аркажи (в трех километрах к
югу от Новгорода). Так как церковь была освящена новгородским архиепископом
Гавриилом 4 июня 1189 года134, то около этого времени были исполнены и
украшающие ее фрески. Долгое время они были скрыты под сплошной побелкой и
записями, пока их не начали раскрывать в 1930 году. Эта работа была
продолжена в 1966—1969 годах. В диаконике представлены сцены из жизни
Иоанна Крестителя и фигуры святых, в жертвеннике — восходящий к
апокрифическим источникам богородичный цикл, в арках, ведущих из средней
апсиды в боковые, — изображения святых и святых воинов, в центральной
апсиде — фигуры святителей, фигура архидиакона; в конхе размещена необычная
для византийских росписей композиция — Христос во славе посреди
приближающихся к нему с обеих сторон святителей, которые держат развернутые
свитки. Эта композиция восходит к романским источникам. Среди новгородских
фресок XII века аркажские обнаруживают наибольшее сходство с романскими
памятниками. Все фрески написаны в той широкой и смелой манере, которую так
любили новгородцы.
К концу XII века относится и открытая в 1948 году фреска на стене
Мартирьевской паперти собора св. Софии в Новгороде (илл. 239, 240). Эту
фреску с изображением поясного Деисуса Ю. Н. Дмитриев был склонен относить
к 1144 году, когда епископ Нифонт приказал расписать притворы Софийского
собора. Но данная фреска имеет самостоятельное значение, поскольку она
связана со стоявшей под ней гробницей и поскольку ее появление определялось
заупокойным культом. Поэтому ее и нельзя рассматривать в качестве простой
составной части росписи всей Мартириевской паперти. Она была, несомненно,
сделана по специальному заказу
захороненного здесь лица либо его ближайших родственников, как это обычно
практиковалось в средние века.
Одной из самых тяжелых утрат во время второй мировой войны была гибель
храма Спаса на Нередице близ Новгорода. Его роспись, исполненная в 1199
году, принадлежала к числу наилучшим образом сохранившихся средневековых
фресковых ансамблей во всей Европе. Но фрески Нередицы поражали не только
своей превосходной сохранностью, а и редкостной полнотой в подборе сюжетов,
дававших в совокупности почти исчерпывающее представление о системе
церковной росписи XII века.
Фрески Нередицы отличаются большой монументальностью. Фигуры даны в
застылых, фронтальных позах. Если они двигаются, то у них тяжелая поступь;
если они стоят, то кажутся прикованными к месту. Композиции распадаются на
отдельные, замкнутые звенья (обычно они строятся на основе точного
соответствия частей, причем художники всячески избегают перекрещиваний и
перерезываний). Изображения стелются вдоль стены, подчиняясь ее
торжественному мерному ритму. Благодаря тому что действующие персонажи
почти
всегда обращены лицом к зрителю, все евангельские сцены развертываются в за-
медленном темпе, приобретая вневременный характер. Тяжелые фигуры с
большими
головами и крупными конечностями еще более усиливают монументальность этого
искусства — торжественного и величавого, мужественного и волевого. В
Нередице фрески шли почти от пола и покрывали все стены и своды,
располагаясь друг над другом регистрами. Но компоновка фресок в пределах
каждого регистра очень свободна. В них нет никакой симметрии. Среди красок
преобладают желтые, голубовато-синие, красно-коричневые, белые и зеленые
цвета, образующие напряженную и несколько пеструю колористическую гамму.
Пожалуй, наиболее интересной частью нередицкой росписи была композиция
«Страшный суд», размещенная под хорами на западной стене и на примыкающих к
ней стенах южного и северного нефов. Помимо обычных элементов, эта сцена
включала в себя и ряд не часто встречающихся фигур и эпизодов. Мы видим
здесь «ад» в образе Сатаны, восседающего на звере и держащего в руках Иуду;
апокалипсическую блудницу, которая едет на чудовищном звере, грызущем
человека; отдающее мертвецов «море», персонифицированное плывущей на
драконе женщиной с сосудом в руках и в венце; отдающую мертвецов «землю»,
олицетворенную едущей на фантастическом звере женщиной; различные адские
мучения, которые изображены в виде темноокрашенных квадратов с головами и
надписями: «Тьма кромешная», «Смола», «Иней», «Скрьжату зубом», «Мраз» и
др.
