Меню
Поиск



рефераты скачатьФункционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции

driving around the city.” ( при этом форма сослагательного наклонения

выделяется голосом). Заканчивается презентация фразой: “ But that was

only my dreams . Unfortunately, I am not a doctor and I am not a taxi

–driver.”

Таким образом, презентация нового грамматического материала

начинается с предваряющего слушания. Если предваряющее слушание

организовано правильно и учащийся воспринимает однотипные фразы,

понимая какую функцию эти фразы реализуют, то это способствует

зарождению речевого стереотипа как основы грамматического навыка.

Слушание, к тому же, сопровождается внутренним проговариванием, что

играет решающую роль в укреплении стереотипа.

За восприятием грамматического явления на слух, следует

зрительное подкрепление, в виде речевых образцов :

Подобные речевые образцы в полной мере отражают функцию

изучаемого грамматического явления. Но также дают возможность обратить

внимание учащихся на форму, которую перед этим они воспринимали на

слух.

Другой вариант предъявления материала может выглядеть таким

образом: для предваряющего слушания предлагается более сложный и

объёмный текст, который в полной мере отражает функции предъявляемого

грамматического явления. Но наряду с тем, что текст «усваивается»

учащимися на слух, они также имеют перед собой письменный вариант

данного текста. Таким образом , процесс слушания протекает одновременно

с проговариванием и прочтением материала.

Для предъявления грамматической структуры Present Perfect в

сравнении с Present Perfect Continuous может быть предложен следующий

диалог:

Betty Tudor’s life-long passion is driving, but there is one

problem, as our interviewer found out.

Interviewer: How long have you been trying to pass your driving

test, Betty?

Betty: Seventeen years.

Interviewer: How many times have you taken it?

Betty: Thirty-eight, and I’m afraid I’ve failed it every time.

I’ve always wanted to be able to drive , and I’m determined to pass.

Interviewer: I suppose you’ve been taking lessons all the time?

Betty: That’s right.

Interviewer: How many have you had?

Betty: Over two hundred and seventy. It’s cost me about two

thousand pounds already. I’m taking the test again next week.

Interviewer: I hear you are saving up to buy your own car now.

How long have you been saving?

Betty: Since 1982

Interviewer: And how much have you saved?

Betty: Over 4 000 pounds, and that’s enough to buy a nice little

second-hand car.

Interviewer: Well, all the very best with your next test.

Betty: Thank you.

После предъявления диалога, задаётся серия вопросов, уточняющих

как форму, так и функции предъявляемого грамматического явления:

Underline with a solid line ________ the examples of the Present

Perfect. Underline with a broken line _ _ _ _ _ the examples of the

Present Perfect Continuous.

Why does the interviewer ask : How long have you been saving?

but How much have

you saved?

Таким образом, можно сказать, что процесс предъявления

грамматического материала осуществляется практическим путём и

опирается на основные положения , связанные с обучением грамматической

стороной речи, а именно :

. Деятельностный характер овладения грамматической стороной и

коммуникативная направленность обучения ей.

. Учёт первичности слухо-моторных связей

. Опора на образец

. Стимулирование речевой активности и самостоятельности учащихся в поиске

и выделении существенных признаков единиц грамматического материала и

действий с ними

2.2.3. Характеристика упражнений при функциональном подходе к

обучению грамматической стороне речи

Принято считать, что в условиях коммуникативного обучения все

упражнения должны иметь речевой характер. Все упражнения ( включая так

называемые подготовительные) должны быть такими, в которых у учащегося

есть определённая речевая задача и им осуществляется целенаправленное

речевое воздействие на собеседника. Чем упражнение больше подобно

реальному общению, тем оно полезнее.

Все упражнения ( включая так называемые подготовительные) должны

быть такими, в которых у учащегося есть определённая речевая задача и

им осуществляется целенаправленное речевое воздействие на собеседника.

И так как функция грамматического явления выходит на первый план, то

функциональный подход требует использования упражнений с

преимущественной ориентацией на значение.

