p> . Выразители хозяйственных процессов – объединения носителей экономических интересов, в развитых странах рыночного хозяйства, в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов и т.д. Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих выразителей государственных интересов на органы государственной власти – это вторая линия связи хозяйственных интересов с ГРЭ. . Исполнители хозяйственных интересов – органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, Индия, Германия, Испания, Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Исполнители хозяйственных интересов проводят в жизнь программу государственной экономической политики. Эта главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственную экономическую политику Объекты ГРЭ: это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и
условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут
возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или
разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем
настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и
поддержания социальной стабильности. Основные объекты ГРЭ — это: . экономический цикл; . секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; . условия накопления капитала; . занятость; . денежное обращение; . платежный баланс; . цены; . НИОКР- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; . условия конкуренции; . социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение; . подготовка и переподготовка кадров; . окружающая среда; . внешнеэкономические связи. Очевидно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер; они
охватывают макроэкономические процессы — хозяйственный цикл, накопление
капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и
даже отношения между субъектами — условия конкуренции, отношения между
профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными
регулирующими органами. Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность и
укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к
изменяющимся условиям. Многообразие задач, которые стоят перед государством
в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством
экономические функции. Основные из них: 1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.
На государстве лежит ответственность за создание законов и правил,
регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их
исполнением. 2. Поддержка и защита конкуренции. Осуществление этой функции
предполагает, прежде всего, антимонопольное регулирование. Государство,
опираясь на антимонопольное законодательство, использует меры
государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая
к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в
судебном порядке незаконно полученную прибыль и др. Защита конкуренции не сводится только к регулированию правил поведения
монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды
является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянии
экономики в целом. 3. Воздействие на размещение ресурсов. В определенных ситуациях (внешние
эффекты, общественные блага, несовершенство конкуренции, когда рынки
действуют неэффективно или не действуют вовсе) возникает проблема
нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство
государства для социально справедливого решения этой проблемы. Например,
когда фирмы загрязняют окружающую среду, население несет издержки, которые
ему не компенсируются. При этом производители, экономя на природоохранных
мероприятиях, снижают свои издержки и имеют возможность увеличивать
производство и прибыль. Государство может в этом случае принять следующие
меры: 1) законодательно запретить или ограничить загрязнения, заставить
производителя взять на себя все издержки по охране окружающей среды; 2) ввести штрафы и санкции; 3) выступить в роли производителя опасных продуктов, взять на себя
функции соответствующих отраслей. Для перераспределения ресурсов государство может либо дать дотации
определенным слоям населения, увеличивая тем самым спрос на отдельные
товары или услуги, имеющие положительный внешний эффект, либо субсидировать
производителей, понижая их издержки и увеличивая тем самым предложение
ресурсов, либо взять на себя финансирование определенных отраслей и стать
производителем ресурсов. 4. Перераспределение доходов. Государство берет на себя заботу о неимущих
гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ
социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию,
медицинской помощи, пособий по безработице и т.п. Государством
финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования
вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд
социально значимых товаров, сельскохозяйственных продуктов и т.п. 5. Внешнеэкономическая политика, направленная на развитие различных форм
международных экономических отношений, связанных с внешней торговлей, с
международной миграцией капитала и рабочей силы и т.п. Рассмотренные функции позволяют сделать вывод о том, что государство
интегрируется в рыночное хозяйство. Появляется смешанная система,
характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, ее социальной ориентацией,
направляемой государством. Инструменты государственного регулирования экономики Следует различать, с одной стороны, основные направления государственной
деятельности, которые связаны с достижением определенных целей и
выполнением основных функций государства, с другой — конкретные средства,
инструменты, с помощью которых государство осуществляет эти функции. Набор
этих средств достаточно разнообразен. Различают прямые (или административные) и косвенные (или экономические)
инструменты регулирования. Прямое (директивное) вмешательство возможно по
отношению к некоторым отраслям народного хозяйства (таким как оборонное
производство, космические исследования и т.д.) или в случае национальных
бедствий (например, стихийные катастрофы, технические аварии и т.п.).
Административные средства регулирования в значительной степени ограничивают
свободу выбора. Они базируются на силе государственной власти и включают в
себя меры запрета, разрешения и принуждения.направлены на то, чтобы
заставить делать так, а не иначе. В рыночной экономике предпочтение отдается экономическим регуляторам, так
как они более гибкие, направлены на создание у предприятий экономической
заинтересованности, оставляют для них свободу выбора. Это более
демократические рычаги регулирования. Разграничение экономических и административных инструментов довольно
условно. Любой экономический регулятор несет в себе элемент
администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой.
