Для человека
значимой часто является принадлежность к какому-либо сообществу
(профессиональному, социальному). Соблюдение профессиональных заповедей
подчеркивает внутреннюю принадлежность к сообществу. Страх исключения из рядов
сообщества за неисполнение профессиональных этических норм, что в ряде случаев
означает и потерю возможности работать по профессии, представляет собой сильный
рычаг для выполнения данных заповедей и норм. Профессиональные этические
кодексы наиболее эффективно действуют в сообществах «свободных» профессий, где
принадлежность к профессии значит больше, чем принадлежность к организации
(например, особо чтят свои профессиональные кодексы юристы, журналисты,
психологи и т. д.).
Вместе с тем
встречаются своды этических правил, сочетающие в себе значимость для человека
как корпоративной, так и профессиональной принадлежности.
«…нравственный
закон внутри меня»
Мотив
следующего уровня – соблюдение этических норм согласно личным представлениям
человека о нравственности, подтверждение правильности своей жизни при
выполнении этих законов. Здесь этические нормы играют более широкую,
экзистенциальную роль, выполнение нравственного закона становится одним из
условий гармоничного существования личности. Только на этом уровне выполнение
нравственных норм является самодостаточной ценностью, при этом мнение
референтной группы перестает быть ведущим стимулом для их выполнения.
Выделенные
мотивы соблюдения этических норм на основе анализа собственного практического
опыта соответствуют классификации американского психолога Лоренса Колберга,
который определяет три уровня развития нравственности (моральных суждений)[19]:
·
доконвенциональный
(движущий мотив нравственного поведения – страх наказания);
·
конвенциональный
– социальное одобрение (со стороны значимого сообщества – в том числе
профессионального);
·
постконвенциональный
(принципиализованный) – самолично признаваемые нравственные принципы (вне
зависимости от их общественной значимости).
Вышеперечисленные
уровни развития нравственности (моральных суждений) принято соотносить со
стадиями зрелости личности, организации, социальной системы. Возникает
закономерный вопрос – до какого уровня целесообразно развивать деловую этику в
организации? Напрашивающийся ответ – до постконвенционального – не так
однозначно позитивен, как кажется на первый взгляд. Представим себе, что
сотрудник достиг постконвенциального уровня и стал принимать этические принципы
и нормы организации как свои собственные жизненные принципы. Это означает, что,
с одной стороны, он будет их выполнять (вероятнее всего), с другой стороны, он
будет воспринимать себя как неотъемлемую часть организации, а организацию – как
свою семью. Пока сотрудник работает на этом месте – это хорошо для него и для
организации. Но представим себе, что в организации произошла смена руководства,
реструктуризация, слияние и пр., или что сотрудник перешел на работу в другую
организацию. И в том и в другом случае у него возникнет проблема оперативного
изменения собственной этической системы, неотъемлемой частью которой стали
прежние корпоративные нормы правильного поведения. Поэтому, только в
практикуемых многими японскими компаниями условиях пожизненного найма, уровень
принятия этических норм организации сотрудниками может быть сколь угодно
глубок.
Таким
образом, ресурсом организации становится добровольная инициатива, всеобщая
этическая ответственность и уважение личных этических норм сотрудников.
Сформулируем
принципы трансляции этических норм, позволяющие реализовать такой подход[20]:
1.
Диалогичность и
максимальная прозрачность всего процесса разработки и введения в действия
системы деловой этики в компании (на основании кодекса корпоративной этики или
в другой форме).
2.
Добровольность
принятия этических принципов и норм сотрудниками организации.
3.
Равенство всех сотрудников
в исполнении этических норм. Особенный акцент делается на действиях
руководителей всех уровней – они должны задавать своеобразный эталон этичного
поведения.
Депутаты
Госдумы намерены сегодня на заседании Экспертно-консультационного совета рассмотреть
проект "Модельного Этического кодекса госслужащего РФ" (см.
приложение 1). Документ был подготовлен рабочей группой Российской академии
госслужбы при президенте РФ. "По своей сути это система моральных норм,
обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц органов
и органов местного самоуправления"[21].
Этот
документ может способствовать и реализации антикоррупционных инициатив. "В
условиях кризиса экономика нуждается в особой поддержке, поэтому вопрос борьбы
с коррупцией становится всё более актуальным.
В
качестве примеров для кодекса были взяты аналогичные документы, которые уже
прошли утверждение в виде рекомендации Комитета министров Совета Европы.
"Опыт зарубежных стран показывает, что, действуя исключительно
законодательными нормами, нельзя добиться необходимого перелома в борьбе с
коррупцией. Необходимое условие - создание целой системы этических
стандартов".
Как
отмечается в проекте, основные требования к госслужащему - "это высокие
профессиональные и нравственные качества". Причем, данный документ
"призван помочь госслужащему правильно ориентироваться в сложных
нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы".
