Меню
Поиск



рефераты скачатьФункционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции

children, who is looking for a baby-sitter, and you are going to

interview a person by phone , who calls you and is eager to work for

you. Try to find out by asking him different questions if he is

suitable for this position.

Обстановка: мать/ отец детей у себя дома говорит по телефону. На

другом конце провода- потенциальная няня для её / его детей.

Участники разговора: мать/ отец детей и потенциальная няня

Речевой стимул: желание матери/отца найти подходящую няню для

своих детей.

Речевая реакция: Это тот речевой продукт, который, согласно

ожиданиям учителя, должны выдать учащиеся , реагируя на описание и

следуя заданию.

Конечно в процессе формирования грамматического навыка нельзя

отказываться от использования других видов упражнений , в частности

имитативных и подстановочных упражнений. Так как имитация закладывает

основы связи слухового и речедвигательного образов грамматической

формы. Таким образом, на основе предъявленного на слух грамматического

явления и закрепления его зрительного образа в речевом образце

происходит дальнейшее укрепление осознания функции грамматического

явления. Что же касается подстановки, то на основе подстановочных

упражнений формируется операция оформления и способность к репродукции.

Эти два вида упражнений являются как бы мостиком между формированием

формальной и функциональной стороной грамматического навыка. А

дальнейшие стадии формирования грамматического навыка (стадия

трансформации, употребления , переключения ( Пассов)) основываются на

использовании ситуативных упражнений.

Выводы:

1. Функциональный подход к обучению грамматики

- учит видеть реальную картину языковой системы, связи и взаимодействия

(взаимоотношения) единиц разных уровней языка, а главное –

согласованную жизнь языковых единиц в речи, их совместное

функционирование в тексте.

- Содействует развитию логического и ассоциативного мышления школьников:

учит видеть одинаковые, сходные значения и функции во внешне

(формально) различных языковых средствах.

- Развивает языковое и речевое чутье, делает более осознанной работу по

выбору языковых средств при формировании высказывания; позволяет

овладеть комплексом средств, выражающих близкие значения; ставит

вопросы о различиях, правилах выбора, функциональных возможностях.

- Стимулирует развитие как рецептивных, так и продуктивных речевых

действий.

- Развивает интерес к языку при работе с текстом и создании собственных

речевых единств: демонстрирует возможность оперировать единицами разных

уровней, искать и находить связи и взаимодействия языковых единиц.

- Отвечает современным требованиям к изучению ИЯ: практическое владение

языком, формирование коммуникативной компетенции.

2.Функциональный подход к обучению при планировании урока ИЯ

требует соблюдения следующих принципов: принцип речевой направленности,

функциональности и ситуативности урока. Неотъемлемой частью урока ИЯ

должны также являться: новизна, личностная ориентация общения и

коллективное взаимодействие.

3.Предъявление грамматического материала при функциональном

подходе осуществляется практическим путём и опирается на основные

положения, связанные с обучением грамматической стороной речи.

4.При функциональном подходе применяются упражнения с

преимущественной ориентацией на значение, которые можно подразделить на

три подгруппы, которые в целом являются упражнениями ситуативными.

Использование ситуативных упражнений соответствует принципам содержания

обучения при функциональном подходе. Это, в первую очередь,

функциональность , речевая направленность и ситуативность. Постоянная

смена речевых ситуаций придаёт уроку ИЯ новизну, а характер упражнений

( диалогическое общение, групповая работа) – обеспечивает коллективное

взаимодействие. В процессе формирования грамматического навыка такие

виды тренировочных упражнений как имитативные и подстановочные играют

немаловажную роль, а именно являются « мостиком» между формированием

формальной и функциональной стороной грамматического навыка.

Глава 3 Опытное обучение и его результаты

3.1.Структура опытного обучения

Опытное обучение проводилось с учётом условий обучения

иностранному языку на старшем этапе средней школы .

