Пейдж собирает новую группу, чтобы провести гастроли, запланированные по
контракту "Yardbirds". В состав группы вошел Пол Джонс, игравший с Пейджем
до этого, а также работавший с "Роллинг Стоунз" и,
вообще, имевший солидное прошлое. Под названием "New Yardbirds" музыканты
провели гастроли по Швеции и Финляндии. Позже менеджер группы Питер Грант
предложил название "Led Zeppelin" (искаженное от "lead", т.е. "покрытый
свинцом"). Грант сумел получить выгодный контракт, и в конце 1968 г. группа
выпустила первый альбом, записанный за сутки с небольшим. В феврале
1969 г. "Led Zeppelin" провели гастроли по США, в это же время их диск
попал в "Топ 10", затем стал "золотым". Второй альбом через два месяца
после выхода достиг первого места и получил "платину" (с тех пор каждый
диск группы становился
25
"платиновым"). "Led Zeppelin" исповедовали блюзовую манеру игры. Однако
Дж. Пейдж принес в классический блюз свое собственное понимание этой
музыки, его чувство гитары было поистине уникальным (не говоря о
технике игры), он тщательно вырисовывал каждый звук. Мощнейшая ритм-екция
и уникальный для белого певца негритянский тембр голоса Р.Планта
сделали подрожание "Led Zeppelin" невозможным. Импровизация, на которой
основывалось творчество " Led Zeppelin" имела и свою обратную сторону:
композиции были, как правило, длинными и радиостанции отказывались их
транслировать. В 1975 г. группа выпустила двойной альбом "Physical
Graffiti", композиции которого значительно опередили свое время, и
стали своего рода ориентиром, для групп, пришедших на смену "Led
Zeppelin".
Поистине гигантами хард-рока стали «Deep Purple». Их история началась
в 1968 году, когда британская рок-сцена представляла собой очень
интересную картину. Отходила в прошлое "власть цветов" - вершина движения
хиппи. Разной музыки было очень много, в хит-парадах соседствовали
инструментальные пьесы Х.Монтенегро, "Битлз", Луис Армстронг, Эстер и
Аби Офарим. Сфера рок-музыки расширялась. Привлечение джазовых или
симфонических элементов было еще в новинку, но уже не вызывало удивления.
Рок еще не успел, как сегодня, рассечься по разным возрастным, социальным,
культурным слоям, когда каждый занимается своим делом. Взаимовлияние было
очень сильным. В феврале 1968 года три английских музыканта решили
создать новую группу. Это были Джон Лорд, Ян Пейс и Ритчи Блэкмор. Все
трое были довольно известны в мире английского рока. Барабанщик Ян Пейс,
которому едва исполнилось 20 лет, уже с начала 60-х годов играл с
различными коллективами. Джон Лорд, органист, долго и серьезно изучал
классичечкую музыку, пробовал свои силы в театре, потом увлекся джазом,
много играл с рок-ансамблями, стремясь найти пути и способы сочетания
своих увлечений классикой и эстрадой. Лорд, Пейс и Блэкмор пригласили
басиста Ника Семилера и гитариста Рода Инанса и записали свой первый сингл
"Тише". Пластинка вошла летом того же года первую пятерку в США. Вскоре в
американских хит-парадах появился и первый диск - гигант группы "Deep
Purple" - "The shades of Deep Purple". Следующая пластинка "The Book of
Taliesyn" привлекает экспериментами Лорда в области сближения рока и
классики. Вскоре сложилась парадоксальная ситуация - пластинки "Deep
Purple" поподали в американские хит -парады, а у себя на родине, в Англии,
группа была практически неизвестна. "Deep Purple" решили сделать что-то у
себя дома. Для начала они заменили Иванса и Симплера Яном Гилланом и
Роджером Гловером. Гиллан был известен не только как вокалист, но и как
поэт, автор песен, а за плечами Гловера был многолетний опыт игры в
различных ансамблях. В таком составе "Deep Purple" и Королевский
филармонический оркестр (дирижер - Малькольм Арнольд) исполнили концерт,
написанный Джоном Лордом в 1969 году. "Концерт" Лорда стал тем редким
случаем, когда попытка соединения рока и "академической" музыки была
одинаково восторженно встречена поклонниками и той и другой музыки.
"Живая" запись из Альберт-холла была выпущена на пластинке. Кстати,
"Концерт" был не единственным таким опытом Лорда. Поворотным моментом в
истории "Deep Purple" послужила пластинка "Deep Purple in Rock". Диск вышел
летом 1970 года, почти одновременно с сорокопяткой "Black Night",
ознаменовав новый этап в творчестве группы. Хэви метал тогда еще не
появился. Для миллионов слушателей "крестным отцом" жанра - если не
строго хронологически, то духовно - стал ансамбль "Deep Purple" В почерке
коллектива появилось все, что потом использовали другие металлические
группы - громкость, как эстетическая составная, простые риффы-
гитары и бас-гитары, часто играемые в унисон, характерный вокал, мощный
мотор ударных. Что отличает "Deep Purple" от своих последователей, так это
готовность постоянно впитывать новое, что появляется в других жанрах,
открытость другим музыкальным влияниям. Ни "Deep Purple", ни "Led
Zeppelin", ни
«Black Sabbath» также стоящие у идейных истоков хэви метал замкнутостью
не отличались. Может быть, именно поэтому многое в их музыке интересно и
сегодня.
