Государственная социальная политика Республики Беларусь. Система государственного прогнозирования и ...
СОДЕРЖАНИЕ
1. Государственная социальная политика
Республики Беларусь
Стр.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИКИ 3
2. ОСНОВНЫЕ
ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ
И КАЧЕСТВА
ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 7
3. СОЦИАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В СФЕРАХ
ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,
СПОРТА И ТУРИЗМА,
ЖИЛИЩНО-
КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 13
2. Система государственного прогнозирования и программирования
социально-экономического развития народного хозяйства Республики Беларусь
Стр.
1. ОБЩИЕ
ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 22
2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОЛГОСРОЧНОЕ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СРЕДНЕ- И КРАТКОСРОЧНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 38 5. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ПРАВОВЫХ АКТОВ) 48
1. Государственная социальная политика
Республики Беларусь
В широком смысле слова социальным принято называть все, что
непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует
и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными
явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить
экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно
связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления
населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных
запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом..
Социальная экономика как наука исследует и анализирует природу
возникновения потребностей, потребительские запросы, структуру потребления,
выделяет рациональные потребности человека, социальных групп, регионов,
общества с учётом разнообразия самих потребностей и потребителей.
С другой стороны, в зону действия социальной экономики попадают доходы
различных слоёв и групп населения. Виды, природа возникновения, источники,
уровень доходов, включая, в первую очередь, денежные доходы населения – это всё
вопросы социальной экономики. Мера соответствия доходов и расходов,
потребительские бюджеты человека и семьи применительно к разнообразным
половозрастным, территориальным, профессиональным группам также составляет
предмет социальной экономики.
Так как социальная экономика ориентирована на человека, призвана
способствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, то о
состоянии и успехах этой экономики судят по тому, как живут люди. При всем
многообразии жизненных проявлений можно получить общее представление об
условиях, в которых живут люди, о том насколько они довольны этими условиями,
что им дает жизнь. Всё это вместе взятое определяет качество жизни.
Качество жизни охватывает и характеризует весь диапазон её свойств,
распространяется на все её стороны, отражает удовлетворённость людей
предоставленными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность,
комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным
требованиям, безболезненность и продолжительность жизни.
К числу употребляемых показателей уровня жизни относятся денежные доходы
населения в расчете на одного человека или семью. Обычно измеряется месячный
доход, который должен превышать прожиточный минимум, рассчитанный исходя из
потребления каждым человеком минимально необходимого набора благ – «потребительской
корзины».
Наряду с денежными доходами на уровень жизни влияют общественные фонды
потребления, к которым относятся блага и услуги, предоставляемые государством
населению бесплатно. В странах с централизованной экономикой государственными
могут быть здравоохранение и образование, частично – услуги культуры и
физкультуры, в некоторой степени – питание и отдых для отдельных групп,
категорий населения. В странах с рыночной экономикой также есть общественные
фонды потребления, но чаще всего блага и услуги бесплатны или частично платны
для отдельных категорий потребителей, обладающих низкими доходами.
Социальная экономика тесно связана с формами и отношениями собственности,
по крайней мере, в той части, где проявляются собственнические интересы людей.
Отношения, возникающие между людьми в связи с присвоением, образованием личной,
семейной собственности, имущественным пределом, относят к социальным.
Экономика труда в той своей части, в которой она характеризует его
условия, оплату, занятость, уровень безработицы, тоже социальная область.
Непосредственно к социальной экономике относятся все виды социального
обеспечения, то есть денежного содержания, материальной помощи, оказываемой
отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям и категориям населения, которые не
имеют собственных доходов и источников существования либо обладают ими в
ограниченной степени.
Социальная экономика – главный мост, соединяющий экономику с политикой,
основной возбудитель политических сил и течений. Экономику, направленную на
удовлетворение потребностей человека, семьи, называют социально ориентированной.
Практически все отрасли экономики имеют то или иное отношение к
социальной сфере, обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей. На
социальные нужды работают промышленность – и не только пищевая и легкая, но и
промышленный комплекс, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт,
связь, торговля, общественное питание.
При переходе к рыночной экономике поневоле приходится иметь дело с
возрастанием негосударственных и платных форм доступа к источникам культуры, образования,
медицинского обслуживания (страховая медицина).
