черпать творческие силы в футуристических видениях. Напротив, в своих
помыслах она обращается к непреходящему - к истории» [1].
А. В. Гулыга по этому поводу пишет: "Оставив на совести Дженкса
утверждение, что «жилищные потребности населения полностью удовлетворены»
(эта проблема не столько архитектурная, сколько социальная), мы должны
вместе с тем признать, что архитектура действительно обращается к истории.
Хорошо или плохо — это другое дело. Иногда — удачно, иногда — эклектично,
порой — безвкусно. Всегда ли серьезно? На первых порах, как бы смеясь над
собой, архитекторы позволяли себе пародировать формы прошлого. Но
утверждает себя серьезное отношение к традиции. При том, что все достижения
функционализма - новые строительные материалы, обилие света и воздуха в
постсовременной архитектуре остаются незыблемыми"[2].
33
СКУЛЬПТУРА
В новейшей западной скульптуре также возникло ощущение тупика (из
которого путь один — назад), но в отличие от архитектуры ситуация здесь
безрадостная.
«Впервые понятие авангарда стало бесполезным»,- констатировал
бюллетень «Dokvmenta-Press», выходивший на международной выставке
изобразительного искусства в Касселе (август 1987 г.).
Философия постмодернизма призвана обосновать постмодернистские новации
в искусстве, оправдать его самоистребление, но неспособна истолковать более
серьезные позитивные явления нынешней духовной жизни, хотя бы ту же
архитектуру. Постмодернизм ведет борьбу с целым, а для зодчего его творение
всегда выступает как целое. Плюрализм, за который ратует постмодернизм,
хорош, но в меру.
Следует обратить внимание на тот момент, что XX в. породил феномен
“конгломератной культуры”. Это значит, что открытия в области живописи,
музыки, психологии, этики не “стыкуются” с теоремой Гёделя о принципиальной
неполноте арифметики, с концепциями “черных” и “белых” дыр, “многоэтажного”
вакуума или концепцией метавселенной как уникального экземпляра, который в
структурном плане является неисчерпаемым множеством всевозможных целостных
миров (вселенных). Иными словами, современная научно-техническая культура
представляет собой своеобразный набор различных культурных микрокосмов,
которые требуется синтезировать в единое целое.
В ходе рассмотрения западной культуры XX в. не следует забывать, что
она отнюдь не является единообразной, ибо в ней имеется множество местных
разновидностей, обусловленных в каждом конкретном случае особенностями
традиций, природными условиями, обычаями и образом жизни населения. Вместе
с тем нельзя закрывать глаза на то, что в современной западной культуре
широкое распространение получает так называемая массовая культура. Нередко
эта культура воспринимается в Европе как чисто американское явление, хотя
это и не совсем так. В европейских странах, по крайней мере, последние два
века, существовала и существует с традиционной высокой культурой и культура
рыночная, массовая. Во Франции, например, такого рода массовая литература
получила наименование “бульварной”, в России она называлась “литературой
толкучего рынка”.
После 2-й мировой войны проводилось широкое жилищное
строительство. В 50-е г. современная архитектура стала действительно
всемирной. Во многих странах сформировались свои архитектурные школы.
Архитектура Финляндии приобрела своеобразие вледствие того что сдесь
работал А.Аалто (Дом культуры рабочих в Хельсинки, 1958); архитектура
Японии выдвинулась на первое место благодаря работам К.Танге; ярким
явлением была послевоенная архитектура Бразилии, потому что сдесь
появились талантльвые архитекторы –Оскар Нимейер, Люсио Коста.
В Англии возникло своеобразное течениее «новый эмпиризм»,
обратившееся к испоьзованию привычных в национальной строительной приактике
материалов – кирпича, дерева.
В 50-е г. во всем мире пользовалось большой популярностью
творчество Л.Мис ван дер Роэ, который с 1938г. работал в США. Здание,
которое он создавал имеет форму прямоугольного параллелепипед. Однообразная
стеклянная поверхность фасада оживлена наложенными на нее декоративными
деталями в виде вертикальных прокатных профилей из нержавеющей стали. Набор
архитектурных форм минимален, ему подражали во всем мире.
