p> 3.2. Роль государственного регулирования в процессах глобализации и интеграции экономик развитых стран И, наконец, необходимо отметить роль государственного регулирования в
экономики в процессе интеграции и глобализации экономик развитых стран.  Расширение мирового рынка благодаря интернационализации началось еще в 50-
х годах (тогда этот процесс назывался либерализацией). Но глобализация
мирового хозяйства по сравнению с либерализацией 50—60-х годов
сопровождается качественными изменениями в самом рыночном механизме. И
именно рыночный механизм этого глобального хозяйства и его новые институты
вопреки и в то же время благодаря интеграции на региональных уровнях все в
большей степени начинают регулировать правила игры в мировом масштабе, и
определяя новые задачи, и выдвигая новые проблемы в экономическом развитии
все большего числа стран. Хотя противоречия между национальным
регулированием и новыми реалиями глобального механизма остаются, их
разрешение идет за счет постепенного уменьшения роли национального
регулирования, тогда как новые правила, отражающие потребности глобализации
мирового хозяйства, постоянно усиливаются и укрепляются  В современных условиях роль национальных государств трансформируется,
наиболее развитые из них превращаются в транснационализированные "страны-
системы". Они уже не могут не считаться с наднациональными тенденциями в
экономической, информационной, финансовой, социальной, военной и др.
сферах. Они начинают играть роль глобального предпринимателя, делегируют
функцию реализации стратегических национальных интересов и устремлений
мощным финансово- кредитно-банковским структурам, транснациональным
корпорациям, консорциумам, союзам и т.п.  С конца 70-х годов правительства европейских стран начали осознавать, что
основная экономическая задача заключается в создании рамочных условий,
стимулирующих конкуренцию, а не в повседневном вмешательстве в сферы
производства, занятости и ценообразования.  Одной из наиболее многочисленных по количеству участников и наиболее
влиятельной в вопросах торговых взаимоотношений является Всемирная торговая
организация (ВТО), пришедшая в 1995 г. на смену Генеральному соглашению по
тарифам и торговле (ГATТ) по итогам Уругвайского раунда многосторонних
переговоров. Круг полномочий ВТО значительно шире по сравнению с ГАТТ. В ее
состав на сегодняшний день входят 132 государства, при этом более 30 подали
заявку на вступление.  В мире на сегодняшний момент насчитывается огромное количество различного
рода региональных соглашений, нацеленных на разные уровни экономической и
политической интеграции: от обычного экономического сотрудничества или
создания зоны свободной торговли до экономического и валютного союза. 
Наиболее крупными экономически и индустриально развитыми из них являются,
безусловно, НАФТА – Североамериканское соглашение о свободной торговле,
объединяющее США, Канаду и Мексику, и Европейский Союз, в состав которого
входит на сегодняшний день 15 западноевропейских государств.  Исходя из существа торговых ограничений, выделяют, как правило, два
основных аспекта регулирования взаимоотношений государств, направленных на
либерализацию торговли, – торговую и конкурентную политику. Регулирование
протекционистских мер государств по защите национальных производителей и
экспортеров, выражающихся в тарифных и нетарифных торговых барьерах,
возводимых на пути конкурирующих товаров из других стран, рассматривается в
рамках торговой политики. Это наиболее разработанная и длительное время
используемая сторона многостороннего регулирования. Торговая политика не
только находится в центре внимания при разработке основополагающих
документов и договоров Европейского Союза и ВТО, но необходимо также
отметить, что с разработки отдельных ее положений начинается создание
практически любого экономического интеграционного объединения. Устранение
торговых барьеров, устанавливаемых государствами на пути импорта и
позволяющих ограничить международную торговлю, – первый шаг на пути ее
либерализации.  ГАТТ/ВТО, являясь образцом многосторонней организации, направленной на
либерализацию международной торговли, в своей деятельности долгое время
уделяла преимущественное внимание рассмотрению вопросов регулирования
наднациональной торговой политики. Это, в первую очередь, относится к
снижению тарифов и отмене нетарифных торговых барьеров.  Страны-члены ГАТТ/ВТО, применяя в отношениях друг с другом принципы
недискриминации, наибольшего благоприятствования и взаимности, добились за
