В чем же состоял основной концептуальный замысел плана?
Федеральный бюджет предполагалось сбалансировать к 1984 фин.г. Это
козырная карта республиканцев, против которой противоположенной стороне
фактически ничего не было возразить. Федеральный бюджет мог быть сбалансирован
трояко: либо федеральные расходы замораживались на показатели их доли в ВНП на
уровне начала 80-х годов, а через 4 года к нему должен быть подтянут показатель
налоговых поступлений; либо брался среднеарифметический показатель между
уровнями расходов и доходов, и через соответствующий период времени расходы
уменьшались бы, а налоги увеличивались бы примерно на 50% по отношению к этому
уровню (как доля в ВВП); и наконец, за контрольный мог быть взят показатель
доходов, и вся тяжесть процедуры сбалансирования бюджета легла бы исключительно
на расходные статьи.
Именно этот путь – самый трудно реализуемый – и выбрала рейгановская
администрация. Бюджет намечалось сбалансировать на уровне 19,3% ВВП1.
Главной задачей такого сбалансирования, Стокмен считал – сокращение федеральных
расходов на социальные нужды. Но, однако, демократы, сохранившие контроль над
палатой представителей, в прямом смысле этого слова легли костьми, защищая
социальные программы – главный фактор их массовой политической базы в стране.
Политической войны удалось избежать только потому, что произошло новое резкое
увеличение бюджетного дефицита, когда конгресс дал зеленый свет и налоговой реформе,
и наращиванию военных расходов; при этом демократам удалось сохранить темпы
оста социальных расходов примерно на уровень предыдущего десятилетия.
Результатом этого компромисса и стал “бюджетгый Дюнхерк”, середины 80-х годов
в 1983 фин.г. дефицит федерального бюджета достиг рекордного уровня за весь
послевоенный период, скакнув с 2,8% ВНП в 1980 фин.г. до 6,3%. В абсолютном
выражении он вырос почти в три раза – с 73,8 млрд. долл. до 207,8 млрд. долл1.
После этого дефицита бюджета США, перевалив за уровень 200 млрд. долл. (в 1985
фин.г. – 212,3 млрд, в 1986 фин.г. – 221,2 млрд), так и не опускались ниже
этой отметки в течение десятилетия. Пришедшая к власти в январе 1993 г. демократическая
администрация Клинтона получила от республиканцев достаточно противоречивое
наследие в бюджетно – экономической сфере.
С одной стороны экономика США находилась на подъеме, который
продолжался не только в 1993 г., но и в 1997 г., правда, резко замедленными
темпами. С другой стороны, на новой администрацией “повис” рекордный в
американской истории бюджетный дефицит – в 1992т фин.г. – 290,4 млрд. долл.
Неприятная особенность бюджетной ситуации, унаследованной клинтоновской
администрацией, состояла в том, что дефицит, автоматически увеличивая ежегодный
размер государственную долга.(в частности, в 1992 фин.г. долг федерального
правительства составил астрономическую величину в 4 трлн. долл., или 67,4%
ВНП), в какой-то момент мог спровоцировать резкое увеличение объема
выплачиваемых по нему процентов (1992 фин. г. выплачиваемые нетто-проценты
также достигли своего рекордного показателя в 200 млрд. долл., и на них
пришлось 14,4% всех федеральных расходов ), объем которых даже мог сравниться
или превзойти размеры самого дефицита, и тогда практически любые мероприятия по
уменьшению размера дефицита уже не дали бы никакого реального результата.
В феврале 1994г., администрация Клинтона представила конгрессу
бюджетную стратегию и свою систему бюджетных приоритетов, просчитанных вплоть
до 1999 фин.г. Администрация не рассчитывала на полное устранение дефицита
федерального бюджета, но считала для себя выполнимым иметь во второй половине
90-х годов дефициты меньше 200 млрд. долл. ежегодно (в среднем 180 млрд.
долл.). К концу 90-х долг федерального правительства не должен был превышать
6,3 трлн. долл.2 , и администрация считала возможным
удерживать его примерно на уровне 71-72% ВВП.
В итоге, за два года пребывания у власти администрации удалось
уменьшить дефицит федерального бюджета на 1/3 – в 1994 фин. г. он составил
202,3 млрд. долл. Правда, снижение дефицита было достигнуто не в последнюю
очередь за счет того, что реальные темпы прироста ВВП (в неизменных ценах 1987
года) в 1993 году составили 3,1 %, а в 1994 – 4%, что является одним из лучших
показателей в развитии экономики США за последние 7 лет.
Следующий год, а именно 1997 фин. г., принес также снижение дефицита
федерального бюджета, который составил – 193 млрд. долл. Однако, в начале 1997
года Бюджетное бюро конгресса опубликовало свой вариант прогноза дефицитов
федерального бюджета на вторую половина 90-х годов. Согласно его данным, даже
при благоприятной экономической конъюнктуре вплоть до 2000 года дефициты
федерального бюджета будут составлять не менее 200-300 млрд. долл. ежегодно.
