Художественное
развитие Гегеля вытекает из общемирового развития, впадает в него и
уничтожается им. В конце концов, идея (содержание) прорывается в царство чистой
духовности и освобождается от материи (формы). Наступает эпоха философии, а
развитие искусства прекращается.
Основанием
оригинальной целостной эстетической системы русских мыслителей — А. И. Герцена,
В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова — стал принцип
художественной правды, как фактора социального преобразования жизни народа.
Виды и жанры искусства были поняты ими в качестве различных художественных
структур, обеспечивающих художественно правдивый, всесторонний и полный охват
действительности в ее многообразии. Направления в истории искусства выступают
как различные исторические этапы образного постижения мира и как типы художественной
правды, реализм — как наиболее плодотворный способ ее достижения, а категории
эстетики — как реальные эстетические свойства жизни, все эстетическое богатство
которой и должно отразиться в художественно правдивом искусстве.
В марксистской
эстетической концепции краеугольным камнем становится многообразная
действительность, взятая в ее значении для человечества (эстетическое). Явления,
взятые в их ценности для человечества в свете высших возможностей данного этапа
исторического развития, с учетом степени их освоенности обществом,— таково
диалектико-материалистическое основание эстетической системы.
Исходя из этого
основания, можно объяснить: эстетические категории — как выражающие разную
степень освоенности обществом жизненных явлений; само искусство — как сферу
свободного владения миром и освоения его эстетического богатства, творчества по
законам красоты; его виды, роды и жанры — как кристаллизацию художественных
структур в соответствии с эстетическим богатством мира и богатством
человеческих потребностей; стадии художественного развития — как эстетические
ценности, развернутые в пространстве, затем во времени (рождение историзма), а
ныне хронотопически (в единстве времени и пространства); онтологию искусства
(социальное бытие произведения) — как осуществление смысла и ценности
художественного текста в процессе «диалога» жизненного и художественного
опыта, закрепленного в нем автором, с исторически и социально обусловленным жизненным
и художественным опытом воспринимающего его человека (реципиента).
Отсюда
проистекает философский характер эстетики как науки, создается единая основа
для увязывания в системное целое всех ее областей. Эстетика граничит с
гносеологией (вопросы специфики образного мышления, художественного метода как
способа познания и др.), психологией (вопросы психологии творческого мышления
художника и художественного восприятия реципиента), герменевтикой (проблемы
понимания художественного текста), искусствоведением (вопросы художественного
процесса, его стадий, художественных направлений и т. д.) и другими науками.
Однако и в этих пограничных областях она сохраняет свой, только ей присущий
подход, связанный с выявлением значимости для человека, для общества
эстетических аспектов реальности и ее освоения.
5. МЕТОДЫ
ЭСТЕТИКИ
Познание
невозможно без своего инструмента — метода. Опираясь на общефилософскую
методологию, науки вырабатывают на своем материале собственный метод познания.
Эстетика в этом отношении не составляет исключения.
Метод эстетики —
это предшествующие знания, накопленные в данной области исследования и преобразованные
на основе общефилософской методологии в установки, принципы, подходы, приемы
добывания новых знаний. Основой метода марксистской эстетики является диалектико-материалистический
историзм.
Принцип историзма
противостоит идее «остановившегося времени», застывшего в вечной неподвижности
мира и столь же односторонней идее абсолютной текучести времени. Историзм предполагает:
во-первых, рассмотрение явлений в их развитии; во-вторых, рассмотрение связей
данного явления с другими; в-третьих, изучение истории в свете опыта
современности, использование исторически высших форм в качестве ключа к
пониманию предшествующих. Выявление специфики данного явления требует умения
спуститься к его низшей генетической границе и сопоставить современные
высокоразвитые его формы с изначальными, истоковыми. Общее для всех этих
исторических форм явления и будет специфическим, сущностным для него.
В эстетике
принцип историзма не есть просто применение положений диалектики к данной
науке. Он вырастает изнутри самой эстетики как ее потребность более адекватно
рассмотреть свой предмет. Нынешнее состояние искусства и его современные законы
необходимо понять как ставшие, исторически возникшие, а его будущее состояние —
как формирующееся в протекающем на наших глазах художественном процессе.
Принцип историзма
— путь к связи теории и практики, дорога к актуальности, к истинно
современному изучению эстетики. Научное мышление, возвысившееся до
историко-теоретического уровня, предполагает не иллюстрирование мысли фактами
искусства, а развитие ее на основе фактов.
Многие важные
стороны эстетических проблем открываются при структурном анализе, рассматривающем
предмет в неподвижности, в статике, которая выступает как момент движения.
Структурный анализ — составная часть исторического подхода, совмещенная с ним
по принципу дополнительности. Он берет художественное явление как бы в
горизонтальном срезе, рассматривает его как определенную систему элементов
(пространства, времени, цвета, текста и контекста и т. д.).
Эстетика
находится в движении. И важно, чтобы новые теоретические положения, наблюдения
и открытия входили в нее, не нарушая ее монизма, а укрепляя и углубляя его.
