По 8 проектам, включенным в
утвержденный Перечень инвестиционных проектов Мангистауской области,
финансирование производится за счет кредитных ресурсов банков второго уровня и
собственных средств предприятий.
Департаментом предпринимательства и
промышленности Павлодарской области на постоянной основе осуществляется
мониторинг инвестиционных и инновационных проектов, реализуемых в
государственных институтах развития.
В настоящее время в Банке развития
Казахстана находятся на рассмотрении следующие проекты:
- Приобретение оборудования и
строительство завода бетонных и железобетонных изделий в г. Павлодаре (ТОО
“СМР-Павлодар”). Ориентировочная стоимость проекта составляет 900 млн.тенге, из
них 200 млн. тенге за счет собственных средств.
- Строительство и организация
производства хлора и каустической соды мембранным методом мощностью 20 000 тонн
в год в г. Павлодаре (АО “Каустик”). Общая стоимость проекта ориентировочно составляет
4,2 млрд. тенге (32 млн. долл. США).
Помимо этого, при участии
Национального инновационного фонда и компанией “Ромат” продолжаются работы по
разработке и подготовке к промышленному производству новых пролонгированных
форм противотуберкулезных препаратов.
На официальном сайте
Северо-Казахстанского областного акимата размещены перечни инвестиционных
проектов на 2006-2008 годы, финансируемые за счет средств республиканского и
местного бюджетов, вошедшие в проект среднесрочного плана социально-экономического
развития области на 2006-2008 годы.
Осуществляется ежеквартальный
мониторинг рассмотрения инвестиционных проектов в государственных институтах
развития.
В данное время в Инвестиционном фонде
на рассмотрении находится инвестиционный проект «Организация производства по
выпуску чулочно-носочных изделий по итальянской технологии» (ТОО «Мершаир»).
В АО «Банк развития Казахстана -
Лизинг» находится на рассмотрении заявка, анкета и ТЭО инвестиционного проекта
«АО «ПЗТМ»-«Лизинг высокопроизводительного технологического оборудования для
раскроя листового металла, механической обработки и сварки деталей и узлов
изделий перспективных видов нефтяного оборудования». Необходимый объем
финансирования- 613 млн.тенге. Срок реализации - 2006-2015г.
В Южно-Казахстанской области для
обеспечения эффективности совместной работы предприятий инициаторов
инвестиционных проектов установлена и ведется работа по обмену информацией с АО
«Банк развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО
«Национальный инновационный фонд», АО «Центр инжиниринга и трансферта
технологий».
АО «Банк развития Казахстана»
профинансировал проект АО «Ютекс» по производству трикотажного белья. АО
«Инвестиционный фонд Казахстана» финансирует проект АО «Экопродукт» по
модернизации плодоконсервного завода.
В институтах развития на рассмотрении
находится ряд инвестиционных проектов, в том числе проект АО «Химфарм» -
«Освоение производства мазей, суппозиториев, расширение производства таблеток»,
стоимость проекта 13,6 млн. долл. США.
В целях осуществления
мониторинга инвестиционных и инновационных проектов по состоянию на 1 июля 2006
года от города Астаны в АО «Банк развития Казахстана» одобрен к финансированию
инвестиционный проект ТОО АБК «Максат» по строительству завода по производству
бетонных, железобетонных изделий и конструкций. В АО «Инвестиционный фонд
Казахстана» был заявлен ряд инвестиционных и инновационных проектов, в т.ч.:
производство строительных материалов; производство полимерных труб и
железобетонных изделий; производство плазмы крови и ее компонентов; переработка
и производство волостонита; производство крахмала и белка; домостроительный
комбинат и т.д.
По решению комиссии проекты
отклонены.
Кроме крупных инвестиционных проектов
реализуются небольшие инвестиционные проекты, финансирование которых
осуществляется через АО «Фонд развития малого предпринимательства». Так за
первое полугодие 2006 года Фондом профинансировано 8 проектов в обрабатывающей
промышленности на общую сумму 166 535 тыс. тенге.