Что
касается государственного долга то в середине 90-х годов долг федерального
правительства вплотную приблизился к отметке 5 трлн. долл., или около 85% ВВП.
Выводы: следует отметить, что государственные бюджеты
западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически
дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического
положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными
связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается
как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить
многие экономически развитые государства. Так, например, в США в 1994 году
дефицит бюджета составлял 203 млрд долл. А государственный долг был равен 4,6
трлн дол. На начало 1999 года государственный долг составил 6,8 трлн. долл. Но
следует отметить разницу между государственным долгом РФ и государственным
долгом США. В США – это, в основном, внутренний долг, и только 14%
государственных долговых обязательств составляют внешний долг. В РФ, это, в
основном, внешний долг. Если на 1 января 2002 года государственный внешний долг
будет составлять 157 млрд долл, согласно статье 91 проекта федерального бюджета
на 2001 год. А внутренний долг, согласно статье 80, – 575,7 млрд. рублей, что
в переводе по прогнозируемому курсу в 30 рублей за доллар, составляет 19,19
млрд долл. Следовательно, общий государственный долг будет составлять 157,00 +
19,19 = 176,19 млрд долл. А внешний долг РФ будет составлять 89 %
государственного долга.
Проект бюджета на 2001 год предлагается бездефицитным,
хотя ликвидация дефицита достигнута частично за счет заведомого занижения части
процентных платежей по долговым обязательствам правительства, приостановлением
действия законодательных актов в связи с тем, федеральным бюджетам не предусмотрены
средства на их реализацию. Таких актов 39 они приведены в приложении 5 к
проекту федерального бюджета на 2001 год. Доходы бюджета поддерживаются
высокими ценами на мировом нефтяном рынке.
2.6. Основы организации
бюджетного процесса РФ.[12]
Ниже формирование федерального бюджета изложено в соответствии
с положением Бюджетного кодекса РФ.
По результатам работы по формированию
консолидированного федерального бюджета Министерство финансов РФ и Министерство
экономики РФ с привлечением других министерств и ведомств готовят Бюджетное
послание Президента РФ. В случае необходимости Президент РФ вносит в этот
документ отдельные коррективы. С Бюджетным посланием на очередной финансовый
год Президент РФ выступает в Федеральном Собрании РФ и направляет его для опубликования
в печати. Бюджетное послание включает:
•
основные показатели социально-экономического развития РФ на планируемый год и
среднесрочную перспективу;
•
сводный финансовый баланс в целом по территории РФ;
•
основные направления бюджетной и налоговой политики;
• проект
консолидированного бюджета РФ;
• проект
федерального бюджета;
•оценку
результатов исполнения федерального и консолидированного бюджетов РФ за
предыдущий год и истекший период года, предшествующего планируемому;
• другие
показатели, положения, характеризующие стратегию и объемы федерального бюджета
на очередной год.
Указанный этап прохождения федерального бюджета носит
далеко не формальный, “представительский” характер, как может показаться на
первый взгляд. Важнейший финансовый документ страны – бюджет – вносится на
рассмотрение депутатов Федерального Собрания РФ первым лицом государства. Это
придает содержанию Бюджетного послания особую значимость, свидетельствует о
том, что провозглашаемая концепция экономического развития страны одобряется
Президентом и гарантируется им.
Рассмотрим основные этапы формирования, рассмотрения,
утверждения и исполнения федерального бюджета.
Процесс формирования федерального бюджета начинается с Указа Президента РФ
“О формировании федерального бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами
субъектов Федерации на ... год”, в котором регламентируются принципиальные
положения финансово-бюджетной политики; особенности структуры бюджета на
очередной год; организация взаимоотношений с территориями и другие позиции.
Следующий документ – постановление Правительства РФ “О разработке прогноза
социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на ...
год”.
Формирование федерального бюджета организуется
и осуществляется Правительством РФ, которое своим постановлением поручает Министерству экономики РФ
организовать разработку прогноза социально-экономического развития РФ на
планируемый год и уточнение прогноза социально-экономического развития РФ.
Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ организует
разработку федерального бюджета на планируемый год и проектировок основных
расходов федерального бюджета.
Министерство экономики РФ с участием Министерства финансов РФ, других
министерств. Государственного комитета по статистике, Центрального банка РФ в
десятидневный срок после постановления Правительства РФ представляет в
Правительство основные параметры функционирования экономики страны в
планируемом году:
•
макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики;
•
мероприятия по финансовой и экономической стабилизации;
• другие
показатели и материалы, позволяющие уточнить прогноз социально-экономического
развития РФ.
