You are going to interview someone who says that he has been watching
the monster for several years. Make up ten questions you would like to
ask this person , like this:
- How many times have you seen the monster?
- Have you taken any photographs of it?
In pairs act out the interview.
Домашнее задание выглядит следующим образом:
Design your own monster. Draw a picture to show what your monster
looks like. Give a description of your monster, give details where your
monster lives, how many times it has been seen etc.
3 урок
Задачи:
. Поддержание ранее усвоенного грамматического материала в активном
владении
. Контроль сформированности грамматического навыка
. Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической
речи), чтения, аудирования
. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных
задач на ИЯ
. Развитие памяти, мышления, воображения
. Повышение мотивации изучения ИЯ
Первая часть урока посвящена повторению и систематизации
изученного грамматического материала. Учащимся предлагаются
микроситуации , в которых присутствует определённая речевая задача,
которую необходимо решить, путём использования того или иного
грамматического явления. Например:
Ex. Your friend has just returned from Paris. You have never been
to Paris yourself. Ask him and find out what he has seen there.
Ex. You meet your friend and see that his arm is broken. Find out
what’s happened to him.
Завершается урок презентацией проектов.
3.2.Результаты опытного обучения
В процессе проведения опытного обучения объектами контроля
являлись: степень сформированности грамматического навыка и его
функционирование в различных видах речевой деятельности. Для
определения степени сформированности навыков, а также эффективности
применяемого подхода и разработанной системы упражнений, в ходе
опытного обучения был проведён ряд срезов, как устных, так и
письменных.
Для проверки сформированности навыка как на промежуточном этапе
работы над грамматическим явлением так и на этапе отсроченного контроля
были избраны такие формы проверки как сочинение и письмо. Такой выбор
объясняется стремлением определить насколько полученные результаты
соответствуют поставленным в ходе опытного обучения целям и задачам и в
частности такой цели как развитие навыков и умений самостоятельного
решения коммуникативных задач на ИЯ. Такие виды работ как сочинение и
письмо требуют от учащихся творческого подхода к выполнению задания и
представляют собой некую коммуникативную задачу, которую учащийся
должен решить. Таким образом , в ходе выполнения таких видов работ
учащиеся могли выбирать, использовать изучаемое грамматическое явление
или нет. Если учащиеся не избегают употребления грамматического
явления, то это говорит о достаточной степени сформированности
грамматического навыка для решения коммуникативных задач на иностранном
языке, т.е . о достаточной степени сформированности коммуникативной
компетенции, способствующей успеху акта коммуникации.
Что касается письменных тестов, то они включали в себя различные
виды заданий, которые дали возможность проанализировать степень
сформированности грамматического навыка с его формальной и
функциональной стороны, учитывая такие качества грамматического навыка
,как гибкость, сознательность и устойчивость, характерные для
письменной речи. Итоговые устные срезы, представляли собой
монологические и диалогические высказывания, в ходе которых оценивались
такие качества грамматического навыка как автоматизированность,
устойчивость, сознательность, гибкость и относительная сложность.
В Таблице 1 представлен перечень видов работ, проводимых в ходе
опытного обучения, для подтверждения выдвинутой гипотезы.
Таблица 1
| |Промежуточный срез|Итоговый срез |Отсроченный срез|
|Second |essay |Role play |Grammar test |
|Conditional | | | |
| |Grammar test |Grammar test | letter |
|Present |letter |Project |Grammar test |
|Perfect & | | | |
|Present | | | |
|Perfect | | | |
|Continuous | | | |
| | Grammar test |Grammar test | essay |
При обработке данных, полученных в результате проведения опытного
обучения, учитывались следующие показатели:
1) общее количество ошибок (формальных и функциональных)
2) количество функциональных ошибок разных видов, а именно: ошибки,
заключающиеся в неправильном употреблении одной грамматической формы
вместо другой (например, First Conditional вместо Second Conditional;
Present Perfect вместо Present Perfect Continuous)
3) степень сформированности грамматического навыка в соответствии с
отобранными критериями.