По г. Алматы объем инвестиций в
развитие производства на предприятиях обрабатывающей промышленности составил
10,7 млрд. тенге. По состоянию на 01.07.06г. в государственные институты
развития направлено 80 инновационных и инвестиционных проектов.
В Банк развития Казахстана направлено
8 проектов, из них 3 профинансировано: «Расширение и модернизация производства
напитков, лимонада и минеральной воды» - АО «Сусындар»; «Строительство завода
по переработке семян масличных культур» - АО «VITA»; «Расширение производства по переработке семян» - АО «VITA»; 1 принят к финансированию, 4 – на
рассмотрении.
Национальный инновационный фонд.
Приняты обязательства по финансированию 35 проектов, из них 4 – инновационных,
11 – проекты НИОКР и проект по созданию технологического бизнес-инкубатора.
Общая стоимость проектов – 95,6 млрд. тенге.
В Инвестиционный фонд Казахстана
направлено 11 проектов, из них 1 – профинансирован: проект ТОО «Kaps Intel» -
строительство завода по производству крышек и алюминиевых колпачков; 1 - принят
к финансированию, 9 – на рассмотрении.
3.1 Государственное регулирование инвестиционной
деятельности
На разных стадиях функции государства и принципы регулирования
инвестиционной деятельности будут различаться. Кроме того, функции и принципы
будут различаться по формам зарубежного капитала. С этой точки зрения сфера
международного кредитования и неакционерных форм предпринимательства подлежит большему объему регулирования со стороны
государства, нежели сфера привлечения и
использования частного иностранного капитала в форме международного
предпринимательства. Именно с этой
спецификой связано и то, что законодательство в области зарубежного капитала разделено на законодательство по внешнему
заимствованию и законодательство по иностранным инвестициям. На следующей
схеме показаны функции регулирования государства при привлечении и
использовании зарубежного капитала.
Методы регулирования будут также различаться в зависимости от форм
иностранного капитала и инвестиций.
Степень регулирования международного государственного кредитования
определяется тем, что государство является промежуточным заемщиком
международных кредитов.
Роль государства в данном случае определяется тем, что:
•
оно является наиболее активным участником
международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, гаранта и заемщика;
•
государственное кредитование осуществляется
путем аккумулирования бюджетных средств;
•
государство поощряет внешнеэкономическую
деятельность с помощью субсидий, кредитов, таможенных льгот, гарантий,
субсидирования процентных ставок. Государственные гарантии по экспортным
кредитам являются самыми употребляемыми;
•
в большинстве стран за счет госбюджета фирмам и банкам выдаются
экспертные кредиты;
•
для поощрения прорыва на мировые рынки
создаются государственные или полугосударственные экспортно-импортные банки,
осуществляющие кредитование и страхование внешнеторговых
операций, гарантирующие экспортные кредиты частных банков.
Например,
ЭКСИМ БАНК США - обеспечивает 40% всех кредитов США иностранным государствам,
ЭКСИМ БАНК Японии - 80%.
Государство с сильным бюрократическим аппаратом иногда не может мириться
с положением независимости от них инвесторов и начинает вмешиваться в скрытых
формах в процесс прямых иностранных инвестиций. Чаще всего это
выражается в отношениях между государством и инвесторами.
Каждое государство имеет собственный закон о зарубежных инвестициях.
Именно из этого закона можно определить, как государство
понимает свою роль в привлечении и использовании иностранного капитала и
инвестиций.
Важным элементом
отношений государства и инвесторов выступает функция контроля государства. Это
важно для иностранных инвестиций, связанных со слиянием, поглощением, приобретением
или передачей в управление действующих национальных компаний при участии зарубежных физических и юридических лиц.
Функция
государственного контроля широко используется в регулировании иностранных инвестиций во всех развитых стран, независимо от
того, существует ли в стране специальный закон об иностранных
инвестициях, или он отсутствует. Однако контроль государства в данном случае носит не административный характер, а форму
антимонопольного регулирования.
