p> Положение о государственном регулировании ценообразования (май 1993
г.) предусматривает два основных метода госконтроля за уровнем цен и
тарифов - извещение об изменении цен и декларация о повышении цен.
Предприятия независимо от объема их торгового оборота не вправе повышать
цены без предварительного запроса на нефтепродукты, продукты от переработки
отходов, услуги престарелым людям, газ и электроэнергию, водоснабжение, не
подлежащие оплате больными медикаменты, автотранспортные средства и прицепы
грузоподъемностью менее 3,5 тонны, большинство видов страхования. Германия. Ценовое регулирование продукции естественных монополий и
аграрного сектора сохранялось здесь до последнего времени. Для этой страны
характерны постепенность и этапность в либерализации цен. Еще в 1970 году,
25 лет после начала реформ, треть цен в Германии находилась под контролем
государства, а требование обмена экспортерами валютной выручки на
национальную валюту было отменено еще четыре года спустя. Греция. Государственными органами регулируется примерно 20% наименований
потребительских товаров и услуг. Существует специализированный орган,
ведающий вопросами ценообразования, — Межминистерский комитет по ценам и
доходам. Правовой основой государственного вмешательства в ценообразование
является Кодекс рыночного регулирования (Указ президента, 1989 г.).
Согласно Кодексу, все товары и услуги, подлежащие ценовому регулированию,
подразделены на две группы: первая группа включает товары и услуги, цены на
которые регулирует Межминистерский комитет по ценам и доходам, последний
возглавляет министр национальной экономики. Этот орган регулирует цены на
пшеницу, табак, изюм, тарифы на электроэнергию, общественный транспорт,
связь и почтовые отправления, авиапассажирские перевозки, каботажное
плавание и др. Во вторую группу входят все остальные товары и услуги, цены на них
регулирует Министерство торговли. Товары и услуги этой группы
подразделяются на три категории: существенные недостаточные, существенные
достаточные, несущественные. На товары категории «существенные недостаточные» устанавливается верхний
предел цены или максимальная прибыль в процентах либо в абсолютном
выражении, причем отдельно для оптового и розничного торговца
(предприятия). Это основные пищевкусовые товары, безалкогольные напитки,
услуги ресторанов, баров, закусочных (низких категорий),
сельскохозяйственные орудия, некоторые виды автомобилей и новые запчасти к
ним, бензин, мазут, дизельное топливо и др. Цены на товары категории «существенные достаточные» (моющие средства,
некоторые виды сырья, полуфабрикатов, выделанные кожи, гипс, асбест,
некоторые виды домашнего оборудования, услуги автостоянок, ресторанов
высших категорий и др. — всего 86 видов товаров и услуг) подвержены менее
строгой регламентации и контролируются только в целях предотвращения
получения торговой сверхприбыли. Цены на товары и услуги, не считающиеся товарами первой необходимости,
формируются свободно, без участия органов государственной власти. Список товаров, входящих в ту или иную категорию, достаточно подвижен. С 1987 г. государством определяется величина арендной платы на жилье,
хотя почти весь жилой фонд находится в частном владении. Цены фиксируются
на двухгодичный срок. Испания. Государственное регулирование и контроль за ценами осуществляет
Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов, утвержденный
Королевским декретом в 1977 г. Юридической основой регулирования цен
является Закон о защите конкуренции от 17 июля 1989 г. Удельный вес регулируемых и устанавливаемых непосредственно государством
цен составляет около 10% от общего объема потребительских цен. Механизм
государственного регулирования цен включает следующие формы: разрешительные
цены, уведомительные цены, местные цены. Разрешительные цены — это такие цены, которые могут быть повышены в
случае получения соответствующего разрешения от Правительственной комиссии
в ответ на ходатайство государственной или частной компании. К разряду
разрешительных относятся цены на соевое масло, электроэнергию, газ,
попутный сжиженный газ, бензин, керосин, дизельное топливо, нефть для
производства удобрений, фармацевтические товары, почтовые и телеграфные
услуги, на услуги железных дорог, автомобильные, пассажирские и грузовые
перевозки и т. д. Уведомительные цены — это такие цены, повышение которых производится
после уведомления Высшего совета по ценам о предстоящем повышении цен за
один месяц до его осуществления (стерилизованное молоко, растительное
масло, фуражное зерно, минеральные удобрения). Местные цены — это такие цены, повышение которых относится к компетенции
провинциальных комиссий по ценам (водоснабжение для нужд населения,
городские пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник,
санаториев, больниц). В связи с вступлением Испании в ЕС ценообразование в области сельского
хозяйства строится с учетом рекомендаций и директивных указаний
соответствующих органов ЕС, согласно принципам единой сельскохозяйственной
политики Общего рынка. Китай. Хотя эту страну нельзя отнести к развитым капиталистическим
странам, темпы роста ее производства и экономики вызывают большой интерес.