Историзм, развернутый не только в прошлое, но и в настоящее, и в будущее,—
инструмент развития монистической, целостной эстетической теории.
6.
ОТНОШЕНИЕ
ЭСТЕТИКИ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ
По поводу
взаимоотношения эстетики и искусства в истории эстетической мысли сложились
две крайние позиции — абсолютизация нормативности и эмпиризм. Теоретик
классицизма Н. Буало (XVII в.), например, трактовал
эстетику как науку, предписывающую художнику каноны, правила, выведенные из
философии и политики. Другой французский ученый, И. Тэн (XIX в.), напротив, считал, что эстетика
должна следовать за фактами искусства и лишь констатировать их. Обе крайности —
и абсолютизация нормативности, и эмпиризм — равно неприемлемы для современной эстетики.
«...Эстетика,— писал В. Г. Белинский,— не должна рассуждать об искусстве, как
о чем-то предполагаемом, как о каком-то идеале, который может осуществиться
только по ее теории: нет, она должна рассматривать искусство, как предмет,
который существовал давно прежде ее и существованию которого она сама обязана
своим существованием».
Эстетика — не
таможенник художественной мысли. Рецептура — удел медицины, а не эстетики.
Однако это не значит, что ее положения не могут иметь нормативного значения для
творчества.
Раскрывая
закономерности и исторически изменчивые особенности искусства, эстетика
обретает известную нормативность. Нормы эстетики не более и не менее
обязательны для художника, чем закон Архимеда для человека, решившегося на
путешествие по воде. Последний может плыть по морю, по реке, по озеру на
плоту, на лодке, на пароходе, но он не может плыть на предметах, вес которых
больше, чем вес вытесненной ими воды. В этом — «нормативность» закона Архимеда.
И нарушение его чревато опасностями для любителей плавать без «норм». Художник
свободен в выборе темы, жанра, формы выражения поэтической мысли. Но он не
может отрешиться от закономерностей образного мышления. Игнорирование
эстетических норм помешает ему осуществить свой замысел и, более того, может
даже вывести его за пределы подлинного творчества.
Эстетика
нормативна, поскольку она обобщает законы самого искусства. Ее выводы имеют силу
объективных законов, нарушение которых ведет к отступлению от природы и задач
искусства.
Однако законы
искусства тоже не абсолютны, а относительны, историчны. Основоположник
балетного театра, «Шекспир танца», как его называли современники, Ж. Ж. Новерр
подчеркивал: «Правила хороши до некоего предела... Надобно уметь следовать им,
но уметь также отказываться от них и вновь к ним возвращаться... Горе холодным
художникам, цепляющимся за узкие правила своего искусства».
О том, насколько
далеко художник может отступать от общепринятых норм, свидетельствует
творчество Бетховена, произведения которого так резко отличались от привычной
в те времена музыки, что многие современники считали великого композитора
безумцем. В нарушение общепринятого, расширяя возможности музыки, Бетховен,
например, вводит в симфонию хор.
Великий художник
раздвигает устоявшиеся рамки творчества. Но он не может сломать законы. Он
лишь вносит в них продиктованные новой действительностью, новым опытом
коррективы, которые нередко очень существенны. Он может также открыть новые
законы, способные расширить границы искусства. При этом новаторство всегда
опирается на традиции, на нечто устоявшееся в веках. Эстетика обобщает опыт
искусства, теоретически обосновывает и поддерживает все истинно новое в нем.
В своих выводах
эстетика опирается на художественную практику и на ее осмысление в истории,
теории искусства и критике. Для нее важны конкретно-всеобщие положения, то есть
не пустые абстракции, а обобщения, вбирающие в себя опыт мирового искусства.
Ныне настало
время исторической эстетики, призванной осмыслять сущность искусства и все его
особенности, связи и отношения в их движении. Это предполагает: охват всех
типов эстетической деятельности и преодоление искусствоцентризма (пренебрежения
дизайном, эстетикой труда, обрядов, быта, спорта) при сохранении приоритета
художественной культуры; охват всех видов искусства и преодоление
литературоцентризма (построение концепций только на основе литературного опыта)
при сохранении приоритета вербальных искусств; охват художественного опыта всех
народов и преодоление европоцентризма (невнимания к творчеству народов Азии,
Африки, Латинской Америки) при сохранении приоритета общечеловеческих
ценностей; охват художественного опыта всех эпох и преодоление
«сегодняцентризма» (исторического эгоизма и нарциссизма современности) при
сохранении приоритета интересов художественной практики нашего времени.
Создание такой системы — дело будущего. Однако начинать нужно сегодня.
7.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Во всякой
деятельности человека, индивидуальной и коллективной, помимо ее прямого
утилитарного назначения есть хотя бы элементы, крупицы общечеловеческого,
выражающиеся в ее значимости для всего человечества. С общечеловеческим началом
связаны эстетическая окрашенность или даже эстетическое содержание человеческой
деятельности.
