Но к счастью на поп-роке весь рок не основывается, еще со времен хард-
рока рок раздваивается на два направления: собственно рок и тяжелый рок,
впоследствии породивший некую своеобразную металическую культуру.
Так вот, в тяжелой музыке дела складывались как нельзя лучше и она
завоевывала все новые рубежы. Но к сожалению с момента появления хэви-метал
она стала так называемым «андеграундом», т.е. подпольной музыкой,
предназначенной не для всех.
Начало 80-х прошло под победное шествие хэви-метала, но он становился
все менее тяжелым и более коммерческим, что конечно большинству молодежи,
желавшей все также буйствовать, не нравилось. И вот в начале 80-х начинает
зарождаться новая музыка - трэш метал. Трэш вобрал в себя панк-рок и хэви
метал, вобравши в себя жесткость, скорость первого и мелодичность второго.
Трэш стал самым тяжелым направлением музыки, в основном это было достигнуто
за счет доведения скорости игры до физического предела, максимальным
искажением звука гитары (благодаря все тому же эффекту Distortion) и
максимальным убыстрением ритм-секции, которая стала походить на кононаду,
за счет введения второй басовой бочки. Но трэш не состоял только из одной
скорости, он был замечателен тем, что вместе со скоростью существовала
мелодия, а частые резкие смены ритма сделали его неподражаемым. Трэш возник
в Америке, и восновном как альтернатива начинающему становиться помпезным
хэви-металу. Родителями трэша принято считать такие группы, как
«Metallica», «Slayer», «Celtic Frost». В своем младенчестве трэш в основном
воспевал агрессивность и воинственность, но очень скоро его уровень резко
возрос и одновременно с усложнением музыки, трэш группы запели о насущных
проблемых - о ядерной угрозе, политической нестабильности, протест
наркотикам, абортам, самоубийствам, исторических ошибках человечества и
вообще что же есть такое человек.
Как я уже отмечал одним из первопроходцев этого стиля по праву
считается "Metallica". Ее феномен заключается в том, что без
"сорокапяток" и эффектных видеосюжетов, выходя на сцену без грима, без
трансляции композиций по радио и телевидению, под аккомпанемент насмешек
солидной музыкальной прессы, группа не только встала во главе нового
тяжелого андерграунда, но и приобрела репутацию супергруппы вне его.
"Metallica" играет "рафинированный металл", свободный даже от
"наследственных примесей" - ритмическое богатство композиций,
предельная лаконичность музыкальных тем, скрытая динамика аранжировок
мгновенно выделяют группу среди множества подобных, взявших за основу
внешние признаки "металликовского" "металла". В своих работах музыканты
настолько честны и искренны, что создается впечатление, будто 70-х - с
их компромиссами, усталостью, лицемерием, прагматизмом, комплексами
неполноценности и
30
животным страхом перед будущим - никогда не было. Группа, способная
гитарным риффом перечеркнуть наследие "постреформистского десятилетия",
может с полным основанием претендовать на звание наследницы 60-х, эры
Вудстока и наивных "детей цветов". Только "Metallica" не наивна, а
предельно ожесточена - утратой разноцветных иллюзий, своим временем и его
жестокостью, и тем не менее она - второе поколение Вудстока. Но история
"Металлики" - это не только искренность 60-х, с их вызовом ханжеской
морали; это и конец 70-х, когда "новая волна" английского хэви-метала снова
поставила вопрос: как жить дальше? Бешеная динамика музыки "Моторхэд",
"Саксон" и "Даймонд Хэд" давала на него свой ответ: спасение в движении,
в скорости - под лежачий камень вода не течет. Хватит болтать, пора
заняться делом, человек сам хозяин своей судьбы!
История группы начинается с датчанина Ларса Ульриха, серьезно
занимавшегося теннисом. Настолько серьезно, что стал чемпионом Копенгагена
среди юниоров. В 1980 году его родители перебрались в Лос-Анджелес.
