Денежный поток, обеспечивающий поступление финансовых
ресурсов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации (без учета
регулирующих налогов), должен быть обусловлен только необходимостью развития
социальной сферы и финансирования целевых и долговременных программ, имеющих
как региональное, так и общегосударственное значение. Аналогично должны
строиться взаимоотношения между бюджетами субъектов федерации и местными
бюджетами, но с существенной оговоркой: местные бюджеты не должны иметь дефицит
по статьям текущих расходов.
Самые негативные последствия связаны с несвоевременным
выполнением обязательств перед бюджетом налогоплательщикам. Это имеет эффект
блокировки бюджетных потоков. Рост дебиторской задолженности бюджетов всех
уровней приводит к соответствующему росту кредиторской задолженности перед получателями
бюджетных средств. Все факты оседания в денежном обороте предпринимательского
сектора экономики средств, предназначенных для уплаты в бюджет, означают
построение пирамид из неплатежеспособных предприятий. Рост бюджетной
дебиторской задолженности ведет к наращиванию государственного долга.
В странах с рыночной экономикой несбалансированность
доходной и расходной частей бюджета явление обычное. Связано это с тем, что
существует рынок капиталов, на котором бюджет может выступить в роли заемщика и
гаранта по привлекаемым денежным средствам. Но рынок капиталов функционирует по
своим внутренним законам, один из которых – прибыльное размещение средств
инвесторами и кредиторами. Таким образом, становясь участником рынка капиталов,
бюджет подчиняется рыночным законам и способен оплатить стоимость привлекаемых
ресурсов.
В процессе бюджетного регулирования появляются
дополнительные нисходящий и восходящий денежные потоки. Возникает альтернатива
в решении вопроса о том, какой из методов их регулирования более предпочтителен
в складывающейся экономической ситуации, какой подход может быть реализован,
безусловно, и с наименьшими потерями в будущем. Следствие функционирования
дополнительного восходящего бюджетного потока – государственный долг,
обслуживание которого становится частью дополнительного нисходящего бюджетного
потока.
Обозначим совокупный восходящий денежный поток
поступлений Σ Qij, а совокупный нисходящий поток финансирования Σ
Zij.
Если Σ Qij – Σ Zij ≥ 0, то бюджет
имеет дефицит или сбалансирован, Σ Qij – Σ Zij < 0
означает бюджетный дефицит, при Σ Qij – Σ Zij > 0
привлечение средств превышает погашение основной суммы задолженности.
Обобщая денежные потоки, модель становится
сбалансированной и приобретает следующий вид:
Σ Qij + Σ Xij
= Σ Zij + Σ Y ij
Таким образом, сбалансированность достигнута за
счет наращивания государственного долга и выхода бюджета на рынок капиталов.
Определяющие параметры федерального бюджета
формируются на основе принципиальных положений социально-экономической и
финансовой политики на следующий год, на среднесрочную и долгосрочную
перспективу. Особенность современной социально-экономической политики состоит в
обеспечении роста инвестиций в основные фонды и масштабной реструктуризации
бюджетных расходов. В процессе ее реализации предполагается:
•
обеспечить высокие темпы роста инвестиций для динамичного развития экономики и
структурных преобразований;
•
осуществить институциональные преобразования, необходимые для эффективного
функционирования рыночной экономики, обеспечивающие гарантии прав
собственности, регулирование деятельности естественных монополий;
•
принять меры по укреплению законности и правопорядка, повышению
результативности управленческой деятельности на основе создания системы
государственного контроля за качеством управления и соблюдением законности;
•
обеспечить прогрессивные структурные сдвиги в производстве и экспорте,
повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности предприятий.
Бюджетная политика должна базироваться на принципах реальности
и открытости, должна быть направлена на недопустимость ситуации, когда
принятые бюджетные показатели не реализуются. Проект федерального бюджета
разрабатывается на основе среднесрочного прогноза основных финансовых показателей.
1.8. Экономические функции государства в
переходной экономике.
Переход России от централизованно управляемого
хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят
перед государством в экономической сфере. Изменение прежнего порядка, при
котором централизм достиг апогея, привело к тому, что в России быстрее пошел
процесс разрушения старых механизмов централизованного государственного
регулирования, нежели создание новых, необходимых для проведения эффективных
рыночных преобразований.
Неприятие тоталитаризма, ориентации на либерально-демократическую
систему ценностей не означает, что переходить следует к некой абстрактной
"безгосударственной" рыночной модели. В России многими воспринято
как аксиома идея, согласно которой основой политических свобод и демократии
могут быть полностью либерализованные рынки. Но это утверждение не только
несколько искаженно трактует западный опыт, но и не учитывает российский
менталитет с его многовековой традицией сильной центральной власти, правда,
доведенной в ходе социального эксперимента XX в.до крайних форм. Системы,
целиком основанной на laisser lair (невмешательства государства), не
существовало и в XIX в., и до него. В XX в. важнейшей составляющей успеха
стран не только с развитой рыночной экономикой, но и , в еще большей степени,
развивающихся, как уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства.[7]
Многообразие задач, которые стоят перед государством
в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством
экономические
функции. К ним относятся:
·
создание и регулирование
правовой основы функционирования экономики;
·
антимонопольное
регулирование;
·
проведение политики
макроэкономической стабилизации;
·
воздействие на размещение
ресурсов;
·
деятельность в сфере
распределения доходов.
