понятия о добре и зле, о боге, о разуме. Фрейдизм впечатляюще доказывал,
что нельзя недооценивать значения подсознания или считать его чем-то
второстепенным. Оно не рудимент, не атавизм, который изредка прорывается в
снах, обмолвках, болезненых маниях. Фрейдизм открыл дорогу "фрейдистской
истории искусства". Благодаря фрейдизму сюрреализм получил возможность
настаивать на том, что он не беспочвенная фантазия, не выдумка анархистов,
а новое слово в понимании человека, искусства, истории, мысли. Это была
такая солидная опора, что уже не приходится удивляться влиятельности и
распространенности сюрреализма, его всеохватности до середины ХХ века.
Дали и ницшеанство.
Выше уже было сказано, что европейская культура XX в. испытала
влияние философско-художественной прозы Фридриха Ницше, который в своих
произведениях ("По ту сторону добра и зла" 1886г.) выступал с критикой
буржуазной культуры и проповедовал эстетический имморализм, т.е
нигилистическое отношение ко всяким нравственным принципам. В книге "Так
говорил Заратустра" 1883-84гг. Ницше создал миф о "сверхчеловеке", при этом
культ сильной личности сочетался у него с романтическим идеалом "человека
будущего".
Сальвадор Дали был последовательным представителем ницшеанства
XXв. Дали читал и почитал Ф.Ницше, вел с ним диалоги в своих картинах и
своих писаниях. В "Дневнике одного гения" неоднократно упоминается Ницше.
Дали писал:"Заратустра казался мне героем грандиозных масштбов, чьим
величием души я искренне восхищался... Настанет день и я превзойду его
своим величием!"(3). Слова "сверхчеловек - смысл жизни"(4) - стали одним
из девизов Дали. В его "Дневнике" читаем: "Самое главное на свете - это
Гала и Дали. Потом идет один Дали. А на` третьем месте - все остальные,
разумеется включая и нас двоих". И разумеется, что гениальнейший из гениев,
спаситель человечества и творец нового мироздания не обязан подчиняться
правилам поведения всех прочих людей. Сальвадор Дали неукоснительно помнит
об этом и постоянно напоминает о своей исключительности весьма
своеобразными способами: рассказывает о том, о чем "не принято" говорить по
причине запретов, налагаемых стыдом; пишет на одной из своих картин: "Я
ненавижу свою мать", которую искренне любил; совершает шокирующие публику
поступки, например, прибывает в Сорбонну на свою лекцию о "Кружевнице"
Вермеера и Носороге на белом "ролс-ройсе", набитом тысячью качанов цветной
капусты или стреляет на Монмартре из аркебузы по гравировальному камню,
создавая тем самым иллюстрации к "Дон Кихоту".
Сюрреализм Сальвадора Дали
Сам Дали так пишет о том, как начиналось его сюрреалистическое
творчество: "Но вот случилось то, чему суждено было случиться, - явился
Дали. Сюрреалист до мозга костей,
18
движимый ницшеанской "волей к власти", он провозгласил неограниченную
свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил,
что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом
творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или
преемственности".
Для сюрреализма в том виде, как его исповедовал Дали, нет ни
политики, ни интимной жизни, ни эстетики, ни истории, ни техники и ничего
другого. Есть только Сюрреалистическое Творчество, которое превращает в
нечто новое все то, к чему оно прикасается.
Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека
его времени. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция
("Загадка желания", "Великий мастурбатор") и гражданские войны ("Лицо
войны", "Предчувствие гражданской войны"), атомная бомба ("Ядерный крест")
и нацизм ("Загадка Гитлера"), католическая вера ("Распятие", "Христос св.
Иоанна") и наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. И
почти обо всем он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее
практически всех здравомыслящих людей. И этот вызов был не только его
личным делом, это было целью сюрреализма. Дали действительно был
сюрреалистом до мозга костей. В сюрреалистические образы превращалось все,
что он делал или говорил. Дали всерьез пестовал и культивировал свое
сюрреалистическое "Я" теми самыми способами, которые особенно ценились и
почитались всеми сюрреалистами. В глазах "разумных и нравственных" людей
радикальная философия сюрреализма, взятая совершенно серьезно и без всяких
оговорок (как у Дали), вызывает протест.
В той или иной степени Дали обошелся дерзко, провокационно,
парадоксально, непочтительно буквально со всеми теми идеями, принципами,
ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Это относится к
политическим силам ХХ века, к собственной семье, к правилам приличий, к
картинам старых мастеров. Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности.
