Общественно-историческая
практика втягивает предметы в свою сферу и ставит их в определенные отношения к
людям. И лес, и цветок, и даже далекие от нас небесные тела давно втянуты
человеком в сферу его практической жизнедеятельности. Например, по звездам
ориентировались путешественники и мореплаватели, по ним отсчитывали время,
вели летосчисление, определяли время года и устанавливали начало посева и
сбора урожая. Эта втянутость в общественно-историческую практику и придавала
предметам общественные свойства — предмет обретал объективное, обществом
рожденное эстетическое содержание (эстетические свойства).
Эстетическая
ценность предмета зависит, следовательно, не только от его естественных
качеств, но и от тех общественных обстоятельств, в которые он включен. Золото
оказывает на человека определенное эстетическое воздействие, не только будучи,
по словам К. Маркса, «самородным светом, добытым из подземного мира» , но и
как металл, олицетворяющий деньги, то есть в конечном итоге как
определенный тип общественных отношений. Эстетические свойства предметов не
тождественны цветовым. Нельзя отождествлять эстетическое свойство золота с
блеском, как нельзя считать золотом все, что блестит.
Сущность эстетического
«сверхприродна» и, повторим это еще раз, носит общественно-исторический,
социокультурный характер, который свое внешнее выражение получает через
чувственно-предметный материал. Или можно сказать иначе: в эстетическом воплощены
природные и социальные особенности предмета в их соотношении с практикой
человечества, в их значении для человечества кик рода..
Итак,
эстетическое — это общечеловеческая ценность. Если политика рассматривает
явления с точки зрения отношений между классами, этика берет явления в их
значении для данного конкретного общества и отношений между людьми в нем,
философия — с точки зрения значения явлений в системе мироздания, религия — с
точки зрения их отношения к богу, право — с точки зрения их отношения к
существующим в обществе юридически закрепленным нормам человеческой
деятельности, то для эстетики явления существуют прежде всего в их
общечеловеческом значении. Человек всякий раз исходит из исторически
определенного социального опыта. Однако именно эстетическое отношение позволяет
ему освоить этот опыт в личностных и духовно-культурных формах и извлечь из
него общечеловеческое.
Эстетическое отношение
обусловливается общественными потребностями определенных социальных групп и
выражает ту или иную классовую позицию. При этом классовый подход может вести к
более ограниченному или более полному и адекватному раскрытию эстетической
ценности, что зависит от характера класса, его места в историческом процессе,
степени совпадения (либо противоречия) его интересов с интересами человечества.
Классовый,
национальный и общечеловеческий момент есть и в политическом, и в этическом, и
в эстетическом восприятии. Но в последнем общечеловеческое всегда является
определяющим.
В
общечеловеческой природе эстетических ценностей — источник непреходящего
значения великих творений искусства, созданных в разные эпохи. Так, по словам
К. Маркса, греческое искусство в известном смысле продолжает служить для нас
нормой и недосягаемым образцом. В. И. Ленин говорил, что красивое нужно
сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно «старое».
Эстетически
оценивая явления, человек определяет меру своего господства над миром. Эта мера
зависит от уровня и характера развития общества, его производства. Последнее
раскрывает то или иное значение для человека естественно-природных свойств
предметов, определяет их эстетические свойства. Этим объясняется, что
эстетическое проявляется в разных формах: прекрасное, безобразное, возвышенное,
низменное, трагическое, комическое и т. д.
Расширение
общественной практики человека влечет за собой расширение круга эстетических
свойств и эстетически оцениваемых явлений.
СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЕ
ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
Итак,
эстетическое, эстетические свойства предметов запечатлевают в себе
исторический тип деятельности людей. Такое понимание эстетического дает
возможность целостно и концептуально осознать эстетическое богатство
действительности и все многообразие путей ее эстетического освоения Оно не
только служит ключом к раскрытию сущности его форм — прекрасного, возвышенного,
трагического, комического, безобразного, низменного, но и выступает
теоретической базой для решения всех основных вопросов эстетики, и в первую
очередь для научной трактовки ее категорий и законов. Здесь — отправная точка
эстетики как научной системы.
Действительность в
ее эстетическом богатстве предстает как предмет искусства. Отсюда понятна
долговечность произведений классического искусства: в них предметы и явления
современности были взяты эстетически, то есть в их общечеловеческом значении.
Без этого произведение лишается непременного для искусства качества —
художественности, становится иллюстративным и декларативным.