Такая классификация удобна для анализа, хотя и
достаточно условна. В реальной действительности все функции переплетены между
собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная
деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты
будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении доходов.
Государственное регулирование экономики:
основные инструменты. Выделим
главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего
важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение
государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и
управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью
различных мер экономической политики.
Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существуют
более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор
экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли
государства, хотя он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых
разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие,
является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного
капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая
группа людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии
до 8-9% в ФРГ, Бельгии и Голландии.
Во всех промышленно развитых странах становление и развитие
государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях
(угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и
воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.).
Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е.
совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют
особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина инвестиционных
ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и
периодическим кризисам.
Прямое вмешательство государства - это и принятие
законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между
всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования
экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразно. К ним
можно отнести положение о кооперации во Франции и т.п.
Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства меры
экономической политики могут быть направлены на:
·
стимулирование
капиталовложений и восстановление (если это возможно)
·
равновесия между
сбережениями и инвестициями;
·
обе 0спечение полной
занятости;
·
стимулирование экспорта и
импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
·
воздействие на общий
уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;
·
поддержку устойчивого
экономического роста;
·
перераспределение доходов
и некоторые другие цели.
Для проведения этих разнообразных мер государство
прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике.
Фискальная политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как
политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами
(прежде всего налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это
политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и
совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной
политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и
централизованной экономике существенно различается.
Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться
2-3 столетия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного
регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.
Страны со сложившейся централизованной экономической
системой пытаются в ходе разгосударствления возродить с помощью государства
(как это ни парадоксально звучит) тот самый мощный, животворящий частный
интерес, без которого не может быть рынка. Главная проблема при этом - не убить
в объятиях государства этот животворящий интерес.
Роль налогов в рыночной экономики. В рыночной экономике налоги выполняют столь
важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко
действyющей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного
производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной
экономике, какие фyнкции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на
эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в
формировании доходной части госyдарстенного бюджета. Это, конечно, так. Но
не это главное для характеристики роли налогов: госyдарственный бюджет можно
сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений
от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место
следyет поставить фyнкцию, без которой в экономике, базирyющейся на
товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта фyнкция налогов – р е г у л и
р у ю щ а я .
Рыночная экономика в развитых странах - это
регyлирyемая экономика. Споры по этомy поводy, которым отдала дань наша
печать, беспредметны. Представить себе эффективно фyнкционирyющyю рыночнyю
экономикy в современном мире, не регyлирyемyю госyдарством, невозможно. Иное
дело - как она регyлирyется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь,
как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы,
центральное место в самой системе регyлирования принадлежит налогам.
Госyдарственное регyлирование осyществляется в двyх
основных направлениях:
1. Регyлирование рыночных, товарно-денежных
отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры",
то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения
действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и
наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инстрyкции
государственных органов, регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей,
продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также
бирж трyда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов,
ярмарок, правила обращения ценных бyмаг и т.п. Это направление
госyдарственного регyлирования рынка непосредственно с налогами не связано;
1.
Регyлирование развития
народного хозяйства, общественного производства в yсловиях, когда основным
объективным экономическим законом, действyющим в обществе, является закон
стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах
воздействия госyдарства на интересы людей, предпринимателей с целью
направления их деятельности в нyжном, выгодном обществy направлении.
В yсловиях рынка отирают или, по крайней мере, сводятся к минимyмy
методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само
понятие "вышестоящей организации", имеющей право yправлять
деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов.Но
необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных
интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить
нельзя. А как же можно?
Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия.На
предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покyпателей - система
экономического принyждения в сочетании с материальной заинтересованностью,
возможностью заработать практически любyю сyммy денег. В рыночной экономике
отмирает привычное нам слово "полyчка", там люди не полyчают, а
зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то свое пособие они,
как правило, заработали трyдом в предшествyющем периоде.
Таким образом, развитие рыночной экономики
регyлирyется финансово-экономическими методами - пyтем применения отлаженной
системы налогообложения, маневрирования ссyдным капиталом и процентными
ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,
госyдарственных закyпок и осyществления народнохозяйственных программ и т.п.
Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Выводы.
В первой части работы была рассмотрена бюджетная
система и бюджетное устройство российской экономики, а также основные
направления поступлений и расходования бюджетных средств.
Бюджетная система государства - совокупность бюджетов
всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных
экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы
построения бюджетной системы - бюджетное устройство страны.
Государственный бюджет представляет собой основной
финансовый план образования, распределения и использования централизованного
денежного фонда государства (региона), утверждаемый соответствующим
представительным органом власти.
С экономической точки зрения понятие государственного
бюджета раскрывается через совокупность бюджетных отношений по формированию и
использованию бюджетного фонда страны, при этом бюджет рассматривается как
триединое понятие - как денежные отношения, как экономическая форма
существования распределительных отношений, как самостоятельная экономическая
категория.
Основными функциями бюджета являются перераспределение
национального дохода, финансовое обеспечение социальной политики,
государственное регулирование и стимулирование экономики, контроль за
образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Под доходами бюджета понимается часть централизованных
финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы
бюджета как экономическая категория отражают экономические отношения,
возникающие в процессе формирования фонда денежных средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|