Для предотвращения быстрого роста цен в других отраслях цены на базовую
продукцию в Китае регулируются (растут) постепенно и на небольшой процент.
Путем такого регулирования разница между плановыми и рыночными ценами в
ходе реформ сокращается. Использование этого метода привело к сравнительно
низким издержкам реформ в Китае в социальном плане и в конечном счете
вызвало к жизни быстрый подъем экономики страны, обеспеченный на 85-90%
внутренними ресурсами. Именно этим можно объяснить тот факт, что при росте
за 20 лет денежного агрегата до размеров, превышающих ВВП страны (или более
чем в 30 раз), цены в Китае за это время выросли всего в 3,5-4 раза. Норвегия. Правовой основой для государственного регулирования цен
является Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции,
утвержденный в 1953 г., а также ряд королевских резолюций, издаваемых на
основании этого Закона. Контроль за соблюдением законодательства,
регулирующего вопросы ценообразования и предпринимательства, осуществляет
система органов, среди которых важнейшими являются специализированные
органы ценообразования: Совет по ценам, Директорат по ценам,
Государственная инспекция по ценам. Государство определяет максимальные и минимальные уровни цен либо
«замораживает» цены, устанавливает порядок исчисления скидок, надбавок
(наценок), максимальные уровни прибыли и другие правила в области цен.
Предельные уровни цен государство устанавливает на мясо, молоко, маргарин,
химические удобрения, цемент, лекарства. Основой для установления внутренних цен в Норвегии являются мировые цены.
В то же время зависимость экономики Норвегии от внешнего рынка вынуждает
правительство проводить политику защиты своей экономики, в том числе и
путем наблюдения за соответствием уровней и соотношений внешних и
внутренних цен. Если импорт приводит к нежелательному изменению соотношения
цен на внутреннем рынке, то правительство прибегает к ограничению импорта. США. Правовой основой государственного регулирования цен являются
антитрестовские законы. Органами, осуществляющими контроль за ценами
(контроль за сговором по ценам и за действиями по ценовой дискриминации),
являются Антитрестовское управление Министерства юстиции США и Федеральная
торговая комиссия. Подавляющая часть цен в США устанавливается компаниями в условиях
конкурентно-рыночного механизма. Вместе с тем сохраняются государственные
цены в отраслях с естественной монополией. Это — энергетика, система связи.
