p>конкретизация Министерством экономики вариантных условий социально-экономического развития, принятых при подготовке долгосрочных прогнозов, в отношении среднесрочной перспективы;подготовка министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом на основе вариантных условий отраслевых и региональных среднесрочных прогнозов социально-экономического развития; подготовка Министерством экономики проекта концепции программы, в которой определяются среднесрочные целевые параметры развития экономики, в том числе ограничения по критериям экономической безопасности, а также важнейшие меры финансовой, экономической, экологической и инновационной политики; обсуждение проекта концепции программы на коллегии Министерства экономики с участием руководителей республиканских органов государственного управления, ведущих ученых; доработка межведомственной рабочей группой проекта концепции программы с учетом высказанных на коллегии Министерства экономики замечаний и предложений и представление его в Совет Министров Республики Беларусь; на основе одобренной Правительством концепции разработка Министерством экономики совместно с министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу и внесение его на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь; подготовка Министерством экономики совместно с министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом мероприятий по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу для представления их на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь. Правительство одобряет программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу и направляет ее Президенту Республики Беларусь для утверждения. После утверждения Главой государства Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу используется при разработке прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу.
Программой социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы, утвержденной
Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. №427, были
определены цели, задачи и приоритеты и важнейшие параметры социально-экономического
развития страны на первое пятилетие XXI века, обоснованы система мероприятий правового, производственного,
организационно-экономического, экологического характера и предложения по
совершенствованию механизмов их реализации, определены необходимые ресурсы,
показаны возможные социально-экономические последствия. Программа
разрабатывалась по двум вариантам развития. Первый (инерционный) основывался на
положительных тенденциях и направлениях социально-экономического развития в
базисном периоде, второй – целевой. Принципиальные различия между ними
заключаются в степени интенсивности использования внутренних и внешних факторов
экономического роста, а также в показателях уровня жизни и эффективности
общественного производства. В основу Программы положен целевой вариант. Он
представлен траекторией развития в виде коридора, значения показателей которого
являются предельными (минимальными и максимальными). В качестве исходной базы в
расчетах принят период 1996 – 2000 гг. (итоги выполнения
Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на
1996 – 2000 гг.).
В Программе
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005
годы также были учтены предшествующие ей Концепция программы
социально-экономического развития Республики Беларусь на
2001 – 2005 гг., одобренная Президентом Республики Беларусь 10
апреля 2000 г., Основные положения Программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 гг., поддержанные
вторым Всебелорусским народным собранием и утвержденные Указом Президента
Республики Беларусь от 19 июня 2001 г. № 344, а также ключевые
положения Национальной стратегии устойчивого развития, Концепции
социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г., Основных
направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до
2010 г., Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики
Беларусь на 2001 – 2020 гг., Концепции и Программы развития
промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 – 2015 гг.,
Программы повышения эффективности АПК на 2000 – 2005 гг.,
Программы совершенствования АПК Республики Беларусь на 2001 – 2005 гг.,
Национальной программы развития экспорта на 2000 – 2005 гг.,
Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации
положений Договора о создании Союзного государства, других программных
документов, касающихся научно-технического, социально-экономического и
демографического развития страны.
Другими принятыми
важнейшими среднесрочными документами, относящимися к прогнозу
социально-экономического развития республики, являются Мероприятия по
реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на
2001 – 2005 годы, утвержденные постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 28 ноября 2001 г. № 1724, Программа
деятельности Правительства Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы, утвержденная
постановлением Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
от 7 декабря 2001 г. № 339-П2/III, Национальная программа
привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, одобренная
Президиумом Совета Министров Республики Беларусь 7 мая 2002 г.
Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно в сроки, определяемые постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Проект данного постановления подготавливается Министерством экономики совместно с заинтересованными и в установленном порядке вносится в Правительство ежегодно до 1 мая года, предшествующего прогнозируемому. Порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь согласуются с порядком и сроками разработки бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
В годовой прогноз
социально-экономического развития республики включается перечень основных
показателей социально-экономического развития, которыми являются:
валовой внутренний продукт; продукция промышленности; продукция сельского хозяйства; инвестиции в основной капитал; производство потребительских товаров (продовольственных и непродовольственных); объем внешней торговли (экспорта и импорта); реальные денежные доходы населения; розничный товарооборот; платные услуги населению; уровень рентабельности реализованной продукции, работ и услуг в промышленности; энергоемкость валового внутреннего продукта; ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования. При формировании этих прогнозных показателей учитываются социально-экономические проблемы и задачи, на решение которых будет направлена государственная политика в предстоящем году, перечень и характеристика целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, финансирование которых планируется из республиканского бюджета, перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд, государственная инвестиционная программа, целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики и по административно-территориальным единицам. Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу направлен на реализацию ежегодного послания Президента Республики Беларусь Национальному собранию Республики Беларусь, принятых программных документов, решений Президента Республики Беларусь и Правительства по важнейшим направлениям экономического и социального развития. Подготовка годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь включает следующие этапы: анализ состояния экономики в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, уточнение целей и задач на очередной год; разработка Министерством экономики с учетом представленных Министерством финансов и Национальным банком предварительных вариантов проектов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики проекта концепции прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год. Проект концепции годового прогноза рассматривается на коллегии Министерства экономики; направление Министерством экономики концепции и важнейших макроэкономических параметров социально-экономического развития на очередной год вместе с другими методическими материалами республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому, общественным объединениям, организациям негосударственной формы собственности для составления отраслевых и региональных прогнозов; направление Министерством финансов республиканским органам государственного управления методических материалов по составлению заявок на финансирование расходов, а также республиканских целевых программ и мероприятий, финансируемых из республиканского бюджета; уточнение республиканскими органами государственного управления и государственными заказчиками объемов финансирования для реализации республиканских целевых программ, на закупку и поставку продукции для республиканских нужд и представление проектов заявок в Министерство экономики и Министерство финансов; разработка Министерством экономики на основе предложений, полученных от республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, общественных объединений, организаций негосударственной формы собственности проекта прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на предстоящий год. Проект годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год представляется в установленном порядке Совету Министров Республики Беларусь Министерством экономики в определенные Правительством сроки. Важнейшие параметры годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь утверждаются Главой государства. Указанные параметры на 2005 год утверждены 10 сентября 2004 г. Указом Президента Республики Беларусь № 437. Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год Совет Министров Республики Беларусь принимает постановление о прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год по подготовленному Министерством экономики и внесенному в установленном порядке в Правительство соответствующему проекту. Основные целевые показатели прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь, в двухнедельный срок доводятся Министерством экономики до заинтересованных. При необходимости Министерство экономики совместно с другими государственными органами подготавливает предложения по корректировке законодательства, необходимые для реализации задач социально-экономического развития Республики Беларусь в прогнозируемом году. Годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь является исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Выполнение указанных параметров ежегодного прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь является основным показателем стабильности национальной экономики и эффективности функционирования государственного механизма и его составляющих.
5. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Действующая в настоящее время в Республике Беларусь система прогнозирования и программирования в целом оправдывает себя. Повысилась ее научная обоснованность, системность, согласованность, непрерывность и сбалансированность. Постепенно улучшаются качественные характеристики государственного регулирования. Больше внимания уделяется глубокой проработке долгосрочного прогноза социально-экономического развития народного хозяйства, подготовке и реализации государственных социально-экономических программ. Вместе с тем уже сейчас очевидна необходимость дальнейшего совершенствования отдельных элементов этой системы. В первую очередь требует улучшения качество проведения поискового прогноза, содержанием которого является определение всесторонне возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, что требует более широкого проведения научно-исследовательских работ по проблемам макроэкономического моделирования. Также при государственном прогнозировании и программировании социально-экономического развития Республики Беларусь должен делаться основной упор на необходимость: комплексности и системности разработок, охватывающих совокупность народнохозяйственных комплексов, отраслей экономики и административно-территориальных единиц, их непрерывности и последовательности; единства методических подходов и информационного обеспечения всей системы прогнозов социально-экономического развития; приоритета научной обоснованности, предусматривающей постоянное проведение специальных исследований научно-исследовательскими организациями; систематического уточнения и корректировки прогнозов социально-экономического развития с выявлением причин отклонения от намеченных параметров; сочетания инерционного и целевого (нормативного) подходов к определению перспективных показателей, вариантности прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь; широкого участия в государственном прогнозировании и программировании представителей государственных органов, местных органов власти и управления, объединений, ассоциаций, союзов предпринимателей и арендаторов, профсоюзов и других.
Список литературы (правовых актов):
1. Головачев А.С.,
Лутохина Э.А. Социальная ориентация экономических систем. – Мн.: Академия
управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.
2. Экономическое развитие Беларуси на
рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы: Монография / В.Н. Шимов. –
Мн.: БГЭУ, 2003.
3. Экономическая теория: Учебник / Грязнова А.Г.,
Чечелева Т.В. – М.: Экзамен, 2004.
4. Эффективный экономический рост / Под
ред. Чечелевой Т.В. – М.: Экзамен, 2003.
5. В. Роик. Социальная защита: содержание
понятия / Человек и труд, 2000, № 11.
6. Закон Республики Беларусь от 5 мая
1998 г. «О государственном прогнозировании и программах
социально-экономического развития Республики Беларусь».
7. Методические рекомендации по разработке
Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики
Беларусь / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь. –
Минск, 2003.
8. Национальная
стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на
период до 2020 г.
9. Основные направления
социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г.
10. Программа социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2001 – 2005 годы, утвержденная Указом Президента
Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. №427.
11. Мероприятия
по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь
на 2001 – 2005 годы, утвержденные постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 28 ноября 2001 г. № 1724.
12. Указ Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2004 г. № 437 «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|