В начале 50-х годов по проекту талантливого исследователя Л.Мис
ван дер Роэ и архитектора Э. Саариена был построен комплекс центра компании
«Дженерал моторс». Он по праву причиляется к выдающимся ансамблям мировой
архитектуры. Геометрически ясные объемы, четкие линии, сверкание стекла,
эмалированных панелей и глазурированного кирпичаявляются величественным
ансамблем, который называют «современным Версалем».
34
Новая архитектура в США развивалась быстрыми темпами, характерным
зданием такого типа является призма здания Секретариата ООН в Нью-Йорке
архитектора У. Гаррисона. Продолжается строительство небоскребов. Растет
их этажность, в 1973 г. в Нью-Йорке был сооружен комплекс Всемирного
торгового цнтра с двумя 110-этажными башнями высотой 411 м, а в Чикаго
возведено здане фирмы серс и Робек» высотой 422м.
В 50-е гг. архитекторы активно увлекались стеклом, в небоскребах
легкий железлбетонный каркас очень часто целиком покрывался стклом. А
американсткий архитектор Ф. Джонсон построил себе дом аквариум, его
наружные стены были сплошь стеклянными. Но в 60-х.г. отношение к
остекленным фасадам изменилось , появилось желание отгородится от внешнего
мира. Прежняя легкость архитектурных форм сменилась гипертрофированной
массивностью. Харктерными приметами созданных ими архитектурных образов
являются тяжеловесные объемы зданий, обнажение трубопроводов инженерного
оборудования, необработанные кирпичи и бетонные поверхностистен.
Изменилось творчество Ле Корбюзье.Совершенно новой страницей в
творчестве Ле Корбюзье стала капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане, над созданием
которой он работал с 1950 до 1954 года. Здесь мастер впервые применил
упруго изогнутые плоскости несущих стен, над которыми как бы взлетает,
образуя огромные навесы, также криволинейное перекрытие из монолитного
железобетона. Небольшие оконные прорези разных размеров и форм, словно
случайно разбросанные по фасаду, создают в интерьере сказочный эффект. Эти
оконца подчеркивают цельность и монументальность здания. Возникают какие-то
далекие ассоциации с ро-майской архитектурой, с храмами древнего Пскова, а
скорее всего, со старинными хижинами французских крестьян.
В 1956 году Ле Корбюзье приступил к работе над постройкой
доминиканского монастыря в Ла-Туретте близ Лиона. Когда одного монаха
спросили, почему постройку монастыря поручили именно Ле Корбюзье,
доминиканец ответил: «Для красоты нового монастыря». Монахи знали, что
знаменитый мастер создаст им архитектурный шедевр. Личные взгляды Ле
Корбюзье на религию и церковь были им совершенно безразличны. Церковники не
обманулись в своих расчетах: туристы со всего света стекаются в Ла-Туретт,
так же как и в Роншан.
Строить здания причудливой формы позволило развитие инженерной
техники.
Замечательным нововедением этих лет являются пешеходные зоны в
городах. Первооткрывателями были голландские архитекторы Я. Бакема, И. ван
Брук. Они при реконструкции Роттердама создали улицу протяженностью в 600м,
связывающую центр города с привокзальным районом. Она была закрыта для
проезда транспорта и превращена в живописную зону с островками зелени,
местами отдыха, открвтыми кафе и т. д.
В 70-80е гг. в архитектуре, кроме заботы об удовлетворении
повседневных практических требований. Стали появлятся новые веяния, обно из
них – бионика – заимствование конструктивных принцмпов у органического
мира. Аэропорты, спортивные комплексы, жилые дома стали похожими на
плывущего ската, на грибы, цветы и т. д..
Необходио отметить, что современная архитектура потеряла
национальные особенности, во многих странах возводят однотипные сооружения,
архитектура стала космополитичной.
КИНО
Крах фашизма, общая демократизация мира оказали на кинематогрф
значительное влияние, породив в нем ряд значительных явлений. Одним из них
был итальянский неореализм.
Первым шедевром неореализма стал фильм, созданный почти
документальным способим, хотя в нем участвовали актеры, и снимавший ся еще
в оккупированном Риме. Это был «Рим- открытый город» (1945) режиссера
Роберто Росселини. Катина состояла из ряда эпизодов. В основе которых
лежали подлинные факты, среди них история коммуниста Феррари, преданного и
замученного гестаповцами. Священника Морозини, растрелянного за
35
помощь подпольщикам.
