Меню
Поиск



рефераты скачать Государственный бюджет: структура, значение, особенности в переходной экономике

Основными методами перераспределения национального дохода в пользу государства являются налогообложение, государственные займы, денежная эмиссия.

Государственным долгом называется вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Под обслуживанием государственного долга понимаются операции по размещению и погашению долговых обязательств и выплате по ним процентов. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным займам называется рефинансированием государственного долга.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.



















2. Бюджет Российской Федерации.

2.1. Бюджетная система Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюдже­та, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Звеньями бюджетной системы являются: федеральный бюджет;

региональные бюджеты субъектов РФ – республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петер­бурга;

бюджеты местных административно-территориальных об­разований районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), район­ные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.[8]

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительст­вом РФ. Через параметры федерального бюджета государство ре­гулирует темпы экономического развития, а также взаимоотно­шения с территориями. Структура консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис. 2.


                                         Консолидированный бюджет РФ

 



Федеральный бюджет РФ

Консолидированные бюджеты
субъектов Федерации


Рис. 2  Схема консолидированного бюджета Российской Федерации


На рис. 3 представлена структура консолидированного бюд­жета области, который (как и консолидированные бюджеты дру­гих субъектов Федерации) выполняет функцию объединения бюд­жетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой по­литики в регионе; условия сбалансированности доходов и расхо­дов в целом по бюджету субъекта Федерации. Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной систе­мы РФ:

• единства;

• разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет­ной системы РФ;

• самостоятельности бюджетов;

• полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже­тов государственных внебюджетных фондов;

• сбалансированности бюджета;

• эффективности и экономности использования бюджетных средств;

• общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

• гласности;

• достоверности бюджета;

• адресности и целевого характера бюджетных средств.


                                         Консолидированный бюджет области



1. Областной бюджет


2. Бюджеты городов областного подчинения,
в т.ч. областного центра


3. Бюджеты районов об­ласти



2.1.Го­родские бюджеты


2.2. Бюдже­ты город­ских рай­онов


3.1. Район­ные бюдже­ты


3.2. Бюджеты городов рай­онного под­чинения


3.3. Сельские, поселковые и др. бюджеты



Рис.3. Структура консолидированного бюджета области

Остановимся на некоторых из них более подробно.

Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджет­ного процесса в РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.

Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что оз­начает соблюдение следующих требований:

• предварительного обсуждения проектов бюджета на откры­тых заседаниях парламента;

• обязательного опубликования утвержденных бюджетов по­сле принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюд­жетов;

• сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года.

Правительство России исходит из того, что сохранение и укре­пление единого государства возможно только на основе самостоя­тельности федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, уча­стия всех территорий в финансировании расходов федерального правительства через применение единых подходов к формирова­нию доходной части федерального бюджета.

Однако анализ бюджетной работы свидетельствует о том, что принцип самостоятельности не получает достаточного практичес­кого подтверждения. Это относится и к региональным бюджетам субъектов Федерации, и к местным бюджетам.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показа­телей прогноза социально-экономического развития соответ­ствующей территории и реалистичность расчета доходов и расхо­дов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных полу­чателей с обозначением направления их на финансирование кон­кретных целей.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами мест­ного самоуправления.

Обобщая содержание принципов построения бюджетной сис­темы, получивших отражение в Бюджетном кодексе, можно ска­зать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

Федеральное законодательство предусматривает обязательность финансового обеспечения функций, выполняемых органами го­сударственной власти и органами местного самоуправления через соответствующие бюджеты.

Основные причины бюджетного кризиса заключаются в зна­чительном снижении доли доходов бюджета из-за сокращения ва­лового внутреннего продукта и сохранения неэффективной структуры расходов бюджета, их частого нецелевого использования, промедления с давно назревшими реформами сфер бюджетного финансирования.

Оздоровление государственного бюджета необходимо осуще­ствлять по трем основным направлениям:

• увеличение его доходной базы;

• реструктуризация расходной части бюджета;

• упорядочение бюджетных процедур.

Несколько слов о тексте и структуре закона о федеральном бюджете 2001г. Проект закона о бюджете 2001г. ясно показывает основную проблему бюджетной реформы, связанной с принятием Бюджетного кодекса. Суть ее в том, что Кодекс не установил ясного описания объекта “бюджет”, не сформулированы и требования к содержанию закона о бюджете. В результате, текст закона состоит из сумм утверждаемых расходов и учтенных доходов (приводимых в тексте закона и приложениях к нему в соответствии со структурой названной бюджетной классификации), а также из набора недостаточно взаимоувязанных текстовых статей, содержащих самые разнообразные нормы, выходящие за пределы темы закона.

