Меню
Поиск



рефераты скачать Эстетика

Эстетика

ВВЕДЕНИЕ

 

Нередко к изучению эстетики относятся с пренебрежением, как к занятию, недостойному серьезного человека, имеющего практи­ческие цели. На первый взгляд она не нужна даже художнику. Как мольеровский Журден однажды узнал, что он всю жизнь разговаривал прозой, так и поэт может внезапно обнаружить, что он всю жизнь творил по законам эстетики, не ведая того и не зная, каковы они. Но значит ли это, что эстетика — наука бесполезная? Отнюдь нет.

Эстетика нужна художнику. Правда, он может интуитивно применять ее законы, не постигнув их в теоретической форме, а добыв из самого художественного процесса, из опыта предшест­венников и современников. Однако такое постижение, не подкреп­ленное теоретическим обобщением художественной практики, не дает возможности глубоко и безошибочно решать творческие про­блемы. Когда художник встречается со сложной творческой задачей, или хочет оценить собственную деятельность, или пытается найти выход из творческого кризиса, он не может руководствоваться только интуицией и должен опираться на глубокие знания эстетики.

Как отличается шедевр от еще не отделанного первоначального своего варианта! Порой недоумеваешь, неужели это писал один и тот же автор? Почему же не всем удается довести набросок до высот искусства? Начнем с того, что создание шедевра — титаническая работа. Воистину «гений — это терпение».

Нет истинного творчества без мастерства, без высокой тре­бовательности, упорства и работоспособности, без таланта, ко­торый на девять десятых состоит из труда. Однако все эти сущест­венные и необходимые качества ничего не стоят без художественной концепции мира, без мировоззрения, вне целостной системы эсте­тических принципов, претворяемых в образы. Мировоззрение художника не есть сумма вычитанных им философских истин. Оно рождается в самой жизни — из наблюдений над природой и обществом, из усвоения культуры человечества, из активного отношения к миру. Мировоззрение не только руководит талантом и мастерством, оно и само формируется под их воздействием в процессе творчества. Своеобразие видения мира, отбор жизненного материала определяются и регулируются мировоззрением. При этом наиболее непосредственно влияет на творчество та сторона мировоззрения, которая выражается в эстетической системе, созна­тельно или стихийно реализуемой в образах.

Как правило, творчество и осмысление его законов идут рука об руку. Аристофан, Леонардо да Винчи. Шекспир, Мольер, Гёте, Шиллер, Пушкин, Толстой, Достоевский не только великие мас­тера искусства, но и великие исследователи его тайн.

Значение теории для художника неоднократно обсуждалось. Еще поэт Пиндар противопоставлял ученому стихотворцу поэта истинного, «милостью божьей». Более гибко и глубоко ставил эту проблему философ Платон, считавший необходимым сочетание природных способностей с тренировкой и изучением теории. Псевдо-Лонгин подчеркивал, что достоинства художника обуслов­лены «знанием правил» и «силой дарования»; высокое искусство невозможно без теории. Она помогает избежать ошибок, оттачи­вает и направляет мастерство творца, способствует его совершен­ствованию.

Выучить основные положения эстетики — еще не значит нау­читься художественному творчеству. Мы мыслим логично, часто не зная законов логики.

Однако изучение законов, по которым протекает тот или иной процесс, хотя и лишено непосредственного утилитарного значения, имеет глубокий практический смысл. Знание законов логики дает возможность не только сознатель­но строить свои рассуждения, но и наукой выверять их точность, позволяет определять место обрыва логической цепи, находить ошибку в мышлении. И знание эстетики (пусть не прямо, не не­посредственно) сказывается на творчестве художника. Оно способствует сознательному отношению к художественному творчеству, в котором сочетаются дар и навык.

Не менее, чем художнику, эстетика нужна и воспринимаю­щей искусство публике - читателям, зрителям, слушателям. Тео­ретически развитое сознание глубже воспринимает произведение Можно, конечно, читать, как чичиковский слуга Петрушка, получая удовольствие от самого процесса складывания букв в слова, можно увлекаться внешними красотами или занимательностью сюжета произведения, а можно проникать в существо образной мысли художника. Эстетика и есть воспитатель такого истинного восприятия искусства.

Искусство доставляет одно из высших духовных переживаний — эстетическое наслаждение. Именно об этом говорил А. С. Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь», «гармонией упьюсь». Однако без эстетики нет художественной образованности, а без последней нет наслаждения искусством

И художник, и вдумчивый читатель, зритель, слушатель сталкиваются с вопросами о сущности искусства и его закономерностях, о природе прекрасного, возвышенного, трагического и комического, об особенностях художественного образа и художественного метода, о специфике литературы, театра, кино и других видов искусства. Все эти проблемы могут быть решены лишь комплексно, при рассмотрении их в целостной системе.

