Признанием улучшения экономического
положения Казахстана и инвестиционного климата в стране стало неоднократное
повышение кредитных рейтингов страны ведущими международными рейтинговыми
агентствами.
Казахстан сегодня является первой из
стран СНГ, которой присвоен инвестиционный рейтинг агентством Moody"s
Investors Service.
В настоящее время
государственная политика в сфере привлечения иностранных инвестиций
определяется Стратегией индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы
и приоритетными задачами, поставленными в соответствии с данным документом
перед государственными органами республики. Согласно данной стратегии
предполагаемые объемы непосредственных затрат инвестиционного характера на
реализацию Стратегии составят 1,2 млрд. долл. США в год. При этом стоимость
государственных затрат на реализацию Стратегии составит порядка 260 млн. долл.
США в год в ценах 2002 года.
Выход на новый уровень реформ
позволил приступить к реализации Стратегии развития Казахстана на период до
2030 года, обнародованной в Послании Президента РК Н. Назарбаева. Одними из
важнейших приоритетов являются стратегия экономического роста, основанная на
построении рыночной экономики, активной роли государства, привлечения
иностранных инвестиций, а также стратегия эффективного использования
энергетических ресурсов страны и достижение макроэкономической стабилизации.
Республика Казахстан обладает
богатейшими ресурсами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными
угодьями, квалифицированными кадрами, а также значительным промышленным
потенциалом, но для их дальнейшего эффективного использования не хватает
денежных средств. На сегодняшний день ни Правительство Казахстана, ни
внутренние инвесторы не в силах обеспечить полностью необходимый объем
инвестиций в те или иные отрасли народного хозяйства. Поэтому возникает
необходимость в привлечении иностранных инвестиций, особенно в такие
стратегически важные отрасли экономики как топливно-энергетическая или
минерально-сырьевая.
Таким образом, импорт международного
капитала в Республику Казахстан на сегодняшний день является одним из наиболее
эффективных и скорейших путей оживления казахстанской экономики. При чем,
необходимо отметить тот факт, что капитал из-за рубежа может быть привлечен по
двум основным каналам: портфельные, в частности инвестиционные кредиты, и
прямые иностранные инвестиции. В первом канале превалирует форма
правительственного кредита, требующая выполнения предоплаты, предоставления
правительственной гарантии и возврата с процентами. При скудном бюджете
республики эта форма привлечения капитала постоянно держит государство в
напряжении, поэтому со временем себя отживает.
Сегодня и в перспективе предпочтение
отдается прямым инвестициям, которые имеют ряд существенных преимуществ перед
другими формами экономического воздействия:
• являются прямым источником
капиталовложений в производство товаров и услуг, обеспечивая привлечение
новейших мировых технологий, ноу-хау, передовых методов управления и
маркетинга;
• не ложатся бременем на внешний долг
страны;
• способствуют интеграции
национальной экономики в мировую благодаря разнообразному производственному и
научно - техническому сотрудничеству, поднимая деловую и хозяйственную
активность.
Таким образом, наиболее приемлемой
для Казахстана формой привлечения иностранного капитала являются прямые
инвестиции. Для достижения наилучшего результата в данном процессе необходимо
создать все условия для иностранных инвесторов. То есть необходимо создать
благоприятный инвестиционный климат.
Для создания более благоприятного
инвестиционного климата в Казахстане необходим целый ряд различных мер:
• совершенствование законодательной
базы;
• либерализация внешней и внутренней
торговли;
• формирование частного сектора;
• развитие рыночной инфраструктуры;
• устойчивость банковской системы;
• развитие валютного рынка;
• упорядочение принятия
управленческих решений в государственных органах и многие другие факторы.
Таким образом, наиболее важным
фактором, которому придают наибольшее значение иностранные инвесторы, является
дальнейшее совершенствование законодательной базы, так как это прямой способ
поддержки со стороны государства капиталовложений зарубежных инвесторов. В
принципе, уже не мало сделано в осуществлении государственной поддержки прямых
инвестиций, к примеру, уже закрепленными в нашем законодательстве являются
следующие аспекты:
• предоставление государственных
гарантий по защите интересов инвесторов;
• свобода репатриации прибыли и
вывоза капитала;
• упрощенная процедура регистрации
предприятий;
• свободный доступ иностранных
предприятий к приватизации объектов, возможность приобретения земли и
недвижимости;
• формирование рыночной системы
ценообразования;
• свобода предпринимательской
деятельности;
• предоставление льгот и преференций
инвесторам для реализации проектов в приоритетных секторах экономики.
Основными законодательными актами в
формировании общегосударственной системы по поддержке и привлечению иностранных
и отечественных прямых инвестиций, помимо Конституции страны, являются:
• Гражданский, Налоговый и Таможенный
кодексы;
• законы об иностранных инвестициях,
о государственной поддержке прямых инвестиций, о валютном регулировании, о
рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах;
• указы Президента РК, имеющие силу
Закона, о недрах и недропользовании, о нефти, о земле, о страховании и другие.