Так как грамматический навык имеет две стороны: формальную и
функциональную, все грамматические ошибки, таким образом, можно
подразделить на формальные и функциональные. Формальные ошибки связаны
с операцией оформления, которая отвечает за правильность оформления
высказывания. Операция оформления должна происходить согласно нормам
языка. Любое отклонение от этих норм приводит к формальным ошибкам в
речи учащихся. Функциональные ошибки связаны с операцией выбора, т.е.
говорящий выбирает модель, адекватную своему речевому замыслу. При
применении функционального подхода такой выбор происходит сознательно,
т.к. форма грамматического явления усваивалась вместе с функцией и,
следовательно, маркирована ею в сознании говорящего.
Под степенью высокой сформированности грамматического навыка
подразумевается наличие у грамматического навыка тех или иных качеств и
их проявление в процессе речевой деятельности.
3.2.1.Письменные срезы.
На основе результатов всех письменных срезов было подсчитано
общее количество ошибок, допущенных учащимися, и количество
функциональных ошибок разных видов. На основе этих данных было
определено качество обучения и коэффициент усвоения учебного
материала.
Качество обучения определялось по количеству положительных
оценок, полученных учащимися.
Например, за такой вид работы как essay были получены три
положительные оценки из пяти. Таким образом, качество обучения,
рассчитанное как (3:5)·100% равно 60 %
Коэффициент усвоения учебного материала определялся по формуле:
Сумма верных ответов
К= число ответов
Например, по результатам итогового среза по теме “ Second
Conditional” для анализа были представлены 15 работ.
Каждая работа предполагала наличие 25 верных ответов. Всего-375
ответов.
Общее количество грамматических ошибок составило-88
Количество функциональных ошибок- 16
Таким образом, коэффициент усвоения учебного материала составил:
( 375-88)
К= 375 = 0, 765· 100%= 76,5 %
В таблицах 2 и 3 представлены результаты письменных срезов по
темам “ Second Conditional” и “ Present Perfect& Present Perfect
Continuous”
Таблица 2
тема “ Second Conditional”
| |Количество|Общее |Количество |Качество|Коэффициент|
| |работ |количеств|функциональных|обучения|усвоения |
| | |о ошибок |ошибок | |учебного |
| | | | | |материала |
|Промежуточный |5 |34 |6 |60% |66% |
|срез | | | | | |
| |7 |21 |6 |71% |80% |
|Итоговый срез |15 |88 |16 |67% |76,5% |
|Отсроченный срез|10 |4 |4 |70% |93% |
| |10 |9 |4 |90% |85% |
Таблица 3
Тема “ Present Perfect& Present Perfect Continuous”
| |Количество|Общее |Количество |Качество|Коэффициент |
| |работ |количество|функциональных |обучения|усвоения |
| | |ошибок |ошибок | |учебного |
| | | | | |материала |
|Промежуточный |7 |60 |5 |57% |63% |
|срез | | | | | |
| |7 |23 |4 |71% |78% |
|Итоговый срез |10 |75 |13 |60% |72% |
|Отсроченный |11 |21 |6 |82% |86% |
|срез | | | | | |
| |11 |11 |3 |82% |78% |
На основе данных, представленных в таблицах, можно сделать
следующие выводы:
> количество ошибок, и, соответственно, качество обучения и коэффициент
усвоения материала, со временем изменяется в лучшую сторону, несмотря
на то, что никакие специальные упражнения на автоматизацию навыка между
итоговыми и отсроченными срезами не проводились. Это связано с
применением комплекса коммуникативных упражнений, с помощью которых
функции ( значения) изучаемых грамматических явлений маркируются и
таким образом закрепляются в сознании учащихся.