В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть или должен быть
экономический смысл, так как он сказывается на экономическом поведении
субъектов рынка. К административным инструментам регулирования рыночного
поведения субъектов относятся законы и подзаконные акты: запрет отдельных
видов деятельности и технологий, порядок регистрации предприятий,
антимонопольное законодательство, штрафные санкции, таможенное
регулирование, регулирование цен, директивное планирование и многие другие
меры. Эти средства наиболее оправданы в следующих сферах и направлениях
государственного регулирования. 1. Антимонопольная политика, направленная на ограничение монополизации
рынков. Но поскольку есть разные типы монополизма, то надо использовать и
разные административные рычаги воздействия. Там, где существует
естественная государственная монополизация (фундаментальная наука, оборона)
уместно настоящее, полномасштабное администрирование. Это значит, что
уместно текущее и долгосрочное планирование издержек и цен, гарантированное
материально-техническое снабжение, контроль за качеством продукции и т.п.
Так как отдельные монополии имеют региональный характер, то так же следует
поступать и местным органам власти. Иного отношения заслуживают технологические, олигополии. Здесь уместен
сравнительно мягкий административный режим, выражающийся в индикативном
планировании и переходе от прямого контроля над ценами к определению
допустимых пределов их колебания. Есть монополистические структуры, экономически неестественные и
нецелесообразные. Спектр борьбы с ними находится в границах от прямой
ликвидации деятельности до умелого сочетания административных и
экономических мер воздействия. 2. Внешние отрицательные эффекты рыночных процессов. Например, их
последствия для окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов. Здесь
экономические регуляторы недостаточны и неэффективны. Если погублены озеро
или река, то никакие экономические санкции их не воскресят. Поэтому нужны
административные меры превентивного (т.е. опережающего, предупреждающего)
характера. Речь идет о консервации части национальных ресурсов, исключающей
любые формы их коммерческой эксплуатации; о выделении природоохранных зон,
запрещении экологически вредных технологий; о введении жестких стандартов
экологической безопасности производства. 3. Социальная защита, т.е. определение и поддержание минимально
допустимых параметров жизни населения, регулирование планки, ниже которой
жизненный уровень в цивилизованном обществе опускаться не должен. Сюда
относятся гарантированный минимум заработной платы, система социальных
гарантий, пособия по безработице и т.п. 4. Область международных экономический связей. Здесь регулирование
направлено на защиту национальных интересов: лицензирование экспорта,
государственный контроль над импортом, таможенная политика. Таким образом, сфера применения административных инструментов достаточно
широка. Они давно превратились в неотъемлемую часть системы
государственного регулирования. Но в рыночной экономике преобладают все же косвенные, экономические,
инструменты регулирования. Выделим некоторые из них и дадим лишь общую их
характеристику. 1. Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика, проводимая
путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствования
кредитной сферы. Это регулирование осуществляется в результате: а) операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами; б) изменения учетной ставки центрального банка; в) изменения норм обязательных резервов. Регулируя денежную массу,
государство может влиять на цены, инвестиционные процессы и потребление
населения, на объем национального производства и темпы экономического
роста. 2. Финансовая политика — это мероприятия государства по мобилизации
финансовых ресурсов, по их распределению и использованию на основе
финансового законодательства страны. Финансовая политика включает в себя
фискальную и бюджетную политику. Фискальная политика предполагает
использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать
средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой
активности и решения различных социальных задач. Бюджетная политика — это
политика сбалансирования государственных доходов и расходов. 3. Внешнеторговая политика. Она связана со стимулированием экспорта и
ограничением импорта. Методами стимулирования экспорта являются: налоговые льготы, гарантии
экспортного кредита, использование двусторонних и многосторонних
экономических соглашений. На все это государство направляет целевые
товарные кредиты. Однако наиболее сильно действующим средством является
регулирование валютного курса. Снижение валютного курса вызывает рост
экспорта, а повышение — рост импорта. Для регулирования импорта государство использует ставки налогов на импорт
или таможенные тарифы. Государство вводит высокие тарифы на ввозимую
продукцию с целью облегчить конкуренцию своих товаропроизводителей с
иностранными фирмами. Это политика протекционизма. Но такая политика имеет
и отрицательную сторону. Она ослабляет стимулы отечественных
предпринимателей повышать конкурентоспособность товаров, их качество,
ослабляет мотивы использования НТП в производстве и в конечном счете ведет
к сокращению экспорта. 4. Регулирование международного движения капиталов. Экспорт капитала
предполагает создание за границей гарантий безопасности инвестиций,
кредитную поддержку зарубежных инвесторов. Импорт капитала предполагает
установление приоритетных секторов экономики для иностранных инвестиций,
регулирование распределения прибылей, налогообложения и др. Высшей формой государственного регулирования экономики является
государственное экономическое программирование. Его задача — комплексное
использование в стратегических целях всех элементов государственного
регулирования: административных и экономических. По мере усложнения задач по регулированию экономики правительства стали
разрабатывать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные целевые
программы. Объектами таких программ обычно являются отрасли (например,
сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (например, социально-
экономическая адаптация переселенцев, их обеспечение работой и жильем);
различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные
экономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной
корректировкой и продлением на один год (скользящее программирование).
Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, например в
условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило,
краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимают
средства административного регулирования. 1.2. Модели государственного вмешательства в экономику В самом начале следует признать, что такая постановка вопроса не совсем
корректна и достаточно условна: моделей государственного участия в
экономике столько, сколько существует уникальных комбинаций основных целей,
соответствующих им комплексов методов регулирования, определяемых
конкретной ситуацией в стране в тот или иной период времени с учетом
социальных, политических, национальных, религиозных, психологических и др.
факторов. Под моделью государственного регулирования экономики понимают систему
базовых целей и методов их достижения. Такие модели непосредственно связаны
с ведущими теоретическими школами в экономической теории. Поэтому
первоначально можно выделить следующие основные модели, соответствующие
концепциям современной смешанной экономики: кейнсианская (либерально-
реформистская) модель и неоконсервативная (неоклассическая). Эти модели
различаются по основным приоритетным целям, по набору и соотношению методов
регулирования и, соответственно, балансу сил рыночного и государственного
воздействия и, что очень важно, по возможным социально-экономическим
последствиям, в том числе неблагоприятным. Попытаемся кратко рассмотреть
данные модели. Кейнсианская модель предполагает активное вмешательство государства в
экономику, поскольку рыночная система рассматривается в рамках этой школы
как внутренне неустойчивая и неравновесная. Как показано Д.М. Кейнсом,
рыночная экономика тяготеет к нестабильности в силу действия закона роста
предельной склонности к сбережению и недостаточной гибкости рынка труда,
жесткости заработной платы и неэластичности цен в сторону понижения. В этих
условиях спрос оказывается недостаточным для закупки всего объема
произведенного продукта в обществе - наступают кризисы перепроизводства с
хронической безработицей. Именно необходимость преодоления экономического
кризиса и безработицы в условиях неполного использования ресурсов общества
является основной целью кейнсианских вариантов макроэкономической политики
(надо напомнить, что и сама эта теория возникла как раз на фоне такой
экономической ситуации во многих странах мира). И именно в решении данных,
а не каких-либо других проблем, эта модель сыграла ведущую роль -
достаточно вспомнить "новый курс" Т. Рузвельта (1933 г.). Кейнсианская
модель в своих различных интерпретациях господствовала в экономике стран
достаточно долгое время - с 30-х и до 70-х гг. ХХ в. Методы государственного вмешательства в рамках рассматриваемой либерально-
реформистской модели базировались, в первую очередь, на стимулировании
совокупного спроса. Важнейшая роль здесь отводилась как раз государству:
государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину
совокупного спроса и создают сильное мультипликационное воздействие на
потребительские расходы. На практике это проявлялось и может проявляться в
осуществлении государственных инвестиций и закупок, проведении общественных
работ (строительство дорог, мелиорация земель, сооружение портов и др.
крупных объектов и т.д.), производстве общественных благ, высоких расходов
на социальные нужды (на образование, медицину, социальную помощь). На этом
фоне значительно увеличивается государственная собственность и
государственное предпринимательство, в частности, в результате проведения
национализации объектов и государственных инвестиций. Характер подобного
вмешательства свидетельствует о значимости фискальной политики в
регулировании, которая проявляется также в широком использовании мер
налогового воздействия. Налоги, во-первых, существенно возрастают, так как
увеличиваются расходы бюджета, и становятся способом антициклического
регулирования: повышаются на фазе подъема и снижаются при спаде. В рамках
кейнсианского подхода используются также методы дефицитного финансирования
и связанного с ним инфляционного стимулирования экономики. Денежно-кредитная политика в этой модели занимает более скромное
положение, поскольку у нее очень сложный передаточный механизм. Тем не
менее, признавалась значимость манипулирования процентными ставками и др.