более чем 50 лет существования организации существенного снижения тарифов
во многих областях торговли. Несмотря на это, вопрос дальнейшего снижения
тарифов до сих пор стоит на повестке дня – поскольку даже гордящиеся низким
уровнем тарифов США до сих пор взимают регулярные пошлины в размере 14,6%
на импорт одежды, что в пять раз выше среднего уровня. Аналогичным образом
обстоит дело в торговле продукцией сельского хозяйства.  Создание предприятиями национальных или международных картелей в сфере
производства или экспорта, появление мультинациональных монополий,
злоупотребление доминирующей позицией крупнейшими компаниями, как на
национальном, так и на мировом рынке, государственное субсидирование и ряд
других аспектов составляют реалии сегодняшней экономической жизни. Если
раньше подобные вопросы, составляющие основу конкурентной политики,
регулировались национальными законодательствами, сейчас они правомерно
встают на повестку дня международных экономических организаций и
объединений, стремящихся к либерализации торговли, поскольку, как заметил в
своем обращении к участникам экономического форума в Давосе вице-президент 
Комиссии Европейского Союза по конкурентной политике и финансовым
институтам сэр Леон Бриттен, если тарифы и квоты будут замещены картелями и
соглашениями о разделе рынков, не многое будет достигнуто.  В сфере конкурентной политики Европейский Союз предусматривает
регулирование нескольких основных направлений деятельности хозяйствующих
субъектов, способных негативно повлиять на свободную и эффективную
конкуренцию внутри Общего рынка. За рядом исключений, как несовместимые с 
Общим рынком запрещаются картельная практика и прочие виды соглашений,
направленные на искажение или ограничение конкуренции, злоупотребление
доминирующей позицией, а также слияния и поглощения, приводящие к созданию
или усилению доминирующей позиции на рынке.  Существует несколько разработок в рамках ГАТТ/ВТО в отношении
международной конкурентной политики. В 1993 г. независимая группа экспертов
предложила ГАТТ проект Международного антитрестовского кодекса,
устанавливающего международный минимум стандартов для случаев
межнациональных споров. Oн базируется на трех основных вопросах: запрет
горизонтального и вертикального ограничения конкуренции (картели и
эксклюзивные права); контроль слияний; контроль за злоупотреблением
рыночной мощью (доминирующей позицией). Минимальный набор принципов
позволит странам вводить более строгие или разнообразные национальные нормы  Нельзя сказать, что общий европейский рынок является в настоящий момент
образцом полной открытости – до сих пор некоторые государства и
хозяйствующие субъекты стремятся тем или иным способом ограничить свободу
торговли или эффективную конкуренцию с целью поддержки национальных
производителей либо получения монопольной прибыли. Но вместе с тем, проводя
как торговую, так и конкурентную политику в межнациональных отношениях,
государства-члены ЕС добились впечатляющих результатов в процессе
региональной интеграции, что в первую очередь выражается в объемах взаимной
торговли, возросших с порядка 46% в общем объеме торговли в 1960 г. до
около 63% в 1996 г.   .  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Во-первых, необходимость вмешательства государства в экономику и цели
такового определяются целым комплексом причин микро- и макроэкономического
характера и в основном связаны с преодолением провалов рынка.  В процессе государственного регулирования экономики (ГРЭ) выделяют
субъекты, объекты, цели и инструменты.  Субъектами являются носители, выразители и исполнители экономических
интересов. Между субъектами, с одной стороны, целями и инструментами ГРЭ, с
другой, существуют многообразные прямые и обратные связи.  Основные объекты ГРЭ – экономический цикл экономический цикл;
секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия
накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; 
НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; условия
конкуренции; социальные отношения, включая отношения между работодателями и
работающими по найму, а также социальное обеспечение; подготовка и
переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.  Цели ГРЭ зависят от конкретных проблем, стоящих перед экономикой страны и
выражаются, через выполняемые государством экономические функции.  Методы такого регулирования опираются либо на системы законодательных
актов и государственную собственность - административные меры, либо на
систему внутренних стимулов - косвенное экономическое воздействие. 