 Эстетика нужна не только художнику, пишущему картину, но и портному, шьющему костюм, и столяру, делающему шкаф, и инженеру, создающему автомобиль, так как освоение и преобразование мира ими осуществляется в том числе и по законам красоты.

Как бы ни было исторически и национально своеобразно данное действие, но всегда строитель должен творить и по законам сопромата, и по законам красоты, участник карнавала — по зако­нам комического, человек, хоронящий близкого и исполняющий погребальный обряд,— по законам трагического, а совершающий подвиг — по законам возвышенного. Все эти формы деятельности подчиняются законам эстетики; они не могут быть ни совершены без определенной развитости эстетического начала в душе челове­ка, ни осмыслены без эстетики и ее категорий. Эстетика входит в труд, художественное творчество, быт, во все сферы деятельности, она формирует в человеке творческое, созидающее начало и спо­собность воспринимать красоту и наслаждаться ею, ценить и понимать искусство.

 Поскольку искусство и эстетика (первое — в духовно-практи­ческом, вторая — в теоретическом плане) сосредоточивают свое внимание на общечеловеческом, эти сферы культуры особенно ак­туальны сегодня, ибо способствуют сближению народов, их взаимо­пониманию, а последнее — необходимая предпосылка объедине­ния людей в целях предотвращения ядерной катастрофы и спасе­ния мира.

1.ПРЕДМЕТ ЭСТЕТИКИ

 

Неизвестный автор появившегося много веков назад трактата «О возвышенном» писал, что ко всякой научной дисциплине предъявляются два требования: «Во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, по­могающие овладеть этим предметом».

Всякая наука имеет свой предмет. К сожалению, сколько-нибудь коротко ответить на вопрос, каков же предмет эстетики, очень трудно. Говоря о предмете одной из философских наук, Гегель справедливо писал: логика «не мо­жет заранее сказать, что она такое, лишь все ее изложение по­рождает это знание о ней...» Так и в эстетике: полное очерчива­ние границ этой науки может дать только ее подробное изложение.

История эстетики насчитывает много веков. В ходе разви­тия этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и круг изучаемых ею вопросов, сам ее предмет и задачи. Эстети­ка то была частью философии и служила созданию картины мира в целом (греческие натурфилософы, пифагорейцы); то затрагивала проблемы поэтики, общефилософские вопросы природы красоты и искусства и ставила задачи обобщения его опыта (Аристотель); то присоединяла к этому кругу проблем вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека (Платон); то близко соприкасалась с этикой (Сократ); то оказывалась одним из разделов богословия, стремящегося с помощью искусства нацеливать человека на служение богу (Тертуллиан, Фома Аквинский); то рассматривала соотношение природы и художественной деятельности (Леонардо да Винчи); то стремилась формировать нормы искусства (Буало); то занималась изучением особенностей чувственного познания мира в искусстве (Баумгартен); то суживала свой предмет до «обширного царства прекрас­ного», строже говоря, до «искусства и притом не всякого, а именно изящного искусства» (Гегель), а свою задачу усматривала в определении места искусства в общей системе мирового духа; то расширяла свои рамки до рассмотрения всего многообразия эстетического отношения человека к действительности (Чернышевский); то ставила своей задачей теоретическое обоснование определенного направления в искусстве: романтизма (Новалис), реализма (Бе­линский, Добролюбов, Чернышевский), теоретической фиксации художественной практики (неопозитивизм). Марксистская эстети­ка теоретически осмыслила эстетические аспекты освоения мира во всех сферах практической деятельности человека, в том числе и в собственно художественной сфере, где ее задачей стала акти­визация социальной значимости искусства на основе осознания его природы.

Что же такое с современной точки зрения предмет эстетики как науки? Предметом эстетики является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества.

Эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности че­ловека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства — таковы основные вопросы этой науки. Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик мате­риальной и духовной деятельности людей.

2.       ЭСТЕТИКА — ФИЛОСОФИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Эстетика сама по себе теорети­ко-методологическая дисциплина, одна из философских наук. Что же такое законы эстетики и каков ее категориальный аппа­рат, обеспечивающий постижение этих законов?

Эстетические категории — это не только более обобщенные по­нятия, охватывающие собой более широкий круг жизненных яв­лений и их эстетических свойств, но и превращенная форма эсте­тических противоречий, посредствующее звено между несопоста­вимыми сторонами общечеловеческих значимых противоречий, рациональная форма разрешения этих противоречий, посредст­вующее звено между сущностью и кажимостью эстетического явления. Эстетические категории — алгебраическая («снятая») форма, обобщенно выражающая арифметические (конкретные) подробности эстетических проявлений материальных и духовных процессов.

Типы эстетических категорий. Каждый тип категорий являет­ся соответственно аппаратом того или иного типа анализа эстетического явления, художественного произведения или художест­венного процесса.

Современная система эстетических категорий включает в себя следующие типы:

Метакатегория (эстетическое).

