children, who is looking for a baby-sitter, and you are going to
interview a person by phone , who calls you and is eager to work for
you. Try to find out by asking him different questions if he is
suitable for this position.
Обстановка: мать/ отец детей у себя дома говорит по телефону. На
другом конце провода- потенциальная няня для её / его детей.
Участники разговора: мать/ отец детей и потенциальная няня
Речевой стимул: желание матери/отца найти подходящую няню для
своих детей.
Речевая реакция: Это тот речевой продукт, который, согласно
ожиданиям учителя, должны выдать учащиеся , реагируя на описание и
следуя заданию.
Конечно в процессе формирования грамматического навыка нельзя
отказываться от использования других видов упражнений , в частности
имитативных и подстановочных упражнений. Так как имитация закладывает
основы связи слухового и речедвигательного образов грамматической
формы. Таким образом, на основе предъявленного на слух грамматического
явления и закрепления его зрительного образа в речевом образце
происходит дальнейшее укрепление осознания функции грамматического
явления. Что же касается подстановки, то на основе подстановочных
упражнений формируется операция оформления и способность к репродукции.
Эти два вида упражнений являются как бы мостиком между формированием
формальной и функциональной стороной грамматического навыка. А
дальнейшие стадии формирования грамматического навыка (стадия
трансформации, употребления , переключения ( Пассов)) основываются на
использовании ситуативных упражнений.
Выводы:
1. Функциональный подход к обучению грамматики
- учит видеть реальную картину языковой системы, связи и взаимодействия
(взаимоотношения) единиц разных уровней языка, а главное –
согласованную жизнь языковых единиц в речи, их совместное
функционирование в тексте.
- Содействует развитию логического и ассоциативного мышления школьников:
учит видеть одинаковые, сходные значения и функции во внешне
(формально) различных языковых средствах.
- Развивает языковое и речевое чутье, делает более осознанной работу по
выбору языковых средств при формировании высказывания; позволяет
овладеть комплексом средств, выражающих близкие значения; ставит
вопросы о различиях, правилах выбора, функциональных возможностях.
- Стимулирует развитие как рецептивных, так и продуктивных речевых
действий.
- Развивает интерес к языку при работе с текстом и создании собственных
речевых единств: демонстрирует возможность оперировать единицами разных
уровней, искать и находить связи и взаимодействия языковых единиц.
- Отвечает современным требованиям к изучению ИЯ: практическое владение
языком, формирование коммуникативной компетенции.
2.Функциональный подход к обучению при планировании урока ИЯ
требует соблюдения следующих принципов: принцип речевой направленности,
функциональности и ситуативности урока. Неотъемлемой частью урока ИЯ
должны также являться: новизна, личностная ориентация общения и
коллективное взаимодействие.
3.Предъявление грамматического материала при функциональном
подходе осуществляется практическим путём и опирается на основные
положения, связанные с обучением грамматической стороной речи.
4.При функциональном подходе применяются упражнения с
преимущественной ориентацией на значение, которые можно подразделить на
три подгруппы, которые в целом являются упражнениями ситуативными.
Использование ситуативных упражнений соответствует принципам содержания
обучения при функциональном подходе. Это, в первую очередь,
функциональность , речевая направленность и ситуативность. Постоянная
смена речевых ситуаций придаёт уроку ИЯ новизну, а характер упражнений
( диалогическое общение, групповая работа) – обеспечивает коллективное
взаимодействие. В процессе формирования грамматического навыка такие
виды тренировочных упражнений как имитативные и подстановочные играют
немаловажную роль, а именно являются « мостиком» между формированием
формальной и функциональной стороной грамматического навыка.
Глава 3 Опытное обучение и его результаты
3.1.Структура опытного обучения
Опытное обучение проводилось с учётом условий обучения
иностранному языку на старшем этапе средней школы .