Государством регулируется 5-10% цен. В некоторых штатах их администрации предоставлено право введения тарифов
на электроэнергию, междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки. Важное значение имеет система регулирования фермерских цен (введена в
практику в 1933 г.). Центральное место в ней занимают залоговые цены и
залоговые операции Товарно-кредитной корпорации. Залоговые цены (ставки)
выполняют функцию минимальных гарантированных цен. Они защищают фермеров в
условиях, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя
минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на
рынке. Залоговые операции Товарно-кредитной корпорации означают предоставление
фермерам кредита под залог продукции. В случае снижения рыночных цен
фермеры могут передавать заложенную продукцию в собственность Товарно-
кредитной корпорации, и тогда залоговая цена становится минимальной ценой
реализации. При уровне рыночных цен выше залоговых фермеры могут получить
заложенную продукцию обратно, вернуть ссуду и проценты по ней и реализовать
продукцию на свободном рынке/ Правительство США оказывает определенное воздействие на цены через
стандарты, экономические требования. Под контролем государства находятся
также процентные ставки за кредит, оказывающие влияние на издержки
производства и цены. В настоящее время упор делается на активное использование рыночных
рычагов и методов косвенного регулирования цен, оказывающих стабилизирующее
воздействие на движение цен. Сюда можно отнести следующее: рестриктивную
кредитно-денежную политику, регулирование учетной ставки федеральных
резервных банков, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки
товаров и услуг, налоговая политика. Эти направления государственной
политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на
внутреннем рынке и таким образом определяют базовые пропорции обмена и
уровня цен. Франция. Франция является одной из немногих промышленно развитых стран,
где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного
регулирования цен. На протяжении сорокалетнего периода (1947-1986 гг.)
государственное регулирование цен являлось составной частью политики
«дирижизма» (государственное регулирование экономики), который частично
сохранился до настоящего времени. Начавшаяся в 1973 г. либерализация цен
продолжалась до второй половины 1980-х гг. К 1986 г. из-под
государственного контроля было освобождено около 90% цен на промышленную
продукцию. В настоящее время государство регулирует цены на продукцию предприятий
отраслей-монополистов: газ, электроэнергетику, транспорт,
сельскохозяйственную продукцию. Соотношение между регулируемыми и
свободными ценами на товары и услуги таково: примерно 20% цен регулируется
государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного
ценообразования. Регулирование цен является главным инструментом государственного
воздействия на производителей сельскохозяйственной продукции, сохранения
паритета в доходах фермеров и рабочих промышленности, торговли, услуг.
Регулируются цены примерно на 90% сельскохозяйственной продукции. Тем самым
государство оказывает косвенное воздействие на уровень и динамику розничных
цен на продукты питания. Имеются государственные структуры, осуществляющие регулирование цен, —
это Департамент по конкуренции Министерства планирования и финансов, куда
на правах отдела входят органы по государственному регулированию цен и
ценовой конкуренции. Работает около трех тысяч государственных контролеров
по ценам, которые являются сотрудниками названного отдела регулирования
цен, отраслевых министерств и 100 департаментов (в больших городах штат
контролеров составляет 10-12 человек). Государственные контролеры наблюдают
за соблюдением государственной дисциплины цен, имеют право составлять акты
по нарушению правил ценообразования с последующей передачей этих актов в
финансовый арбитраж, который принимает решения о санкциях по отношению к
нарушителям законодательства по ценам. Существует разветвленная сеть
общественного контроля за качеством товаров и ценами. Швеция. Страна имеет значительный опыт государственного регулирования
цен. Правовым обеспечением регулирования цен является Закон о регулировании
цен (1956 г.), который определяет условия вмешательства государства в
процесс ценообразования и устанавливает в качестве исключительной формы
замораживание цен. Последнее возможно по двум причинам: в случае войны или
опасности ее возникновения либо в случае угрозы значительного повышения
цен. Наиболее активно замораживание цен использовалось в период 1970-1978
гг. как средство уменьшения темпов резко возросшей инфляции. В 1980-е гг.
замораживание цен использовалось сравнительно редко: например, в 1989 г. (с
марта по май) под предлогом переговоров правительства с профсоюзами,
оптовиками, промышленниками, руководителями торговли по вопросам
недопущения снижения жизненного уровня населения и сдерживания инфляционных
процессов в стране и укрепления курса шведской кроны. Предоставлено право осуществлять общее замораживание цен товаров и услуг,
включая квартирную плату, или выборочно, по отдельным товарам.