Условия –это сложная совокупность факторов, оказывающих прямое

влияние на обучение. Поэтому при организации опытного обучения

грамматической стороне английского языка на старшем этапе учитывались

те факторы , которые наиболее тесно коррелируют с обучением:

1) особенности данного этапа ( возрастные и индивидуальные различия

обучаемых, цели обучения, количество учебных часов)

2) мотивация в учении

3) уровень сформированности лингвистической готовности учащихся к

осуществлению иноязычной деятельности

Опытное обучение включало два этапа: подготовительный и основной

3.1.1. Подготовительный этап

На подготовительном этапе ставились следующие задачи:

. отбор грамматического материала

. организация отобранного материала в учебных целях

Отбор грамматического материала

В качестве языкового материала были избраны две грамматические

темы : “ Second Conditional ” и “ Present Perfect & Present Perfect

Continuous”.

Причины по которым были избраны именно эти темы следующие:

. Первая грамматическая тема являлась для учащихся новым языковым

материалом, ранее не изучавшимся. Таким образом, отсутствовало влияние

какого-либо прошлого языкового опыта, что гарантировало чистоту

проведения опытного обучения. Вторая же тема, напротив, ранее

изучалась, и влияние прошлого языкового опыта было неизбежно. В этом

случае ставилась задача дополнить предыдущий языковой опыт учащихся и

направить его на реализацию поставленных целей и задач.

. Широкое использование данных грамматических явлений в коммуникативных

целях.

Речевой материал составляли, в основном, речевые образцы и

тексты, которые подбирались из различного рода пособий.

Организация отобранного материала

Для проведения опытного обучения было составлено два комплекса

упражнений для учащихся по темам “ Second Conditional ” и “ Present

Perfect & Present Perfect Continuous”, наиболее полно реализующих

принципиальные положения функционального подхода к обучению

грамматической стороне речи.

Конечная цель обучения “ Second Conditional ” и “ Present

Perfect & Present Perfect Continuous” заключалась в формировании

коммуникативной компетенции и, в частности, важнейшего её компонента -

языковой компетенции, достаточной для совершения акта коммуникации на

иностранном языке. В связи с этим каждое пособие включало в себя

условно-речевые и речевые упражнения, имитирующие естественный процесс

коммуникации (по всем видам речевой деятельности).

Уровень сформированности коммуникативной компетенции, и

грамматических навыков в частности, проверялся с помощью письменных

(тесты, сочинения) и устных (диалогические и монологические

высказывания, ролевая игра) заданий.

Каждый из комплексов упражнений явился микромоделью

функционирования исследуемого подхода, что позволяет по результатам

опытного обучения судить об эффективности данного подхода и

разработанной системы упражнений.

3.1.2.Основной этап

На этом этапе решалась основная задача исследования - определение

эффективности исследуемого подхода и разработанного комплекса

упражнений для формирования коммуникативной компетенции на основе

проведения опытного обучения.

Опытное обучение проводилось в лингвистической гимназии № 25 г.

Нижнего Новгорода. В нём принимали участие учащиеся 9 класса.

Структура опытного обучения была следующей:

1) Промежуточный комплекс- 3 урока

Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса

Отсроченный срез – через 1 месяц

2) Промежуточный комплекс- 3 урока

Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса

Отсроченный срез – через 1 неделю

а) Промежуточный комплекс по теме “ Second Conditional”

1 урок

Задачи:

. Введение и первичная автоматизация нового грамматического материала

. Дальнейшее развитие грамматических навыков (активных и рецептивных)

. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных

задач на ИЯ

. Развитие памяти, мышления, воображения

. Повышение мотивации изучения ИЯ

Как уже упоминалось выше, грамматический материал по теме “

Second Conditional” являлся новым грамматическим материалом, но

учащиеся были уже знакомы с “ First Conditional”. В задачи урока

входило ознакомить учащихся с одной из двух ведущих функций “ Second

Conditional”: нереальное условие. Учащиеся же уже были знакомы с

функцией “ First Conditional”- выражение возможного условия и

предполагаемого результата. Поэтому во время речевой зарядки на первом

уроке по теме “ Second Conditional” учащимся задавались вопросы типа :

. What is the weather like today?