Самым ранним памятником новгородской монументальной живописи XIV столетия
были фрески церкви Архангела Михаила, погибшие во время второй мировой
войны.
Сама церковь, являвшаяся собором Сковородского монастыря, была воздвигнута
архиепископом Моисеем в 1355 году. Ее роспись возникла позднее — около 1360
года,
когда архиепископ Моисей, предчувствуя близкую кончину, удалился в
Сковородский
монастырь, где умер и был погребен архиепископом Алексеем 25 января 1362
года.
70-х годах XIV пека в Новгороде появился выдающийся живописец — приехавший
из Константинополя Феофан Грек. Единственная из сохранившихся на русской
почве монументальных работ Феофана — фрески церкви Спаса Преображения на
Ильине улице в Новгороде. Эта церковь была построена в 1374 году и
расписана лишь четыре года спустя «по велению» боярина Василия Даниловича и
жителей Ильиной улицы. Роспись церкви Спаса дошла до нас в сравнительно
хорошем, но, к сожалению, фрагментарном виде. В апсиде уцелели обрывки
святительского чина и «Евхаристии», на южном алтарном столбе — часть фигуры
Богоматери из сцены «Благовещения», на сводах и примыкающих стенах —
фрагменты евангельских сцен («Крещение», «Рождество Христово», «Сретение»,
«Проповедь Христа апостолам»), на восточной стене—«Сошествие во ад», на
стенах и арках — полустершиеся остатки фигур и полуфигур святых, в куполе—
Пантократор, четыре архангела и четыре серафима, в простенках барабана —
праотцы Адам, Авель, Ной, Сиф, Мельхиседек, Енох, пророк Илья и Иоанн
Предтеча. Самые значительные и лучше всего сохранившиеся фрески украшают
северо-западную угловую камеру на хорах (в одной рукописи XVI века она
именуется Троицким приделом).
22. Древнерусское военное зодчество.
На всей территории древней Руси в XI в. наиболее распространенным типом
укреплений оставались по-прежнему поселения, подчиненные рельефу местности,
т. е. укрепления островные и мысовые. В Полоцкой и Смоленской землях, где
было много болот, часто использовали для этой цели, как и раньше, болотные
островки. В Новгородско-Псковской земле тот же оборонительный прием
применяли несколько иначе: здесь укрепленные поселения нередко ставили на
отдельных холмах. Однако во всех районах Руси чаще всего употребляли не
островной, а полуостровной, т. е. мысовой, прием расположения укреплений.
Удобные, хорошо защищенные природой мысы при слиянии рек, ручьев, оврагов
можно было найти в любых географических условиях, чем и объясняется их
широчайшее применение. Иногда строили еще мысовые укрепления, где вал, как
это было до Х в., шел с одной только напольной стороны, со стороны рва,
однако вал теперь сооружали гораздо более мощный и высокий. Большей же
частью как в островных, так и в мысовых укреплениях XI в. вал окружал
поселение по всему периметру. В Киевской земле очень типичным примером
может служить городище Старые Безрадичи — остатки древнего городка Тумашь,
а на Волыни — детинец (центральная часть города) городища Листвин в районе
г. Дубно.
Однако не все памятники крепостного строительства XI в. были полностью
подчинены конфигурации рельефа. Уже в конце Х — начале XI в. в
западнорусских землях появились укрепления с геометрически правильной
схемой — круглые в плане. Иногда они располагались на естественных
всхолмлениях и тогда были близки к укреплениям островного типа. Встречаются
такие круглые крепости и на равнине, где валы и рвы имели особое значение.
Наиболее своеобразный тип укреплений этого времени представлен некоторыми
памятниками Волыни. Это городища, близкие по форме к квадрату с несколько
скругленными углами и сторонами. Обычно две, а иногда даже три стороны их
прямолинейны, а четвертая (или две стороны) — округла. Расположены эти
городища на плоской, большей частью заболоченной местности. Наиболее
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|