Утилитарно-практический подход к жизненному материалу не только порождает
штампы, но и ведет к утрате специфики искусства: разрушает художественный
образ, превращает искусство в служанку сиюминутной конъюнктуры, которая завтра
уже никого не будет волновать. Такая трактовка природы искусства предполагает
необходимость и плодотворность проникновения в него философских, этических и
политических идей, но не позволяет им подменять эстетическое, не делает искусство
иллюстрацией к идеям, добытым другими формами общественного сознания.
Объективные
эстетические свойства действительности — жизненная основа художественного
образа. Эстетическое освоение природного и общественного мира предполагает
широкую заинтересованность в самом предмете освоения, ориентацию на восприятие
его в целостности, на всесторонность его охвата. В этом и коренятся
социально-функциональные возможности художественного образа. Искусство
формирует и регулирует механизм индивидуального присвоения
общественно-исторического опыта человечества. Воспринимая произведение,
человек переживает знание о мире как свое собственное ощущение, в основе чего
лежит социокультурная природа этого художественного знания.
Понимание
эстетического богатства мира в качестве предмета искусства позволяет осмыслить
специфику художественного метода, выступающего как аналог данного предмета.
Это же эстетическое богатство мира и отношения к нему позволяет найти пути к
научной типологии искусства, то есть разработать принципы и систему его разделения
на виды, роды и жанры.
Трактовка
эстетического как общечеловеческой ценности дает возможность монистично, в
единой системе рассмотреть все узловые проблемы эстетики.
МНОГООБРАЗИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ
СВОЙСТВ
Характеризуя
эстетическое значение этического в русской классике, М. Горький подчеркивал,
что ей присуща красота справедливости. Для Л. Н. Толстого искусство есть один
из способов различения добра и зла, а добро — важнейший источник искусства.
«Искусство,— писал он,— есть умение изображать то, что должно быть, то, к чему
должны стремиться все люди, то, что дает людям наибольшее благо... Таких
идеалов человечество пережило два и теперь живет для третьего. Прежде всего —
полезность: и все полезное было произведением искусства, так оно и считалось;
потом прекрасное и теперь доброе, хорошее, нравственное». Ныне связь между
общественной практикой и эстетическим усложнилась, и искусство оказалось
способным выявлять эстетическую значимость нравственного.
В истории
эстетики антипод прекрасного — безобразное не имеет глубокой теоретической
традиции. Однако и этой категории уделялось внимание. Еще древние египтяне,
постигая диалектику прекрасного и безобразного, отмечали, что в процессе
старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным, «хорошее
превращается в дурное, вкус теряется». Обратимость и взаимопереход прекрасного
и безобразного раскрываются в древнеегипетском мифе об Исиде. Молодой и
прекрасной Исиде был запрещен переезд на остров. Тогда она обернулась старухой,
обманула перевозчика и переправилась. На острове она произнесла заклинание и
вновь приняла образ прекрасной девушки.
Вопрос о
безобразном в искусстве впервые теоретически поставил Аристотель. Произведение
всегда имеет прекрасную форму, В предмет же искусства входит не только
прекрасное, но и безобразное. Даже явления отвратительные в жизни, будучи
изображены в художественном произведении, доставляют эстетическое удовольствие.
В основе этого удовольствия лежит радость узнавания действительности, которую
мастерски передал в произведении художник. «...На что смотреть неприятно,
изображения того мы рассматриваем с удовольствием, как, например, изображения
отвратительных животных и трупов»
Безобразное и
прекрасное — противоположности, тысячью переходов связанные друг с другом.
Вспомним слова шекспировского Гамлета о том, что даже такое божество, как
солнце, плодит червей, лаская лучами падаль. Шекспир считал такое превращение
свойством природы и общества.
Безобразное
отталкивает, прекрасное же способно доставлять наслаждение одним своим видом.
По Ш. Бодлеру,
безобразное лицо — это лицо дисгармоничное, патологическое, неодухотворенное,
лишенное света, внутреннего богатства. Так определить безобразное или
охарактеризовать его как антипод прекрасного логически недостаточно. Что же такое
безобразное?
Безобразное —
эстетическое свойство предметов, естественные, природные данные которых при
современном уровне развития общества и его производства имеют отрицательное
общечеловеческое значение, хотя и не представляют серьезной угрозы
человечеству, так как заключенные в этих предметах силы освоены человеком и
подчинены ему.
