памяти. В XVI веке личное письмо совершенно невыразительно (или  практически 
отсутствует, как мы видели в иконе "Петр и Феврония").  Лик  перестает  быть 
смысловым центром иконы. 
19. Монументальная живопись Новгорода. 
Самым  ранним  памятником  новгородской  монументальной  живописи   является 
совершенно уникальный по своему  стилю  фрагмент  росписи,  сохранившийся  в 
южной 
галерее собора св. Софии в Новгороде. Этот собор был построен между  1045  и 
1050 
годами и  оставался  нерасписанным  до  1108  года.  По-видимому,  до  этого 
времени ин- 
терьер украшали лишь отдельные изображения святых, размещенные на столбах и 
выполнявшие роль своеобразных монументальных икон. К их числу и относится 
фрагмент южной галереи, на котором представлены свв. Константин  и  Елена  в 
рост.  В  лицах  отсутствует  малейший  намек   на   моделировку.   Изящные, 
графически точные линии проведены уверенной  опытной  рукой,  искушенной  во 
всех тонкостях каллиграфии. Светлые, нежные  краски  (преобладают  воздушные 
голубые,   белоснежные   и   розовато-оранжевые   цвета)   подкупают   своей 
прозрачностью  и  какой-то  особой  легкостью.  Стиль  фрагмента   настолько 
своеобразен, что ему трудно  найти  сколько-нибудь  близкую  аналогию  среди 
памятников восточно-христианской и византийской живописи. 
От росписи 1108 года,  когда,  по  свидетельству  I  Новгородской  летописи, 
начали 
украшать фресками Софийский  собор,  дошли  только  семь  фигур  пророков  в 
барабане, фигуры свв. Анатолия,  Карпа,  Поликарпа  Смирнского  и  патриарха 
константинопольского Германа в световых проемах  над  проходами  из  главной 
апсиды в боковые  и  найденные  под  новым  полом  незначительные  фрагменты 
фресок, сбитых со стен при варварской реставрации 1893 года. По  отчетам  об 
этой реставрации можно составить представление об общей системе  росписи.  В 
апсиде были изображены Богоматерь-Оранта, евхаристия  и  святительский  чин, 
по сторонам от триумфальной  арки  —  благовещение,  на  арках  —  погрудные 
фигуры святых в медальонах, 
на сводах — евангельские сцены, на стенах — фигуры  и  полуфигуры  святых  в 
прямоугольных  обрамлениях.  Если  присовокупить  сюда  еще  Пантократора  в 
куполе, окруженного четырьмя архангелами,  то  мы  получим  иконографическую 
систему, весьма близкую к киевским храмам. 
Если бы не свидетельство I Новгородской летописи и не палеография  надписей, 
указывающая на XII столетие, фрески барабана Софии Новгородской легко  можно 
было бы принять за  произведение  XI  века,  настолько  они  еще  связаны  с 
ранними традициями. Во всяком случае, эти росписи дают  известные  основания 
к тому, чтобы подвергнуть сомнению позднее и мало достоверное  свидетельство 
III  Новгородской  летописи,  выводящей  расписывавших  Софию   Новгородскую 
«иконных  писцев  из   Царяграда».   Два   других   памятника   новгородской 
монументальной  живописи  раннего  XII  века  —росписи  Николо-Дворищенского 
собора и собора Антониева монастыря — говорят о  том,  что  в  это  время  в 
Новгороде  наблюдалось  большое  разнообразие  стилистических   направлений. 
Возможно, это было связано с  деятельностью  различных  артелей  живописцев, 
часть из которых могла быть и пришлой. 
Фрагменты  фресок   княжеского   дворцового   Николо-Дворищенского   собора, 
возведенного в 1113 году, относятся ко второму  десятилетию  XII  века.  Они 
были  открыты  в  юго-западной  части  подцерковья  (остатки  монументальной 
композиции «Страшный суд» и редко встречающейся сцены «Иов на гноище»)  и  в 
центральной  апсиде  (нижние  части   трех   фигур   святителей).   Стройная 
пропорциональная фигура жены  Иова,  с  тонким,  строгим  лицом  (илл.  180) 
восходит к киевским традициям. Вполне  возможно,  что  это  работа  заезжего 
киевского мастера, либо прошедшего киевскую выучку новгородского художника. 