Можно сказать,
что эстетическая деятельность — это деятельность человека в ее
общечеловеческой значимости, хотя общечеловеческое не исчерпывается
эстетическим. Универсальной формой эстетической деятельности является
творчество по законам красоты.
Ядро эстетической
деятельности составляет искусство. Здесь деятельность человека не только
проникается эстетическим содержанием, но и становится художественной
деятельностью, создающей в лучших своих проявлениях шедевры на все времена.
Однако сфера
эстетического освоения мира гораздо шире собственно искусства. Она охватывает
и труд, и быт, и культуру, например область садово-парковой культуры.
Сады и парки —
продукт культурной деятельности, стремящейся к гармонии, к породнению
облагороженной природы с добрым к ней человеком. Не являясь в строгом смысле
слова собственно искусством, садово-парковая культура развивается вместе с ним
и под его влиянием, что сказалось в развитии стилей садов и парков вслед за
развитием художественных направлений в искусстве. Существуют сады и парки
ренессансные, барокко и рококо, сады классицизма и романтизма. В пределах
каждого стиля есть свои национальные особенности, а внутри национального стиля
— почерк отдельных садоводов (Джон Эвелин писал в конце XVII в.: «Каков садовод, таков и сад»).
Например, парк французского классицизма в Версале, сады голландского барокко в Московском
Кремле огораживались стенами, украшались беседками, сады с уклоном в рококо
есть в Царском Селе.
Существовавший в
садах барокко и рококо иронический элемент свидетельствовал о том, что
эстетическое освоение мира вне собственно художественной сферы не только
осуществляется по законам универсальной эстетической категории — прекрасного,
но и опирается на все многообразие эстетических свойств действительности (возвышенное,
трагическое, комическое и т. д.).
Эстетическая
деятельность, протекающая вне художественного освоения мира — в сфере труда,
быта, культуры,— охватывает и работу художника-конструктора, создающего проект
полезной и красивой вещи, и трудовой процесс ее промышленного изготовления, и
социальное функционирование этого продукта, и его потребление.
Складывавшаяся
веками и особенно бурно расцветшая и грандиозно расширившаяся в XX в. внехудожественная сфера деятельности
по законам красоты - долгое время не могла обрести своего адекватного
терминологического обозначения. Ее называли: промышленное искусство,
прикладное творчество, художественное конструирование, область эстетики труда
(промышленной или технической эстетики), дизайн. Группа названий,
отождествлявшая или сближавшая внехудожественную эстетическую деятельность с
искусством или фиксировавшая ее как новый вид искусства, упрощенно
ориентировала эстетику на прямое перенесение опыта теоретического обобщения
закономерностей художественного творчества в иную сферу, обладающую своей
спецификой.
Однако неверны
попытки как отождествления эстетической деятельности и искусства, так и их
разрыва и противопоставления. Следует терминологически отличать самое широкое
понятие «эстетическая деятельность», которая охватывает область не только
прекрасного, но и возвышенного, трагического, комического и т. д., от более
частного понятия «деятельность по законам красоты в индустриальной и
технической сфере», получившей название «дизайн». Этот термин предполагает в
первую очередь художественное проектирование, но охватывает и весь процесс
промышленного производства полезной и красивой вещи.
Эстетическая
деятельность включает в себя: практическую (садово-парковая культура, дизайн и
т. д.), художественно-практическую (карнавал, свадебный или погребальный
обряд, этикетное поведение и т. п.), художественно-творческую (создание произведений
искусства), художественно-рецептивную (восприятие произведения) и
рецепционно-эстетическую (восприятие красоты реального пейзажа и т. п.),
духовно-культурную (выработка идеалов личного вкуса, вынесение вкусовых
суждений, оценок и т. п.), теоретическую (выработка эстетических концепций и взглядов).
Эстетические взгляды,
представления, вкусы, идеалы, будучи результатом внутренней, духовной
деятельности человека, обогащающей его личность, находят свой выход вовне — во
всех формах эстетической деятельности и ее продуктах.
Эстетические
восприятия и представления — схватывание и духовно-культурное присвоение личностью
общечеловеческого в реальном мире.
Эстетические
впечатления —
память об эстетических представлениях, их оценка и закрепление в сознании существенного.
Эстетические
вкусы —
система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на обобщенной и
творческой переработке исторически обусловленных эстетических впечатлений.
Эстетический
идеал —
представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в
культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека
по преобразованию мира и созиданию культуры. Идеал не совпадает с действительностью
и является обобщением и гиперболизацией лучшего в ней, домысливанием желаемого,
но еще не существующего, потребность в чем уже возникла и была осознана. Народ,
создающий идеал, создает и гениев, приближающихся к этому идеалу и
приближающих к нему реальность.
Эстетические
концепции —
теоретически осмысленный в свете определенного мировоззрения и приведенный в
научную систему исторический опыт эстетической деятельности людей.
Эстетические
взгляды —
система эстетических концепций, господствующая в данном обществе или в одном из
его подразделений и определяющая дальнейшую практику эстетической и художественной
деятельности людей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|