Низменное
противоположно возвышенному. Согласно представлениям древних египтян, покидая
мир, солнце повергает землю и людей во мрак, ужас смерти охватывает всех. Так
явление, которое мы, располагая этим понятием, назвали бы низменным,
описывается в гимне богу Атону.
Рассматривая
эстетические свойства действительности, которым подражает искусство, Аристотель
впервые в истории эстетической мысли говорит о низменном. В качестве примера он
приводит характер Менелая (из трагедии Еврипида «Орест»), чья низость не
вызвана необходимостью.
Низменное — крайняя степень безобразного,
чрезвычайно негативная ценность. Это явления или предметы, имеющие отрицательную
общечеловеческую значимость и таящие в себе угрозу для человечества, так как
они еще не освоены, не подчинены людям и могут представить для них грозную
опасность. Если человечество не владеет собственными общественными отношениями,
то это может стать источником больших бедствий. И все явления, относящиеся к
этой грозной опасности, воспринимаются как низменное (фашизм, атомная война и
т. п.).
Низменный характер
войны, например, глубоко раскрыл художник В. В. Верещагин в картине «Апофеоз
войны». Он посвятил ее всем «великим завоевателям» — бывшим, сущим и будущим. На
картине изображен холм, сложенный из человеческих черепов.
Не менее грозное проявление
невладения людьми своими общественными отношениями — тирания. Вот как, например,
ее низменность раскрывает французский гуманист Этьен де ла Боэси, живший в XVI в. «...По совести говоря,— пишет
он,— величайшее несчастье зависеть от произвола властелина, относительно которого
никогда не можешь знать, будет ли он добр, поскольку всегда в его власти быть
дурным, когда он этого захочет». Для ла Боэси несвобода людей — результат их
поразительной общественной слепоты: тиран «побежден сам по себе, только бы
страна не соглашалась на свое рабство. Не нужно ничего отнимать у него, нужно
только ничего ему не давать... Я не требую от вас, чтобы вы бились с ним,
нападали на него, перестаньте только поддерживать его, и вы увидите, как он,
подобно колоссу, из-под которого вынули основание, рухнет под собственной
тяжестью и разобьется вдребезги». Для французского гуманиста тирания низменна,
так как несет людям несвободу, ведет к общественно отрицательным следствиям,
подчинению народа эгоистическим капризам самодержца. Музыка сравнительно поздно
(лишь в XIX — XX вв.) овладела способностью рисовать
образ зла — безобразного, низменного (Д. Д. Шостакович. Седьмая симфония). До
этого музыка (Моцарт, Бетховен) передавала этот образ опосредствованно, через
раскрытие накала борьбы, через показ меры усилий добра в преодолении
безобразного и низменного.
Ужасное — близкая
трагическому, но глубоко ему противоположная категория. Если трагическое
всегда имеет свое разрешение в будущем, то ужасное безысходно, безнадежно. Это
гибель, не несущая в себе ничего просветляющего, не сулящая людям грядущее
освобождение от несчастий, бедствие, не контролируемое людьми, неподвластное
им, господствующее над ними. В трагическом несчастье величественно, оно все же
возвышает человека, так как последний остается господином обстоятельств и, даже
погибая, утверждает свою власть над миром. В ужасном, напротив, человек -раб
обстоятельств, он не владеет миром.
Ужасное —
эстетическая доминанта средневекового религиозного сознания, пугавшего
грешников адовыми муками и грядущим страшным судом.
В «Гамлете»
Шекспира ужасное — оттенок трагического. Рассказ Призрака выдержан в
эстетическом ключе ужасного:
“Я скошен был в
цвету моих грехов, Врасплох, непричащен и непомазан; Не сведши счетов, призван
был к ответу. Под бременем моих несовершенств, О ужас! Ужас! О великий ужас!”
В кризисные
эпохи, когда рухнуло одно мировосприятие, а на смену ему еще не пришло другое, вся
Вселенная часто воспринимается в свете ужасного. Крушение определенного
исторического порядка в глазах современников выглядит как глобальная катастрофа.
Такое мироощущение, полное безнадежного ужаса и отчаяния, передает, например,
П. Брейгель в картине «Слепые»: историческая судьба всего человечества
предстает в образе слепцов, цепочкой идущих к обрыву.