Условия –это сложная совокупность факторов, оказывающих прямое
влияние на обучение. Поэтому при организации опытного обучения
грамматической стороне английского языка на старшем этапе учитывались
те факторы , которые наиболее тесно коррелируют с обучением:
1) особенности данного этапа ( возрастные и индивидуальные различия
обучаемых, цели обучения, количество учебных часов)
2) мотивация в учении
3) уровень сформированности лингвистической готовности учащихся к
осуществлению иноязычной деятельности
Опытное обучение включало два этапа: подготовительный и основной
3.1.1. Подготовительный этап
На подготовительном этапе ставились следующие задачи:
. отбор грамматического материала
. организация отобранного материала в учебных целях
Отбор грамматического материала
В качестве языкового материала были избраны две грамматические
темы : “ Second Conditional ” и “ Present Perfect & Present Perfect
Continuous”.
Причины по которым были избраны именно эти темы следующие:
. Первая грамматическая тема являлась для учащихся новым языковым
материалом, ранее не изучавшимся. Таким образом, отсутствовало влияние
какого-либо прошлого языкового опыта, что гарантировало чистоту
проведения опытного обучения. Вторая же тема, напротив, ранее
изучалась, и влияние прошлого языкового опыта было неизбежно. В этом
случае ставилась задача дополнить предыдущий языковой опыт учащихся и
направить его на реализацию поставленных целей и задач.
. Широкое использование данных грамматических явлений в коммуникативных
целях.
Речевой материал составляли, в основном, речевые образцы и
тексты, которые подбирались из различного рода пособий.
Организация отобранного материала
Для проведения опытного обучения было составлено два комплекса
упражнений для учащихся по темам “ Second Conditional ” и “ Present
Perfect & Present Perfect Continuous”, наиболее полно реализующих
принципиальные положения функционального подхода к обучению
грамматической стороне речи.
Конечная цель обучения “ Second Conditional ” и “ Present
Perfect & Present Perfect Continuous” заключалась в формировании
коммуникативной компетенции и, в частности, важнейшего её компонента -
языковой компетенции, достаточной для совершения акта коммуникации на
иностранном языке. В связи с этим каждое пособие включало в себя
условно-речевые и речевые упражнения, имитирующие естественный процесс
коммуникации (по всем видам речевой деятельности).
Уровень сформированности коммуникативной компетенции, и
грамматических навыков в частности, проверялся с помощью письменных
(тесты, сочинения) и устных (диалогические и монологические
высказывания, ролевая игра) заданий.
Каждый из комплексов упражнений явился микромоделью
функционирования исследуемого подхода, что позволяет по результатам
опытного обучения судить об эффективности данного подхода и
разработанной системы упражнений.
3.1.2.Основной этап
На этом этапе решалась основная задача исследования - определение
эффективности исследуемого подхода и разработанного комплекса
упражнений для формирования коммуникативной компетенции на основе
проведения опытного обучения.
Опытное обучение проводилось в лингвистической гимназии № 25 г.
Нижнего Новгорода. В нём принимали участие учащиеся 9 класса.
Структура опытного обучения была следующей:
1) Промежуточный комплекс- 3 урока
Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса
Отсроченный срез – через 1 месяц
2) Промежуточный комплекс- 3 урока
Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса
Отсроченный срез – через 1 неделю
а) Промежуточный комплекс по теме “ Second Conditional”
1 урок
Задачи:
. Введение и первичная автоматизация нового грамматического материала
. Дальнейшее развитие грамматических навыков (активных и рецептивных)
. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных
задач на ИЯ
. Развитие памяти, мышления, воображения
. Повышение мотивации изучения ИЯ
Как уже упоминалось выше, грамматический материал по теме “
Second Conditional” являлся новым грамматическим материалом, но
учащиеся были уже знакомы с “ First Conditional”. В задачи урока
входило ознакомить учащихся с одной из двух ведущих функций “ Second
Conditional”: нереальное условие. Учащиеся же уже были знакомы с
функцией “ First Conditional”- выражение возможного условия и
предполагаемого результата. Поэтому во время речевой зарядки на первом
уроке по теме “ Second Conditional” учащимся задавались вопросы типа :
. What is the weather like today?
. What will you do if the weather is sunny/ rainy/snowy tomorrow?