Принципиальным
моментом в установлении отношений государства и иностранного инвестора
выступает, то, что иностранные инвестиции используются только в целях повышения
конкурентоспособности экономики. Вообще
следует отметить, что принятие в развитых странах законов об иностранных
инвестициях первоначально было вызвано не только попытками привлечения,
но и необходимостью усиления в результате интенсивного проникновения зарубежного капитала защищать национальный рынок.
Доктрина конкуренции служила своеобразным критерием для государственных
мер. Она исходила из того, что основная цель иностранных инвестиций -
обеспечение присутствия на национальном
рынке максимального числа производителей. Именно в этих целях государство обеспечивает свободный доступ на национальный рынок
иностранных товаров и капиталов.
Применение
доктрины конкуренции позволяет сочетать меры государственного регулирования
разной направленности в зависимости от поведения участников рынка, и сохранять
равновесие на национальном рынке. Чтобы
введение ограничений в отношении иностранных инвестиций было оправданным и правомерным, важно
следовать установленным в таких случаях критериям принятия решений.
Функция поддержания конкуренции с помощью зарубежных инвестиций столь
очевидна на западе, что в тех странах, которые не имеют
законов о них, государство осуществляет регулирование импорта капитала с
помощью национального антимонопольного законодательства. Предметом
специальной административной процедуры, предусматриваемой по антимонопольному законодательству, являются действия, направленные на осуществление
инвестиций, независимо от их организационно-правовой формы:
соглашение о приобретении акций национального
предприятия или о передаче национальному предприятию имущества в какой-либо его
форме в качестве вклада в совместное производство или
создание усилиями самого инвестора нового юридического лица.
Без проходящей либерализации режимов иностранных инвестиций расширение
международного производства было бы невозможно.
Либерализация иностранных инвестиций конечной своей целью имеет повышение
темпов экономического роста и уровня благосостояния
страны.
На
современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства,
ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических
реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства,
нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение
эффективности экономики.
Для
решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований
экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в
условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно
важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику
республики. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в
экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного
экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами.
В процессе перехода Республики
Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно –
законодательная база в области инвестиций.
28 февраля 1997 года №75- 1 ЗРК
вышел Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций”, в котором
регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в
РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный
осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по
инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только
Правительством РК.
Кроме того 5 апреля 1997 года №3444
Указом Президента “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для
привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций “, был определен
список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до
2000 года . В частности, такие отрасли как: производственная инфраструктура,
обрабатывающая промышленность, объекты г. Астана, жилье, объекты социальной
сферы и туризма, сельское хозяйство.
Указом Президента РК от 6 марта 2000
года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при
осуществлении инвестиционной деятельности.
Но иностранных предпринимателей не
устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной
деятельности, действовавшая система бухгалтерского учета и отчетности, высокий
уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы в РК) и ее
изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных
властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и
несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и
большую положительную роль.
Так как бухгалтерский учет – это
международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать
и привести к международному образцу, так как действующий до 1996 года в РК не
соответствовал этому.
Первым и важным этапом реформирования
системы бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом
Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое
Положение о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало
систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того, Национальная
комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и
аудита при Министерстве финансов Республики Казахстан. Был принят и введен с 1
января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой
деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний
к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к
международному уровню.
Следующим этапом было
совершенствование налоговой системы, так как все налоги в конечном итоге
отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении
предприятия и которая является одним из источников для осуществления
инвестиций.
В РК был принят новый налоговый
кодекс, который разработан в области налогообложения с учетом лучших наработок
в этой области как в нашей республике так и за рубежом, что несомненно улучшило
правовую базу налогообложения.
Закон РК “О налогах и других
обязательных платежах в бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в
основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для нерезидентов
и других инвесторов.
На улучшение инвестиционной
деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в
республике, так как экономика любого государства не может нормально
функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и
малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике
республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие,
улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого
предпринимательства).
Но эффективное использование
инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности –
Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это
является еще одной проблемой которую необходимо решить.
И вот, в целях реализации стратегии
развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ
Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в
области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе
рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в
Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и
социальными вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением
эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный
инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка,
защите и поддержке малого бизнеса, и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|