Спортивная карьера прервалась сама собой и Ларс
также серьезно занялся ударными.Спустя год ему попалось объявление в
газете: некий Джеймс Хэтфилд ищет музыкантов для группы. Они быстро
сошлись, обоюдная симпатия переросла в дружбу. Приятель и сосед Хэтфилда,
Рон Макговни, стал бас-гитаристом, для соло пригласили черного гитариста
Ллойда Гранта. Вокал Хэтфилда по силе и тембру оказался очень похожим на
голос Оззи Осборна (это впоследствии отмечал и сам Оззи). Грант выбыл из
состава через неделю репетиций: ритмические эксперименты Хэтфилда оказались
не под силу этому, в общем-то, преспективному гитаристу. На его место
пришел Дэйв Мастейн, и летом 1982 года "Metallica" записала свою первую
композицию. Лента с записью попала на фирму "Мегафорс" и через две недели
"Metallica" подписала контракт на первую пластинку. Однако в самом разгаре
работы бас-гитарист Макговни тоже объявил, что играть с Хэтфилдом больше не
может: "От его ритмических сбивок у меня мозги вставали дыбом, он же
чокнутый - мы играем рок или Стравинского?" Хэтфилд и Ульрих срочно
вылетели в Сан-Франциско, где они нашли великолепного басиста Клиффа
Бертона, в то время игравщего в группе "Травма". Клифф Бертон был
профессиональным музыкантом с большим стажем работы. Как любой хороший бас-
гитарист, Бертон прекрасно играл на рояле, владел музыкальной теорией - шаг
за шагом он, словно педагог, вел своих менее опытных коллег к постижению
основ музыки, закладывал фундамент для дальнейшей работы, высвобождал из
оков невежества творческкий потенциал Хэтфилда. Клифф научил Хэтфилда
работать, и ему это понравилось. В марте 1983 года группа приступила к
записи прерванного альбома. Музыканты работали по двадцать часов в день,
но... Появление Бертона, его "школа хороших манер" не прошли бесследно,
Ульрих и Хэтфилд почувсвовали дискомфорт, хотя ничего вроде бы не
изменилось. Однако изменилось. Изменилось их восприятие музыки, критерии,
требования, предьявляемые к материалу. "Дэйв Мастейн - отличный гитарист,
наверное, он самый быстрый гитарист в "металле",- говорит Хэтфилд, - но мы
уже стали другими, а Дэйв продолжал лупить по струнам, как будто ничего не
произошло. Нам нужен был другой, кто смог бы управляться и с мелодиями."
Этим "другим" оказался Кирк Хэммет из сан-франциской группы "Экседес",
поклонник Джими Хэндрикса и Майкла Шенкера, способный воплотить любую чужую
идею с точностью компьютера. К счастью "рокировка" гитаристов прошла
безболезненно (Мастейн с тех пор играет в "MegaDeath", группе, которую
называют "скоростной и прямолинейной копией "Металлики""). Перед
любителями жесткого рока появилась новая группа. Но не совсем такая,
какой, предполагалось, она может быть. Несмотря на некоторые стилические
тяготения к "Black Sabbath" и "Led Zeppelin", композиции "Meталлики"
выглядят более "сухими", резкими, а ритмические чудеса Хэтфилда вообще
ставят под сомнение принадлежность группы к року в традиционном смысле
этого слова. В целом музыка группы "Metallica" гораздо более сложная,
чем что-либо когда-то бывшее в роке.
Однако тексты первого альбома "Kill’em All" практически не
отличались от стандартных разработок, например, "Judas Priest": рок, да
здравствует рок и только рок!
31
Принципиально иным стал второй альбом "Ride the Lighting"(1984). В
музыкальном отношении он углубляет и развивает находки, которыми отмечен
дебют группы, но стихи здесь вышли на первый план и несут такую же
эмоциональную нагрузку, как и музыка. "Metallica" взялась за очень
трудные темы: война, смертная казнь, наркомания, насилие психозы,
подавление инакомыслия - темы, которые с тех пор всегда присутствуют в
творчестве этой группы. Записав третий альбом, "Metallica" практически
сразу же приобретает статус супергруппы - триумфальные гастроли с Оззи
Осборном, беспрецендентная реализация диска, практически мгновенно ставшего
"золотым". В начале осени 1986 года, а точнее - в сентябре,
"Metallica" отправилась на гастроли по Скандинавии. По дороге из Стокгольма
в Копенгаген автобус с музыкантами и персоналом не удержался на скользком
повороте и первернулся. Погиб один человек, Клифф Бертон. Ему было 24
года. Оправившись от шока, "Metallica" объявила конкурс бас-гитаристов. Они
получили 340 демонстрационных записей, из которых отобрали одну. Ее автором
был Джесон Ньюстед.
"...And justice for all" - так назвали "Metallica" свой двойной
альбом, вышедший в 1988 году. Впервые после записи "Kill’em all" группа
пришла в студию с готовым материалом. Работа двигалась очень тяжело:
давила мысль, что это первые самостоятельные композиции, сквозь ноты
которых не пробегал взгляд Бертона. Пожалуй, этот альбом получился самым
интересным в истории "Металлики". В рекордный срок он стал "платиновым".
Новый альбом группы появился на прилавках 4 августа 1991 года и к 6
августа он уже был дважды "золотым". Эту работу можно рассматривать, как не
характерную для направления "спид-трэш-метал" и одновременно вполне
логичную, применительно к концепции творчества "Металлики": скорость
исполнения, одно время ставшая самоцелью, уступила место мелодичности
(правда, группа и прежде не страдала ее отсутствием), жесткость звучания
сохранилась, но теперь она достигается за счет акустических инструментов. В
целом же этот диск полон реминисценций хард-рока 70-х, в нем явственно
прослушиваются стилистические комбинации в духе "Black Sabbath" и "Deep
Purple".