Категория ужасного
охватывает те явления действительности, которыми человек свободно не владеет и
которые несут ему несчастья и гибель, неразрешимые даже на историческом уровне
(отсюда
пессимистическое мироощущение).
Герой картины
испанского художника X. Риберы «Самоубийство Катона
Утического» не похож на могучих титанов шекспировских трагедий. Гибель его не
трагична, а ужасна: принижено социальное начало, и на полотне запечатлен
биологический страх смерти. Человек изображается как жалкое существо, живущее
без разумного назначения. Умирая, он наполняет мир своим предсмертным криком,
полным безысходной тоски и слепого отчаяния.
Искусство Ф.
Кафки утверждает, что состояние мира ужасно, он полон слепых, враждебных
человеку сил. «Обыкновенный» ужас определил поэтику его новелл.
Западногерманский
критик К. Г. Симон отмечает, что ныне безумие мира стало фактом и проникло в
искусство: «...сумасшедший дом вступил свободно и бесстыдно в мир, который нас
ежедневно окружает и который теряет логику и причинные связи... Мы... прислушиваемся
к историям об изобретателях атомной бомбы, которые пошли в монастыри, и о
кинозвездах, которые стали буддистками... Мы пресытились позитивистским веком,
и рационалистически оптимистический прогресс стоит перед пропастью атомной
бомбы». В этой характеристике состояния мира сквозят испуг перед сложностью
века и исторический пессимизм. Трагическое в такой атмосфере становится иррациональным,
преобразуется в ужасное.
Безобразное,
низменное, ужасное — негативные ценности, отрицательные эстетические
свойства мира, запечатлеваемые искусством (особенно в XX в.) и отражающиеся в эстетике. Эти
категории вошли в систему современной эстетической науки. Без них нельзя
понять, например, произведения, изображающие ужасы фашизма.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ЭСТЕТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ В ЖИЗНИ И В ИСКУССТВЕ
Взаимодействие
человека с реальным миром сложно и многообразно Обстоятельства текучи и
изменчивы, а человек, оставаясь самим собой, в каждой ситуации равен и не равен
себе, тот же и вместе с тем иной. Он в каких-то отношениях хорош, в каких-то
отношениях комичен, а в иных героичен и т. д. Раскрыть это диалектическое взаимодействие
характера и обстоятельств средствами искусства значит отразить жизнь
эстетически многогранно, объемно, в разных ее эстетических свойствах.
В трагедии
Шекспира смело вторгается комедийное начало в лице остроумного народного шута.
Смесь возвышенного и низменного, страшного и смешного, героического и
шутовского была здесь столь причудлива, что Вольтер, вкусу которого было близко
эстетически одноцветное искусство классицизма, даже назвал Шекспира пьяным
дикарем. Причудливое сочетание эстетически разных красок присуще и творчеству
Сервантеса. Пожалуй, нет такого эстетического свойства, которого не было бы в
характере Дон Кихота. В нем и возвышенные, прекрасные, и эстетически отрицательные
черты, и романтическое, и чудесное, и трогательное. И все эти многообразные
краски эстетического спектра отчетливо проступают на фоне трагикомического.
Испанский
драматург Лопе де Вега отмечал правомерность соединения трагического и
комического в драматургии, так как в самой действительности эти начала
находятся «в смешении». Так же для Лессинга сама природа служит образцом в
сочетании обыденного с возвышенным, шуточного с серьезным, веселого с печальным.
ЭСТЕТИКА — ТЕОРИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Гуманизм — высшая
цель и смысл эстетики и искусства.
Эстетическое
воспитание направлено на формирование целостной творческой личности, охватывает
интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентационную ее стороны.
Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления,
и тонкость чувств, и характер избирательности, и установки. Эстетическое
обучение дает эстетические знания. Эстетическое воспитание всеохватывающе и
определяет не только знания, но и характер человека. В процессе
эстетического воспитания эстетика не просто усваивается человеком как
определенное знание, а становится как бы частью его самого. При этом личность
формируется под совокупным воздействием: 1) эстетической теории; 2) природного
и общественного мира; 3) произведений искусства и 4) эстетической
деятельности, охватывающей восприятие эстетических и художественных ценностей
и творчество по законам красоты и по другим эстетическим законам.
Эстетическая
воспитанность предполагает единство эстетических убеждений личности с ее
интуитивными ориентациями и самопроявлениями во всех формах деятельности. А это
требует не только эстетического обучения, но и просвещения: личность
должна приобретать эстетические знания и убеждения, эстетические вкусы и
художественные навыки, способности творчества и восприятия искусства.