Таким образом, государственная
поддержка прямых инвестиций заключается в законодательных гарантиях обеспечения
инвестиционной деятельности (необходимые законодательные акты), установлении
системы льгот и преференций, наличии единственного государственного органа,
уполномоченного представлять Республику Казахстан перед иностранными
инвесторами.
Целью государственной поддержки
прямых инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для
обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг в
приоритетных секторах экономики.
Теперь необходимо кратко рассмотреть
основные законодательные акты, обеспечивающие инвестиционную деятельность на
территории Республики Казахстан.
1. Для эффективной реализации
инвестиционного проекта могут предоставляться следующие льготы и преференции:
1) государственные натурные гранды;
2) на срок до 5 лет с момента
заключения контракта понижение ставки подоходного налога, земельного налога и
налога на имущество до 100 % основной ставки, а также на последующий период до
5 лет понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на
имущество в пределах не более 50 % основной ставки;
3) полное или частичное освобождение
от обложения таможенными пошлинами импорта оборудования, сырья и материалов,
необходимых для реализации инвестиционного проекта.
2. Размеры льгот и преференций
определяются в зависимости от объемов прямых инвестиций, обязательств инвестора
по срокам реализации проекта, его окупаемости, приоритетности сектора экономики
и других условий.
Если говорить о гарантиях,
предоставляемых иностранным инвесторам, то к ним относятся:
1. неограниченные права утвержденного
инвестора на распоряжение своей долей акций хозяйственного товарищества в
уставном фонде, на свободный перевод капитала, прибылей и доходов, полученных в
результате продажи долевого участия или акций, при условии оплаты налогов и
других обязательных платежей;
2. запрет на создание государственных
монополий, контролирующих сбыт товара, произведенного инвестором;
3. отмена мер контроля или
регулирования цен при сбыте сырья или продаже товаров;
4. беспрепятственное открытие счетов
в национальной и иностранной валюте, проведение конвертации валюты в тенге;
5. осуществление мер таможенного
регулирования, направленные на защиту инвесторов и повышение
конкурентоспособности выпускаемой ими продукции;
6. законодательная защита инвестиций,
прибылей, дивидендов, прав и законных интересов инвестора;
7. запрет государственным органам и
должностным лицам на создание препятствий инвесторам в управлении имуществом.
Еще одним отрицательным моментом в
данном законодательном акте является редакция подпункта 3 статьи 7 пункта 1. В
нем говорится об освобождении от таможенных пошлин только оборудования, сырья и
материалов, предназначенных только для реализации инвестиционного проекта. То
есть, если иностранным инвестором ввозится оборудование, не для инвестиционного
проекта, то он не освобождается от уплаты данной пошлины, даже если
оборудование предназначалось не для продажи, а для работ выполняемых инвестором
самостоятельно, например через свои филиалы и т.д.
Положительной чертой является наличие
подробного изложения контракта между инвесторами и Государственным комитетом по
инвестициям, который предоставляет все льготы и преференции, что освобождает
инвестора от утомительной бюрократической волокиты, существующих в государственных
органах. Также необходимо отметить факт наличии нормы, гарантирующей защиту
интересов иностранных инвесторов в случае ухудшения их положения изменениями в
казахстанском законодательстве.
Необходимо обратить внимание на
стратегически важные, приоритетные сектора экономики, развитие которым
придается особое значение, а именно:
• производственная инфраструктура;
• обрабатывающая промышленность;
• объекты города Астана;
• жилье, объекты социальной сферы и
туризма;
• сельское хозяйство.
Необходимость привлечения в экономику
страны крупномасштабных инвестиционных ресурсов, рационального и эффективного
использования иностранных и отечественных инвестиций потребовала создания
единого государственного органа. В соответствии с Законом РК "О государственной
поддержке прямых иностранных инвестиций" был создан Государственный
комитет РК по инвестициям, основным предназначением которого является
содействие инвестиционной активности в целях динамичного развития экономики и
общества. На начало февраля 2007 года было принято 55 заявок для реализации
инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 409 058 217 долларов США, из
них:
• 44 заявки приняты в конце 2006
года с общим объемом инвестиций 302 083 105 долларов США;
• 11 заявок принято в 2007 году с
объемом 106 975 000 долларов США. Структура заявок распределена следующим
образом:
• производственная инфраструктура - 9
%;
• обрабатывающая промышленность - 74
%;
• объекты города Астана - 0;
• жилье, объекты социальной сферы и
туризма - 11 %;
• сельское хозяйство - 6 %.
Госкоминвестом заключено с
инвесторами 15 контрактов на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных
отраслях экономики. Объем предполагаемых инвестиций составляет 64 459 217
долларов США. Контракты распределены следующим образом:
•производственная инфраструктура - 7
%;
• обрабатывающая промышленность - 86
%;
• объекты города Астаны - 0;
• жилье, объекты социальной сферы и
туризма - 7 %;
• сельское хозяйство - 0.