Другое клоссическое произведение неореализма – картина Викторио де
Сика (1901-1974) «Похитители велосипедов». Де Сика отказался от
проффессиональных актеров: на роль гланого героя пригласил подлинного
безработного, а роль 10-летного Бруно пригласил
мальчика действительно служивший рассыльным..
Неореалисты брали, как правило. Рядовой жизненный факт и
анализировали на экране причины его возникновения и социальные корни. Так,
режиссер Джузеппе Де Сантис , прочтя в газете сообщение о том, как по
объявлению, приглашавшему на работу одну машинистку, пришли сотни девушек.
И под выстроевшейся очередью обрушилась лестница. , сделал это событие
основой волнующего фильма «Рим 11 часов» (1952), касавшегося проблемем
безработицы.
Неореализм значительно обогатил эстетику мирового кино.
Использование простых житейских историй, приглашение натурщиков, съемки на
улице стали входить в кино многих стран.
В 50-х - 60-х годах Приходят в киноискусство Роберто Росселини
(1906-1977) и Лукино Висконти (1906-1976), Микеланжело Антониони Федерико
Феллини- будущие крупнейшие матера мирового кино. Именно в их картинах
отразилась одна из ведущих тенденций западно-европейского кинематографа 50-
х середины 60-х годов- исследование психологии современного человека,
социальных мотивов его поведения, причин смятения чувсв и разобщенности
между людми. Об этом фильмы феллини: «Дорога», «Маменькины сынки», «Ночи
кабирии», «Сладкая жизнь» и т.д..
С середины 70-х годов начинается кризис итальянского кино Резко
снижается посещаемость кинотеатров, резко возрастает число коммерческих,
чисто развлекательных картин.
Когда в началеи 50-х г. появились кинофестивали, то сенсацию
произвели японские фильмы. Это было открытие своеобразного, необычного
культурного мира. Сегодня режисеры Акира Куросава, Кането синдо, Тадаси
Имаи входят в число лучших кинохудожников современности.
Японское кино в лучших своих проихведениях самобытно и глубоко
национально. Например фильмы Акиры Курасавы отличает яркая исключительность
человеческих характеров, острый драматургический конфликт, через них
проходит главная тема творчества режиссера: нравственное духовное
совершенствование личности, необходимость творить добро («Рассемон», 1950,
«Семь самураев», 1954, «Дерсу Арзала», 1976, совместно с СССР «Тень воина»,
1980.
Швеция породила удивительного мастера Ингмара Бергмана. Его
творчество наиболее ярко выразило особенности скандинавского
художественного мышления и мироощущения, типичного не только для Швеции, но
, очевидно, для многих стран Запада. В таких фильмах, как «Седьмая
печать», «Земляничная поляна» (оба 1957), «Осення соната» (1978),
«Источник», «Персона», «Лицо» (1958), «Молчание» (1963), Бергман как бы
подвергает их сомнению, развивает тему трагического одиночества человека в
обществе. Бергман воспитал замечательных актеров, которых пригласили
сниматья во Францию, ФРГ, США, - М. Фон Сюдов, И. Тулин, Б. Андерсен, Л.
Ульман и. др. .
Испания дала миру неординарного кинохудожника Луиса Бюниэля (1900-
1983), который стал знаменитым знаменитым французским режиссером. На
протяжении всего своего творчества он стал верен взглядам сюрреализма,
начиная с 1928г. , когда вместе С Сальвадором Дали они сняли фильм
«Андалузский пес» и скандальноизвестного фильма «Золотой век» (1930;
запрещение на этот фильм продержалось полвека) до фильма 1977г. «Этот
смутный объект желания». Но если в первых картинах чувствовалась
сюрреалистическая задиристость, использовался весь набор сюрреалистических
тем (безумная любовь, черный юмор), то в фильмах 2-й половины века
сорреализм не менее острый, но уже не вызывающий, как будто
36
успокоенный («Назарин», 1958, «Млечный путь2, 1968, «Призрак свободы»,
1976.