Этический
кодекс государственного служащего РФ представляет собой систему определенных
нравственных стандартов, конкретных норм поведения особой
социально-профессиональной группы, главная задача которой – обеспечить
реализацию функций. Он не регламентирует частную жизнь государственного
служащего, не ограничивает его права и свободы вне службы, но в то же время
определяет нравственную сторону его профессиональной деятельности,
устанавливает четкие этические нормы служебного поведения[22].
Важно
подчеркнуть, что Этический кодекс, предложенный авторами рассматриваемой
работы, не содержит каких-либо специально придуманных нравственных норм. Он
опирается на реальные нравы российского общества, сообразуется с системой
ценностей, существующей в нем, представлениями о моральном и аморальном в
человеческом поведении, которые исторически сложились в общественном мнении.
Безусловно, предстоит тщательный анализ всех проблем, связанных с разработкой и
принятием Этического кодекса государственного служащего РФ. Однако бесспорно
одно: подобный кодекс – эффективное средство укрепления нравственных основ всей
системы государственной службы в России.
2.
Организационная культура банка
2.1 Мероприятия по
внедрению и соблюдению этического кодекса банковскими служащими
Качественная
работа с персоналом — определяющий, а зачастую и решающий фактор обеспечения
успешной деятельности как отдельного банка, так и банковского сектора в целом.
Не только руководители, но и рядовой персонал банков, постоянно взаимодействуя
с клиентами, формируют престиж своих организаций.
Конкурентоспособность
и эффективность деятельности банков в современных условиях во многом
определяются уровнем управления персоналом, что требует проведения кадрового
аудита и мониторинга, которые позволяют определять приоритеты и согласовывать
использование разных технологий управления персоналом. Современные технологии
помогают работникам в профессиональном развитии, обогащая их деятельность и повышая
удовлетворенность трудом. С учетом этого необходимо совершенствовать процесс
управления персоналом и процесс этот должен планироваться.
Работник банка с его
практическим опытом, теоретическими знаниями, профессиональным уровнем,
личностными качествами, интеллектуальными способностями является в определенном
смысле самым ценным его ресурсом. Уровень оплаты труда банковских служащих,
динамика ее роста в условиях стабильного состояния банковской системы, как
правило, выше, чем в большинстве других сфер экономики; затраты на обучение
персонала банков также существенны. Это косвенно указывает на наличие
зависимости результатов деятельности банка от производительности и качества
труда персонала, эффективности управления им.
На Западе появился даже
специальный термин «управление знаниями» (УЗ). Считается, что УЗ является для
банков одним из важнейших факторов повышения их рентабельности, поскольку
фактически речь идет о стремлении использовать знания своих сотрудников для
более успешной деятельности организаций. Так, 75% немецких банков уже
занимаются или планируют заниматься таким управлением.
При этом массовые
вложения в сферу знаний и главенствующая роль банков в этом процессе
объясняются рядом факторов, среди которых: бурный прогресс информационных и
коммуникационных технологий и возрастающая сложность финансовых отношений и
технологий, что повышает требования к квалификации сотрудников, их гибкости и
готовности к обучению в течение всей трудовой жизни; глобализация, заставляющая
многие банки налаживать отношения с клиентами в рамках глобальной
информационной сети; рост информационной нагрузки, обусловливающий
необходимость обработки все большего количества все более сложной информации;
снижение барьеров для выхода на рынок информационных услуг, сокращение жизненного
цикла продуктов, увеличение численности все более информированных и
требовательных клиентов; обострение конкуренции и падение цен на отдельные
услуги, что заставляет банки повышать производительность; обострение
конкуренции среди персонала, что приводит к усилению его текучести и к
необходимости ограничивать отток знаний.
Действие этих факторов
означает повышение требований к способности банка к инновациям и к более
продуктивному использованию знаний. Тем самым УЗ создает технические,
организационные и культурные предпосылки для целенаправленного и эффективного
использования имеющихся у банка и вновь приобретаемых знаний.
Особое значение имеет
обмен знаниями внутри банков. Обследование 47 частных банков Германии показало,
что банки по-разному оценивают качество такого обмена: 35% из них считают его
хорошим или очень хорошим, 28% — удовлетворительным и 37% считают, что этот
обмен нуждается в улучшении. Соответственно потребность в УЗ также оценивается
банками по-разному: в каждом третьем банке систематическое УЗ уже имеет место,
в 32% банков — находится в стадии создания и в 10% — в стадии планирования.
Однако каждый четвертый банк не ведет и не планирует УЗ.
О значении, которое
немецкие банки придают УЗ, можно судить по следующим данным: 58% банков рассматривают
УЗ как часть стратегического и оперативного планирования и 32% — как часть
оперативного планирования; у 65% банков цели УЗ вытекают из общих целей банка.