Наиболее существенным недостатком такой хаотической организации является то, что значительная часть бюджетных расходов и доходов оказывается выведенной за пределы законодательного регулирования и даже вообще за пределы бюджетного учета. Например, таковы неясные суммы (десятки миллиардов рублей) “передаваемые в собственность” и/или “в управление”. Такова и не контролируемая на регулярной основе кредиторская задолженность в пользу федерального бюджета (по выданным внутренним кредитам, что не учитывается в составе бюджетной классификации и создает условия для бюджетных потерь).

Желательно прояснение этих важных деталей в Бюджетном кодексе.

 Впервые за более чем десятилетие, в 2001 году, предлагается бездефицитный бюджет: расходы равны доходам. Бездефицитность, то есть экономическая сбалансированность бюджета, - в принципе важный позитивный сигнал агентам рынка в стране и за рубежом, повышающий доверие к экономической и финансовой политике государства, снижающий[9] кредитные риски.

По проекту доходы и расходы федерального бюджета составят 1 трлн. 193,483 млрд. рублей. Налицо рост бюджета в реальном выражении (то есть даже с поправкой на инфляцию[10]) на 12%. Доля бюджета в ВВП растет[11] с 14,24% до 15,40%, то есть вес бюджета в ВВП увеличивается на 8%. Этим бюджет-2001 укрепляет финансовую роль государства.

В то же время бюджетный маневр выглядит довольно осторожным: доходы по проекту-2001 всего на 3% больше, чем ожидаемое исполнение доходов в 2000г., скорректированное на инфляцию. Это можно объяснить двумя соображениями:

- очень сильное изменение общей структуры доходов (большее, чем структуры расходов) вызывает у Правительства желание “подстраховаться” на случай возможных сбоев;

- кроме того, при распоряжении дополнительными доходами, не учтенными в законе о бюджете, Правительство обладает гораздо большей самостоятельностью, что также делает его заинтересованным в как можно более скромной предварительной оценке бюджетных поступлений.

Однако столь осторожная оценка государственных доходов и, следовательно, расходов, обязательно вызовет требование увеличить размер бюджета. В свою очередь увеличение налоговой нагрузки создаст риск снижения темпов роста ВВП, что может поставить под угрозу начавшееся оживление в народном хозяйстве.

2.2. Доходы бюджета РФ.

На территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему РФ. Закон не предусматри­вает четких границ между названными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и безэквивалентности, что позволило законодателю все перечисленные платежи тракто­вать как налоги. Ниже под термином “налоги” мы будем подразу­мевать не только собственно налоги, но и сборы, и платежи.

В законодательстве реализован принцип единства налоговой политики государства, проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории Российской Федерации. В то же время выделены три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Российской Федерации и ме­стный. Важно отметить, что отнесение налогов к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной (представительной) власти в применении нало­гового законодательства. На практике это означает, что независи­мо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т.д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Например, предоставленные местным органам власти права распоряжаться частью федераль­ных налогов (НДС, налогом на прибыль, подоходным налогом с физических лиц и т.д.) не являются основанием для изменения по их усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов. Следовательно, уровни налоговой системы не сов­падают с уровнями бюджетной системы: если доходы федераль­ного бюджета в части налоговых поступлений формируются толь­ко за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формировании доходов местных бюджетов. Кроме закрепленных за ними местных налогов они включают в себя соответствующую часть федеральных нало­гов и налогов субъектов РФ.

Итак, федеральные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее террито­рии. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием Российской Федерации. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Пра­вительством РФ. Льготы по федеральным налогам могут устанав­ливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика.

Налоги субъектов Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образова­ний, городов федерального значения) устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправ­ления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административ­но-территориального образования.

Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

1)   налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

2)   налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

3)   налоги на совокупный доход;

4)   налоги на имущество;

5)   платежи за пользование природными ресурсами;

6)   налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

1)   доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

2)   доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

3)   доходы от реализации государственных запасов;

4)   доходы от продажи земли и нематериальных активов;

5)   поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

6)   административные платежи и сборы;

7)   штрафные санкции, возмещение ущерба;

8)   доходы от внешнеэкономической деятельности.

Для предотвращения утаивания доходов от налогообложения налоговые органы будут иметь право в случае явного несоответст­вия между образом жизни налогоплательщика и его официально уплачиваемыми налогами применять метод определения величи­ны подоходного налога по внешним признакам богатства.

Важнейшее значение для стабилизации налоговой и бюджет­ной системы страны будет иметь пересмотр и крупномасштабная отмена налоговых льгот, в том числе по налогу на прибыль, подо­ходному налогу, НДС. В необходимых случаях (в частности, пред­приятиям обществ инвалидов) отмена льгот может быть компен­сирована прямыми ассигнованиями из бюджета.

Необходимо придать налоговому законодательству большую четкость и “прозрачность”, не оставляющую места для неодно­значного толкования налоговых норм. В этих целях для улучшения собираемости налогов и предотвращения уклонения от налогооб­ложения должны быть осуществлены меры по рационализации и упрощению бухгалтерского учета, определению экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость про­дукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.