Категории эстетической деятельности (законы красоты, эсте­тическое освоение, дизайн, художественное проектирование, эсте­тическая ориентация, вкус, идеал, мера) — аппарат анализа эсте­тического освоения мира.

Категории эстетических свойств и отношения искусства к дей­ствительности (прекрасное, возвышенное, трагическое, комиче­ское, безобразное, низменное) — аппарат анализа эстетического богатства действительности и искусства.

Категории гносеологии искусства (художественный образ, ме­тод, художественная правда, художественная концепция) — аппа­рат гносеологического анализа, выявляющего характер соответст­вия искусства действительности.

Категории социологии искусства (классовость, партийность, народность, идейность, национальное, интернациональное, обще­человеческое) — аппарат социологического анализа.

Категории аксиологии искусства (эстетический идеал, цен­ность, художественность, шедевр) — аппарат ценностного анализа. Категории онтологии искусства (художественное произведе­ние, классика, массовое и элитарное искусство, стиль) — аппарат онтологического и стилистического анализа.

Категории теоретической истории искусства (художественный процесс, направление, художественные взаимодействия: традиции, отталкивание, влияние; художественный прогресс) — аппарат срав­нительного анализа.

Категории антропологии искусства (художник, этап творче­ства, творческий путь, художественный быт) — аппарат биогра­фического анализа.

Категории творческой генетики искусства (замысел, набросок, черновик, вариант) — аппарат творческо-генетического и тексто­логического анализа.

Категории психологии искусства (способность, талант, гений, вдохновение, творческая фантазия, художественное воображе­ние) — аппарат творческо-психологического анализа.

Категории восприятия искусства (художественное наслаж­дение, художественное восприятие, катарсис, «уровень рецепционного ожидания») — аппарат рецепционного анализа.

Категории морфологии искусства (виды: литература, театр, кино, живопись и др.; роды: эпос, лирика, драма, станковая жи­вопись, монументальная живопись и др.; жанры: в литературе — роман, рассказ, новелла, поэма, лирическое стихотворение, ана­логично и в других видах искусства) — аппарат межвидового и историко-культурного анализа.

Категории структуры искусства (художественный текст, кон­текст, художественное время, пространство, цвет) — аппарат структурного анализа.

Категории теории художественной коммуникации и семиоти­ки искусства (адресат, адресант, знак, метазнак, код, художест­венное сообщение, интонация) — аппарат семиотического, комму­никативного и интонационного анализа.

Категории теории и методологии художественной критики (интерпретация, оценка, художественный статус произведения; подходы: социологический, конкретно-исторический, сравнитель­ный, биографический, творческо-генетический, структурный ана­лиз, микроанализ, внимательное чтение) — аппарат художествен­но-критического анализа произведения.

Категории эстетического воспитания (всестороннее развитие личности, духовное богатство, эстетические интересы и потребно­сти личности) — аппарат анализа эстетического воздействия ис­кусства.

Категории теории и практики руководства художественной культурой (ангажирование, меценатство, социальный заказ, пре­мия) — аппарат анализа художественной политики.

Обогащение категориального аппарата эстетики происходит: во-первых, путем фиксации результатов теоретического описания художественных явлений и процессов (например, категории: реа­лизм, романтизм, сентиментализм); во-вторых, путем перенесения в эстетику терминов из других областей культуры. Так, термин риторики — возвышенное — со временем приобрел общеэстетиче­ский смысл, из философии были восприняты такие категории, как метод (художественный), концепция (художественная), из психо­логии — восприятие (художественное); в-третьих, путем придания расширительного значения терминам искусствоведческого аппара­та: из киноведения внедряются в эстетику монтаж, общий, сред­ний и крупный план; из музыковедения — интонация, ритм, мелодия, полифония; из живописи — цвет, колорит и т. д.; в-чет­вертых, путем взаимодействия и синтеза традиционных категорий (например, трагикомическое); в-пятых, путем обогащения эстетики традициями теоретического видения художественных явлений, присущего разным народам; в-шестых, путем корректного использо­вания категориального аппарата новых научных дисциплин (струк­турализма, семиотики, теории массовой коммуникации, наукове­дения, аксиологии, герменевтики и т. д.).

Расширение категориального аппарата эстетики позволяет постичь искусство во всей его сложности и многообразии, помога­ет более точно и гибко сформулировать законы эстетического и художественного освоения мира.

Искусство является одновременно одной из форм обществен­ного сознания и типом эстетической деятельности, причем специ­фической ее сферой. В соответствии с этим оно подчиняется не только общим для всех форм общественного сознания законам (зависит от экономики, обладает некоторой относительной само­стоятельностью, социально-исторически обусловлено в своем раз­витии, оказывает активное обратное воздействие на действитель­ность), но и метазаконам эстетики, а также специфическим зако­нам собственно художественной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.