Таким образом, процесс
государственной поддержки прямых инвестиций в РК, а также взаимодействие
государства с различными субъектами экономики выглядит следующим образом:
1. проведение правовой реформы (в
рамках которой ожидается принятие еще ряда законов помимо существующих, а также
дальнейшее совершенствование уже существующих законодательных актов);
2. облегчение бремени налогообложения
(предоставление льгот и преференций);
3. предоставление государственных
гарантий;
4. административная реформа
(направленная на четкое определение функций государственного управления и
преодоление бюрократизма);
5. поддержание макроэкономической
стабилизации (жесткий контроль со стороны государства денежно-кредитной
политики, темпов инфляции, приверженность государства политике экономических
реформ);
6. организационное оформление
иностранного и отечественного корпоративного капитала в лице транснациональных
и национальных компаний, акционерных обществ и финансово-промышленных групп,
составляющих сегодня стержень экономики и тесное сотрудничество которых с
государством, становится неизбежным и оправданным;
7. серьезный капитал заинтересован в
поддержке государства в виде прямого содействия государства в продвижении
конкурентоспособной продукции на мировые рынки сбыта, в создании благоприятных
условий при реализации проектов реконструкции промышленности и производственной
инфраструктуры и т.д.;
Правительство Казахстана намерено
усилить государственное воздействие на инвестиционные процессы. Речь идет,
прежде всего, о согласовании инвестиционного развития ключевых производств.
Также предстоит увязать стратегические интересы республики и практические
действия государства и капитала, заключение соглашений должно предусматривать
взаимные обязательства государства и ведущих вкладчиков капитала в
осуществлении крупных, стратегически важных проектов в целях структурно-технологической
перестройки экономики, другими словами согласование ценовой, тарифной,
таможенной и валютной политики, а также других направлений взаимодействия.
На современном этапе развития
Казахстан нуждается не только в зарубежных, но и в отечественных инвестициях,
вкладываемых одновременно в различные отрасли экономики. При чем со стороны
государства будут приложены все усилия по дальнейшему углублению и расширению
экономического сотрудничества.
2.2 Анализ инвестиционного климата РК
2.2.1 Общее состояние инвестиционного
климата
По данным комитета по инвестициям
министерства индустрии и торговли в экономику Казахстана в 1993-2003 годах
привлечено 24,5 млрд долларов прямых зарубежных инвестиций. Основными
инвесторами стали США, Великобритания, Италия, Республика Корея и Швейцария. В
отраслевой структуре прямых иностранных инвестиций основную долю занимает
горнодобывающая промышленность. Вместе с тем за последние 5 лет в структуре
иностранных инвестиций увеличивается доля обрабатывающей промышленности и
других несырьевых отраслей. Казахстанские власти надеются через налоговые
послабления привлечь инвесторов в перерабатывающую промышленность, которые пока
неохотно вкладываться в нее, предпочитая добычу сырья.
Объем инвестиций в основной капитал
экономики Казахстана в январе 2004 года составил 56,9 млрд. тенге. По данным
пресс-службы Агентства РК по статистике это на 17,2% больше, чем в январе 2003
года. Министерство экономики и бюджетного планирования ранее сообщало, что в
2003 году инвестиции в основной капитал по сравнению с 2002 годом возросли на
10,6%. При этом объем строительных работ увеличился на 9,3%. По мнению
экспертов, высокие темпы развития производства товаров, создали предпосылки для
развития услуг. Так, услуги связи выросли к 2002 году на 25,4%, розничный
товарооборот - на 10%, перевозка грузов всеми видами транспорта - на 9,8%.
13 февраля 2004 года в Астане в ходе
переговоров был подписан протокол о создании совместного предприятия между НК
"Казахстан инжиниринг" и компанией "Сингапур текнолоджиз
инжиниринг" (СТН). После подписания в ходе встречи с президентом СТН Тан
Пхенг Хоком премьер-министр РК Даниал Ахметов сообщил, что "прошедшие
переговоры стали одним из результатов визита президента Казахстана Нурсултана
Назарбаева в Сингапур в 2003 году, когда было принято решение о
целесообразности создания совместного предприятия с одной из сингапурских
компаний". Совместное Предприятие будет работать в области электроники,
нефтегазодобывающей сфере и ряда других добывающих отраслей. Эта же компания
станет заниматься кораблестроением, реанимацией и реконструкцией ряда
вооружений Казахстана".
"Сингапур текнолоджиз
инжиниринг" специализирующаяся на электронике, аэрокосмической сфере,
судостроении и производстве вооружений, была создана в 1997 году, как
государственная компания. За это время она сумела войти в восьмерку самых
влиятельных компаний Сингапура. В Казахстан СТН намерена принести свой опыт,
менеджмент, и новые технологии в такие сферы, как добыча нефти и газа, сельское
хозяйство, горнодобывающая промышленность, судостроение и ряд других областей.
Казахстан заинтересован в привлечении
в экономику страны новых технологий и нового менеджмента. В частности, в
ближайшие годы республика намерена приступить к созданию первого национального спутника
связи и вещания, поэтому опыт сингапурской компании в этой сфере оказался бы
весьма полезен.
Поскольку сингапурский бизнес является
достаточно консервативным и осторожным, приход серьезной сингапурской компании
в РК говорит и о том большом внимании к нашей стране, которое проявляют в
настоящее время ведущие компании этого региона, и о привлекательности
инвестиционного климата Казахстана, созданного в последние годы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|