Разграничение экономических и административных инструментов довольно
условно. Любой экономический регулятор несет в себе элемент
администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой. 
В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть или должен быть
экономический смысл, так как он сказывается на экономическом поведении
субъектов рынка. К административным инструментам регулирования рыночного
поведения субъектов относятся законы и подзаконные акты: запрет отдельных
видов деятельности и технологий, порядок регистрации предприятий,
антимонопольное законодательство, штрафные санкции, таможенное
регулирование, регулирование цен, директивное планирование и многие другие
меры. Экономические состоят из средств денежно-кредитной и бюджетной
политики, государственного сектора в экономике.  Система целей и методов их достижения может быть представлена как модель
регулирования. Основными для смешанной экономики являются кейнсианская
модель и неоконсервативная, опирающиеся на соответствующие теоретические
школы. Содержание каждой из моделей определяется конкретными условиями
социально-экономического развития страны, требующими решения тех или иных
приоритетных целей, прежде всего преодоления безработицы и экономического
спада в кейнсианской модели и инфляции и проведения структурной перестройки
экономики - в неоконсервативной. При этом первая модель строится на
признании активной роли государства в стабилизации экономики, вторая
предполагает преимущественно пассивную позицию государства и отдает
предпочтение силам рыночной саморегуляции.  Цена является одним из основных объектов ГРЭ. Цена это сильная
экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих
экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и
различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих
действиях. Роль цены проявляется через ее функции: измерительную,
соизмерительную, учетную, регулирующую, стимулирующую,
перераспределительную.  Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить
законодательный, административный и судебный характер. Государство может
наблюдать за ценами и воздействовать на них прямыми или косвенными
методами. Прямое, или административное, вмешательство государства в
действующие цены означает участие государства в формировании уровней,
структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования. 
Примеры: замораживание цен, установление фиксированных цен и тарифов,
установление пределов возможного роста цены за определенный период времени
или предельного уровня цены, установление предельного норматива
рентабельности и т.д. Косвенное вмешательство в ценообразование
обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих
расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения,
регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.  Государственное регулирование в развитых странах со зрелыми рыночными
отношениями направлено в основном на регулирование (как правило, в рамках
торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях
смягчения экономических и социальных последствий монополистической
практики. Это связано с тем, что в условиях рынка предприятия всегда
стремятся выйти из состояния совершенной конкуренции, монополизировать
производство.  В истории формирования методов и средств государственного регулирования в
странах с так называемыми зрелыми рыночными отношениями существовала эпоха
кейнсианского подхода к регулированию экономики и эпоха неоконсерватизма. 