> количество функциональных ошибок по отношению к остальным видам ошибок
ничтожно мало. Это говорит о том, что функциональная сторона явления
усваивается учащимися, при использовании функционального подхода, на
основе разработанного комплекса упражнений, легко и остаётся в памяти
надолго. Что же касается формы явления, то ошибки на грубое нарушение
формы практически отсутствовали. Типичные ошибки при употреблении “
Present Perfect& Present Perfect Continuous” были следующие: -
употребление глаголов, не употребляющихся в Continuous; - использование
пассивного залога вместо активного. При употреблении Second
Conditional: замена would на will в придаточном предложении, при
сохранении правильной формы- в главном и наоборот. Также необходимо
заметить, что усвоение формы явления зависит не столько от
эффективности применяемого подхода и упражнений, сколько от желания
самих учащихся потратить какое-то количество своего свободного времени
на заучивание, например, трёх форм глагола и т.п. , т.к. при любом
подходе к обучению грамматической стороне речи есть , так называемые
пункты для самостоятельного усвоения. И насколько учащийся сознательно
отнесётся к данной рутинной работе, зависит, в большинстве случаев,
правильность оформления речевых высказываний. За количество же
функциональных ошибок в речи ответственность несёт учитель и в
частности применяемый им подход и упражнения.
> Также в работах наблюдалась инициативность учащихся по использованию
того или иного грамматического явления там, где они не были ограничены
жёсткими рамками контекста. Так, например, наблюдалась вариативность в
использовании форм Second Conditional и форм повелительного
наклонения, для выражения совета; форм Present Perfect и Past
Indefinite для выражения форм прошедшего времени. Приведённые примеры
говорят о сформированности таких качеств грамматического навыка как
гибкость и « сознательность» .
> В таких видах работ как эссе и письмо кроме коэффициента усвоения
учебного материала, был применён другой критерий оценки- оценка
сформированности качеств навыка, в частности такого качества навыка как
гибкость. Проанализировав эти два вида работ, были сделаны следующие
наблюдения: как на этапе промежуточного, так и отсроченного срезов в
нескольких работах была замечена некоторая «перегруженность» сочинений
изучаемым грамматическим явлением, так называемое сплошное
употребление. Очевидно, что употребление языкового явления в каждом
предложении даётся легче, чем в чередовании с предложениями с другими
явлениями. Однако, процент таких работ составил примерно одну четвертую
часть от общего числа. Остальные же учащиеся сфокусировали своё
внимание на содержании высказывания, попутно, логично дополняя его
изучаемым грамматическим явлением в той или иной форме. На основе этих
данных можно утверждать, что одна из важнейших целей - развитие навыков
и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ- была
достигнута.
Таким образом, результаты письменных срезов подтверждают
эффективность применяемого подхода и разработанного комплекса
упражнений для обучения грамматической стороне речи.
3.2.2. Устные срезы
Для анализа результатов устных срезов применялся метод экспертов
, с помощью которого проводилось наблюдение за развитием качеств навыка
на протяжении всего опытного обучения и по результатам итоговых срезов
были сделаны соответствующие выводы.
Для проведения итоговых устных срезов были избраны такие виды
работ как ролевая игра и проектная работа, которая выполнялась в парах
либо в группах. При выполнении таких типов заданий представляется
возможность оценить сформированность грамматического навыка во всех
видах речевой деятельности ( ролевая игра : говорение, аудирование,
чтение; проектная работа : говорение, письмо, аудирование, чтение).
Кроме того такой вид работы как ролевая игра имитирует ситуацию
реальной коммуникации, а при выполнении проектной работы представляется
необходимым решение поставленной коммуникативной задачи, что
стимулирует развитие навыков и умений самостоятельного решения
коммуникативных задач на ИЯ.
Для проведения ролевой игры применительно к грамматической теме “
Second Conditional” была предложена следующая ситуация:
А taxi driver has found a bag in his cab with 5 000$ in it. The
name of the owner is on the bag, but not the address. He can’t decide
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|