Эстетическое воспитание способствует самопознанию и самоуглублению личности,
осознанию ею своей самоценности, оно является одной из высших форм приобщения
человека к человечеству, социализации человека.
Эстетическое
воспитание чуждо дидактике. Воздействие на личность идет бескорыстно,
исподволь, ненарочито. Цели эстетического воспитания столь широки, что
отсутствует прямая польза, но проявляется широкая общественная значимость
процесса, человек ориентируется на общечеловеческие ценности, осознавая
их приоритетное значение.
Если нравственное
воспитание предполагает формирование человека с социальными качествами,
актуальными для данного общества, то эстетическое воспитание имеет в виду не
только данное общество, но в конечном счете все человечество как поле, ориентир
и критерий жизнедеятельности личности. Эстетическое воспитание развивает
творческие способности человека, научает его относиться к миру истинно по-человечески.
Во всем этом источник и актуальности, и грядущего расширения сферы и значения
эстетического воспитания.
Прежде всего,
эстетическое воспитание оттачивает непосредственно эстетическую область
сознания: эстетический вкус, ценностные ориентации, идеалы, установки,
критерии. Однако оно захватывает в поле своего воздействия и всю личность.
Желанный, оптимальный результат эстетического воспитания — формирование
целостной и гармоничной, самоценной и социально ценной, творчески активной
личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой, что
позволяет человеку жить гуманной жизнью и действовать убежденно,
целенаправленно, избирательно, продуктивно, практично и общечеловечески
значимо. Главный показатель эстетической воспитанности человека — его
самостоятельные творческие личностные действия, их гуманный характер,
благородный тип поведения, манеры и внешний облик, сообразованные с высоким
вкусом.
Искусство — ядро
и генеральное средство эстетического воспитания, которое, однако, ведется и с
помощью дизайна, эстетических аспектов спорта и других форм деятельности,
несущих в себе эстетическое содержание.
Особым
специфическим моментом эстетического воспитания является гедонистический
эффект: формирование личности протекает в форме переживания эстетического
наслаждения, что делает этот процесс не только ненавязчивым, непроизвольным, но
и радостным. Наиболее действенно эстетическое воспитание протекает в «игровой
ситуации»: чувства и мысли человека оттачиваются в обстановке бескорыстия, при
усиленной внутренней работе сознания, не предполагающей выход к немедленному
практическому действию в данной обстановке, а подготавливающей человека к
жизни, к поведению в широком спектре грядущих реальных ситуаций.
Все это делает
насыщенные игровыми моментами национальные обряды и обрядовые традиции в их
современном переосмыслении особенно значимыми для целей эстетического воспитания.
Эстетическое
воспитание попутно решает и компенсаторные задачи, отвлекая человека от
горестных жизненных переживаний и готовя его к борьбе за улучшение мира и
своего положения в нем. Этот тип воспитания решает и просветительно-эвристическую
задачу, помогая личности духовно обогащаться новыми знаниями и
эстетическим опытом. Кроме того, функциональными особенностями эстетического воспитания
являются: артистизм— оттачивание и совершенствование чувств, вкусов
человека, его облика и жизненного поведения; ценностно-ориентационный
эффект — привитие личности способности оценивать явления действительности и
искусства, выстраивать иерархически организованную систему ценностей и
выбирать направление деятельности в соответствии с этой системой; креативность
— пробуждение в человеке художника, развитие потребности и способности к
творческому восприятию мира и искусства, к творческому характеру деятельности.
В XX в. искусство выдвинуло концепцию
непрерывно растущего человека. Однако результаты этого роста могут быть и отрицательными.
Американский фантаст Д. Шеллиг в рассказе «Чудо-ребенок» прогнозирует
непрерывный и убыстренный рост личности, который приводит к страшным
последствиям. Доктор Эллиот изобрел и применил к ребенку своих друзей
стимулятор физического и духовного роста. Результаты сказочны: в шестинедельном
возрасте ребенок уже сам ест и разговаривает, в два года — читает книги.