26
В середине 70-х начинается зарождатся новый стиль рок-музыки - хэви
метал. Логически он продолжает идеи хард-рока, выделив из музыки хард-
роковых групп исключительно мощные гитарные риффы, доведенные до
виртуозности соло и канонадные ударные. Толчком к появлению хэви-метал
послужило творчество группы «Black Sabbath». «Black Sabbath», в отличие от
других хард-роковых групп достигли более тяжелого звучания. Полностью были
исключены клавишные, исчезли фольклорные напевы, никаких любовных песенок,
никакой ориентации на шлягеры, способные войти в хит-парады. Ужасы и
оккультная тематика песен стали визитной карточкой "Black Sabbath",
которые стали неожиданно очень популярными среди студенческой молодежи. На
самом деле сверхужасного в их песнях ничего не было - тексты песен больше
напоминали сказки для взрослых. Но хэви-метал, как таковой они не
играли, а играть его стали такие группы, как «Judas Priest», «Iron Maiden»,
«Magnum». Во второй половине 70-х годов вся молодежь была увлечена панком.
Панки не давали прохода на сцену, нельзя было выступать, если ты не
ругаешься на сцене и умеешь владеть инструментом. Поэтому во второй
половине 70-х хэви-метал не обрел большой популярности, а расцвел он лишь в
первой половине 80-х годов, движением хэви-метал была охвачена вся
молодежь.
Группа «Judas Priest» образовалась во все той же неувядающей
Великобритании в 1969 году. Два дебютных альбома, вышедшие в 1974 и 1976
годах, особым успехом у публики не пользовались, хотя в обеих работах был
представлен интересный музыкальный материал. Несмотря на постоянную смену
барабанщиков (это хроническое заболевание группы), к 1977 году "Judas
Priest" приобрели популярность не только в Англии, но и за ее
пределами. В апреле 1977 года группа выпустила свой первый коммерчески
удачный альбом "Sin after Sin", продюсером которого был Роджер Гловер (экс-
"Deep Purple"). 1978 год прошел в непрерывной борьбе с захлестнувшей
британскую сцену "новой волной": два последующих альбома стали
квинтэссенцией хэви-метала и впоследствии послужили моделью для таких
групп, как "Деф Леппард" и "Уайт Лайон". Критики всячески издевались над
группой (как правило предметом насмешек служили прямолинейные тексты
без всякого намека на юмор), но в молодежной аудитории, увлеченной "новой
волной английского металла", "Judas Priest" стали кумирами. Это
подтвердилось в 1979 году, когда сингл "Take on the World" занял в
английском хит-параде 14-ое место. С появлением нового барабанщика, группа
записала диск "British Steel"(1980), ознаменовавший изменение стилистики
группы. Только после выхода этого альбома критики наконец "признали"
"Judas Priest", популярность которого распространилась и на США.
Группа "Iron Maiden", один из грандов хэви-метала, именно она
сделала хэви-метал популярным среди молодежи движением. Группа
образовалась в 1977 году в Великобритании. Наряду с некоторыми другими
группами "Iron Maiden" представляла собой так называемую "новую волну
английского хэви-метала". Взяв за модель звучание таких групп начала 70-х,
как "Led Zeppelin" и "Black Sabbath", "Iron Maiden" в короткое время нашла
свою музыкальную стилистику, ставшую, в свою очередь ориентиром для
других групп. Известнасть на родине пришла в 1979 году, когда композиция
"Running Free" попала в "горячую тридцатку". В то же время группа
выступила с концертной программой в передаче "Top of the Pops", став второй
после "The Who" группой, которая удостоилась этой чести в 1973 году. В
марте 1980 года "Iron Maiden" отправилась на концерты по Англии, в
качестве группы, сопровождающей выступления "Judas Priest". Альбом группы
был на 4-ом месте в хит-парадах. Вскоре "Iron Maiden" начала
гастролировать самостоятельно. Диск "Killers", выпущенный в 1981 году,
принес группе между народную популярность; почти весь год группа
интенсивно гастролиролировала по всему миру. В том же году в составе
появился вокалист Брюс Диккенсон, вместе с которым "Iron Maiden" заработала
статус "супергруппы". Великолепные рецензии получил альбом "Седьмой
сын седьмого сына"(1988). По итогам 1989 года "Iron Maiden" признана личшей
группой года (журнал "Metal Hammer"), а Диккенсон - лучшим вокалистом.