Из  иной  школы  вышли  росписи  собора   Рождества   Богородицы   Антониева 
монастыря, исполненные, согласно свидетельству I  Новгородской  летописи,  в 
1125 году. В алтаре и башне собора было расчищено между 1923 и  1971  годами 
довольно много фресок: фигуры и  головы  святых,  медальоны  с  полуфигурами 
святителей, остатки «Сретения» в жертвеннике, две сцены из  житийного  цикла 
Иоанна  Крестителя  в  диаконике  («Обретение  главы  Иоанна  Крестителя»  и 
«Поднесение  главы  Иоанна  Крестителя  Иродиаде»),  фрагменты   «Поклонения 
волхвов» и «Успения» на стенах. Фрески повреждены насечками, сделанными  для 
того, чтобы лучше 
держался новый грунт, по которому были написаны новые фрески, долгое время 
закрывавшие старые росписи. Массивные головы с  крупными  мясистыми  чертами 
лица  выделяются  своим  не  чисто   византийским   типом.   Лица   очерчены 
энергичными красновато-коричневыми линиями, поверх  охряного  тона  карнации 
положены зеленые притенения и  румянец,  от  времени  потемневший  и  потому 
резко  выступающий  в  виде  темных  пятен.  Фактура  широкая.   Графическая 
стилизация  светов,  столь  характерная  для  памятников  XII  века,   почти 
отсутствует, намеки на нее имеются лишь в  одном  изображении  —  бородатого 
старца в центральной апсиде. К росписям первой половины XII  века  примыкают 
недавно расчищенные  фрески  башни  Георгиевского  собора  Юрьева  монастыря 
(фигуры святителей, великомученика Георгия и поясное  изображение  Одигитрии 
между окнами барабана). Эти сильно попорченные фрески вряд ли  относятся  ко 
времени постройки собора (1119), но 
они были выполнены не позднее середины XII  века.  В  волевых,  мужественных 
лицах 
с крупными чертами  уже  так  много  новгородского,  что  это  не  оставляет 
сомнений в принадлежности  фресок  местным  мастерам.  Среди  чистых  красок 
преобладают золотисто-желтые,  зеленые  и  голубые  цвета,  волосы  стариков 
имеют голубоватый оттенок. 
Новгородские  фрески  первой  половины  XII  века   лишены   стилистического 
единства. По-видимому, в это время в  Новгороде  работали  различные  артели 
живописцев, часть которых могла быть  приглашена  из  других  городов.  Если 
исходить из фрагментов росписи княжеского  Николо-Дворищенского  собора,  то 
можно  предполагать,  что  княжеский  двор   ориентировался   на   блестящее 
искусство Киева. Фрески световых проемов собора св. Софии,  а  также  собора 
Рождества  Богородицы  Антониева  монастыря  выполняли   другие   художники, 
связанные с более  архаическими  традициями  (в  частности,  с  романскими). 
Параллельно начала складываться и своя местная школа живописи  (фрагмент  XI 
века в южной галерее собора св. Софии, росписи башни Георгиевского  собора), 
которая стала играть господствующую роль 
со второй половины XII века. Весьма показательно, что во всех  перечисленных 
выше 
памятниках, в отличие от памятников Киева и Владимира,  уже  не  встречаются 
греческие надписи. 
Среди новгородских росписей конца XII века самыми ранними являются фрески 
церкви Успения (теперь Благовещения) у деревни Аркажи (в трех  километрах  к 
югу от Новгорода). Так как церковь была освящена новгородским  архиепископом 
Гавриилом 4 июня 1189 года134, то  около  этого  времени  были  исполнены  и 
украшающие ее фрески. Долгое время они были скрыты под сплошной  побелкой  и 
записями, пока их  не  начали  раскрывать  в  1930  году.  Эта  работа  была 
продолжена в 1966—1969  годах.  В  диаконике  представлены  сцены  из  жизни 
Иоанна  Крестителя  и  фигуры  святых,  в   жертвеннике   —   восходящий   к 
апокрифическим источникам богородичный цикл, в  арках,  ведущих  из  средней 
апсиды в боковые, —  изображения  святых  и  святых  воинов,  в  центральной 
апсиде — фигуры святителей, фигура архидиакона; в конхе размещена  необычная 
для  византийских  росписей  композиция   —   Христос   во   славе   посреди 
приближающихся к нему с обеих сторон святителей, которые держат  развернутые 
свитки. Эта композиция восходит к романским источникам.  Среди  новгородских 
фресок XII века аркажские  обнаруживают  наибольшее  сходство  с  романскими 
памятниками. Все фрески написаны в той широкой и смелой манере, которую  так 
любили новгородцы. 