Доктор Эллиот утверждает, что убыстренный рост — единственный для ребенка
способ выжить в условиях усиливающейся беспощадной конкуренции. Однако
шестилетний чудо-ребенок, развиваясь как конкурентоспособный эгоист, все более
и более отчуждается от людей. Обеспокоенный происходящим, отец идет к доктору
Эллиоту и отнимает у него тетрадь с заголовком «Ребенок будущего. Проспект», в
которой читает: «У ребенка будущего... шестой год будет отмечен высоким
развитием его стремлений к соревнованию... Он... обратится против своих
родителей и быстро уничтожит их, как помеху к своему дальнейшему развитию».
Отец в ужасе. Он торопится домой, но, отперев дверь, слышит предсмертный крик
своей жены... Таковы результаты «непрерывного роста» личности, если этот рост
не освещен гуманистическими идеями и человек эгоцентрически замкнут, не имеет
целей вне себя, в обществе. Развитие характера на эгоистической основе оборачивается
деградацией всего человеческого в человеке. Человек должен отдавать себя людям,
быть человеком для других, иначе эгоистическая замкнутость лишает жизнь
смысла, превращает ее в абсурд. Рост личности вне гуманистической ее
социализированности и самоценности, а также рост общества вопреки интересам
человека одинаково губительны. Однако с гуманизмом в истории дело обстояло
невесело, символом чего служит сервантесовский образ пастушонка, которого
хозяин порол за малейшую провинность. Благородный искатель справедливости Дон
Кихот заступился за бедного мальчишку и даже пригрозил хозяину расправой, если
тот и впредь будет жесток. Но как только рыцарь уехал, хозяин сильнее прежнего
поколотил пастушонка. И когда рыцарь вновь появился в этих краях, мальчишка
умолял его больше не заступаться за него; поиск добра оборачивается новым, еще
худшим злом. Может быть, идея непротивления злу насилием справедлива? А может
быть, не теми средствами сопротивлялся Дон Кихот злу?
Общественный,
научный и технический прогресс — величины векторные, то есть они имеют
определенное направление. На протяжении истории человечества почти всякое
техническое открытие оборачивалось не только новыми благами, но и новыми
несчастьями для людей. Средневековый монах Б. Шварц изобрел порошок для
фейерверка. Однако этот порох превратился в средство разрушения и убийства.
Электромагнето, с помощью которого неофашистские «ультра» пытали людей,— такое
же дитя технического прогресса, как и холодильник в нашей квартире. Атомный
взрыв в Хиросиме тоже порождение прогресса. Однако нет подлинного прогресса
общества вне гуманизма.
Какова же роль
искусства в современном мире? Когда-то Ф. М. Достоевский провозгласил: «Красота
спасет мир». Однако почему же она его до сих пор не спасла? Разве мало было
шедевров искусства в истории человечества? Дж. Свифт после издания «Путешествия
Гулливера» ждал исправления мира, избавления его от зла. И сатирик был огорчен
тем, что мир даже через десять лет после выхода в свет его сочинения не
исправился. Как же можно надеяться на общественную действенность искусства,
если опыт истории столь печален? «Ревизор» не уничтожил ни взяточников, ни
бюрократов. Шекспир не избавил мир от Яго, Пушкин — от Сальери, Мольер — от
мизантропов и ханжей. Г. Успенский рассказал, как Венера Милосская выпрямила
одного из угнетенных, согнутых жизнью людей. Но сколько людей остались согнутыми,
сломленными в том самом мире, в котором есть и Венера Милосская, и «Сикстинская
мадонна» Рафаэля! Многие фашистские охранники концлагерей были любителями
музыки и даже создавали оркестры из заключенных. Музыканты несли красоту
надсмотрщикам, а надсмотрщики музыкантам — смерть. И от коричневой чумы мир
спасла не музыка, а сила оружия и героизм людей.
В обществе
действуют многие силы, и красота, искусство — лишь одна из них. Красота
способна «спасать мир», но тогда, когда общественно-разрушительные действия
других сил не уничтожают на корню все то, что созидает искусство.
Высшая цель науки
— дать людям знания. Высшая цель техники — опираясь на знания, добытые наукой,
удовлетворять материальные и духовные потребности и интересы людей. Высшая
цель искусства — всестороннее развитие социально значимой и самоценной
личности, формирование ее потребностей и ценностных ориентаций. Поэтому
искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, осветить его
идеями гуманизма. Развитие человека, его непрерывное совершенствование идут
через общество, во имя людей, а развитие общества — через человека, во имя личности.
В этой диалектике человека и человечества — смысл и суть истории.
Способствовать историческому прогрессу во имя счастья человека — высшее
гуманное назначение искусства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|