. Will you be upset if the weather is cloudy / rainy/snowy tomorrow?
Затем подводятся итоги с целью выяснить какое грамматическое
явление было использовано , в какой функции. После того, как было
выяснено, что форма “ First Conditional” была использована для
выражения предполагаемого результата и возможного условия, даётся
установка на урок : «We already know what Englishmen usually say, when
they want to express a real condition. Today we’ll learn to express
unreal condition in a way Englishmen do.» Благодаря такой формулировке
в сознании учащихся происходит процесс дифференциации двух форм и , что
более важно , двух функций грамматических явлений. Таким образом в
ситуации коммуникации, находясь перед выбором употребления той или иной
формы Conditional, выбор будет происходить с учётом не формы и как
следствия- функции явления, а наоборот. И далее : « I am a teacher and
I work at school. But if I were a doctor I would work in a hospital. If
I were a taxi-driver I would spend the whole day driving around the
city.” ( при этом форма сослагательного наклонения выделяется голосом).
Заканчивается презентация фразой: “ But that was only my dreams .
Unfortunately, I am not a doctor and I am not a taxi –driver.”
После установки на урок учащимся предлагаются два речевых образца
, отражающих одну из основных функции “ Second Conditional”:
нереальное условие :
На основе представленных речевых образцов, после уточнения
функции использования “ Second Conditional”, выполняется серия
имитативных упражнений в режиме T-C, затем P-P. :
1) Т: What would you do if you were a queen/king?
What would you do if you lived in a palace?
What would you do with the money if you had 1000$?
2) P-P: Discuss the following situations with your partner.
a) Who would you like to be if you woke up tomorrow as a different person?
b) What three things would you take with you if you were shipwrecked on a
desert island?
c) Which single item would you save if your house was on fire?
В процессе таких упражнений функция грамматического явления
усваивается параллельно с формой, а не в отрыве от неё.
Тем не менее, после серии имитативных упражнений необходимо
уточнить форму, преподнося её в виде сравнения с похожим грамматическим
явлением.
На доске записаны два предложения:
If the weather is fine tomorrow I will go for a walk
If the weather were fine today I would go for a walk
На основе вышеуказанных примеров учащиеся делают всевозможные
выводы касающиеся как формы, так и функции явлений.
На этом предъявления материала завершается и начинается этап
первичной автоматизации на основе речевых образцов и условно-речевых
упражнений, имитирующих естественный акт коммуникации. Например, такие
упражнения:
Ex. Here is a list of future possibilities. Which do you think
are :
a) possible
b) possible in theory but probably won’t happen?
. rain at the weekend
. you win a lot of money
. you are president of your country
. you have nothing to do tonight
. you have a winter holiday
. you have three wishes
Discuss these possibilities in groups. ( use First or Second
Conditional)
Ex. Work in pairs. Imagine yourself in the following situations,
and discuss what would you do.
What would you do if………..
. your mother bought you a sweater for your birthday and you didn’t like
it?
. you were at a friend’s house for dinner, and you didn’t like the food?
. you came home and found a burglar?
. you saw someone stealing from a shop?
Для того, чтобы закрепить использование Second Conditional в
функции – нереальное условие и его результат, домашнее задание выглядит
следующим образом: учащимся предлагается составить монологическое
высказывание по теме : “ I have a dream. What would happen if my dream
came true ”.
2 урок
Задачи:
. Дальнейшая автоматизация грамматического материала
. Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической
речи), чтения, аудирования
. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных
задач на ИЯ
. Развитие памяти , мышления, воображения
. Повышение мотивации изучения ИЯ
Целью данного урока по теме «Second Conditional» является
ознакомление учащихся с ещё одной функцией Second Conditional –
функцией совета. Для этой цели после проведения речевой зарядки и
опроса домашнего задания, которое показало достаточную степень
сформированности грамматического навыка, а также серии условно-речевых
и речевых упражнений, перед учащимися ставится следующий вопрос: “ If
we want to give someone advice what do we say? For example : I lost my
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|