Государственное регулирование в области ценообразования
Министерство образования Российской Федерации НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра экономической теории ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ РАЗВИТЫХ СТРАН СОДЕРЖАНИЕ | |стр. |
|Введение………………………………………………………………………...……… |3 |
|Глава 1. Государственное регулирование |5 |
|экономики……………………………………………………………………………… | |
|1.1. Понятие «государственное регулирование экономики», его |5 |
|объекты, цели и средства………………………………………………………………………… | |
| 1.2.Модели государственного вмешательства в экономику……………………….. |11 |
|Глава 2. Цена и ценообразование как объект государственного |15 |
|регулирования экономики……………………………………………………………………………… | |
|2.1. Понятие цены, ее функции……………………………………………………….. |15 |
|2.2. Государственное регулирование в области ценообразования………………… |17 |
|2.3. Формы и методы воздействия государства на цены…………………………… |18 |
|Глава 3. Опыт развитых стран………………………………………………………... |23 |
|3.1.Ценовая политика развитых стран……………………………………………….. |23 |
|3.2. Роль государственного регулирования в процессах глобализации и |29 |
|интеграции экономик развитых стран……………………………………………….. | |
|Заключение…………………………………………………………………………….. |32 |
|Список литературы…………………………………………………………………… |35 |
| | |
| | |
| | | ВВЕДЕНИЕ Последнее десятилетие ознаменовалось широкомасштабными радикальными
изменениями, в буквальном смысле преобразившими социальный, политический и
экономический облик нашей страны. Российская экономика неумолимо становится
частью мировой экономики, которая в свою очередь характеризуется все более
ускоряющимися темпами глобализации и интернационализации, тенденциями ее
превращения в единую геоэкономику. Возникла необходимость переосмысления пройденного Российской Федерацией-
недолгого, но весьма болезненного и извилистого пути, должного понимания
новых тенденций, процессов и объективных закономерностей как в мировой, так
и в отечественной экономике. В результате перехода от административно-командной, государственно-
плановой к рыночной экономике отечественная экономическая наука перестала
быть простым инструментом обоснования экономической политики государства
или одной правящей партии. Она все настойчивее занимает подобающее ей
достойное место в системе социальных и гуманитарных наук и взялась за
решение принципиально новых задач коренного обновления самого языка,
понятийно-категориального аппарата, системы аргументации, методов
исследования, методологических принципов, идейного и теоретического
арсенала, понимания собственной сущности и значимости. Переход на рельсы рыночной экономики существенным образом увеличивает
приоритеты, относительную актуальность и значимость одних областей
экономических знаний, в то же время отодвигая на задний план или вовсе
девальвируя значение других областей. Поэтому естественно, что одними из
важнейших проблем, стоящих в центре внимания отечественной экономической
науки, стали система и механизмы взаимодействия государства и экономики,
политики и предпринимательства. И это вполне объяснимо, если учесть, что
современная рыночная экономика немыслима без эффективного механизма ее
взаимодействия с государством, органами его законодательной и
исполнительной власти. Более того, такой механизм стал одним из сущностных
признаков высокоразвитого демократического общества. Рыночные принципы предполагают прежде всего приоритет частной
собственности перед всеми остальными формами собственности, господство
строго определенных и общепризнанных норм и правил поведения участников
рыночных отношений. Что касается государственного вмешательства в
экономику, оно ни в коем случае не должно сводиться к тотальному
планированию всей экономической деятельности, как это было при советской
экономике, а реализуется в регулировании с помощью экономических рычагов.
