Важнейшие задачи исполнения бюджета – обеспечение полного
и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом
и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по
бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. При
исполнении бюджета важное место принадлежит правильному и экономически
обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного
бюджета, осуществляемому по бюджетной росписи доходов и расходов – основному
оперативному плану распределения доходов и расходов по подразделениям
бюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и в разрезе
распорядителей бюджетных ассигнований.
Сумма превышения доходов над расходами при исполнении
бюджета, образующаяся в результате получения дополнительных доходов или
экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюджет и изъятию не
подлежит. Такие суммы называются свободными бюджетными средствами.
Решение об их использовании принимает соответствующий законодательный
(представительный) орган власти по предложению соответствующего исполнительного
органа власти. Свободные бюджетные средства могут быть израсходованы только при
условии обеспечения финансирования плановых расходов и зачисления средств,
полученных от использования свободных бюджетных средств, в свой бюджет.
Свободные бюджетные средства по решению законодательного
(представительного) органа власти могут быть: направлены на осуществление
различных социально-экономических программ;
вложены в акции и другие ценные бумаги; предоставлены
в виде процентных и беспроцентных бюджетных ссуд.
Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются
из вышестоящего бюджета, за исключением случаев, когда потери вызваны
изменением действующего законодательства.
Одновременно с утверждением бюджета на очередной финансовый
год устанавливается размер оборотной кассовой наличности на начало
следующего бюджетного года. Сумма оборотной кассовой наличности – своего рода
резерв, предназначенный для финансирования временных кассовых разрывов. В
течение года оборотная кассовая наличность может быть израсходована на финансирование
временных кассовых разрывов, однако она должна быть обязательно восстановлена
к началу нового года в утвержденной сумме.
Основной принцип исполнения бюджета – принцип единства
кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов и средств
заимствования на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных
расходов и платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета
осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующего
бюджета.
В целях проведения государственной бюджетной политики,
эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения
федерального бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании
государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным
использованием государственных средств в соответствии с Указом Президента РФ
от 08.12.92 г. № 1556 был в принципиальном, а Постановлением Правительства
России от 27.08.93 г. № 864 в организационном плане решен вопрос о создании
федерального казначейства в составе Министерства финансов РФ.
Казначейская система исполнения бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов – одно из важных направлений совершенствования
бюджетного процесса. Переход от банковской к казначейской системе исполнения
бюджета обусловлен развитием рыночных процессов в российской экономике, сопровождавшихся
образованием разрозненной массы коммерческих банков. Центральный банк РФ,
сосредоточив усилия на вопросах денежно-кредитного обращения, значительно
снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ослаблен
банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки на местах устранились
от контроля за использованием бюджетных средств.
Наряду с этим законодательное закрепление
самостоятельности бюджетов в рамках единой бюджетной системы России освободило
местные финансовые органы от обязательного контроля за правильностью и целевым
характером использования средств федерального бюджета. В области исполнения
федерального бюджета по доходам существовавший порядок характеризовался не
только низкой оперативностью зачисления доходов на счета федерального бюджета,
длительным запаздыванием, неполнотой и расхождениями в предоставляемой
Центральным банком информации, но также разночтениями в порядке распределения
поступающих доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней.
В сфере расходов федерального бюджета до настоящего
времени действующая система носила отпечаток предельно централизованной
директивной экономики, поскольку допускала их фиксирование лишь на стадии
платежа, т.е. когда возможность маневрирования государственными финансовыми
ресурсами уже практически упущена. Постановка учета бюджетных средств в банках
не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении
этих средств по назначению, а значит, эффективно контролировать данные
операции. Вследствие раздельного учета рублевых и валютных позиций нарушался
принцип кассового единства бюджета.
Важнейший элемент бюджетного процесса —
экономический анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры,
динамики, других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного
процесса — при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета.
Его осуществляют финансовые и налоговые органы; ведомства; органы федерального
казначейства; контролирующие органы; депутатский корпус; финансовые службы
хозяйствующих структур и др.
Выводы.
Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на
экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами
права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ,
местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации
социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ.