К концу  XII  века  относится  и  открытая  в  1948  году  фреска  на  стене 
Мартирьевской паперти собора св. Софии в  Новгороде  (илл.  239,  240).  Эту 
фреску с изображением поясного Деисуса Ю. Н. Дмитриев был  склонен  относить 
к 1144 году, когда епископ Нифонт  приказал  расписать  притворы  Софийского 
собора. Но данная  фреска  имеет  самостоятельное  значение,  поскольку  она 
связана со стоявшей под ней гробницей и поскольку ее появление  определялось 
заупокойным культом. Поэтому ее и нельзя рассматривать  в  качестве  простой 
составной части росписи всей Мартириевской паперти.  Она  была,  несомненно, 
сделана по специальному заказу 
захороненного здесь лица либо его ближайших родственников,  как  это  обычно 
практиковалось в средние века. 
Одной из самых тяжелых утрат во  время  второй  мировой  войны  была  гибель 
храма Спаса на Нередице близ Новгорода.  Его  роспись,  исполненная  в  1199 
году, принадлежала к числу  наилучшим  образом  сохранившихся  средневековых 
фресковых ансамблей во всей Европе. Но фрески Нередицы  поражали  не  только 
своей превосходной сохранностью, а и редкостной полнотой в подборе  сюжетов, 
дававших  в  совокупности  почти  исчерпывающее  представление   о   системе 
церковной росписи XII века. 
Фрески  Нередицы  отличаются  большой  монументальностью.  Фигуры   даны   в 
застылых, фронтальных позах. Если они двигаются, то у них  тяжелая  поступь; 
если они стоят, то кажутся прикованными к месту. Композиции  распадаются  на 
отдельные,  замкнутые  звенья  (обычно  они  строятся  на   основе   точного 
соответствия частей, причем художники  всячески  избегают  перекрещиваний  и 
перерезываний). Изображения стелются вдоль стены, подчиняясь ее 
торжественному мерному  ритму.  Благодаря  тому  что  действующие  персонажи 
почти 
всегда обращены лицом к зрителю, все евангельские сцены развертываются в за- 
медленном  темпе,  приобретая  вневременный  характер.  Тяжелые   фигуры   с 
большими 
головами и крупными конечностями еще более усиливают монументальность этого 
искусства  —  торжественного  и  величавого,  мужественного  и  волевого.  В 
Нередице  фрески  шли  почти  от  пола  и  покрывали  все  стены  и   своды, 
располагаясь друг над другом регистрами. Но  компоновка  фресок  в  пределах 
каждого регистра очень свободна. В них нет никакой симметрии.  Среди  красок 
преобладают желтые, голубовато-синие,  красно-коричневые,  белые  и  зеленые 
цвета, образующие напряженную и несколько пеструю колористическую гамму. 
Пожалуй, наиболее  интересной  частью  нередицкой  росписи  была  композиция 
«Страшный суд», размещенная под хорами на западной стене и на примыкающих  к 
ней стенах южного и северного нефов. Помимо  обычных  элементов,  эта  сцена 
включала в себя и ряд не часто встречающихся  фигур  и  эпизодов.  Мы  видим 
здесь «ад» в образе Сатаны, восседающего на звере и держащего в руках  Иуду; 
апокалипсическую  блудницу,  которая  едет  на  чудовищном  звере,  грызущем 
человека;  отдающее  мертвецов  «море»,  персонифицированное   плывущей   на 
драконе женщиной с сосудом в руках и в венце;  отдающую  мертвецов  «землю», 
олицетворенную едущей на фантастическом  звере  женщиной;  различные  адские 
мучения, которые изображены в виде темноокрашенных квадратов  с  головами  и 
надписями: «Тьма кромешная», «Смола», «Иней»,  «Скрьжату  зубом»,  «Мраз»  и 
др. 
Самым ранним памятником новгородской монументальной живописи XIV столетия 
были фрески церкви Архангела  Михаила,  погибшие  во  время  второй  мировой 
войны. 