Переходя к рассмотрению упражнений с преимущественной

ориентацией на значение, хотелось бы подчеркнуть следующее:

Во-первых, при работе над грамматикой должны рассматриваться

прежде всего значения ( и, соответственно коммуникативные функции),

непосредственно выводимые из языковых форм. Это определяет как

структуру теоретического описания « от значения» так и характеристики,

а также набор предлагаемых упражнений. К примеру, глагол must выражает

субъективную модальность . В коммуникативном плане это позволяет

использовать его в тех случаях,. когда говорящему \пишущему нужно

сообщить о том, что он сам для себя считает необходимым ( т.е. эта

необходимость исходит от него самого, а не от какого-либо другого лица

или внешних обстоятельств).

первая подгруппа упражнений «от значения»:

Первая подгруппа упражнений « от значений» включает в себя

упражнения , которые построены таким образом, чтобы неизбежно вызвать

употребление конкретного грамматического значения. Таки упражнения

чаще всего основываются на ситуациях. В частности, по теме

«Видовременные формы глагола» и «Наклонения» можно использовать

упражнения, включающие описание действий какого-либо лица в

определённой ситуации и имеющие задания типа « Перечислите свои

действия в то время, когда вы собираетесь на занятия спортивной

секции», или « Представьте, что вы пришли на вокзал. Что делали люди на

платформе перед отправлением поезда?», или « Скажите, что бы вы сейчас

сделали, если бы у вас было три часа свободного времени».

e.g. Ex.1 Work in pairs. Imagine yourself in the

following situations, and discuss what would you do.

What would you do if………..

. your mother bought you a sweater for your birthday and you didn’t like

it?

. you were at a friend’s house for dinner, and you didn’t like the food?

. you came home and found a burglar?

. you saw someone stealing from a shop?

Ex.2 In pairs, imagine that one of you is a tourist visiting

your town or city for the day. The tourist is searching for advice. He

wants to know:

- where to buy a good map of the town

- what important sights to see

- what local food dishes to try

- the best place to change money

Ex. 3 Imagine that you have entered a contest. You are dreaming

about the prizes.

Which prizes would you choose to have instead of taking money?

If you took the cash, what would you spend it on?

|1st PRIZE |2nd PRIZE |3rd PRIZE |4th PRIZE |5th PRIZE |

|$ 100 000 in |$ 20 000 in |$ 2000 |$ 500 |$ 100 |

|cash!!!! |cash!!! |in cash!!! |in cash! |in cash! |

|or |or |or |or |or |

|a luxury |a Toyota |an Apple |a Sony |a set of |

|villa in the |Camry!!! |Macintosh |color TV |matching |

|Caribbean!!! | |computer! | |suitcases! |

|or |or |or |or |or |

|$ 5000 worth |TWO |a Technics |a Panasonic |a copy of a |

|of groceries |Volkswagen |stereo |video |book |

|a year for |Rabbits!!! |system! |recorder |personally |

|the rest of | | | |signed by The|

|your life | | | |Autor |

Вторая подгруппа упражнений с преимущественной ориентацией на

значение:

В английском языке для выражения определённого грамматического

значения (в широком смысле) нередко имеется целый ряд средств

(например, для обозначения будущих действий служат, по меньшей мере,

семь форм и структур). Таким образом, и соответствующая часть

теоретического описания, и упражнения должны быть нацелены на

соотнесение грамматического значения с соответствующими формами и

структурами. Вполне естественно, что здесь уместны упражнения,

предполагающие выбор. Поскольку выбор из достаточно большого количества

форм создаёт известные трудности, представляется необходимым начать

работу с рецептивных упражнений типа

> «В данных ситуациях, диалогах подчеркните все формы, обозначающие

будущее действие, назовите их»

> « Прочитайте данные ситуации. Объясните, почему в первой ситуации

употреблена форма…., а в другой -…..» и т.п.

В дальнейшей работе можно использовать разнообразные упражнения,

представляющие собой ряд ситуаций, составленных таким образом, чтобы

обучаемый сознательно выбирал грамматическое средство в зависимости от

коммуникативной задачи. Это прежде всего упражнения в соотнесении

данных форм с соответствующим контекстом. Нелишними будут упражнения,

имеющие форму кратких диалогов ( « Разыграйте…», « Представьте…» и

т.п.).