В таком виде эти идеи действительно превратились в динамит, разрушающий все
на своем пути, расшатывающий любую истину или принцип, если они опираются
на основы разума, порядка веры, добродетели, гармонии, идеальной красоты -
всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни
синонимом обмана и безжизненности. Парадоксальные суждения Дали об
искусстве приводили в ярость как сторонников радикального авангардизма, так
и консерваторов-традиционалистов. С одной стороны он проповедовал
"музейный стиль" в живописи, а с другой стороны - предлагал разрушить
исторический центр Барселоны, чтобы постоить на этом месте город будущего.
Дали настроил против себе своих друзей-сюрреалистов, которые стали его
всерьез отрицать и опровергать.
Но бессмысленно упрекать Дали в непоследовательности, т.к. алогизм и
иррациональность - его программа и его стихия. Именно таков был метод
творчества Дали и в жизни, и в искусстве. Он похож на рискованный
эксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции. Дали словно
испытывает их на прочность, сталкивая между собой и причудливо соединяя
несоединимое. Но в результате создания этих чудовищных образных и смысловых
амальгам явно распадается сама материя, из которой они состоят. Дали опасен
для тихого и уютного устройства человеческих дел, для человеческого
"благосостояния", потому что он дискредитирует смысл и ценности культуры.
Он дискредитирует и религию и безбожие, и нацизм и антифашизм, и поклонение
традициям искусства, и авангардный бунт против них, и веру в человека и
неверие в него.
Сложна судьба реалистического искусства на Западе, но оно существует,
причем привлекает и молодых художников.
19
МУЗЫКА
Развитие мировой музыки в ХХ столетии шло столь быстрыми темпами,
описать все направления, течения и ответвления в одном реферате не
представляется возможным. В астоящем реферате я решила осветить развитие и
течение тех жанров, которые я считаю наиболее характерными для этого
временного периода, либо наиболее близкими для меня лично.
Повсеместное распространение за какие-нибудь шестьдесят - семьдесят
лет такого уникального явления, как джаз, едва ли не самый поразительный
факт нового времени. В период первой мировой войны, когда джаз Нового
Орлеана и прилегающего к нему районов еще был народной музыкой, количество
джазовых музыкантов не превышало несколько сотен, а число слушателей, в
основном представителей негритянской бедноты из дельты Миссисипи, не
достигало и пятидесяти тысяч. К 1920 году джаз стал известен, иногда в виде
довольно неумелых имитаций, всюду в Соединенных Штатах Америки. Через
десять лет его стали
исполнять и слушать в большинстве крупных городов Европы. К 1940 году его
уже знали во всем мире, а к 1960 году он был повсеместно признан как
самостоятельный музыкальный жанр, даже как особый вид искусства.
Джаз никогда не был популярной музыкой. Несомненно, время от времени
отдельные формы джаза становились популярными: так было с “джазовой”
музыкой 20-х, со “свингом” 1935 - 1945 гг., так обстоит дело со стилем
“ритм-энт-блюз” сегодня (конечно, популярность в бывшем СССР эти стили не
имели). В данном случае будет уместно говорить о так называемом
“псевдоджазе” - все вышеперечисленные направления имели какие-то небольшие
элементы джаза и “выдавались” за настоящий джаз, и слушатели, покупавшие
такие пластинки, как правило не разбирались в джазе. Но подлинный джаз -
тот, который сами джазмены считают своей музыкой, - редко приобретает
сколько-нибудь широкую популярность.
Джаз оказывал и продолжает оказывать влияние на всю современную
музыку. “Рок”, “фанк” и “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и
телевидения, значительная часть симфонической и камерной музыки
заимствовали многие элементы джаза. Без преувеличения можно сказать, что
именно на фундаменте джаза выросло здание современной поп-музыки.
Понять сущность джаза было всегда нелегко. Когда Луи Армстронга
спросили, что такое джаз, он ответил так: “Если вы спрашиваете, то вам
этого никогда не понять”. Утверждают, что Фэтс Уоллер в подобной же
ситуации сказал: “Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами”.
Раз уж такие великие музыканты не смогли объяснить, что такое джаз, то и
простому смертному это не под силу, и именно поэтому я не пытаюсь в этой
работе раскрыть сущность джаза, а ставлю целью раскрыть истоки этого
феномена в музыке и его развитие.
В становлении джаза выделяют три периода:
1) зарождение классического джаза;
2) зрелый период (эра свинга);
3) совремеменный джаз: стили боп и кул-джаз.
Мне кажется, что наибольший интерес представляет собой первый период,
т.е. зарождение классического джаза. Поэтому только его я постараюсь
осветить в этой работе.