Сама церковь, являвшаяся собором Сковородского монастыря,  была  воздвигнута 
архиепископом Моисеем в 1355 году. Ее роспись возникла позднее — около  1360 
года, 
когда  архиепископ  Моисей,  предчувствуя  близкую   кончину,   удалился   в 
Сковородский 
монастырь, где умер и был погребен архиепископом  Алексеем  25  января  1362 
года. 
70-х годах XIV пека в Новгороде появился выдающийся живописец  —  приехавший 
из Константинополя Феофан Грек. Единственная  из  сохранившихся  на  русской 
почве монументальных работ Феофана — фрески  церкви  Спаса  Преображения  на 
Ильине улице  в  Новгороде.  Эта  церковь  была  построена  в  1374  году  и 
расписана лишь четыре года спустя «по велению» боярина Василия Даниловича  и 
жителей Ильиной улицы. Роспись церкви Спаса  дошла  до  нас  в  сравнительно 
хорошем, но, к сожалению,  фрагментарном  виде.  В  апсиде  уцелели  обрывки 
святительского чина и «Евхаристии», на южном алтарном столбе — часть  фигуры 
Богоматери из  сцены  «Благовещения»,  на  сводах  и  примыкающих  стенах  — 
фрагменты евангельских сцен («Крещение», «Рождество  Христово»,  «Сретение», 
«Проповедь Христа апостолам»), на  восточной  стене—«Сошествие  во  ад»,  на 
стенах и арках — полустершиеся остатки фигур и полуфигур святых,  в  куполе— 
Пантократор, четыре архангела и четыре серафима,  в  простенках  барабана  — 
праотцы Адам, Авель, Ной,  Сиф,  Мельхиседек,  Енох,  пророк  Илья  и  Иоанн 
Предтеча. Самые значительные и лучше  всего  сохранившиеся  фрески  украшают 
северо-западную угловую камеру на хорах  (в  одной  рукописи  XVI  века  она 
именуется Троицким приделом). 
22. Древнерусское военное зодчество. 
На всей территории древней Руси в  XI  в.  наиболее  распространенным  типом 
укреплений оставались по-прежнему поселения, подчиненные рельефу  местности, 
т. е. укрепления островные и мысовые. В Полоцкой и  Смоленской  землях,  где 
было много болот, часто использовали для этой цели, как и  раньше,  болотные 
островки.  В  Новгородско-Псковской  земле  тот  же   оборонительный   прием 
применяли несколько иначе: здесь укрепленные поселения  нередко  ставили  на 
отдельных холмах. Однако во всех районах  Руси  чаще  всего  употребляли  не 
островной, а полуостровной, т. е. мысовой,  прием  расположения  укреплений. 
Удобные, хорошо защищенные природой мысы при слиянии  рек,  ручьев,  оврагов 
можно было найти в любых  географических  условиях,  чем  и  объясняется  их 
широчайшее применение. Иногда строили еще мысовые укрепления, где  вал,  как 
это было до Х в., шел с одной только  напольной  стороны,  со  стороны  рва, 
однако вал теперь сооружали гораздо  более  мощный  и  высокий.  Большей  же 
частью как в островных, так и  в  мысовых  укреплениях  XI  в.  вал  окружал 
поселение по всему периметру.  В  Киевской  земле  очень  типичным  примером 
может служить городище Старые Безрадичи — остатки древнего  городка  Тумашь, 
а на Волыни — детинец (центральная часть города) городища Листвин  в  районе 
г. Дубно. 
Однако не все памятники  крепостного  строительства  XI  в.  были  полностью 
подчинены  конфигурации  рельефа.  Уже  в  конце  Х  —  начале   XI   в.   в 
западнорусских  землях  появились  укрепления  с  геометрически   правильной 
схемой  —  круглые  в  плане.  Иногда  они  располагались  на   естественных 
всхолмлениях и тогда были близки к укреплениям островного типа.  Встречаются 
такие круглые крепости и на равнине, где валы и рвы имели особое значение. 
Наиболее своеобразный тип укреплений этого  времени  представлен  некоторыми 
памятниками Волыни. Это городища, близкие по форме к  квадрату  с  несколько 
скругленными углами и сторонами. Обычно две, а иногда даже  три  стороны  их 
прямолинейны, а четвертая (или  две  стороны)  —  округла.  Расположены  эти 
городища  на  плоской,  большей  частью  заболоченной  местности.   Наиболее 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 
   
 |