Когда мы говорим об английском кино, ам сразу споминается
замечательные литературные экранизации. А также имена замечательных
режиссеров Альфреда Хичкока (1899-1980) и Линдснея Андерсона, Хичкока
считают одним из основоположников фильмов – ужасов, фильмов где
используется мехпнника массового психоза, массовой паники.(«Птицы»). Л.
Андерсон принадлежа к «Свободному кино» и остался ему верен в сложные
времена для английского кинематографа. Он снимал фильмы по литературным
произведениям («Эта спортивная жизнь», 1963), сатирические катины
«Госпиталь «Британия»». 1982г. и др..
США является суперкинодержавой, но ее киноиндустрия откликалась на
общественно-политические движения. В 60-е годы появились молодые
кинорежисееры Ф. Коппола, М. Скорсезе, М. Николс, и др., которые бросили
вызов консерватизму «фабрики грез». На экране стали появлятся актуальные
проблемы молодежи, ее неприкаянность перед всесилием доллара, мрак без
духовного прозябания, жестокие условия выживания.
Особое место в американстком кино заняла тема войны во Явьетнаме,
расколовшая Голливуд на 2 непрмиримых лагеря – защитников агрессии(«Зеленые
береты» Д. Уэйна) и ее противников («Возвращение домой» Х. Эшби, «Строй»
Р. Сигела, «Взвод» О. Стоуна). Спад демократического движения в Америке
усилил попытки оправдать агрессию во Вьетнаме (сериал «Рембо»).
Основной поток фильмов определяли мелодрамы, детективы, фильмы о
шпионах. Мировым бестселлером стал сериал об агенте 007 Джеймсе Бонде,
главную роль в котором исполнял Шон Конери.
В 70-80-е гг. ситуация в кинематографе меняется в связи
неоконсервативной политикой американской администрации, присоединение
крупных кинофирм к транснациональным монополиям и следовательно, слияние
кинодела с большим бизнесом. Продюсеры стали делать ставку на постановку
небольшого числа супердорогих фильмов в жанрах фильма-катастрофы
(«Аэропорт», Ад в поднебесье»), космической фантазии («Звездные войны»),
возросло влечение фильмами ужасов («Сияние» С. Кубика).
Благодаря хорошо отлаженному механизму кинопроизводства,
возможности вкладывать внего большой капитал, американское кино заполонило
весь мир, его массироанную атаку ощутили на себе Европейские страны в 70-80-
е гг., теперь ее ощущают
бывшие страны социализма. Пока США царят в мировом кинорынке.
Свою нишу в мировом кино занимает Индия. Индийское кино
разнообразно, и наряду с музыкально-танцевальными драмами в нем немало
умных строгих реалистических и психодогически тонких картин. Не обошла
индийский кинематограф и «ноая волна», ее представляет «калькутская школа»,
по своему характеру близкая к итальянскому неореализму. Наиболее выдающийся
режиссер этого направления Сатьяджит Рей. Главная тема Рея – жизнь простых
людей , их горести и маленькие радости, которые он показывал на фоне
больших перемен, происходящих в Индии («Песнь дороги»,1955, «Дом и мир»,
1983).
Широко известны миру киноработы Раджа Капура (1924-1988) «Бродяга»
(1951), «Мое имя клоун» (1970), «Бобби» 91973), «Любовный недуг» (1982)
и.т.д.
Зарубежный кинематограф подарил миру замечательных артистов-звезд
мирового экрана: Анна Маньяни, Софи Лорен, Марчело Мастрояни, Франко норо,
Клаудиа Кардинале, (Италия), Барбара Стрейзад, Мэрелин Монро, Элизабет
Тейлор, Ричард Бартон, Лаиза Минелли, отец и сын Дугласы, Дастин Форман,
Джек Николс (США), Катрин Денев, Бриджит Бардо, Ален Делон, Жеррар
Департье, Луи де Фюнес, Жан Поль Бельмондо (Франция), Даниэль Ольбрыхский,
Барбара Брыльска (Польша) и др.
Литература :
-----------------------
[1] Дженкс Ч. А. Язык архитектуры постмодернизма. – М. 1985.
[2] Гулыга А. В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. – 1988.
– № 12.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|