Эстетика
ВВЕДЕНИЕ
Нередко к
изучению эстетики относятся с пренебрежением, как к занятию, недостойному
серьезного человека, имеющего практические цели. На первый взгляд она не нужна
даже художнику. Как мольеровский Журден однажды узнал, что он всю жизнь
разговаривал прозой, так и поэт может внезапно обнаружить, что он всю жизнь
творил по законам эстетики, не ведая того и не зная, каковы они. Но значит ли
это, что эстетика — наука бесполезная? Отнюдь нет.
Эстетика нужна
художнику. Правда, он может интуитивно применять ее законы, не постигнув их в
теоретической форме, а добыв из самого художественного процесса, из опыта
предшественников и современников. Однако такое постижение, не подкрепленное
теоретическим обобщением художественной практики, не дает возможности глубоко и
безошибочно решать творческие проблемы. Когда художник встречается со сложной
творческой задачей, или хочет оценить собственную деятельность, или пытается найти выход из творческого кризиса, он не
может руководствоваться только интуицией и должен опираться на глубокие знания
эстетики.
Как отличается
шедевр от еще не отделанного первоначального своего варианта! Порой
недоумеваешь, неужели это писал один и тот же автор? Почему же не всем удается
довести набросок до высот искусства? Начнем с того, что создание шедевра —
титаническая работа. Воистину «гений — это терпение».
Нет истинного
творчества без мастерства, без высокой требовательности, упорства и
работоспособности, без таланта, который на девять десятых состоит из труда.
Однако все эти существенные и необходимые качества ничего не стоят без
художественной концепции мира, без мировоззрения, вне целостной системы эстетических
принципов, претворяемых в образы. Мировоззрение художника не есть сумма
вычитанных им философских истин. Оно рождается в самой жизни — из наблюдений
над природой и обществом, из усвоения культуры человечества, из активного
отношения к миру. Мировоззрение не только руководит талантом и мастерством, оно
и само формируется под их воздействием в процессе творчества. Своеобразие
видения мира, отбор жизненного материала определяются и регулируются
мировоззрением. При этом наиболее непосредственно влияет на творчество та
сторона мировоззрения, которая выражается в эстетической системе, сознательно
или стихийно реализуемой в образах.
Как правило,
творчество и осмысление его законов идут рука об руку. Аристофан, Леонардо да
Винчи. Шекспир, Мольер, Гёте, Шиллер, Пушкин, Толстой, Достоевский не только
великие мастера искусства, но и великие исследователи его тайн.
Значение теории
для художника неоднократно обсуждалось. Еще поэт Пиндар противопоставлял
ученому стихотворцу поэта истинного, «милостью божьей». Более гибко и глубоко
ставил эту проблему философ Платон, считавший необходимым сочетание природных
способностей с тренировкой и изучением теории. Псевдо-Лонгин подчеркивал, что
достоинства художника обусловлены «знанием правил» и «силой дарования»;
высокое искусство невозможно без теории. Она помогает избежать ошибок, оттачивает и направляет мастерство творца,
способствует его совершенствованию.
Выучить основные
положения эстетики — еще не значит научиться художественному творчеству. Мы
мыслим логично, часто не зная законов логики.
Однако изучение
законов, по которым протекает тот или иной процесс, хотя и лишено непосредственного утилитарного значения, имеет
глубокий практический смысл. Знание законов логики дает возможность не только
сознательно строить свои рассуждения, но и наукой выверять их точность,
позволяет определять место обрыва логической цепи, находить ошибку в мышлении.
И знание эстетики (пусть не прямо, не непосредственно) сказывается на
творчестве художника. Оно способствует сознательному отношению к
художественному творчеству, в котором сочетаются дар и навык.
Не менее, чем
художнику, эстетика нужна и воспринимающей искусство публике - читателям,
зрителям, слушателям. Теоретически развитое сознание глубже воспринимает
произведение Можно, конечно, читать, как чичиковский слуга Петрушка, получая
удовольствие от самого процесса складывания букв в слова, можно увлекаться
внешними красотами или занимательностью сюжета произведения, а можно проникать
в существо образной мысли художника. Эстетика и есть воспитатель такого
истинного восприятия искусства.
Искусство доставляет
одно из высших духовных переживаний — эстетическое наслаждение. Именно об этом
говорил А. С. Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь», «гармонией упьюсь».
Однако без эстетики нет художественной образованности, а без последней нет
наслаждения искусством
И художник, и
вдумчивый читатель, зритель, слушатель сталкиваются с вопросами о сущности
искусства и его закономерностях, о природе прекрасного, возвышенного,
трагического и комического, об особенностях художественного образа и
художественного метода, о специфике литературы, театра, кино и других видов
искусства. Все эти проблемы могут быть решены лишь комплексно, при рассмотрении
их в целостной системе.