Характеризуя такое положение вещей, видный немецкий экономист В. Репке
нашел весьма удачное сравнение: «Государство — это как футбольный судья. Он
не играет сам, но он следит за соблюдением правил игры». Мы привыкли жить в
системе, когда наше государство является и тренером, и главным игроком,
нередко самому себе устанавливающим основные правила игры на экономическом
поле. Как показывает опыт индустриально развитых стран с рыночной экономикой,
действующая система отношений между экономической системой и государством
прошла длительный и сложный путь становления и развития. Если на начальной
стадии формирования капиталистической системы хозяйствования главную свою
задачу зарождавшийся предпринимательский класс усматривал в освобождении от
жесткой опеки государства, утверждении принципов свободной конкуренции и
свободного рынка, то на протяжении всего XX в. имела место тенденция к
постоянному расширению регулирующей и контролирующей роли государства в
социальной и экономической сферах. Рынок, представленный самому себе, порождает множество непредсказуемых
проблем, которые способны подорвать основы существующего социального
порядка и тем самым поставить под вопрос существование и государства, и
экономической системы. Рынок сам по себе не способен создать и поддерживать
сколько-нибудь устойчивую инфраструктуру экономической системы. В этом
плане во всех индустриально развитых странах государство играло и
продолжает играть существенную роль. Взаимодействие властных структур и бизнеса, политики и экономики
приобретает особую значимость и актуальность в периоды радикальных
социально-экономических и общественно-политических преобразований. Об этом
свидетельствует, например, опыт так называемых новых индустриальных стран,
гдепереход на рельсы рыночной экономики и ее стремительное развитие
произошли при самом активном участии и поддержке государства. Фундаментальные преобразования в экономической и политической жизни
российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос
о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур как
федерального, так регионального и муниципального уровней в системе
жизнеобеспечения общества, особенно экономической и социальной сфер. В настоящей работе мы рассмотрим аспект государственного регулирования в
экономике в области ценообразования, проанализируем опыт зарубежных
развитых стран. Ценовая политика является частью экономической политики государства и в
условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует
развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной,
государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует
замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных
последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному
перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической
деятельности. Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах рыночной экономики
ценообразование происходит совершенно стихийно, в действительности цены
являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны
государства. Цены являются одной из критических точек экономической и
социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы
производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и
союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают
интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и
парламентах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, на
международных совещаниях. 1. Государственное регулирование экономики 1. Понятие «государственное регулирование экономики», его объекты, цели и средства. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Ясно
также, что подобное регулирование в современной рыночной экономике
осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной
системе. Тем не менее и здесь экономическая роль государства велика,
особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной
стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы,
неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы
рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных
систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов
интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной
НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления
интернационализации экономической жизни. Выделяют несколько причин вмешательства государства в рыночную экономику:
. Поддержание самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. . Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции, является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Это находит выражение в различии национальных антитрестовских законов: наиболее жесткое отношение к монополиям в США, европейские страны и Япония подходят к проблеме более терпимо, во многом из-за необходимости содействия национальным фирмам в их закреплении на мировых рынках. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики. . Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты). . Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. К "чистым" общественным благам можно отнести национальную оборону, услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентности - это "квазиобщественные" блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и проч. . Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др. . Существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Во-первых, это касается инфляционных процессов, обладающих, как известно, весьма разрушительным действием на хозяйственные системы. Как показывает практика развитых и развивающихся стран, высоким антиинфляционным действием обладают денежно-кредитная политика (ограничение денежной массы), фискальная политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная политика, антимонопольная политика и др. Требует государственного вмешательства и существование безработицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, недопустим в хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам (потери ВНП), так и по социально- политическим: низкие доходы, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец, это нарушение определенных демократических прав и свобод. . Усиление интернационализации экономики порождает еще одну макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса страны. Как будет показано в следующей главе, несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных макроэкономических корректировок. Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного
хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного,
исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными
государственными учреждениями и общественными организациями в целях
стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы
к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись
экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены
автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость
значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения
частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в
национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая
безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на
мировых рынках требовали государственной экономической политики.. В современных условиях невмешательство государства в социально-
экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости
ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Объективная возможность ГРЭ
появляется с достижением определенного уровня экономического развития,
концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту
возможность в действительность, заключается в нарастании проблем,
трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса
воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование
экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных
сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.
Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и
остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в
конкретный период. В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых
странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских
странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии
и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде, Австралии, где в
отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных
последствиям второй мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем
его распаду и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем
не менее ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды
ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции. Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую
экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от
планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному
хозяйству на базе частной собственности. Термин «государственная экономическая политика», встречающийся в
дальнейшем в настоящее время идентичен термину «государственное
регулирование экономики». В экономической литературе выделяют субъекты, объекты, цели и средства
государственного экономического регулирования. Для понимания механизма ГРЭ
кратко рассмотрим эти понятия: Субъекты экономического регулирования: . Носители хозяйственных интересов – социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Представители этих групп выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах, обращаются с просьбами, протестами и пожеланиями в государственные учреждения. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным аппаратом, регулирующим хозяйство.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|