27
Также внимания заслуживает германская группа «Helloween», внесшая
большой вклад в хэви метал. Ее отличительной чертой является, то что на
протяжении всего своего творчества она пытается соединить два музыкальных
направления - хэви метал и классику. Не зря многие
музыкальные критики окрестили ее музыку
как «вагнеровский метал». Позже «Helloween» производит еще одно слияние
стилей, в ее музыке появляется народные славянские напевы.
Да, хэви метал стал поистине неким миксером, вобравшим в себя музыку
различных направлений и классику, и народную музыку и рок-н-ролл, но в
основе всего по прежнему лежит бессмертный негритянский блюз. Интересен тот
факт, что когда вокалиста «Iron Maiden» Диккенсона спросили, как он пришел
в метал он воскликнул:"А есть "металл" вообще? - Был блюз, блюз и
остался, только он изменился. Для меня это не стиль и не жанр, это музыка,
и ради этой музыки я пришел в рок."
Рок 80-х
Распад «Sex Pistols», а вслед за ними и упадок панк-рока обозначили
конец длившейся больше двадцати лет эры Классического рок-н-ролла. Далее
начиналась новая эра.
В разных концах Великобритании несколько молодых людей организовывали
свои группы. В северном Ньюкасле Гордон Самнер, отыскав, наконец,
единомышленников, объединился с ними в группу «Police». У небогатого
Гордона был всего один свитер в черно-желтую полоску, из-за него-то он и
получил кличку «Жало» - Стинг. В Дублине приступили к репитициям «U2». В
Лондоне одновременно начинали две группы - «Кьюэ» и «Depeshe Mode ».
Все они были тогда молоды, жадны до работы, и все они были будущими -
будущими звездами, героями будущих скандалов, авторами будущих пластинок.
К 1978 году юные англичане устало опустили разноцветные головы, и вот тут-
то на свет божий вышли все те, кто, сосуществуя с панк-роком, панками не
являлись.
Музыку, пришедшую на смену, назвали пост-панком, хотя правильнее было
бы пост-роком. Выросшая где-то внутри рока, она произошла не от
негритянских ритм-энд-блюзов, а скорее от белой классики. Ослепленная роком
аудитория не заметила подмены, и в 80-е пост-панк под псевдонимом «новая
волна» триумфально прошагал по Европе. И почему-то только в Европе
прижился.
Одним из первых вполне пост-панковских коллективов стала группа
«Паблик имидж лимитед». Группа была составлена из осколков двух величайших
групп предыдущего поколения - «Sex Pistols» и «Клэш». Голос Лайдона,
который в "пистолзовский" период вызывал ассоциации с расхулиганившимся
паровозным гудком, неожиданно оказался довольно приятным и коктейль,
замешанный «П.И.Л.» понравился. Шумной славы «П.И.Л.» не снискала, но
именно эта группа стала толчком, который заставил развиваться музыку всего
последующего поколения.
В середине восьмидесятых в фазу расцвета вступили «Кьюэ». Переболев
шлягерами, они теперь отдавали предпочтение инструментальным пьесам с
минимумом текста и детально проработанной аранжировкой.
Возможности чисто электронного творчества, которое для себя избрали
соперники и соратники «Кьюэ», «Depeshe Mode», привлекали к себе музыкантов
еще 60-х. После панков, ненавидевших синтезатор, заново его открыли «Хьюмэн
лиг», благодаря чему уже к 80-му году они сделались очень популярной
группой. Но вся сложность состояла в написании запоминающихся мелодий. И
«Депеш Мод» это удалось. Журнал «Рекорд миррор» в 1984 году назвал группу
«супергруппой международного состава». В этот период группа, кроме
музыкальной, развила и необычайную политическую активность и даже примкнула
к возглавляемому Биллом Брэггом течению «Красный клин». Тогда же была
доведена до совершенства организация концертов. Потрясенная декорациями и
световыми эффектами критика, единодушно признала, что из всех электронных
групп у « Depeshe Mode» самое
29
мощное концертное шоу.
Дублинские группы, заявившие о себе в середине 80-х, на рок-н-
ролльную гитарную основу наложили отпечаток ирландских народных баллад.
Успех так впечатлил, что уже стали говорить о ирландском вторжении. Первыми
и громче всех заявили о себе «U2». Начинали они с исполнения простеньких
рок-н-ролльчиков, постепенно совершенствуя технику игры, они записали три
альбома и стали довольно известными на родине. В 1982 году они встречаются
с продюсером Брайном Иноу. Пройдя его школу, «U2» выпустила в 1984 году
свой знаменитый альбом «Незабываемый огонь», который тоько в Штатах
разошелся тиражом в 9 миллионов.
Для группы, практически неизвестной, это был триумф. Следующий диск вышел
только в марте 1987 года и уже в апреле стал золотым и занял первую строчку
во всех хит-парадах, а все 10 его композиций возглавляли 10 таблиц
популярности журнала «Мелоди мэйкер» - случай неслыханный со времен
«Битлз».
Пост-панк достиг своей вершины, потрясенная Америка наградила «U2»
титулом лучшей группы 80-х. Это была победа, но она что-то надломила в пост-
панке, и он стал на глазах разваливаться.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|