Далее происходят много разных согласований и уточнений
между министерствами.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на
очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится
на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15 августа
текущего года (До 1 октября Правительство и Банк России представляют в ГД
дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ). Совет ГД (в период
парламентских каникул - ее Председатель) направляет проект в Комитет ГД по
бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов
требованиям закона, после получения которого проект направляется в Совет
Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной
инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение.
Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.
В первом чтении: ГД обсуждает концепцию и прогноз
социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и
налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям
федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних
заимствований РФ в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита
федерального бюджета, а также основные характеристики бюджета. ГД заслушивает
доклад Правительства РФ, Комитета по бюджету и профильного комитета,
ответственного за рассмотрение проекта бюджета, доклад Председателя Счетной
палаты и принимает решение о принятии или отклонении проекта. В случае
отклонения проекта ГД может передать проект в согласительную комиссию
(состоящую и представителей ГЛ, СФ и Правительства РФ), вернуть проект Правительству
на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству РФ (в последнем
случае новый проект бюджета готовит и вносит в ГД новый состав Правительства
РФ). При передаче проекта в согласительную комиссию она разрабатывает
согласованный вариант основных характеристик бюджета, после чего проект вновь
вносится на рассмотрение в первом чтении в ГД. По итогам рассмотрения проекта в
первом чтении принимается постановление ГД о принятии проекта закона о
федеральном бюджете в первом чтении.
Во втором чтении ГД утверждает расходы федерального бюджета по разделам
функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального
бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фона финансовой
поддержки субъектов РФ. Если ГД отклоняет проект федерального закона о
федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении, она передает
указанный законопроект в согласительную комиссию.
В третьем чтении ГД рассматривает расходы федерального бюджета по
подразделам функциональной классификации, распределение средств Фонда
федеральной поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходов по федеральным
целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе в пределах
расходов, утвержденных во втором чтении; перечень защищенных статей
федерального бюджета, Программу государственных внешних заимствований РФ,
программы предоставления гарантий Правительства РФ, программы предоставления
средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов,
программу государственных внешних заимствований РФ.
В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает проект
федерального закона “О федеральном бюджете на ... год” в течение 10 дней со дня
принятия законопроекта в третьем чтении. В четвертом чтении текст
законопроекта рассматривается в целом.
Принятый Государственной Думой Федеральный
закон “О федеральном бюджете
на ... год” в соответствии со ст. 105 Конституции РФ в течение 5 дней со дня
его принятия передается Совету Федерации, где рассматривается в
порядке, предусмотренном Конституцией РФ.
Рассмотрение Федерального закона “О федеральном
бюджете на ... год” Президентом РФ осуществляется в соответствии со ст. 107
Конституции РФ. Закон вступает в силу после его подписания Президентом РФ и со
дня его официального опубликования в средствах массовой информации.
Как правило, первой же статьей закона утверждается
общий объем расходов и доходов федерального бюджета. Устанавливается
предельный размер дефицита федерального бюджета на очередной год: в общей
сумме; в процентах к валовому внутреннему продукту; в процентах к расходам
федерального бюджета; внутренние и внешние источники финансирования дефицита.
Целый ряд статей закона регламентирует Доходы и расходы
каждого из бюджетных целевых фондов.
Устанавливается верхний предел государственного
внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на 1 января года, следующего
за планируемым. Утверждается перечень защищенных статей Расходов
федерального бюджета, подлежащих обязательному финансированию в полном объеме.
Может быть установлен порядок секвестра расходной части федерального бюджета,
условия и законодательная основа его введения.
Регламентируются функции Счетной палаты Российской Федерации при исполнении федерального бюджета.
Устанавливаются цели, источники формирования и порядок
расходования средств Бюджета развития, санкции за их нецелевое
использование.
Устанавливается целый ряд других положений, регламентирующих
исполнение федерального бюджета в планируемом году.
В случае, если Федеральный закон “О федеральном
бюджете на ... год” не вступил в силу до 1 января планируемого года,
Правительство РФ имеет право производить расходование бюджетных средств по соответствующим
разделам, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и
ведомственной классификации расходов федерального бюджета ежемесячно в размере
одной двенадцатой от сумм фактически произведенных текущих расходов за
предшествующий год. Оказание финансовой помощи субъектам РФ из Федерального
фонда финансовой поддержки субъектов РФ производится в долях, утвержденных
соответствующей статьей Федерального закона “О федеральном бюджете” на год,
предшествующий планируемому.
Исполнение бюджета начинается после его
утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия
бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей
бюджетов: федерального, территориальных, местных (органов местного
самоуправления). В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти
могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям
функциональной бюджетной классификации по каждому направлению расходования
средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|