Предусмотрена возможность установления государством максимального уровня
цен для отдельных товаров и введения порядка, при котором повышение цен
производится только после предварительного уведомления и обоснования
размера повышения цен. Кардинальные решения по вопросам регулирования цен,
конкуренции и доходов принимает парламент — рикстаг. Воздействие на уровень цен осуществляется через государственную монополию
и государственные предприятия. Государственная монополия существует на
винно-водочные изделия, почтовые услуги, некоторые виды
телекоммуникационных услуг, на аптечную торговлю. Государственные предприятия определяют цены на свою продукцию исходя из
рыночных условий, но в некоторых случаях их цены находятся под прямым
государственным воздействием. Так, правительство устанавливает тариф на
базисный. вид услуг — стоимость отправки писем, норму прибыли на
государственный энергетический концерн («Ваттеефаль»), в зависимости от
которой этот концерн устанавливает тариф на поставку электроэнергии. Местные органы самоуправления (коммуны) имеют монополию на определенные
виды деятельности (водоснабжение, канализация, мусоросбор, чистка дымоходов
и т. д.) и обладают соответствующими правами в области ценообразования. Государство жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды
сельскохозяйственной продукции (зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других
продуктов питания и сельскохозяйственного сырья) с учетом интересов
фермеров. Ежегодно правительство, ведя переговоры с объединениями
сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей,
устанавливает уровень цен на продовольственные товары. Постоянное наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган —
Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству
гражданской администрации. Во всех 23 губерниях Швеции и Стокгольме имеются
структуры, осуществляющие наблюдение за ценами, численность которых
составляет от 2 до 10 человек. Применение тех или иных форм контроля за ценами в Швеции зависит от
экономической ситуации и движения цен. Япония. В Японии прямое вмешательство государства в ценообразование
минимально. Более того, государство проводит курс на ограничение любых форм
контроля над оптовыми и розничными ценами со стороны корпораций. Основная
законодательная база, ограничивающая участие субъектов рынка и государства
в ценообразовании, — это Антимонопольный закон (1947 г.), Закон о
регулировании рынка продовольственных товаров, Закон о стабилизации цен на
продукты животноводства. Специальный орган — Комиссия по справедливым
сделкам — следит за соблюдением этих законов. Основой ценообразования в Японии является взаимодействие спроса и
предложения. Однако это не означает, что государство отказывается от
воздействия на цены на отдельные виды товаров. Существует Бюро цен при
Управлении экономического планирования, учрежденное в 1973 г., которое
является правительственным органом, осуществляющим значительную
деятельность в области ценообразования: контроль за соблюдением
антимонополистического законодательства, изучение тенденций спроса,
предложения и ценообразования, поддержание спроса и цен на необходимом
уровне путем проведения соответствующей фискальной и финансовой политики.
Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен, в
том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на
электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и
медицинского обслуживания. Объектом пристального внимания со стороны правительства является
ценообразование на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные
товары. Объясняется это тем, что без вмешательства государства разорилась
бы основная часть фермеров, затраты которых выше, чем во многих развитых
странах из-за небольших размеров хозяйств, высокой стоимости рабочей силы,
кормов и т. д. Поэтому государство применяет такие методы поддержки, как
количественное ограничение на импорт ряда товаров сельскохозяйственного
производства, устанавливает «рекомендательные» цены, проводит закупку в
буферные запасы в периоды спада цен и распродает товары из этих запасов в
периоды роста цен (мясные и молочные продукты). «Рекомендательные» цены устанавливаются на важнейшие сельхозпродукты и их
«добровольно» придерживаются торговцы. В процесс ценообразования на товары
широкого потребления государство практически не вмешивается. Наплыв дешевых
товаров ширпотреба, в первую очередь из азиатских стран, видоизменение сети
их распределения позволили уменьшить степень контроля над розничными ценами
со стороны крупных компаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|