Удовлетворение потребностей ряда категорий населения в финансовых ресурсах
и источников существования, а в особенности не имеющих стабильных доходов,
принимает на себя отрасль социального обеспечения населения, называемая
социальной защитой.
Под социальной политикой понимают совокупность мер, направленных на
удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание
приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и
потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение
закрепленных в Конституции и иных законодательных актах страны социальных
гарантий.
Эффективность социальной политики государства, масштабы и финансовые
возможности ее реализации определяются в основном эффективностью реального
сектора экономики страны, уровнем ее экономического развития. Вместе с тем
социальная политика оказывает огромное обратное воздействие на эффективность
развития народного хозяйства и имеет самостоятельное значение в
социально-экономическом развитии общества. Эффективность социальной политики
зависит не только от экономической базы страны, но и от самого государства как
основного субъекта, ее определяющего и практически реализуемого.
Целью социальной политики (социальными приоритетами) являются:
достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
обеспечение занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей
силы;
гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты,
образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и
социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности
населения;
улучшение социальной инфраструктуры.
Важнейшими принципами формирования и функционирования эффективной
социально ориентированной политики являются:
принцип социального равенства людей – членов данного общества (перед
законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);
принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка,
опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной
страны;
принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в
целом понимаемы как отношения эквивалентности в жизни общества и его социальных
групп (например, соответствие прав и обязанностей, практического вклада и
реального положения человека и т.п.).
Основные функции социальной политики можно свести к следующему:
стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и
социального положения;
поддержание и стимулирование социальной и экономической активности
населения;
социальная поддержка и защита.
Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной
на длительную перспективу и должна содержать стратегические установки,
направленные на достижение крупномасштабных целей.
2. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Важнейшим
условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества,
эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые
условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна
обеспечиваться проведением эффективной социальной политики, критериями которой
являются:
реализация приоритетов социальной
политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
гарантии прав на свободу человека и
на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы
трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное
благополучие;
дифференциация социальной политики в
отношении различных слоев населения; адресная социальная защита
малообеспеченных слоев населения;
взаимная солидарная ответственность
всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты
социального развития;
права и гарантии, ориентированные на
укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и,
прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и
на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.
Главной целью социальной политики Республики Беларусь в
долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и
качества жизни населения и создание условий для развития человеческого
потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному
человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью
обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью
выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями,
нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой
цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны
являться:
создание условий и возможностей всем
трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих
потребностей;
последовательное повышение уровня
оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего
стимула трудовой активности работников наемного труда;
формирование среднего класса как фактора
стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения
и снижения уровня малообеспеченности;
обеспечение рациональной занятости
населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных
предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе
экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
повышение уровня пенсионного
обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления
адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального
обслуживания.
Приоритетной задачей национальной экономики Республики
Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни
населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования
социально ориентированного рыночного типа экономики.
В соответствии с социально-экономическим курсом Главы
государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 гг. социальная
политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное
повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни
населения.
Рост денежных доходов населения и заработной платы в
Республике Беларусь рассматривается как фактор экономического роста и
расширения внутреннего потребительского спроса. В
2000 – 2004 гг. осуществлялась политика ускоренного роста
доходов и заработной платы. При росте ВВП за этот период в 1,2 раза реальные
денежные доходы выросли в 1,7 раза, реальная заработная плата – в 1,6
раза. Приоритетными направлениями политики нашей страны в области оплаты труда
должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как
основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула
трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности
хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала
населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов
хозяйствования всех форм собственности.
Для достижения поставленных целей в области оплаты труда
необходимо:
обеспечение роста заработной платы до
уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
формирование рыночных механизмов
регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в
повышении производительности труда и эффективности производства;
поэтапное приближение государственных
минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного
минимума, в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;
совершенствование структуры
заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
регулирование межотраслевых различий
в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и
социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
развитие социального партнерства на
всех уровнях управления;
усиление законодательной защиты прав
наемных работников на труд и его справедливую оплату.
В области политики денежных доходов и оплаты труда
предусматривается увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом
ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности
труда при некотором снижении численности занятых в экономике.
Минимальная заработная плата является минимальным социальным
стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение в Республике
Беларусь следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в
виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в
дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная
заработная плата по отношению к средней должна составить не менее
30 – 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически
развитых странах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|