Национальная стратегия устойчивого
социально-экономического развития Республики Беларусь разрабатывается один раз
в пять лет на 15-летний период.
Впервые Национальная стратегия
устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена
Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и
методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией
ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).
Национальная стратегия устойчивого
социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
(НСУР-2020) 23 марта 2004 г. рассмотрена и принята за основу
Президиумом Совета Министров Республики Беларусь, одобрена 6 мая 2004 г. Национальной
комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь.
В положениях Национальной стратегии
устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до
2020 г. учтены изменения, произошедшие в Республике Беларусь и мире за
последние годы, направления курса Главы государства по социально-экономическому
развитию страны, а также новые международные соглашения, в том числе Декларация
тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятая Генеральной Ассамблеей
8 сентября 2000 г., Политическая декларация и План выполнения решений
Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге
(сентябрь 2002 г.). Указанная Национальная стратегия практически обобщила
и развила положения, в основном, средне- и краткосрочных важных программных
документов, утвержденных Президентом и Правительством
страны, – Основных направлений социально-экономического развития Республики
Беларусь на период до 2010 г., Программы социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2001 – 2005 г.г., Комплексного прогноза
научно-технического прогресса на 2001 – 2020 гг., Программы
развития промышленного комплекса Республики Беларусь на
1998 – 2015 гг., Программы структурной перестройки и повышения
конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепции национальной
безопасности Республики Беларусь и других целевых и отраслевых программ.
Концептуальным ядром Национальной стратегии устойчивого
социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
является модель устойчивого развития (способ организации и функционирования
общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих
предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз). В названом
документе речь идет о формировании модели эффективного хозяйствования,
рационального потребления и природопользования, здорового образа жизни.
В Национальной стратегии устойчивого
социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, необходимости дальнейшей
гармонизации социального, экономического и экологического развития республики как
равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе
«человек – окружающая среда – экономика».
Национальная стратегия устойчивого
социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
в первых разделах дает оценку стартовых условий Беларуси в контексте мировых
тенденций экономического развития, оценку национальных ресурсов и
социально-экономического потенциала Республики Беларусь, определяет основные составляющие
модели устойчивого развития и требования к их функционированию и
взаимодействию. В последующих разделах указанного документа обосновываются
стратегические цели, этапы и сценарии перехода Республики Беларусь к
устойчивому развитию, определены важнейшие направления и пути перехода
белорусской экономики к устойчивому развитию по главным его составляющим –
«человек – окружающая среда – экономика», рассматриваются важнейшие средства,
финансово-экономические и социально-политические механизмы обеспечения
устойчивого развития нашего государства. В заключительном разделе Национальной
стратегии даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга
устойчивого развития республики.
В
соответствии с положениями Национальной стратегии устойчивого
социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
основной целью социальной политики нашего государства являются достижение
научно обоснованных параметров уровня и качества жизни населения, увеличение
средней продолжительности жизни населения, улучшение среды обитания человека,
развитие его социальной активности, планирование семьи, рационализация
масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей для
получения образования, медицинской помощи и восстановления здоровья, социальная
защита престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения.
Как показывает опыт реализации Национальной
стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь,
принятой в 1997 г., ключевое значение в выработке и осуществлении
стратегии имеют фундаментальные устои общества и государства, создающие
принципиальные рамки мировоззренческого, идеологического, политического,
социально-экономического характера для всех аспектов существования и
устойчивого развития человека, семьи, общества и государства, или внутренние
общесистемные условия. Для этого Национальная стратегия 2004 г. определяет
необходимость проведения твердого и последовательного курса государства на
дальнейшую демократизацию общества, повышение эффективности институтов
правового государства, укрепление конституционных гарантий прав и свобод
граждан, сохранение и развитие исторических традиций и ценностей нашего народа.
В соответствии с
Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики
Беларусь на период до 2020 г. важнейшими социально-экономическими
составляющими устойчивого развития до 2020 г:
повышение уровня и качества жизни населения;
борьба с бедностью;
изменение структуры потребления и производства;
охрана и укрепление здоровья;
улучшение демографической ситуации;
противодействие криминализации жизни общества.
Национальная стратегия устойчивого
социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
строится на следующих принципах устойчивого развития, которые являются методологическим
каркасом ее построения и одними из основных ориентиров социально-экономической
политики нашего государства:
человек – цель прогресса; уровень человеческого развития –
мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;
повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности,
изменение структур потребления;
приоритетное развитие систем здравоохранения, образования,
науки, культуры – важнейших сфер духовной жизни общества, факторов
долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции
народного хозяйства;
улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому
развитию поселений;
переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный
тип развития экономики;
усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование
эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах
хозяйственной емкости экосистем;
рациональное природопользование, предполагающее
нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение
потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных
ресурсов, безопасную утилизацию отходов;
развитие международного сотрудничества и социального
партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;
экологизация мировоззрения человека, систем образования,
воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;
ведущая роль государства в осуществлении целей и задач
устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических
механизмов принятия и реализации решений;
повышение скоординированности и эффективности деятельности
государства, частного бизнеса и гражданского общества.