Ex.1 Look at this dialogue and answer the questions below:

Albert: I’ve been reading the current issue of Plant

News and so far I can’t see any mention of my research.

Bert: Well, I’ve read your journal. And I see that

you’ve been

working on the same problem I‘ve been working on for the last

twenty years!

1) When did Albert start reading Plant News?

2) Did Albert finish reading all of Plant news?

3) Did Bert finish reading all of the journal?

4) When did their research begin?

5) Is their research continuing?

6) Is their research complete?

Ex.2 a) Imagine you are a scientist at the Loch Ness Research

Centre. You are going to interview someone who says that they have been

watching the monster for several years. Prepare for the interview.

Write questions you would like to ask this person, like this:

- How many times have you seen the monster?

- Have you taken any photographs of it?

b) Work with the partner and act out an

interview

Ex.3 In pairs, imagine that one of you is a

chef of a computer firm , you are going to interview a person, who is

eager to work for you. Try to find out as much information about this

person ( biography, experience etc.) as possible.

Третья подгруппа упражнений, ориентированных на значение.

Существует направление, в рамках которого под функциональной (

коммуникативной ) грамматикой понимается прежде всего рассмотрение

разноуровневых , принадлежащих к различным категориям единиц для

выражения определённых коммуникативных интенций. Однако для подобного

описания грамматики английского языка ( а системность составляет одно

из основных требований к учебной грамматике) в настоящее время не

всегда имеется реальная основа в виде хорошо изученного с этих позиций

лингвистического материала. Поэтому данный материал представляет собой,

скорее резервный,. потенциальный раздел учебной грамматики. В то же

время не следует полностью сбрасывать со счетов уже имеющиеся

разработки по соотнесению коммуникативных намерений с языковыми

средствами их выражения. В учебном материале можно отразить отдельные

темы ( например, « Средства выражения разрешения» или « Способы

выражения сомнения») и предложить обучаемым соответствующие упражнения.

В основе этих упражнений лежит опять таки выбор языкового средства, но

на этот раз языкового средства, которое может принадлежать не только к

грамматическому уровню. Данные упражнения ( большей частью типа

«Представь…», « Вырази…», « Скажи…» и т.п. ) не отличаются существенно

от упражнений предыдущей подгруппы. Они составляются таким образом,

чтобы учащийся правильно употреблял в зависимости от коммуникативной

задачи разнообразный языковой материал , например средства для

выражения совета : модальные глаголы ( You should stay in bed. You

ought to be more polite)формы сослагательного наклонения ( I’d advise

you to see a doctor. If I were you I’d write him a letter); эти

языковые средства используются для воздействия на других людей и , хотя

по сути своей не так уж далеки от прямых распоряжений и требований,

звучат значительно мягче , чем предложения типа Stay here! You are to

stay here till I come back.

Таким образом, основную часть упражнений при функциональном

подходе составляют так называемые ситуативные упражнения.

«Суть ситуативных упражнений заключается в свободной, конкретно-

ненаправляемой с языковой точки зрения речевой реакции учащихся на

комплекс воображаемых или условно-реальных обстоятельств, содержащих

некоторую трудность, проблему или конфликт и вовлекающих в

необходимость их разрешения самих учеников.» [20]

Основу ситуативного упражнения составляет микротекст ( 2-7

предложений) , сжато описывающий модель естественной коммуникации.

Ситуативное упражнение состоит из трёх основных компонентов:

задание, описание ситуации и речевая реакция.

Задание. В зависимости от конкретной цели и вида ситуативного

упражнения задание к нему может иметь самую разнообразную

направленность, общий смысл которой в том, чтобы ученики отреагировали

на ситуацию. Например: “ Role play an interview”, “ Write a reply to a

letter”, “ Tell your partner about the following”, “ In pairs imagine,

that…”

Описание ситуации: Оно включает информацию о деталях обстановки,

собеседниках, а также содержит речевой стимул, выраженный словесно или

вытекающий из смысла ситуации. Например:

In pairs, imagine that one of you is a mother/ father of three

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.