. What will you do if the weather is sunny/ rainy/snowy tomorrow?

. Will you be upset if the weather is cloudy / rainy/snowy tomorrow?

Затем подводятся итоги с целью выяснить какое грамматическое

явление было использовано , в какой функции. После того, как было

выяснено, что форма “ First Conditional” была использована для

выражения предполагаемого результата и возможного условия, даётся

установка на урок : «We already know what Englishmen usually say, when

they want to express a real condition. Today we’ll learn to express

unreal condition in a way Englishmen do.» Благодаря такой формулировке

в сознании учащихся происходит процесс дифференциации двух форм и , что

более важно , двух функций грамматических явлений. Таким образом в

ситуации коммуникации, находясь перед выбором употребления той или иной

формы Conditional, выбор будет происходить с учётом не формы и как

следствия- функции явления, а наоборот. И далее : « I am a teacher and

I work at school. But if I were a doctor I would work in a hospital. If

I were a taxi-driver I would spend the whole day driving around the

city.” ( при этом форма сослагательного наклонения выделяется голосом).

Заканчивается презентация фразой: “ But that was only my dreams .

Unfortunately, I am not a doctor and I am not a taxi –driver.”

После установки на урок учащимся предлагаются два речевых образца

, отражающих одну из основных функции “ Second Conditional”:

нереальное условие :

На основе представленных речевых образцов, после уточнения

функции использования “ Second Conditional”, выполняется серия

имитативных упражнений в режиме T-C, затем P-P. :

1) Т: What would you do if you were a queen/king?

What would you do if you lived in a palace?

What would you do with the money if you had 1000$?

2) P-P: Discuss the following situations with your partner.

a) Who would you like to be if you woke up tomorrow as a different person?

b) What three things would you take with you if you were shipwrecked on a

desert island?

c) Which single item would you save if your house was on fire?

В процессе таких упражнений функция грамматического явления

усваивается параллельно с формой, а не в отрыве от неё.

Тем не менее, после серии имитативных упражнений необходимо

уточнить форму, преподнося её в виде сравнения с похожим грамматическим

явлением.

На доске записаны два предложения:

If the weather is fine tomorrow I will go for a walk

If the weather were fine today I would go for a walk

На основе вышеуказанных примеров учащиеся делают всевозможные

выводы касающиеся как формы, так и функции явлений.

На этом предъявления материала завершается и начинается этап

первичной автоматизации на основе речевых образцов и условно-речевых

упражнений, имитирующих естественный акт коммуникации. Например, такие

упражнения:

Ex. Here is a list of future possibilities. Which do you think

are :

a) possible

b) possible in theory but probably won’t happen?

. rain at the weekend

. you win a lot of money

. you are president of your country

. you have nothing to do tonight

. you have a winter holiday

. you have three wishes

Discuss these possibilities in groups. ( use First or Second

Conditional)

Ex. Work in pairs. Imagine yourself in the following situations,

and discuss what would you do.

What would you do if………..

. your mother bought you a sweater for your birthday and you didn’t like

it?

. you were at a friend’s house for dinner, and you didn’t like the food?

. you came home and found a burglar?

. you saw someone stealing from a shop?

Для того, чтобы закрепить использование Second Conditional в

функции – нереальное условие и его результат, домашнее задание выглядит

следующим образом: учащимся предлагается составить монологическое

высказывание по теме : “ I have a dream. What would happen if my dream

came true ”.

2 урок

Задачи:

. Дальнейшая автоматизация грамматического материала

. Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической

речи), чтения, аудирования

. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных

задач на ИЯ

. Развитие памяти , мышления, воображения

. Повышение мотивации изучения ИЯ

Целью данного урока по теме «Second Conditional» является

ознакомление учащихся с ещё одной функцией Second Conditional –

функцией совета. Для этой цели после проведения речевой зарядки и

опроса домашнего задания, которое показало достаточную степень

сформированности грамматического навыка, а также серии условно-речевых

и речевых упражнений, перед учащимися ставится следующий вопрос: “ If

we want to give someone advice what do we say? For example : I lost my

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.