инструментами для достижения некоторых целей, прежде всего для
регулирования экономического цикла. Кейнсианские подходы к роли государства
в экономике неизбежно сопровождаются усилением административных мер
экономического воздействия - увеличилась степень правовой регламентации
экономических отношений, прежде всего в сфере использования труда, ценового
регулирования, антимонопольной политики. Значительное распространение в
рассматриваемой модели получило использование методов планирования и
программирования экономики. Использование кейнсианских концепций государственного регулирования
экономики, как показала долгая практика их применения, действительно
обеспечили в большинстве случаев достижение поставленных целей. Либерально-
реформистская модель долгое время не имела альтернативы и использовалась во
всех странах с рыночной экономикой. Но по мере решения исходных проблем
макроэкономическая ситуация изменилась, стали накапливаться неблагоприятные
последствия присутствия государства в экономике. Существенно вырос
бюрократический аппарат. Проявилась неэффективность работы государственных
предприятий. Растущий дефицит государственного бюджета, вызванный
экспансионистской политикой правительства, увеличение государственного
долга привели в итоге к серьезным финансовым проблемам и проявились в
резком возрастании темпов инфляции - она вышла из-под контроля и начала
свое разрушительное действие на хозяйственную систему. Манипулирование
налоговыми и процентными ставками усиливало непредсказуемость экономики,
вызывало утечку капиталов за рубеж. Широко распространенные методы прямого
регулирования и администрирования сковывали бизнес, снижали стимулы
предпринимательской деятельности. Высокая степень социальной защищенности
снижала стимулы к трудовой деятельности. Экономический рост прекратился.
Возникла стагфляция. В результате в 70-х гг. кейнсианская модель вошла в
кризисное состояние, породив принципиально новые экономические проблемы и
не найдя адекватных способов их решения. Этот кризис был связан также с
появлением новых важных факторов экономического развития: страны стояли
перед необходимостью осуществления глубоких структурных преобразований
экономики, связанных с овладением достижениями НТР, переходом к
постиндустриальным вариантам развития; необходимо было также учесть
растущую интернационализацию экономики, повышение ее роли в социально-
экономическом прогрессе общества. Кейнсианство не смогло найти адекватных
ответов на изменившуюся ситуацию. С неизбежностью встал вопрос о смене
моделей экономического развития. Он не мог не быть связан с новыми
подходами к роли государства в экономике: большинство проблем 70-х гг. так
или иначе ассоциировались с "прогосударственной" экономической политикой в
рамках кейнсианства. Произошел переход к новой неоконсервативной модели
государственного регулирования, подготовленной альтернативной школой
экономической мысли, долгое время наблюдавшей за развитием реформистских
тенденций в экономике и дававшей критическую оценку используемых в рамках
кейнсианства подходов. Основные цели новой модели неизбежно оказались другими. Актуальнейшей
проблемой стала борьба с инфляцией. Необходимо было провести глубокие
структурные преобразования в экономике, осуществить реиндустриализацию на
базе НТР и тем самым создать новые условия для экономического роста.
Теоретической основой решения этих задач стало неоконсервативное
направление в экономической мысли - монетаризм, теория рациональных
ожиданий и теория экономики предложения, доказывающие решающую роль
рыночной саморегуляции в экономическом прогрессе общества. Наиболее видные
представители этого направления - М. Фридмен (монетаризм), А. Лаффер, Д.
Гилдер (теория экономики предложения), Р. Лукас, Д. Мут, Л. Реппинг (теория
рациональных ожиданий). Основная идея новой модели: усиление позиций рынка
и внутрифирменного планирования в организации экономической жизни за счет
ограничения прямого государственного вмешательства в экономику и усиления
индивидуалистических начал. В основе столь глубоких перемен - возврат на
позиции неоклассической теории, рассматривающей рыночную экономику как
надежную саморегулирующуюся систему, которая способна обеспечить
сбалансированный рост при полном использовании ресурсов, отсутствии
вынужденной безработицы за счет гибкости цен, заработной платы, процентных
ставок и др. механизмов устойчивости. Неоклассическая модель широко
использует уравнение Фишера, увязывающее денежную массу, скорость обращения
денег, индекс цен и реальный ВНП. Из него следует, что поддержание
равновесия в системе предполагает контроль над предложением денег как
основы стабильности цен и совокупного спроса. Эти взгляды монетаристской
школы экономической мысли дополняются идеей о необходимости не только
контроля над совокупным спросом для борьбы с инфляцией, но в основном
стимулирования предложения (теория экономики предложения). Теория
рациональных ожиданий усиливает и без того скептическое отношение
неоконсерваторов к целесообразности вмешательства государства в экономику.