Широкоизвестная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане,
откуда на старых колесных пороходах добрался по Миссисипи до Мемфиса, Сент-
Луиса и наконец до Чикаго. Обоснованность этой легенды в последнее время
ставилась под сомнение рядом историков джаза, и в наши дни бытует мнение,
что джаз возник в негритянской субкультуре одновременно в разных местах
Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Канзас-Сити, Чикаго и Сент-Луисе.
Но, возможно, самое убедительное свидетельство в пользу того, что
родина джаза - Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Новый
Орлеан не похож ни на один город США. Этот город буквально пронизан музыкой
и танцами. Веселый, шумный, пестрый,
20
он выделялся среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал
негру больше возможностей для самовыражения, чем любой другой город на Юге
США. С точки зрения джаза особенно важен тот факт, что в Новом Орлеане
сушествовала уникальная субкультура темнокожих креолов.
Рок это не просто музыкальное направление, это молодежная культура,
средство общения молодежи, зеркало общества. Он изначально создавался как
способ самовыражения молодежи, бунт и протест, отрицание и пересмотр
моральных и материальных ценностей мира.
На протяжении всей своей истории, рок показывает неразрешимую вечную
диллему отцов и детей. Как средство самовыражения молодого поколения, рок в
глазах старшего поколения выглядит лишь как детское развлечение, подчас
опасное и пагубное. Хотя рок существует довольно давно, на нем выросло
сегоднешнее взрослое поколение, но все же перед ним сегодня встают такие же
проблемы, как и вначале его пути: непонимание и отвержение. Это
обстоятельство хорошо показывает спиралевидность развития: как бы мы не
развивались, мы проходим этапы, которые уже остались в истории.
Безусловно, развитие рока тесно связано с техническим, экономическим,
политическим и социальным развитием. Не по воле случая законодателями рока
стали наиболее развитые страны. Именно техническое развитие дает толчки
развития рока, аппаратура постоянно изменяется и усложняется, гитара 40-х
годов похожа на сегодняшнюю гитару лишь пожалуй только формой, а звучание
вообще изменилось в корне (каких только эффектов не
подсоединяется сегодня к гитаре, совершенно изменяя ее звук; ко всему еще
появилась музыка, полностью исполняющаяся электронной аппаратурой).
Развитие техники привело и к тому, что сейчас почти в каждой семье есть
радиоприемник и магнитофон, что увеличивает влияние музыки на общество.
Экономическое развитие поднимает уровень развития граждан, а следовательно
поднимает их образованность и у них появляется больше свободного времени,
которое можно посвятить музыке, также это улучшает и условия труда и
обеспечение работой музыкантов. Яркий пример тому - бразильская группа
«Sepultura», будучи на родине и не имея хорошей аппаратуры, их музыка была
малоинтересна, но как только они переехали в США они сразу же приобрели
статус супергруппы.
Рок - пладотворная почва для рассмотрения с точки зрения философии, в
нем проявляются все законы философии. В том что рок это протест молодежи и
появление новой музыки, путем отрицания старой, проявляется закон отрицания
отрицания, показывающий развитие рок-музыки. В появлении нового стиля путем
слияния других стилей - закон отрадения, лежащий в основе развития
сознания. В противоречивости рока (противостояние поп-рока и тяжелой
музыки) проявляется закон единства и борьбы противоположностей.
Корни рока можно искать в далекой древнисти: и в народной музыке, и в
джазе, и в блюзе, но поистинне рок стал тем самым, что мы понимаем сейчас,
лишь в 50-х годах.
Рок-н-ролл оказался тем самым средством, которое объеденило черных и
белых подростков, одним мощным залпом смело расовые и социальные
предрассудки. Два чернокожих идола молодежи 50-х - Литтл Ричард и Чак Берри
- каждым сценическим жестом, каждым звуком своих песен выражали откаэ
повиноваться традиционно расистскому: «Поди-ка сюда, бой». Этот отказ
безусловно принимали слушавшие их белые мальчики - они уже были
подготовлены к такой музыке, они уже впитывали в себя чёрный ритм-энд-блюз,
который крутили на местных радиостанциях. Эта музыка была их общей тайной,
их заговором против родителей, не признававших цветных.
Рок-н-ролл оказался первой музыкальной формой, предложенной подростку
и специально по нему скроенной: до этого были взрослые пластинки, детские
пластинки, но не было ничего, что выражало бы сугубо подростковые надежды и
мечты, сугубо подростковое отношение к действительности. Эту тягу
подростков к «другой» музыке первыми заметили
владельцы небольших студий грамзаписи, более мобильные в выборе и склонные
к риску,
21
нежели фирмы-гиганты. А поскольку многие из небольших кампаний, где
записывались чёрные исполнители ритм-энд-блюза, пробавлялись ещё и белым
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|