Правительство России исходит из того, что сохранение и укрепление
единого государства возможно только на основе самостоятельности федерального
бюджета и бюджетов субъектов РФ, участия всех территорий в финансировании
расходов федерального правительства через применение единых подходов к формированию
доходной части федерального бюджета
Доходная часть бюджета формируется в основном из налоговых
поступлений.
Распределение налогов и обязательных платежей и
закрепление их конкретных видов за бюджетом определенного уровня обеспечивает
не только самостоятельность бюджетов, но и активизирует их роль в проведении
государственной региональной политики, составлении прогнозов
социально-экономического развития регионов и создании системы доходов каждого
уровня власти.
Осуществление расходов бюджета достигается при
помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления
денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение
мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на
определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами
предоставления средств.
Анализ существования некоторых фондов выявил ряд
существенных недостатков, и прежде всего таких, как межведомственное
распыление государственных средств и ослабление государственного финансового
контроля за их целевым использованием.
С развитием инструмента государственных ценных бумаг дефицит
федерального бюджета начиная с 1995 г. перестал финансироваться путем
увеличения денежной массы. Это позволило обеспечить независимость политики
Центрального банка РФ от бюджетной политики, что явилось основным фактором снижения
инфляции и стабилизации рубля.
Анализ причин бюджетного кризиса показывает, что до тех пор, пока в
России не будет полномасштабной системы цивилизованных бюджетных процедур,
существует опасность воспроизводства бюджетного кризиса
Современное состояние межбюджетных отношений также требует
серьезного реформирования. Практика трансфертов из федерального бюджета в
бюджета субъектов Российской Федерации не только не привела к выравниванию
уровней социально-экономического развития регионов, но и усугубила их
различия. Зависимость регионов от помощи федерального бюджета нарастает.
Важное условие нормального функционирования межбюджетных
отношений – финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и
целесообразным расходованием средств региональных бюджетов.
3. Структура
бюджета РФ и Астраханской области.
3.1. Бюджет РФ.
3.1.1. Структура доходов.
Рассмотрим структуру и объем доходов проекта
федерального бюджета на 2001 год (см. таб. 1).
Налоговые доходы составляют 1115,32 млрд. руб. или
93,45% от всех доходов (1193,48 млрд. руб.).
В связи с данной структурой доходов могут быть
высказаны следующие соображения.
1) Реально доход от НДС составляет 516,436 млрд. руб. (свыше 43% доходов
бюджета!), но из этой суммы в 2001г. предполагается возвратить 91,86
млрд. руб. экспортерам для возмещения части налога, уплаченного поставщикам
материалов. Таким образом, в распоряжении бюджета реально оказываются временно
привлеченные чужие средства, подлежащие возврату, то есть в каком-то смысле он
играет роль банкира. Однако играет эту роль бюджет плохо: вопрос об
использовании этих временно привлеченных средств обходится, хотя здесь имеются
огромные возможности и настоящие банки всю свою работу строят именно на
эффективном распоряжении временно оказавшимися у них деньгами. Что еще хуже, не
налажена даже надлежащая своевременная возвратность этих средств экспортерам,
что наносит большой ущерб отечественному производству вообще и экспортным
отраслям в особенности. Таким образом, вопрос о повышении эффективности
использования подлежащих возврату сумм НДС, составляющих почти 8% доходов
бюджета, заслуживает внимания законодателей и нуждается в правовом
урегулировании.
Структура и объем доходов
федерального бюджета.[13]
2) Нет данных о НДС на импорт услуг (туризм,
финансовые услуги и т.п.). Фактически импорт услуг, если не весь, то в
значительной части, НДС не облагается из-за несовершенства законодательных
норм, что ведет к потере бюджетных доходов и к дискриминации отечественных
производителей услуг.
3) Низкий доход от акцизов на ввозимые товары,
вероятно, означает, что эти акцизы фактически носят запретительный характер.
4) Относительно низкие доходы от 2-х “единых” налогов
(на вмененный доход и при упрощенной системе налогообложения), а также от
налога на игорный бизнес позволяют ставить вопрос об отмене их федерального
статуса: целесообразно сделать их региональными.
5) Слишком малы поступления от налога на покупку
валюты: они соответствуют годовому обороту валютного обмена около 5 млрд.