Соответственно в странах Западной Европы сохранилась более жесткая система
государственного регулирования цен, в отличии, например, от США. Общность в
проведении антимонопольной политики, которая регулируется правовыми
документами, а также в установлении государственных цен на продукцию
естественных монополий (энергетика, связь и т.д.)  В настоящее время происходит процесс глобализации, объединения экономик
развитых стран Европы и Америки в единое торговое пространство и в силу
вступают наднациональные организации, регулирующие деятельность на
межнациональном рынке.  Одной из наиболее многочисленных по количеству участников и наиболее
влиятельной в вопросах торговых взаимоотношений является Всемирная торговая
организация (ВТО), пришедшая в 1995 г. на смену Генеральному соглашению по
тарифам и торговле (ГATТ).  Исходя из существа торговых ограничений, выделяют, как правило, два
основных аспекта регулирования взаимоотношений государств, направленных на
либерализацию торговли, – торговую и конкурентную политику. Регулирование
протекционистских мер государств по защите национальных производителей и
экспортеров, выражающихся в тарифных и нетарифных торговых барьерах,
возводимых на пути конкурирующих товаров из других стран, рассматривается в
рамках торговой политики. Страны-члены ГАТТ/ВТО, применяя в отношениях друг
с другом принципы недискриминации, наибольшего благоприятствования и
взаимности, добились за более чем 50 лет существования организации
существенного снижения тарифов во многих областях торговли.  В сфере конкурентной политики Европейский Союз предусматривает
регулирование нескольких основных направлений деятельности хозяйствующих
субъектов, способных негативно повлиять на свободную и эффективную
конкуренцию внутри Общего рынка. За рядом исключений, как несовместимые с 
Общим рынком запрещаются картельная практика и прочие виды соглашений,
направленные на искажение или ограничение конкуренции, злоупотребление
доминирующей позицией, а также слияния и поглощения, приводящие к созданию
или усилению доминирующей позиции на рынке.  Мировой опыт обладает многими рецептами преодоления тех или иных 
“ловушек” развития. Его внимательное изучение и использование с учетом
национальных особенностей, внутренних ресурсов, целей развития необходимо
странам, стремящимся к преодолению своего нарастающего отставания от
лидеров мировой экономики. Хотя, как уже было сказано выше в странах со
смешанной экономикой применение теоретических моделей, действующих на
зрелых рынках, может оказаться неприемлемо, опыт развитых стран может
показать последствия как благоприятные, так и нет при применении
определенных способов экономического хозяйствования, особенно в сфере
государственного регулирования.  Опыт применения антимонопольной политики в развитых странах полезен 
России на современном этапе, когда возникают сомнения в совершенстве
антимонопольной политики в нашей стране. А более чем 50-летний опыт
развития объединенного рынка Европы может помочь в формировании и
облегчении функционирования объединенного экономического пространства стран 
СНГ. Поскольку предоставление благоприятных условий для торговли и
эффективной конкуренции является одним из необходимых факторов укрепления
экономической интеграции, государства СНГ должны разработать четкие
положения торговой и конкурентной политики, сроки их внедрения и следовать
намеченному плану. Только в этом случае удастся переломить негативные
тенденции, складывающиеся во взаимной торговле бывших советских республик  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .  1. Быковская А.А. Торговая и конкурентная политики в деятельности международных интеграционных объединений //Менеджмент в России и за рубежом.-1998 г.- № 6  2. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы/ М.:Финстатинформ, 1995г  3. Западная Европа: Парадоксы регулирования под ред. Шенаева /М: Мысль,  1988 г.  4. Кота Алэн, Ривуар Жан Капитализм и рыночная экономика/Пер с англ.-  Москва, 1995г.  5. Макконнел К„ Брю С. Экономикс/М.,1992-Т. 2-С.339.  6. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии// МЭ и МО.-  1994 г.- №7.  7. Никитин С. М., Гельвановский М. И. и др. Инфляция и хозяйственный механизм (1980-е гг.). /М.: Наука.,1993.  8. Основы экономической теории. Учеб. Пособие под ред. В.Д. Камаева/ М.:  МГТУ им. Н.Э. Баумана,1996г.  9. Ревинский И.А. Междунпародная экономика и мировые рынки/Новосибирск:НГПУ, 1998г.  10. Стародубровская И. Основы антимонопольной политики //Вопросы экономики.-1990 г.-№6-С. 31-37  11. Цены и ценообразование под ред. В.Е.Есипова/СПб:Питер, 2000г.  12. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия; учебник для вузов/М.: Экономика, 2000г.  13. Шенаев В.Н. Особенности экономического развития Западной  Европы/М.:Наука, 1993г.  14. Экономическая теория: Курс лекций под ред. А.Ю. Шарипова и Л.Ю.  Руди/Новосибирск: НГАЭиУ, 2000г.-Ч.2.  15. Экономика: Учебник под ред. А.С.Булатова/ Издательство БЕК, 1995г.  
 
     
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 
   
 |