Рок 90-х
Рок 90-х можно охарактиризовать одним направлением и одной группой -
гранж и «Nirvana». Устав от долгого засилия поп-рока, молодежь обратилась к
буйному, вызывающему гранжу, который представляет собой слияние таких
стилей как панк, хэви метал и поп-рок. Гранж отличает вызывающее поведение
и скорость игры панк-рока и присутствие несложных мелодий поп-рока.
Формироваться гранж начал в конце 80-х ( хотя еше в конце 70-х группа «The
Go-Go’s» преподносила публике нечто похожее), его родителями были
«Nirvana», «Pearl Jam», «Soundgarden». Хотя «Pearl Jam» и «Soundgarden»
играли намного лучше чем «Nirvana», молодежь приняла именно последнюю за их
вызывающую зажигательность. Практически «Nirvana» держалась за счет своего
лидера Курта Кобейна. Несмотря на то, что мастерство исполнителей оставляло
желать лучшего, в песнях Кобейна было нечто, что просто не могло не
притягиваиь людец к этой музыке. После трагической гибели Курта Кобейна
группа распалась, но их музыка звучит до сих пор. После распада группы
«Nirvana», возрос интерес к техничному и профессиональному гранжу, получили
известность такие группы «Pearl Jam» и «Soundgarden», которые в корне
отличаются от «Nirvana». Эти группы владеют инструментами и их творческий
потенциал не исчерпывается простенькими мелодиями, к тому же в их тектсах
поднимается серьезная проблематика окружающего мира.
Что же ждет рок в будущем ? Если посмотреть на его повторяющуюся
историю, то можно с уверенностью сказать, что впереди у рока новые буйства
и протесты, новые взлеты творчества и эксперименты по скрещиванию музыки
разных направлений, подчас противоположных. Рок не стоит на месте, он
постоянно развивается. Отвергая прошлое и одновременно вбирая в себя самое
интересное и выразительное прошлого будут появляться новые направления,
новые группы, новые движения. И так же постоянно будет конфликт детей и
отцов, отцы будут запрещать детям слушать эту «бесовскую», «грязную»
музыку, а дети
32
назло родителям будут ее слушать.
Конечно, в объёме одного реферата невозможно полностью описать картину
музыкального мира ХХ века. Я вынуждена была опустить полностью европейскую
и американскую симфоническую музыку, лишь мельком упомянула таких
известнейших дирижёров, как Тосканини, почти не затронула развитие блюза и
многих других жанров, в том числе и поп-музыки. Даже в истории рок-музыки,
достаточно детально здесь описанной, остались пробелы: обойдёнными
вниманием остались такие интересные команды, как "AC/DC", "Van Halen",
"Uriah Heep", "Guns'n'Roses", "Doors", "Aerosmith". Кроме того, совершенно
особое явление представляет из себя российский и советский рок.
АРХИТЕКТУРА
В семидесятые годы появились новые веяния в архитектуре. Называют
даже точную дату – 15 июля 1973 г. В этот день в американском городе Сент-
Луисе был взорван квартал новых благоустроенных домов, отмеченный в
пятидесятые годы премией как образец воплощения самых прогрессивных
строительных идеалов, в котором теперь никто не хотел жить: слишком
стерильно и монотонно выглядело все. В опустевших домах стал гнездиться
преступный элемент, и от «образцового» квартала решили избавиться.
Образец новейшей архитектуры - здание художественной галереи в
Штуттгарте, выстроенное по проекту английского архитектора Дж. Стерлинга.
Здесь сочетаются элементы самых различных архитектурных стилей и эпох.
Фасад украшен разноцветными светильниками в виде длинных труб, идущих по
всему контуру здания,— возникает ассоциация с
промышленным строительством, где раскраска труб преследует сугубо
утилитарные цели. Внутри здания светлые залы, стекло и сталь, и вдруг
наталкиваешься на колонны, как бы заимствованные из египетского храма.
Внутренний дворик выполнен под «античные руины», увитые плющом; здесь
древние статуи, а несколько плит навалены Друг на друга — как бы
«археологические раскопки».
Подобную архитектуру, в которой отразились недовольство безликой
рациональностью и тяга к прошлому, к традиции, у нас принято называть
постмодернизмом. В данном случае перевод термина неточен, ибо под стилем
«модерн» мы привыкли понимать архитектурные принципы конца прошлого —
начала нынешнего века, когда господствовала избыточная вычурность форм.
Эти принципы преодолела «современная», функционалистская архитектура,
обнажившая конструкции, устранившая «излишества», подчинившая форму
функции.Поэтому новейшую архитектуру, пришедшую ей на смену, призванную
удовлетворить тягу человека к зрелищности, уместнее именовать
«постсовременной».
В книге английского архитектора Чарлза Дженкса «Язык архитектуры
постмодернизма», содержится программа нового зодчества: «Времена
радикальной перестройки городских структур канули в прошлое, жилищные
потребности населения полностью удовлетворены, отвечающий нуждам
автотранспорта город давно перестал быть главной целью градостроителей.
Начался период переоценки ценностей: новая городская архитектура перестает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|