Отвечая на вопрос о целях УЗ, банки-респонденты на первое место поставили
квалификацию сотрудников (53%), рационализацию и снижение расходов (53%), затем
следовали анализ поведения клиентов (47%), повышение способности к инновациям
(44%) и конкуренция (18%).
Вместе с тем при введении
и освоении УЗ 58% банков уделяют основное внимание технике и электронной
обработке данных; 56% — организации и персоналу. Значительно меньшее внимание
(28%) уделяется культуре деятельности организации. Таким образом, большинство
германских банков рассматривает УЗ скорее как техническую и организационную
задачу, демонстрируя тем самым ничем не оправданное в данном случае
преобладание технократического подхода к проблеме. Что касается используемых
мер, то 80% опрошенных банков делают ставку на повышение квалификации
персонала, а также на электронные сети Интернет и Йнтранет.
Здесь нужно учитывать,
что банковский персонал, рассматриваемый в качестве объекта управления, —
сложное явление, предполагающее несколько аспектов анализа, прогнозирования и
планирования: демографический, социологический, психологический и инновационный.
Проблематику первых трех аспектов в последнее время активно разрабатывают
социологи, психологи, философы. Что касается инновационного аспекта, то он
затрагивается лишь фрагментарно, например в связи с изучением вопроса о
резервах на выдвижение в руководящие работники. Между тем данный аспект
заслуживает большего внимания.
Содержание современных
банковских технологий, уровень требований к работникам, их материализующим,
лишь относительно стабильны, т.е. не подвержены резким изменениям в пределах
небольших временных интервалов и для ограниченной номенклатуры банковских
операций. Например, можно считать относительно сложившимися по содержанию
(составу трудовых функций, информационному обеспечению, документообороту)
операции открытия счетов, расчетного и кассового обслуживания клиентов,
межбанковских кредитов. Частичные новации в них могут иметь место в связи с
изменениями во внутрибанковских регламентах, вызванные в основном
совершенствованием по требованиям ЦБ нормативной и инструктивной базы
функционирования банков, а также развитием программного обеспечения (например,
программы сводной обработки документов дня, формирования оборотно-сальдовой
ведомости). К инновационным возможностям работников, занятых в соответствующих
подразделениях, их руководи-
тели и службы управления
персоналом предъявляют умеренные требования, отражающие способность служащих с
минимальными издержками вносить при необходимости корректировки в регламенты
трудового процесса.
Однако есть другая группа
операций, технологии выполнения которых более подвержены изменениям, которые
вызываются требованиями оптимальной диверсификации деятельности банков в связи
с изменениями конъюнктуры рынков и целей самих банков. Это традиционные на
первый взгляд банковские операции, связанные с привлечением и размещением
средств: кредитование, покупка и продажа ценных бумаг, депозитные (вкладные),
лизинговые, валютные и иные операции. Между тем технологические схемы их
проведения постоянно совершенствуются и дополняются все новыми элементами.
Во-первых, у клиентов
возникают дополнительные требования к качеству банковского обслуживания, в
результате чего, например, совершенствуются содержание кредитных договоров и
формы обеспечения возвратности кредитов, условия и схемы вкладов и депозитов,
появляются новые виды операций на рынке ценных бумаг, развиваются лизинговые и
другие операции. Во-вторых, сам банк в целях поддержания ликвидности,
минимизации рисков, обеспечения стабильного и надежного функционирования
модернизирует методическое, информационное и техническое обеспечение работы
функциональных подразделений. Это предъявляет повышенные требования к
интеллектуальным способностям работников, предполагает наличие у них
новаторских качеств, стремления к углублению теоретических знаний и
совершенствованию практических навыков работы.
Следует выделить также
особую группу операций, требующих сравнительно большего применения
интеллектуальных способностей и оригинального мышления, к которой с некоторой
долей условности можно отнести: нетрадиционные банковские операции (доверительного
управления имуществом, депозитарные, консультационные услуги, операции с
банковскими картами и др.); так называемая банковская финансовая аналитика.
Объективные сложности в выполнении трудовых функций в этих последних случаях
связаны с тем, что здесь недостаточно традиционных профессиональных знаний и
практических навыков.
В этой связи наиболее
важными в совокупности требований к персоналу являются: 1) способность
творчески осмыслить и успешно решить задачу, предполагающую наличие интегрированных
знаний (например, банковского дела, психологии, юриспруденции, компьютерной
техники); 2) способность проявлять многовариантный оптимизационный подход к
решению ресурсных задач на основе их формализации; 3) способность оперативно
реагировать на отклонения фактических параметров выполняемой операции от
заданных регламентом; 4) наличие внутренней мотивации к реализации собственного
инновационного потенциала; 5) владение научными методами финансового и
экономического анализа и прогнозирования (особенно для банковских аналитиков).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|