Эстетика нужна
не только художнику, пишущему картину, но и портному, шьющему костюм, и
столяру, делающему шкаф, и инженеру, создающему автомобиль, так как освоение и
преобразование мира ими осуществляется в том числе и по законам красоты.
Как бы ни было
исторически и национально своеобразно данное действие, но всегда строитель
должен творить и по законам сопромата, и по законам красоты, участник карнавала
— по законам комического, человек, хоронящий близкого и исполняющий
погребальный обряд,— по законам трагического, а совершающий подвиг — по законам
возвышенного. Все эти формы деятельности подчиняются законам эстетики; они не
могут быть ни совершены без определенной развитости эстетического начала в душе
человека, ни осмыслены без эстетики и ее категорий. Эстетика входит в труд,
художественное творчество, быт, во все сферы деятельности, она формирует в
человеке творческое, созидающее начало и способность воспринимать красоту и
наслаждаться ею, ценить и понимать искусство.
Поскольку
искусство и эстетика (первое — в духовно-практическом, вторая — в
теоретическом плане) сосредоточивают свое внимание на общечеловеческом, эти
сферы культуры особенно актуальны сегодня, ибо способствуют сближению народов,
их взаимопониманию, а последнее — необходимая предпосылка объединения людей в
целях предотвращения ядерной катастрофы и спасения мира.
1.ПРЕДМЕТ
ЭСТЕТИКИ
Неизвестный автор
появившегося много веков назад трактата «О возвышенном» писал, что ко всякой
научной дисциплине предъявляются два требования: «Во-первых, следует определить
предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помогающие овладеть
этим предметом».
Всякая наука
имеет свой предмет. К сожалению, сколько-нибудь коротко ответить на вопрос,
каков же предмет эстетики, очень трудно. Говоря о предмете одной из философских
наук, Гегель справедливо писал: логика «не может заранее сказать, что она
такое, лишь все ее изложение порождает это знание о ней...» Так и в эстетике:
полное очерчивание границ этой науки может дать только ее подробное изложение.
История эстетики
насчитывает много веков. В ходе развития этой науки менялись не только
эстетические взгляды, но и круг изучаемых ею вопросов, сам ее предмет и задачи.
Эстетика то была частью философии и служила созданию картины мира в целом
(греческие натурфилософы, пифагорейцы); то затрагивала проблемы поэтики,
общефилософские вопросы природы красоты и искусства и ставила задачи обобщения
его опыта (Аристотель); то присоединяла к этому кругу проблем вопросы
государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании
человека (Платон); то близко соприкасалась с этикой (Сократ); то оказывалась
одним из разделов богословия, стремящегося с помощью искусства нацеливать
человека на служение богу (Тертуллиан, Фома Аквинский); то рассматривала
соотношение природы и художественной деятельности (Леонардо да Винчи); то
стремилась формировать нормы искусства (Буало); то занималась изучением
особенностей чувственного познания мира в искусстве (Баумгартен); то суживала
свой предмет до «обширного царства прекрасного», строже говоря, до «искусства
и притом не всякого, а именно изящного искусства» (Гегель), а свою
задачу усматривала в определении места искусства в общей системе мирового духа;
то расширяла свои рамки до рассмотрения всего многообразия эстетического
отношения человека к действительности (Чернышевский); то ставила своей задачей
теоретическое обоснование определенного направления в искусстве: романтизма
(Новалис), реализма (Белинский, Добролюбов, Чернышевский), теоретической
фиксации художественной практики (неопозитивизм). Марксистская эстетика
теоретически осмыслила эстетические аспекты освоения мира во всех сферах
практической деятельности человека, в том числе и в собственно художественной
сфере, где ее задачей стала активизация социальной значимости искусства на
основе осознания его природы.
Что же такое с современной
точки зрения предмет эстетики как науки? Предметом эстетики является весь мир,
рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества.
Эстетика -
наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их
порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее
общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека,
и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего
совершенства результаты освоения мира по законам красоты.
Природа
эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы
эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства —
таковы основные вопросы этой науки. Она выражает систему эстетических взглядов
общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и
духовной деятельности людей.
2. ЭСТЕТИКА
— ФИЛОСОФИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эстетика сама по
себе теоретико-методологическая дисциплина, одна из философских наук. Что
же такое законы эстетики и каков ее категориальный аппарат, обеспечивающий
постижение этих законов?
Эстетические
категории — это не только более обобщенные понятия, охватывающие собой более
широкий круг жизненных явлений и их эстетических свойств, но и превращенная форма
эстетических противоречий, посредствующее звено между несопоставимыми
сторонами общечеловеческих значимых противоречий, рациональная форма разрешения
этих противоречий, посредствующее звено между сущностью и кажимостью
эстетического явления. Эстетические категории — алгебраическая («снятая»)
форма, обобщенно выражающая арифметические (конкретные) подробности эстетических
проявлений материальных и духовных процессов.
Типы
эстетических категорий. Каждый тип категорий является соответственно аппаратом того
или иного типа анализа эстетического явления, художественного произведения или художественного
процесса.