Любая макроэкономическая политика, по мнению основных теоретиков этой
школы, вряд ли может улучшить положение - экономические агенты весьма
хорошо приспосабливаются к изменениям среды, сводя на нет все меры
правительства по ее изменению, эффект может быть только в случае наличия
исчерпывающей информации у правительства и центрального банка. Такие теоретические позиции предопределили и соответствующую систему мер
воздействия государства на экономику. В русле неоконсервативных моделей,
реализованных на практике правительствами Р. Рейгана в США, М. Тетчер в
Великобритании, К. Танакой в Японии и др. в 80-х гг. осуществлялся целый
комплекс мер по выводу государства из активной "игры" на экономическом поле
и усилению конкурентных начал. Проводилась масштабная приватизация
государственной собственности, радикальная реформа управления
государственными предприятиями, происходило дорегулирование экономики -
пересмотр и отмена многих законодательных ограничений и регламентаций
(особенно в сфере труда и социальных отношений, антимонопольных мер).
Сокращались масштабы перераспределения национального дохода через
государственный бюджет, уменьшались как доходная, так и расходная части
бюджета. Фискальная политика стимулирования спроса была признана
несостоятельной в новых условиях, значение фискальной политики в целом
резко снизилось. Последовательное снижение налогов, пересмотр налоговой
системы и политики в целом, в частности, уменьшение прогрессивности
налогообложения позволило активизировать частные инвестиции, свести на нет
эффект вытеснения (государственными инвестициями частных), свойственный
кейнсианской модели, упростить решение проблем структурной перестройки
экономики, роста производства. Сокращение дефицита государственного бюджета
и внутреннего долга основывалось на резком уменьшении госрасходов (прежде
всего на социальные нужды, на содержание убыточных госпредприятий, на
субсидии и дотации отраслям экономики, на содержание аппарата управления) и
действительно сыграло свою роль в экономической стабилизации. Происшедшее в
результате осуществления такой политики возрастание совокупного предложения
при ограничении спроса способствовало стабилизации цен и преодолению
стагфляции. Но главную роль в борьбе с инфляцией сыграла денежно-кредитная
политика - последовательное ограничение денежной массы (в том числе
посредством тагетирования - законодательного определения темпов роста
денежной массы), эффективная процентная политика и др. Монетарная политика
стала основной в системе мер неоконсерваторов. Разумная внешнеэкономическая
политика также способствовала усилению конкурентных начал за счет моделей
либерализации торговых и иных отношений. Итак, неоконсервативные подходы к государственному регулированию
ориентированы на достижение других приоритетных целей и отдают предпочтение
не прямому регулированию, а косвенному, не фискальной политике, а денежно-
кредитной. Однозначно признается роль государства в содействии структурной
и научно-технической политике - на эти направления выделялись значительные
бюджетные средства. Оценивая результаты функционирования данной модели на практике, следует
отметить, что в большинстве случаев она оказалась адекватной ситуации и
эффективной: инфляция была подавлена, была осуществлена структурная
перестройка экономики, наметился устойчивый экономический рост, т.е.
поставленные цели были достигнуты. В то же время неоконсерватизм неизбежно
привел к обострению проблем безработицы, уровня жизни и социальной защиты
населения, усилилась социальная дифференциация в обществе. Потенциально это
рассматривается как основа возможного определенного крена в сторону
кейнсианских традиций. Во всяком случае, некоторые экономисты уже в
политике администрации У. Клинтона склонны видеть подобные изменения Итак, рассмотрение двух базовых моделей смешанной экономики
свидетельствует о том, что характер модели, ее смена другой вызваны
потребностями социально-экономического развития и опираются на положения
основных школ теоретической мысли. Как уже отмечалось, можно вести речь и о
других моделях - командной (плановой, социалистической), причем в различных
ее модификациях, например, рыночного социализма; фашистской; модели
социального рыночного хозяйства Германии (Л. Эрхард); шведской модели
(шведский социализм); о моделях экономик "новых индустриальных государств"
и др.). Отдельной проблемой является модель государственного регулирования в
странах с переходной экономикой (постсоциалистических). Следует признать,
что она осмыслена в наименьшей степени. Отсутствие стройной теории
переходной экономики обрекает правительства стран опираться в основном на
метод проб и ошибок, чреватый большими издержками для общества. Применение
неоконсервативных рецептов для этих стран в современных условиях бывает
столь же неоправданным, как и кейнсианских подходов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|