долларов США. При том, что по опубликованным оценкам в России имеется как
минимум 80 млрд. наличных долларов, получается, что каждый доллар оборачивается
1 раз за 16 лет (!). Реально валютные обороты многократно выше, но при
существующем порядке взимания и учета данного налога банки имеют возможность
платить его государству лишь с нетто-продаж, а налог, взимаемый с покупателей
валюты по промежуточному обороту, в значительной части оставлять себе. Надо
менять процедуру уплаты данного налога. Возможно, есть смысл вернуться к
предложениям, которые разрабатывались в Совете Федерации при введении данного
налога: взимать его однократно, при ввозе наличной валюты в Россию, причем по
значительно более высокой ставке, а не по каждой отдельной сделке во внутреннем
обороте.
Неналоговые доходы составят 64,26 млрд. руб. (5,38%
доходов). Из них 26,833 млрд. руб. доходов от использования федерального
имущества и 31,498 млрд. руб. от внешнеэкономической деятельности (к ней
отнесены таможенные сборы и проценты по выданным Россией кредитам иным
странам).
Доходы внебюджетных фондов 13,89 млрд. руб. (1,16%
всех доходов). При этом из всех целевых бюджетных фондов оставлен лишь один –
Минатома РФ.
Рассмотрим
структурные изменения доходов в сравнении с 2000 г. Начавшийся экономический подъем и проводимая налоговая
реформа в совокупности резко изменят структуру доходов бюджета.
А) Резко (впятеро) сократятся “доходы внебюджетных
фондов” по сравнению с предыдущим годом. Но по существу это означает,
во-первых, изменение учетной политики (по доходам), во вторых упразднение некоторой
самостоятельности[14] этих фондов.
Можно согласиться с тем, что формирование доходов
дорожного фонда за счет налогов от выручки, никак не связанной с эксплуатацией
дорог, экономически не было обосновано и являлось чрезмерной нагрузкой на
экономику. По сути, это означало высший приоритет дорожного хозяйства над иными
секторами экономики, что вряд ли оправдано в условиях системного кризиса.
В то же время формирование целевых фондов за счет
привязки их к отчислениям от некоторых доходов – это вполне здоровый механизм
создание заинтересованности органов управления[15] в повышении эффективности своей работы (например
налоговых служб). Вызывает сомнения недостаточно мотивированный жесткий отказ
от всех бюджетных фондов. Тем более что создаются все же иные скрытые бюджетные
фонды (например, 3 таких фонда как фонд регионального развития, фонд
компенсаций, фонд развития региональных финансов).
Б) Предполагается, что неналоговые доходы в реальном
исчислении упадут в 2001 году на 14% по сравнению с утвержденным бюджетом
2000г. Но в то же время эти доходы должны вырасти (тоже с поправкой на
инфляцию) по сравнению с фактически складывающимися исполнением 2000г. на 13%
(то есть для 2001 г., выбрано некое среднее между планом и фактом 2000г.).
В) Налоговый маневр 2001г. значителен. По наиболее
крупным налогам эти изменения проекта-2001 по сравнению 2000г. выглядят так:
Таблица 2
Изменения налогового дохода проекта-2001 по сравнению
2000г.[16]
№
|
Налоговый
источник (2001г)
|
К бюджету-2000
|
Доля в
бюджете-2001г
|
|
|
Закон
|
Прогноз исполнения
|
|
1
|
НДС на производимые товары
|
191,3%
|
128,4%
|
32,38%
|
2
|
акцизы на производимые товары
|
137,3%
|
131,3%
|
15,43%
|
3
|
на прибыль (доход) предприятий
|
215,7%
|
100,1%
|
13,25%
|
4
|
вывозные пошлины (на ВЭД)
|
131,1%
|
86,6%
|
10,74%
|
5
|
НДС на ввозимые товары
|
103,2%
|
122,1%
|
10,24%
|
6
|
ввозные пошлины (на ВЭД)
|
58,1%
|
86,6%
|
4,92%
|
7
|
за пользование природными ресурсами
|
289,7%
|
189,5%
|
3,12%
|
8
|
на доходы физических лиц
|
110,2%
|
104,0%
|
2,55%
|
9
|
акцизы на ввозимые товары
|
87,3%
|
96,9%
|
0,32%
|
|
|
|
|
92,95%
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|