Национальной стратегией устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь на период до 2020 г. делается
упор на развитие следующих социальных и экономических составляющих:
создание условий для общего роста денежных доходов населения,
повышения их реального содержания;
поэтапное приближение государственных минимальных социально-трудовых
гарантий к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе – к минимальному
потребительскому бюджету;
совершенствование структуры доходов населения, повышение роли
оплаты труда как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного
источника денежных доходов населения;
совершенствование механизмов распределения доходов через
систему налогообложения, социального страхования;
снижение уровня малообеспеченности населения;
повышение уровня социальной защищенности нетрудоспособных
граждан;
дальнейшие преобразования в системе социальной защиты
населения, а именно, адаптация ее к современным условиям, приближение к идеалам
и целям, провозглашенных в международных нормах и принципах.
Для достижения конечных целей Национальной
стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на
период до 2020 г. необходим длительный период, включающий несколько этапов
социально-экономического развития:
первый этап (до 2010 г.),
основной целью которого является дальнейшее повышение качества и уровня жизни
на основе развития и рационального использования человеческого потенциала,
повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом
этапе должно быть завершено создание необходимой правовой базы устойчивого
развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики,
обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом
долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения
благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата,
обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции
государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями
в этот период должны стать:
развитие человеческого потенциала на
основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного
строительства и других отраслей сферы услуг;
инновационное развитие национальной экономики;
наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня
конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения
наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств;
развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение
села.
второй этап (2011 – 2020 гг.),
на котором ставится задача в максимальной степени гармонизировать
взаимоотношения общества и природы на основе развития хозяйственной
деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения
акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на
духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового
постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом,
обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства.
Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов
рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширения частного
бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически
чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и
дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов.
На основе Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь осуществляется один раз в пять лет разработка еще одного долгосрочного социально-экономического программного документа – Основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период (с погодовой разбивкой первой половины периода). Разработка Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь включает следующие этапы: оценка современного состояния экономики и социальной сферы, анализ предпосылок и факторов экономического развития; разработка концепции Основных направлений, включающей конкретизацию целей и задач Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на рассматриваемый период, важнейшие социальные и экологические индикаторы и целевые параметры социально-экономического развития; формирование на основе указанной концепции разделов Основных направлений социально-экономического развития; разработка проекта Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период. Проект Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь представляется Министерством экономики в Совет Министров Республики Беларусь. После утверждения Правительством Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь подлежат опубликованию. В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь определяются стратегия и тактика экономической политики, проводимой в Республике Беларусь. В этом документе формулируются основные цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития и преобразований в республике в современный период и в ближайшей перспективе, последовательность их проведения, условия и предпосылки стабилизации и достижения устойчивого экономического роста в стране. Главным результатом реализации Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г. стало и станет в дальнейшем существенное преобразование нынешней ресурсоемкой экономики с элементами старых форм и структур управления в эффективную функционирующую социально ориентированную рыночную экономику, призванную в перспективе стать материальной основой нового постиндустриального общества. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные долгосрочных программ социально-экономического развития Республики Беларусь используются при разработке программ социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу.
4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СРЕДНЕ- И КРАТКОСРОЧНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Программы
социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную
перспективу разрабатываются на пятилетний срок. В них отражаются оценка итогов
социально-экономического развития страны за предыдущий период, характеристика
состояния экономики, направления проведения социально-экономической политики
республики в прогнозном периоде, в том числе макроэкономической политики
(бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной), социальной, инвестиционной и
структурной политики, институциональные преобразования в указанных сферах,
необходимые к разрешению проблемы развития реального сектора экономики,
внешнеэкономической деятельности, экологии и охраны окружающей среды.
Правовым актом, регламентирующим разработку Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу, является постановление Совета Министров Республики Беларусь. Проект данного постановления подготавливается Министерством экономики совместно с заинтересованными и вносится в Совет Министров Республики Беларусь в установленном порядке за год до начала прогнозируемого периода. Для методологического руководства и координации работ по подготовке Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу Советом Министров Республики Беларусь создается межведомственная рабочая группа под руководством Министра экономики. Разработка Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу включает в себя следующие этапы: проведение министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом анализа состояния экономики, оценки степени реализации целей долгосрочных прогнозов социально-экономического развития и предшествующих среднесрочных программ; подготовка Министерством экономики совместно с министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом комплексного анализа социально-экономического развития и научно-технического потенциала с выделением ключевых проблем в среднесрочной перспективе;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|