Современная
система эстетических категорий включает в себя следующие типы:
Метакатегория (эстетическое).
Категории
эстетической деятельности (законы красоты, эстетическое освоение, дизайн,
художественное проектирование, эстетическая ориентация, вкус, идеал, мера) —
аппарат анализа эстетического освоения мира.
Категории
эстетических свойств и отношения искусства к действительности (прекрасное, возвышенное,
трагическое, комическое, безобразное, низменное) — аппарат анализа
эстетического богатства действительности и искусства.
Категории
гносеологии искусства (художественный образ, метод, художественная правда,
художественная концепция) — аппарат гносеологического анализа, выявляющего
характер соответствия искусства действительности.
Категории
социологии искусства (классовость, партийность, народность, идейность,
национальное, интернациональное, общечеловеческое) — аппарат социологического
анализа.
Категории аксиологии
искусства (эстетический
идеал, ценность, художественность, шедевр) — аппарат ценностного анализа. Категории
онтологии искусства (художественное произведение, классика, массовое и
элитарное искусство, стиль) — аппарат онтологического и стилистического
анализа.
Категории
теоретической истории искусства (художественный процесс, направление, художественные
взаимодействия: традиции, отталкивание, влияние; художественный прогресс) —
аппарат сравнительного анализа.
Категории
антропологии искусства (художник, этап творчества, творческий путь, художественный
быт) — аппарат биографического анализа.
Категории
творческой генетики искусства (замысел, набросок, черновик, вариант) — аппарат
творческо-генетического и текстологического анализа.
Категории
психологии искусства (способность, талант, гений, вдохновение, творческая
фантазия, художественное воображение) — аппарат творческо-психологического
анализа.
Категории
восприятия искусства (художественное наслаждение, художественное восприятие,
катарсис, «уровень рецепционного ожидания») — аппарат рецепционного анализа.
Категории
морфологии искусства (виды: литература, театр, кино, живопись и др.; роды: эпос,
лирика, драма, станковая живопись, монументальная живопись и др.; жанры: в
литературе — роман, рассказ, новелла, поэма, лирическое стихотворение, аналогично
и в других видах искусства) — аппарат межвидового и историко-культурного
анализа.
Категории
структуры искусства (художественный текст, контекст, художественное время,
пространство, цвет) — аппарат структурного анализа.
Категории
теории художественной коммуникации и семиотики искусства (адресат, адресант, знак,
метазнак, код, художественное сообщение, интонация) — аппарат семиотического,
коммуникативного и интонационного анализа.
Категории
теории и методологии художественной критики (интерпретация, оценка,
художественный статус произведения; подходы: социологический,
конкретно-исторический, сравнительный, биографический, творческо-генетический,
структурный анализ, микроанализ, внимательное чтение) — аппарат художественно-критического
анализа произведения.
Категории
эстетического воспитания (всестороннее развитие личности, духовное богатство,
эстетические интересы и потребности личности) — аппарат анализа эстетического
воздействия искусства.
Категории
теории и практики руководства художественной культурой (ангажирование, меценатство,
социальный заказ, премия) — аппарат анализа художественной политики.
Обогащение
категориального аппарата эстетики происходит: во-первых, путем фиксации
результатов теоретического описания художественных явлений и процессов
(например, категории: реализм, романтизм, сентиментализм); во-вторых, путем
перенесения в эстетику терминов из других областей культуры. Так, термин
риторики — возвышенное — со временем приобрел общеэстетический смысл, из
философии были восприняты такие категории, как метод (художественный),
концепция (художественная), из психологии — восприятие (художественное);
в-третьих, путем придания расширительного значения терминам искусствоведческого
аппарата: из киноведения внедряются в эстетику монтаж, общий, средний и
крупный план; из музыковедения — интонация, ритм, мелодия, полифония; из
живописи — цвет, колорит и т. д.; в-четвертых, путем взаимодействия и синтеза
традиционных категорий (например, трагикомическое); в-пятых, путем обогащения
эстетики традициями теоретического видения художественных явлений, присущего
разным народам; в-шестых, путем корректного использования категориального
аппарата новых научных дисциплин (структурализма, семиотики, теории массовой
коммуникации, науковедения, аксиологии, герменевтики и т. д.).
Расширение
категориального аппарата эстетики позволяет постичь искусство во всей его
сложности и многообразии, помогает более точно и гибко сформулировать законы
эстетического и художественного освоения мира.
Искусство
является одновременно одной из форм общественного сознания и типом
эстетической деятельности, причем специфической ее сферой. В соответствии с этим
оно подчиняется не только общим для всех форм общественного сознания законам
(зависит от экономики, обладает некоторой относительной самостоятельностью,
социально-исторически обусловлено в своем развитии, оказывает активное
обратное воздействие на действительность), но и метазаконам эстетики, а также
специфическим законам собственно художественной деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|